Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе
методическая разработка по чтению по теме
Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять». Мне в этом помогают опорные схемы. Это актуально, так как по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_shemy_literaturnoe_chtenie.zip | 601.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Сорвижи Арбажского района Кировской области
Опорные схемы по литературному чтению в начальной школе
Быкова Галина Ивановна,
учитель начальных классов
2013 год
Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять». Мне в этом помогают опорные схемы. Это актуально, так как по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
Что такое опорная схема (ОС)? Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме- опоре, выполняя практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет, но при этом он должен знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:
- определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;
- дифференцировать словесно-образное и знаково-символическое выражение каждого понятия ;
- составить опорные схемы .
Большинство схем по предметам выполняю на компьютере. Общий цвет – чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда использую фотобумагу, и такие схемы долго сохраняются. Опорные схемы готовятся одинаковые для всех учащихся. Размер схем нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них написано. Я использую ОС на всех предметах в начальных классах, остановлюсь, как применяю ОС на уроках литературного чтения. Все схемы по литературному чтению разделила на группы:
- ОС для усвоения жанра произведения;
- ОС для формирования полноценного восприятия произведения;
- ОС для закрепления и обобщения по темам.
В приложении показаны некоторые опорные схемы, которые применяются на уроке литературного чтения.
При первичном знакомстве с произведением при характеристике жанра использую схемы из приложения 5-7. Дети быстро запоминают, чем отличается один жанр произведения от другого.
Схемы, направленные на формирование полноценного восприятия произведения (см. приложение 9,10). Например, после знакомства со стихотворением И.З. Сурикова, учащиеся выполняют такое задание: как поэт говорит о Родине? Заполни схему словами из стихотворения.
Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно предложить составить минтальные карты по теме «Делу время, потехе час» (см. Приложение 1), а изучив сказки о животных, бытовые и волшебные, дети могут обобщить материал в виде простой схемы.
о животных |
Таким образом, использование в системе опорных схем на уроках литературного чтения позволяет учащимся не зазубривать формулировки, а усвоить их в деятельности на уроке. А используются они столько, сколько нужно до полного усвоения материала. Всё новое должно уложиться в сознании ребёнка постепенно, для этого мало суток - таково свойство обыкновенной человеческой памяти. Значит, отказавшись от традиции, мы приобретаем уважение к ученику.
Сейчас мне трудно представить как без опорных схем можно вести уроки в начальной школе. Мне они помогают доступно объяснять материал. На уроках дети работают самостоятельно, они не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу. Один из приемов сглаживания неприятностей - это взаимопомощь, без которой обучение в классе практически теряет смысл. Для того ученики и посажены вместе, чтобы помогать друг другу на этом сложном этапе в их жизни, ведь они вместе преодолевают его. Лучше, если помощь будет полезна не только тому, кому помогают, но еще и тому, кто взялся оказывать эту помощь. Ведь важно не потерять время, вернее, даже использовать его рационально. Эти уроки дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.
В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий, единый темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда одноклассников. У ребят повышает интерес к учению. Работая в системе с ОС можно получить положительный результат. (Результативность можно посмотреть nsportal/node/44321 и в приложении 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал посвящен использованию "облака слов" на уроках литературного чтения в начальной школе. Содержит в себе материал о возможностях применения средства "облако слов" с помощью интернет серв...
Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов
Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...
Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения....
Методический семинар Использование опорных схем на уроках марийского языка в начальной школе
Применение опорных схем обусловлено тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени н...
Комментарии
Всю работу можно посмотреть
Всю работу можно посмотреть открыв папку.
Удачи!
Удачи!
Спасибо!
Спасибо!
Уважаемая Галина Ивановна!
Уважаемая Галина Ивановна! Очень приятно видеть новую Вашу работу! Вы и Ваши работы придают конкурсу огромный позитив! Спасибо Вам! Искренне и с большим удовольствием зажигаю 10 звезд!!!
Благодарю, Андрей Андрианович
Благодарю, Андрей Андрианович!!!
Галина Ивановна!Разработка
Галина Ивановна!Разработка отличная!Полностью взяла для своей работы.Благодарю за такую возможность!Здоровья Вам и творческих успехов!
Спасибо! Успехов Вам во всех
Спасибо! Успехов Вам во всех начинаниях и счастья!
Отличная работа! Голосую с
Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020
Отличная работа!заслуживает
Отличная работа!заслуживает высшего балла!
Галина Ивановна, поздравляю!
Галина Ивановна, поздравляю!
ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
ПОЗДРАВЛЯЮ!!!
Галина Ивановна, поздравляю,
Галина Ивановна, поздравляю, очень рада за Вас!
Галина Ивановна,поздравляю
Галина Ивановна,поздравляю Вас!искренне рада за Ваших учеников,у которых такой замечательный учитель!
Спасибо, коллеги! Очень
Спасибо, коллеги! Очень приятно! Всем успехов во всех ваших начинаниях и чтоб Ваши дети радовали Вас!
Уважаемая Галина Ивановна! От
Уважаемая Галина Ивановна! От всего сердца поздравляю Вас!!! Всего Вам самого наилучшего-крепкого здоровья, семейного благополучия, больших творческих успехов!!! Низкий Вам поклон за Ваш труд!!!!
конкурс
Галина Ивановна! Примите и мои слова поздравления. Пусть Ваши Ученики радуют Вас своими успехами.Всего ВАМ доброго!