«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
презентация к уроку (4 класс) по теме

Колосова Елена Анатольевна

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему: «Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»

Выполнила: Колосова Елена Анатольевна,

воспитатель  МБОУ ОШИ № 1г.о. Самара Красноглинского  района

г. Самары

Самара, 2014г.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования 

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные.

Требования ФГОС к межпредметными  результатам освоения основной программы следующие:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

         Перед педагогами в современных условиях стоит важная задача, как эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии в рамках урока, при этом постараться сохранить здоровье учащихся и не ограничить общение между учителем и учеником. Для этого учителю необходимо продумывать организацию учебной деятельности на каждом этапе урока. Рациональное использование компьютера зависит не только от аппаратного и программного оснащения учебного класса, но и от мастерства педагога. В школах, где есть несколько компьютерных классов или необходимое количество переносных ноутбуков, появляется возможность работать с каждым учеником индивидуально и регулярно.

Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.

А на самом деле существуют проблемы по обеспечению материально-технических условий для реализации основной образовательной программы:

  • неполное соответствие материально-технической базы кабинетов начальных классов требованиям ФГОС;
  • недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.

           В нашей школе  активно включились в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательного учреждения.

 В  школе  один класс оснащён полностью  полным комплектом необходимой техническим оснащением: компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки для учащихся,  комплекты  красочных таблиц по предметам, коллекции, конструктор,  карта полушарий, природных зон, физическая карта, прекрасный материал по обучению грамоте, по математике, окружающему миру, русскому языку, DVD диски по предметам, приборы-датчики  для проведения опытов.  А мой кабинет оснащен только компьютером, проектором, экраном. Даже такое  оснащение позволяет   урок сделать интересным и поучительным.

Применение новых информационных технологий раскрывают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Учебный процесс направлен на развитие мышления и воображения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Информационные компьютерные технологии необходимы современному учителю, чтобы обучать детей навыкам компьютерной грамотности на практике. Это помогает ученикам в работе над текстовым редактором, компьютерной графикой, электронными таблицами и мультимедийными приложениями. У детей появляется возможность использовать компьютер в обучении не только для поиска информации в Интернете, но также для того, чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.

Для создания своего урока я выбрала презентацию. Программа Microsoft Power Point, позволяет  наглядно, доступно представлять любую информацию, что активно используется при проведении урока и выполнении домашнего задания учащимися. Конечно, для применения в своей работе программных продуктов необходимо достаточное владение ими и в первую очередь учителю,  призванной первой подавать пример и вести за собой по пути познания и овладения новыми технологиями обучения школьника.

Одновременно с развитием компьютерной грамотности у детей развивается критическое мышление, которое подразумевает умение решать проблемы. Он дает учащимся возможность развивать и демонстрировать решение, формулировать свою точку зрения, возможно, отличную от мнения других. Я убеждена, что задача учителя – создать условия для развития личности каждого ребенка, воспитать его как носителя культуры своей страны. Опыт работы показывает, что использование ИКТ на уроках русского языка и литературы дает возможность воздействовать на три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Вот почему я отдаю предпочтение работе на уроках с компьютером? Применение ИКТ позволяет эффективно организовать самостоятельную работу, повышает интерес к изучаемому предмету, повышает успеваемость и качество знаний, помогает и учителю повысить уровень своей компьютерной грамотности. На мой взгляд, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Это развивает: коммуникативность и умение сотрудничать, искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Так, например, изучая творчество отдельных писателей, я даю опережающее задание подготовить презентацию о жизни автора. Здесь я использую не только иллюстративный метод обучения, но и поисковый, совмещаю ИКТ и технологию проблемного обучения.

Необходимость использования ИКТ на уроках литературного чтения очевидна. Такие уроки имеют практические, теоретические и познавательные результаты, интересны ученикам.

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий.

Тема: М.М. Пришвин. Выскочка. 3 класс

Тема урока:  М.М. Пришвина «Выскочка»

Технологические особенности. Технология критического мышления.                          

Тип  урока: закрепление изученного  материала.                                     

