Конспект урока и презентация по чтению. С.В. Михалков "Мой щенок".
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Моделирование учебного занятия по формированию метапредметных или личностных результатов по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Вид урока: урок открытий новых знаний

Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»

Цель:  познакомить учеников с произведением “Мой щенок”. 

Планируемые результаты деятельности:

Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;

Метапредметные :

Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;

Регулятивные умения:  учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;

Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;

Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.

Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая  (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями.

Структура урока

I. Cтадия вызова, ведение в проблему (настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала).

II. Cтадия осмысления, выполнения (содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ информации).

III. Cтадия рефлексии (превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы).

Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают  прочитанное.

На уроках  используются такие формы как:

  1. “работа в сотрудничестве”
  2. “активное слушание”
  3. “приём продвинутой лекции”
  4. заполнение таблицы

Ход урока

I Стадия вызова

Этап урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат Формирование УУД

1. Орг.момент

2мин.

Мотивация,         самоопределение)

к учебной           деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Настраивает уч-ся на урок. Улыбнитесь мне, друг другу, чтобы урок был интересным, надо быть активными и не боятся выражать свои мысли.

Ужасно интересно, все  то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания

Проявим мы старание.

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

Дети сидят в группах (заранее сформированы по усмотрению педагога или по выбору ребят).

Готовы к началу урока - внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательная мотивация

2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока

(проблемная ситуация)-3 мин.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации

Задает вопросы учебного диалога, стимулируя детей к выведению темы и целей урока.

У кого из вас дома есть питомцы?

Расскажите о них.

Предположите о ком будем говорить на уроке?

Высказывают предположения.Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить.

Цель  и задачи сформировали.

Построение логической цепи рассуждений (П);

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с  задачами и условиями коммуникации (К);

3. Подготовка к восприятию материала -2мин

Формирование запроса  на получение новых знаний

Упражнение по тренажеру для чтения:

В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его:

        а щ м

        г  е  о

        е  н  к

        л  о м

        м к  а

-Кого называем щенком?

- О ком будет это произведение?

Работа с информацией

(презентация)

Отвечают на вопрос.

Учебно-познавательный интерес (Л)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Формулирование своего мнения (К)

4.Открытие нового материала-

2 мин.

5. Подготовка к чтению -3мин.

Знакомство

с новой темой

Подготовка артикуляционного  аппарата

(Речевая разминка)

1) Работа со скороговоркой.

2) Работа над логическим ударением.

3) Чтение трудных слов.

Учитель знакомит с темой  урока.

С.Михалков сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок»

Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку:

 Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово:

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Я люблю играть с щенком.

Прочитайте это предложение по кругу. (Я, я люблю, я люблю играть, я люблю играть  с щенком).

Читаем длинные слова из текста сначала по слогам, затем полностью: по-кры-вать-ся- покрываться, пе-ре-ко-ше-на,-перекошена, у-ку-тан-ный- укутанный, за-бин-то-ван-ный-забинтованный.

Читают название темы  хором с учителем, самостоятельно.

Дети читают

Вполголоса, хором, быстро, четко проговаривая

Волевая саморегуляция

Речевая

активность (Р)

6.Динамическая пауза – 2 мин.

Снятие физического и эмоционального напряжения с детей

Учитель читает с детьми, проговаривая четко, показывает одновременно движения.

Чешем щеткой мы щенка,

Будет шерстка так мягка!

Скачет радостный щенок,

Скрыть он радости не мог!

Выполняют движения, проговаривая стихотворение

Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л)

Развитие речи (К)

II Стадия осмысления, выполнения

7.Работа с текстом

А) Первичное восприятие текста

5мин

Чтение стихот.

Учитель читает стихотворение.

 Почему же девочка грустила?

Размышляем над вопросом :

Какие чувства вызвало это стихотворение? Почему же девочка грустила?

Размышляют над заданием.

Высказывают предположения.

Познавательная информация (Р)

Учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве разных позиций (К

Б) Словарная работа

5мин.

Обогащение словарного запаса слов

Организует работу в группах по словарным словам (групповая работа- методика «Верно-неверно»).

Учитель объясняет: Жбан  ( ведро для воды,  кувшин с крышкой).

1 группа: Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты).

2  группа: Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки).

3 группа: Сбилась с ног  (измучиться, сбить себе ноги, ).

4группа: Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь).

Учитель занимает работу координатора. организует работу в группах. наблюдает за работой в группах, вносит коррективы, следит за соблюдением дисциплины. 

Проверка по таблице на экране.

