Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению на тему
Данный материал посвящен использованию "облака слов" на уроках литературного чтения в начальной школе. Содержит в себе материал о возможностях применения средства "облако слов" с помощью интернет сервиса Tagxedo-Creator. Для написания данной статьи использовался базовый материал исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «облака слов» на уроках литературного чтения в начальной школе.
Современное обновление содержания и структуры начального образования требует внесения системных изменений в организацию учебного процесса, в цели и способы достижения нового качества образования. Большое значение приобретает использование интерактивных и информационно – коммуникативных технологий. Применение данных технологий охватывает все предметы школьного обучения, в том числе и литературного чтения.
Мною была проделана большая исследовательская работа по изучению возможности использования «облака слов» как средства по формированию исторических понятий на уроках истории в начальной школе. Но я считаю, что данный прием, изначально не рассматриваемый возможным в использовании для достижения учебных целей, возможно использовать не только в рамках такой учебной дисциплины как история.
Что же такое «облако слов»? «Облако слов» или взвешенный список - это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Обычно используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста. Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом.
Многие не раз сталкивались на страницах в социальных сетях и веб – сайтах с таким приёмом. Кто-то активно пользуется этим. Но врятли существует такая возможность предположить, что этот прием возможно использовать для достижения учебных целей.
Средств для создания «облака слов» очень много. Например: Tagul, WordItOut и, показавшийся наиболее приемлемым, Tagxedo-Creator.
Работа с данным сервисом проста, так же как и создание самого «облака». Использование данного приема помогает в достижении цели по формированию ИКТ – компетентности у учащихся начальной школы. Для работы нужен лишь выход в интернет и установленная программа на компьютер с сервиса Tagxedo-Creator.
Возможности использования «облака слов» в обучении связаны с тем, что:
- В облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить;
- Попросить составить предложения по определенной теме. «Облако» выступает в качестве опорного конспекта;
- Можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока;
- Слова в «облаке» нужно разбить на группы по значению/темам.
- Составьте предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака;
- Создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова;
- Показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании. Или взять текст с пропусками и попросить заполнить их на основе облака.
Особо хотелось бы отметить тот факт, что у учащихся начальной школы преобладает наглядно – образное мышление. Это зачастую усложняет работу с рассказами, текстами и стихотворениями и их анализом в отсутствии иллюстраций к ним. Хотя, современные учебники предлагают нам большой объем иллюстративного материала. Но одних иллюстраций мало.
Работа с «облаком слов» подразумевает под собой выбор образов, шрифтов, цветов. Анализируя какой-либо текст, учащимся, для аналитической работы и запоминания текста, приходится включать воображение, чтобы ключевые слова помогли запомнить произведение и потом с легкостью воспроизвести его содержание. Или же наоборот. Педагог предлагает «облако слов», в котором заключен определенный текст. Учащимся нужно обратить внимание на форму облака, цвет шрифта, ключевые слова для того, чтобы предположить, о чем будет этот текст.
Работа с интернет – сервисом Tagxedo-Creator по созданию «облака слов» проводится в рамках интерактивного обучения, что в период современной модернизации начального образования очень актуально.
Таким образом, я делаю вывод о том, что использование такого приёма как «облако слов» возможно на уроках литературного чтения в рамках современного начального образования. Визуализация изучаемых текстов, рассказов, сказок критическое осмысление литературных определений, опора на образы и ассоциации, развитие информационной культуры и творческого мышления определяют преимущества использования «облака слов». Возможности применения связаны с сочетанием в применении одного дидактического средства условно-графической и мультимедийной наглядности, методов и информационно-коммуникативной и интерактивной технологий.
Надеюсь, что данная статья поможет многим педагогам, и станет хорошим дополнением к основным методам и средствам в профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование опорных схем на уроках литературного чтения в начальной школе
Почему дети учатся хорошо в начальных классах? Я считаю, что успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рец...
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов
Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...
Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...