Цель урока:  расширить знания детей о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Оборудование: портрет М.Пришвина, презентация, раздаточный материал.

Образовательная цель: познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина, активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения); способствовать пониманию идеи произведения; формировать у учащихся личное отношение к прочитанному.                                                         

Развивающая цель: развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать,  систематизировать, делать выводы;  формировать умение ученика критически осмысливать имеющуюся у него информацию и применять ее в различных ситуациях.                                                                              

 Воспитательная цель: создать условия для развития способностей ученика принимать ответственное решение в той или иной ситуации, способности оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей; создать условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Ход урока

  1. Организационный момент                                                       Слайд 1                                                        

Методический прием «Дружеское рукопожатие»

- Возьмите друг друга   за руки,   улыбнитесь  друг другу и дружеским рукопожатием передайте дружескую волну.                                                                                                                                  

2. Мотивация к учебной деятельности: «Театр–экспромт».         Слайд 2

(Учащиеся инсценируют сценку, содержание которой соответствует названию изучаемого на уроке произведения. Например « Подарок к 8 марта»)  

3. Проверка домашнего задания: «Творчество М.М.Пришвина»                  Слайд 3

-Учащиеся организуют работу со слайдами.

 -Демонстрируют презентацию об авторе данного произведения.

- Проводят блиц-опрос по содержанию презентации в форме «Дружеский конверт»

(Конверт передается учащимися по цепочке, каждый получивший его достает  вопрос из него и отвечает  по теме представленной в презентации)                  

4. Постановка учебной цели.                                                    Слайд 4

Методический прием «Телеграмма».

- Из полученных телеграмм, ребята формируют алгоритм действий по обобщению изученного  материала.

5. Решение проблемной ситуации и работа по содержанию прочитанного.

Методический прием:

А)«Калейдоскоп»                                                                           Слайд 5

- Все вы знаете, что калейдоскоп это прибор, который показывает очень красивые и очень яркие узоры. Вот и мы сейчас вспомним все вместе самые  яркие, запоминающиеся  моменты из прочитанного произведения «Выскочка».

- Начните свою речь со  следующих  высказываний:

«Мое воображение рисует сцену из рассказа, в которой….»

«Я вижу удивительную ситуацию, в которой….»

«Я запомнил(а) и представил(а) как…»

Б) «Суд идет».                                                                                       Слайд 6

-Ребята, автор просто описал случай или описал проблему?

При ответе на поставленный мною вопрос используйте следующие высказывания:

«Я думаю….»

«Я считаю…»

«Мое мнение таково, что…»

- Действительно, ребята, увидев  в данном произведении проблему,  мы с вами попадаем  в здание суда. Где герои  произведения М.М. Пришвина выступают друг против друга. Сорока предъявляет претензии  собаке Вьюшке.

-И становимся участниками этого процесса. Кто участвует  в судебном процессе? (Обвинители, свидетели, защитники, судьи).

(Учащиеся делятся на группы: обвинители, свидетели, защитники, судьи).

Обвинители

Свидетели

Защитники

Судьи

Стараются рассказать яркие, впечатляющие моменты прочитанного произведения как собака Вьюшка схватила сороку за хвост. (зачитывание отрывков из произведения)

Рассказывают  запоминающиеся моменты из произведения, которые подтверждают обвинительные действия собаки.

(зачитывание отрывков из произведения)

Описывают положительные качества собаки Вьюшки, откуда она родом.

(зачитывание отрывков из произведения)

Выслушав все стороны процесса принимают решение.

(зачитывание отрывков из произведения)

Дают характеристику главным героям.

Вывод: да, действительно собака нанесла вред сороке, выдрав хвост.

Вывод: собака виновна

Вывод: мы считаем, что  она не виновна

Вывод: собака не виновна.

6. Подведение итогов.                                                                 Слайд 7

Методический прием: «В чем соль?»

-Соль это вещество, которое мы кладем в пищу. Но  берем мы ее очень мало. Так как в большом количестве она вредна. Вот и в рассказе М.М. Пришвина есть маленькая щепоточка соли, т.е. скрытая главная суть, мысль. Так в чем же соль этого произведения? (выводы детей)

7. Рефлексия.