Кладовка 

  1. лежать на пластыре
  2. вытянуться
  3. лежать не шевелясь 

Лежит пластом

  1. измучиться 
  2. сбить себе ноги 

Сбилась с ног

  1. семья пчёл 
  2. пчелиные гонки 

Пчелиный рой

  1. заведующая складом    
  2.  помещение для хранения клада
  3. пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты 

Работают с информацией

Выявляют затруднение

Делают вывод

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

Познавательная инициатива (Р)

Взаимопроверка

Г) Вторичное восприятие текста

Д) Работа над содержанием текста

Чтение стихот. по цепочке.

Составление плана

Работа с тестом

Беседа  по содержанию произведения

Стихотворение читают несколько учеников по цепочке.

(работа в группах)

1 группа и 2 группа- Составление плана на доске.

Заполните пропущенные пункты плана:

1 группа: Действия щенка.

  1. Стал всех будить.
  2. ………………….
  3. Перевернул жбан с мёдом.
  4. ………………….
  5. ………………….
  6. Залез лапой в клей.

2 группа: Опасения девочки.

  1. Украли.
  2. …………………
  3. Другое имя дали.
  4. …………………..
  5. Мокнет под дождем.

3 группа и 4 группа- Работа над тестом.

Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор.

3 группа:    Девочка

  1. Добрая
  2. Ответственная
  3. Ленивая
  4. Заботливая
  5. Злая
  6. Равнодушная
  7. Жестокая
  8. Внимательная

4 группа: Щенок:

  1. Озорной
  2. Трусливый
  3. Глупый
  4. Любопытный
  5. Непослушный
  6. Злой
  7. Шаловливый

Способ проверки: отчет о работе 1 ученика из группы

С чего началась эта история?  И т.д.

Дети работают в группах , выполняют задания

Поиск ответа на вопрос (П)

Доказывают свою точку зрения (К)

Формулирование своего мнения (К)

III Стадия  рефлексия

5 Рефлексия деятельности

6.Дом.задание:

На данном этапе фиксируется новое содержание изученного на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности  и намечаются следующие цели деятельности

А)А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы.

На доске: Держать дома животное-это

Хорошо

Плохо

  1. +

-

  1. +

-

Б) Подведение итога: У нас получилось много плюсов и минусов. Но животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин.  Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Как вы их понимаете? Чему учит стихотворение С.Михалкова?

В) Выставление отметок за урок. Дом.задание:

стр. 35 , читать выразительно.

Г) Рефлексия: Покормите щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было интересно- прикрепите рядом со щенком оранжевую косточку, если было скучно и неинтересно- красную. Объясните свой выбор.

Спасибо за урок.

Делают выводы, отвечают на вопросы ,

Проводят самооценку

Внутренняя позиция ученика (Л)

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов  деятельности (П)

Самоанализ урока

Урок помещён в раздел «Авторская сказка». Вид урока: урок открытий новых знаний. Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне близка технология “Развития критического мышления через чтение и письмо”. Эту технологию использовала на уроке. Она является одной из образовательных технологий по новым стандартам, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании.  Структура урока состоит из трех стадий: 1. Стадия вызова, ведение в проблему, 2 Стадия осмысления и выполнения, 3 Стадия  рефлексии.

В начале урока дети  разрешают проблемную ситуацию, соотносят названия произведения с прогнозированием содержания текста сказки. В стадии осмысления знакомлю  с писателем сказки, расширяя знания детей  об авторах литературных произведений. Провожу словарную  разминку,  обогащая  словарный запас слов учащихся . Работа в парах помогает быстрее находить ответы  на заданные вопросы, учит   работать с информацией, доказывать свою точку зрения и позиции в  коммуникации,  публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Работа над содержанием произведения помогает  точнее раскрыть  главную идею сказки, для этого показываю  отрывок  инсценировки сказки. При вторичном чтении отрабатываем навыки правильного и выразительного чтения. Применяю и здоровьесберегающие технологии, провожу две физминутки, логически свзанные с темой урока, при этом развиваю речь.

3 Стадия рефлексии  помогает ученикам ещё раз осмыслить то, что они прочитали на уроке., оценить свою деятельность. Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» по словам С.Маршака, т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование учебного занятия по формированию метапредметных или личностных результатов С.В. Михалков «Мой щенок» Халиуллина Г.А., учитель начальных классов, МОУ «Канашевская СОШ»

Слайд 2

Урок литературного чтения С.В.Михалков «Мой щенок» Цель: познакомить учеников с произведением “Мой щенок”; Планируемые результаты деятельности : Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям; Метапредметные : Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения; Регулятивные умения: учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность; Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении; Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать. Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково - символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая ( физминутка )

Слайд 3

Структура урока I . C тадия вызова, ведение в проблему. II . C тадия осмысления, выполнения. III . C тадия рефлексии.

