Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-tehnologii.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование средств ТРИЗ-технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.
"Творчество- это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее"
Поль Торренс
Мы живем в удивительное время:жизнь меняется с молниеносной скоростью. Именно поэтому сильное творческое мышление- теперь не роскошь,
а средство выживания. Если раньше дети учились думать по алгоритмам и шаблонам, то сейчас у учащихся необходимо формировать мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяс-
нять явления окружающей действительности.
В решении этих непростых задач учителю помогает ТРИЗ-теория решения изобретательных задач. Первоначально ТРИЗ, созданная в 1946г
Г.С.Альтшуллером, применялась только для решения инженерно-технических задач, но сейчас уже превратилась в универсальную технологию
анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности. Проникнув и в педагогику, ТРИЗ помогает ученику:
- мыслить системно: понимать, что все предметы и явления этого мира связаны между собой;
- быстро находить верные решения в незнакомой ситуации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать все имеющиеся ресурсы для решения сложных открытых задач;
- быть креативным и смелым, преодолевать стереотипы, не бояться выдвигать необычные идеи;
- красиво говорить, использовать в речи образы, метафоры, ассоциации.
ТРИЗ-технологии помогут повысить эффективность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения.
Предлагаю проследить, как можно использовать технологии ТРИЗ при изучении сказки
Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик".
1. Прием "Раскадровка"
При чтении произведения дети рисуют "мультик" - схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, происходит
обобщенное восприятие, а также получается своеобразный план произведения. Можно предложить детям поиграть с кадрами: "Раньше- Позже",
"Что потерялось?", "Все в сказке перепуталось"[3]
2. Игра "Да-Нет"
Участники игры задают вопросы ведущему таким образом, чтобы он смог ответить "Да" или "Нет", постепенно сужая поле поиска решений[4].
-Это живой предмет?
-Нет.
-Это игрушка?
-Да.
-Эта игрушка живет в коробке?
-Нет.
-Эта игрушка умеет танцевать?
-Да.
-Это - танцовщица?
3. Можно создать "Паспорт героя"для выделения существенных и несущественных признаков.
Имя____________________Солдатик
Создатель______________Г.Х.Андерсен
Место жительства_______ коробка
Внешний вид____________оловянный, без одной ноги
Личностные качества____стойкий, отважный
Имя_________________Тролль
Создатель___________Г.Х.Андерсен
Место жительства____ табакерка
Внешний вид_________маленький, черный
Личностные качества_злой, мстительный
4. Тренинг "Хорошо-Плохо".
На этом этапе выясняем, для кого "хорошо", а для кого "плохо"и чем"хорошо", чем "плохо".
-Всех оловянных солдатиков уложили в коробку, а солдатика без ноги оставили. Хорошо это или плохо?
(здесь важно услышать разные мнения)
-Хорошо для солдатика, потому что он мог смотреть на танцовщицу.
- Плохо для солдатика: он попался на глаза троллю.
-Хорошо для тролля, потому что у него появилась возможность напугать солдатика.
-Хорошо ли, что танцовщица была сделана из бумаги?
-Хорошо: она выглядела легкой и грациозной.
-Плохо: поток ветра в одно мгновение отправил ее в огонь.
5. "Загадалки"- это таинственный текст про героев произведения. Дети с удовольствием составляют такие задания друг для друга.
- Злость этого героя превратила солдатика в кусочек олова.
-Этот герой был настолько легким, что от дуновения ветра полетел в огонь.
6. Чтобы дети лучше прочувствовали характер героев, можно использовать методику "5 вопросов герою".
Например, вопросы оловянному солдатику:
-Трудно ли ему было стоять на одной ноге?
-Чем ему нравится танцовщица?
-Испугался ли он тролля?
-Что он чувствовал, когда плыл в водосточной канаве?
-Не зря ли он прожил свою жизнь?
В заключение работы над произведением можно подобрать пословицы к теме или дать совет герою, в котором заключается мораль.
Героям страх неведом.
Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит.
Кто смерти не боится- не велика птица, а вот, кто жизнь полюбил- тот страх загубил.
ТРИЗ- технологии дают возможность широко использовать игры и тренинги в работе над анализом произведения, а вот инструменты для творчества педагог выбирает сам.
Таким образом, ТРИЗ- важный инструмент в руках талантливых педагогов для формирования сильного мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности.
Литература:
1.Федеральный гос. образ.стандарт нач. образ.ФГОС"-М.:Просвещение,2016.
2. Хоменко Н.Н.Теория решения изобретательных задач-
ТРИЗ/-декабрь 1997-2003
.3.мурашковска И.Н.Игры для занятий ТРИЗ-Гомель, 1997
4.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла ска-
зок с помощью ситуативной игры"Да-Нет"/-1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе
Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал посвящен использованию "облака слов" на уроках литературного чтения в начальной школе. Содержит в себе материал о возможностях применения средства "облако слов" с помощью интернет серв...
Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов
Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...