Методический прием: «Разговор с писателем».                        Слайд 8

-Давайте, ребята поблагодарим М.М. Пришвина. Используйте в своей речи следующие высказывания:

«Уважаемый М.М.Пришвин, мне понравилось в вашем произведении…»

«Я думаю, что Ваше произведение полезно….»

«Я тоже хотел(а) бы, как Вы…..»

8. Домашнее задание: с.126 – 128 подготовить пересказ самых  ярких моментов  о Вьюшке или Выскочке – слайд 17.                                                                                      Слайд 9

Внедряя в процесс обучения информационные технологии, я стараюсь достигнуть едва ли не главной цели – формирование положительного отношения обучающихся к предмету, интереса к нему, что позволяет создать условия для полного развития личности учащегося, его творческого потенциала. Способность ребёнка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам возможность развить в нём эти качества. А если эта способность будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.

         На данном уроке учащиеся познакомились  с биографическими данными М.М. Пришвина, активизировали «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения); поняли  идею произведения; и каждый сформировал свое личное отношение к прочитанному.      Дети делали вывод, оценивая окружающий мир и сложившиеся ситуации.     Принимали ответственные решения, сотрудничали.      

                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка».

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1

Организационный момент(презентация)

Добродушно и эмоционально выражают свое отношение к происходящему.

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся.

Волевая саморегуляция

Умение передать свое настроение другому.

2

Мотивация к учебной деятельности («Театр – экспромт»)

Инсценируют сценку, содержание которой соответствует названию изучаемого на уроке произведения.

Создает условия для  внутренних потребностей включения в деятельность.

Выделение необходимой информации, анализ.

Волевая саморегуляция.

Грамотное оформление мысли в устной речи.

3

Проверка домашнего задания. («Презентация мира»)

Организуют работу со слайдами. Демонстрируют презентацию об авторе данного произведения, проводят блиц-опрос по содержанию презентации.

Организует работу с карточками для блиц-опроса. Слушает ответы учащихся, подводит  к теме урока.

Запоминание информации

Волевая саморегуляция

Инициативное сотрудничество, постановка вопросов.

4

Постановка целей и задач («Телеграмма»)

Формируют  алгоритм действий по обобщению изученного материала.

Слушает ответы учащихся, уточняет алгоритм действий по обобщению изученного материала.

Формирование познавательной цели, выдвижение гипотез.

Планирование учебной деятельности

Умение выражать свои мысли с достойной полнотой и точностью.

5

Решение проблемной ситуации и работа по содержанию прочитанного. («Калейдоскоп»,            « Суд идет»).(презентация)

Стараются рассказать яркие, впечатляющие моменты прочитанного произведения в сжатой форме, работают с текстом, дают характеристику главным героям, оценивают их действия.

Создает условия для возникновения потребности в эмоциональном высказывании, организует работу с учебником по произведению. Организует работу со слайдами.

Выделение значимых эпизодов произведения, выбор критериев для сравнения, анализ, построение логической цепи рассуждения.

Волевая саморегуляция, самостоятельное выделение отрывков произведения для обоснования своего  мнения.

Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, работать в группе, вести диалог.

6

Подведение итого. («В чем соль?»)

Формируют главную мысль произведения, его суть.

Организует фронтальную работу, слушает ответы учащихся.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, выделение сути.

Формирование мыслительных операций, волевая саморегуляция.

Грамотное оформление мысли в устной речи.

7

Рефлексия, домашнее задание. («Разговор с писателем»- презентация)

Дают личную оценку прочитанному произведению, подводят итоги.

Организует работу со слайдами, создает условия для эмоциональных высказываний, слушает ответы учащихся.

Построение ярких, эмоциональных высказываний, рассуждений.

Формирование мыслительных операций.

Умение оформлять свои мысли грамотно, слушать и понимать речь других.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь следующих результатов:-изменилось отношение детей к уроку чтения;-повысилась познавательная  активно...

«Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой....