Урок обучения грамоте в 1 классе УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок в 1 классе заявлен в рамках городского семинара методистов начальных классов по программе "Перспектива". Получил отзыв "Рекомендован к тиражированию". К разработке урока прилагаются использованные на уроке слайды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.07 КБ |
![]() | 860.3 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспектива»
Визитная карточка открытого урока
обучения грамоте
1 класс
ГБОУ школа № 454
Колпинского района Санкт-Петербурга
Учитель: Ломотко Ольга Юрьевна
Тема: «Хлеб - всему голова». Упражнение в чтении слов и предложений.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Дидактическая цель урока: развитие навыков сознательного, правильного чтения.
Задачи урока:
Предметные: понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение воспринимать и оценивать содержание, участвовать в обсуждении.
Метапредметные:
- познавательные: чтение текста с целью извлечения необходимой информации, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
- регулятивные:
Формировать умения: формулировать тему урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результат деятельности.
коммуникативные: формировать нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами литературы; обогащение учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к окружающему миру.
- личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; развивать навыки сотрудничества; формировать самооценку ; корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника
Методы обучения:
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Основные понятия:
- Хлеб - как продукт питания и его ценность; хлеб – как растение ( рожь, овёс, просо, гречиха).
- Пословица. Загадка.
- Многозначность слова хлеб и образование новых слов.
Логика развития урока:
- Эмоциональная установка.
- Актуализация знаний учащихся.
- Создание проблемной ситуации.
- Постановка учебной задачи.
- Решение поставленной задачи:
- Чтение рассказа « Как хлеб пекут?»
- Чтение загадок. Пословиц.
- Работа над значением слова «хлеб» (многозначность, однокоренные слова).
- Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Способы реализации поставленной цели урока:
- Учебный диалог.
- Фронтальная работа, в парах, индивидуальная.
- Самостоятельная работа учащихся .
Оборудование урока:
- Л.Ф.Климанова, Азбука: Учебник для 1 класса, часть 2 – М.: «Просвещение» 2011
- Интерактивная приставка (слайды 2, 3, 4,5).
- Каравай, самовар, стол с хлебобулочными изделиями.
- Раздаточный материал: колоски.
- иллюстрация – пекарь; опорные слова ( зерно, мука, тесто, хлеб),
Ход урока:
1.Эмоциональная установка.
Традиция встречи гостей «Хлебом и солью».
Под музыку входят в русском национальном костюме дети с караваем в руках и обращаются к ребятам и гостям:
Здравствуйте, добрые молодцы!
Здравствуйте, красные девицы!
Рады вас видеть всех!
Лица открытые, глаза блестящие, улыбки в наличии!
Хлебом –солью всех встречаем.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том - о сём.
(Дети ставят каравай и самовар на стол со скатертью и угощениями.)
2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, кто знает, как называется обряд, который вы сейчас увидели? ( Встреча гостей «хлебом и солью») .
Рассказ учителя о традиции встречи гостей «хлебом и солью» .
Слайд «Гости»
По древнему русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью —караваем. Этот обычай пришёл из древности. Хлеб символизирует богатство, а соль защищает от злых сил. Угощение хлебом-солью практикуется до сих пор при встрече почетных гостей, которые должны отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.
Слайд «Каравай»
- Как называется хлеб, которым встречают гостей? ( Каравай)
- «Каравай, каравай кого хочешь - выбирай!» Откуда эти слова? ( Из русской народной песенки.)
- Кто помнит слова? Давайте споём куплет этой песни. (Ребята поют куплет и сопровождают движениями рук).
Как на наши именины испекли мы каравай
Вот такой вышины, вот такой нижины.
Вот такой ширины, вот такой ужины.
Каравай, каравай кого хочешь - выбирай?
3.Создание проблемной ситуации.
У: Карава́й — круглый сладкий, украшенный дрожжевой хлеб.
- Кто знает, откуда у нас на столе появляется хлеб? ( ответы детей)
- Что поможет найти ответ на этот вопрос? ( Нам поможет книга).
Откройте учебник стр. 54-55. Рассмотрите страницы. (Дети рассматривают страницы учебника).
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем читать? ( О хлебе).
-На какой вопрос нам надо найти ответ? «Из чего и как пекут хлеб?» ( на доске)
4.Решение поставленной задачи:
1. Чтение рассказа « Как хлеб пекут?»
( Читает один ученик, остальные следят).
- Прочитайте, из чего пекут хлеб? ( Дети читают предложения.).
- Что входит в состав теста? ( Мука, вода, дрожжи).
- В каком порядке начинается путь хлеба к нам на стол? Прочитайте.
( На доске появляются слова: зерно, мука, тесто, хлеб.)
- Как называется профессия человека, выпекающего хлеб? ( Пекарь ). Картинка на доске.
Итак, как хлеб приходит к нам на стол: из зерна делают муку, из муки – тесто, из теста- хлеб.
2. Работа с иллюстрацией и загадкой.
- Расскажите, что вы видите на картинке? ( Комбайн убирает хлеб).
- Как называют человека, управляющего комбайном? (Комбайнёр).
- Давайте прочитаем это слово вместе .КОМ-БАЙ-НЁР
СЛАЙД «Уборка урожая»
Трудная, но очень важная профессия – комбайнёр. Именно с поля начинается путь хлеба к нам на стол. Колоски, когда созреют, становятся большими и тяжёлыми. ( На партах у детей колоски). Посмотрите, каким становится колос, когда созревает.
СЛАЙД «Нива»
-Прочитайте загадку.
- Что это? (Нива).
- Что такое нива, объясните. ( Поле, где растут хлебные растения).
- С чем сравнивается нива? ( С морем). Давайте поднимем наши колоски и покачаем ими как в поле на ветру.
Когда их много, то поле похоже на море.
???? Найдите ещё на наших страницах загадки. Отгадайте.
???? - Какие слова описывают предмет?
3. Работа в парах. Чтение пословиц.
-Работаем в паре. Найдите пословицы . Прочитайте .Обсудите значение непонятных слов. Подумайте, что она обозначает. Почему мы так говорим?
- А теперь поиграем «Продолжи пословицу».
- Один ученик начинает читать пословицу, а остальные должны её закончить. ( Читаем по одной пословице и объясняем её смысл и непонятные слова).
1.Лето - припасиха, зима - подбериха. (Припасиха- делаем припасы летом. Зимой все прибираем – съедаем.)
2.Нет плохой земли, есть плохие хозяева.( Если плохой урожай, значит хозяин плохо работает).
3.Красна хата не углами, а пирогами. (Хата- дом, красна – красива. Дом славится не красотой, а гостеприимством.)
4.Хлеб – всему голова. ( На доске)
- Почему в пословице хлеб сравнивается с головой? ( Выражается его значимость).
У: Эта пословица отражает важность и значимость хлеба для человека. Отношение к этому продукту у нашего народа особенное. Мы живём в городе, который в годы войны пережил блокаду и голод. Наш народ знает цену хлебу. Давайте вспомним путь хлеба на наш стол. ( Повторяем: вырастить зерно, собрать урожай, зерно перемолоть в муку, испечь хлеб).
4.Хлеб – многозначное слово. Образование однокоренных слов.
-Что мы называем словом «хлеб»? ( Хлебом называем батон, булочки, бублики). На столе!!!! Или СЛАЙД???
Это слово многозначное.
У: Хлеб – 1) Продукт, выпекаемый из муки. 2) Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3) Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4) Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки. 5) Пропитание, пища.
- Прочитайте слова, которые «принесла нам сорока на хвосте» .
- Что интересного заметили? ( Повторяется одинаковая часть – хлеб.)
- Это общая часть. К нему добавляем другие части слова и получаются новые слова.
- Какие слова вам непонятны? Давайте попробуем их объяснить.
Хлеба – это поля, на которых выращивают хлебные растения.
Хлебосол – тот, кто радушно встречает гостей.
Хлебороб – это человек, который выращивает хлеб.
- Эти слова имеют общую часть и значение.
ФИЗМИНУТКА
5 . Хлебные растения.
Перед вами хлебное растение . Рассмотрите его. ( Колос ржи).
- Как оно называется? (Рожь).
Но люди выращивают и другие хлебные растения. Найдите в учебнике задание, в котором мы можем познакомиться с некоторыми из них. Попробуйте их узнать.
Работа в парах. Посоветуйтесь. (Рожь, овёс, просо, гречиха).
- Что можно сделать из ржи? (Ржаную муку). Из овса? ( Овсяные хлопья, печенье). Из проса? (пшено) .Из гречихи? (Гречневую крупу, муку).
6.Рассказ «Хлеб».
Сейчас вы послушаете внимательно рассказ и ответьте на вопрос «Всегда ли люди знали что такое хлеб?»
- Чтение рассказа «Хлеб» (вслух учеником, который читает хорошо).
- Что вас удивило? ( Были времена, когда люди не знали хлеба).
- Чтение про себя.
Прочитаем рассказ ещё раз, чтобы ответить на вопрос : «Почему с хлеба начинается обед
- Работа с текстом. Выборочное чтение.
- Представьте себе ситуацию за столом. Опишите её.
- Как люди питались раньше ? Прочитайте.
- Какие травы оказались самыми вкусными? Прочитайте.
- О чём догадались люди? ( Самим растить хлебные растения).
- С чего начинался рассказ? ( Рассказ начинался со сцены за столом во время обеда).
- Почему рассказ начинается именно с этого? (Без хлеба не начинается обед. )
- Какой пословицей можно завершить наш урок? (Хлеб – всему голова.)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
- Какой вопрос мы поставили в начале урока? ( На доске)
- Почему мы должны ценить каждый кусочек хлеба? ( Хлеб самый важный и ценный продукт, который получается ценой труда очень многих людей).
- Давайте определим правила, как надо обращаться с хлебом? ( Не бросай на пол, не выбрасывай не съеденный кусочек, отламывай , сколько съешь).
- Оцените свою работу на уроке. Поднимите смайлики-колобки.
- Что для себя вы интересного сегодня узнали?
- Какие вопросы остались? Где можно найти ответы?
Молодцы. Спасибо за работу.
Гостей мы приглашаем попробовать наш каравай за чаем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Встреча гостей хлебом- солью.
Каравай
Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.
Хлебное поле – Говорят : «Золотая нива!»
Хлебобулочные изделия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-65338-1485018678.jpg)
Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-124845-1360004176.jpg)
Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "
Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-58698-1543341612.jpg)
Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.
Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-211430-1361900492.jpg)
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)
Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857939-1480275424.jpg)
Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока
Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/09/picture-1341527-1628531347.jpg)
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...