Слайд 4

I . C тадия вызова, ведение в проблему. 1.Орг.момент: Улыбнитесь мне, друг другу, чтобы урок был интересным, надо быть активными и не боятся выражать свои мысли. 2. Постановка проблемы: У кого из вас дома есть питомцы? Расскажите о них. Предположите о ком будем говорить на уроке? (Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить.)

Слайд 5

3 .Подготовка к восприятию материала: Упражнение по тренажеру для чтения: В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его: а щ м г е о е н к л о м м к а Кого называем щенком? О ком будет это произведение? 4. Знакомство с темой урока: С.Михалков сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок» Цель урока : познакомить уч-ся со стихотворением.

Слайд 6

5. Подготовка к чтению: А) Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку: Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке. Б) Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово: Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Прочитайте это предложение по кругу. (Я, я люблю, я люблю играть, я люблю играть с щенком). В) Читаем длинные слова из текста сначала по слогам, затем полностью: по-кры-вать-ся - покрываться, пе-ре-ко-ше-на,-перекошена , у-ку-тан-ный - укутанный, за-бин-то-ван-ный-забинтованный .

Слайд 7

Динамическая пауза Чешем щеткой мы щенка, Будет шерстка так мягка! Скачет радостный щенок, Скрыть он радости не мог!

Слайд 8

II . C тадия осмысления, выполнения. 1.Работа с текстом: Почему же девочка грустила? А) Первичное восприятие текста . Учитель читает стихотворение. Какие чувства вызвало это стихотворение? Почему же девочка грустила? Б) Словарная работа : (групповая работа- методика «Верно-неверно») Учитель объясняет: Жбан ( ведро для воды, кувшин с крышкой ). 1 группа : Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты ). 2 группа: Пчелиный рой ( семья пчёл , пчелиные гонки). 3 группа : Сбилась с ног ( измучиться , сбить себе ноги, ). 4группа: Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь ).

Слайд 9

Кладовка лежать на пластыре вытянуться лежать не шевелясь Лежит пластом измучиться сбить себе ноги Сбилась с ног семья пчёл пчелиные гонки Пчелиный рой заведующая складом помещение для хранения клада пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты Форма представления ответа виде таблицы:

Слайд 10

В) Вторичное восприятие текста. Стихотворение читают несколько учеников по цепочке. Г) Работа над содержанием текста (работа в группах) 1 группа и 2 группа- Составление плана на доске. Заполните пропущенные пункты плана: 1 группа: Действия щенка. Стал всех будить. …………………. Перевернул жбан с мёдом. …………………. …………………. Залез лапой в клей. 2 группа: Опасения девочки. Украли. ………………… Другое имя дали. ………………….. Мокнет под дождем.

Слайд 11

3 группа и 4 группа- Работа над тестом. Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор. 3 группа: Девочка Добрая Ответственная Ленивая Заботливая Злая Равнодушная Жестокая Внимательная 4 группа: Щенок: Озорной Трусливый Глупый Любопытный Непослушный Злой Шаловливый Способ проверки: отчет о работе 1 ученика из группы Беседа по содержанию произведения: С чего началась эта история? И т.д.

Слайд 12

III . C тадия рефлексии А)А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы. На доске: Держать дома животное-это Б) Подведение итога: У нас получилось много плюсов и минусов. Но животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин. Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы их понимаете? Чему учит стихотворение С.Михалкова? В) Выставление отметок за урок. Дом.задание : стр. 35 , читать выразительно. Г) Рефлексия: Покормите щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было интересно- прикрепите рядом со щенком оранжевую косточку, если было скучно и неинтересно- красную . Объясните свой выбор. Хорошо Плохо + - + -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование учебного занятия по формированию метапредметных или личностных результатов С.В. Михалков «Мой щенок» Халиуллина Г.А., учитель начальных классов, МОУ «Канашевская СОШ»

Слайд 2

Структура урока I . C тадия вызова, ведение в проблему. II . C тадия осмысления, выполнения. III . C тадия рефлексии.

Слайд 3

Упражнение по тренажеру для чтения: В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его: а щ м г е о е н к л о м м к а

Слайд 4

Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку: Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке.

Слайд 5

Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово: Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Прочитайте это предложение по кругу. (Я, я люблю, я люблю играть, я люблю играть с щенком).

Слайд 6

Читаем длинные слова из текста сначала по слогам, затем словами: по-кры-вать-ся - покрываться пе-ре-ко-ше-на -перекошена у-ку-тан-ный - укутанный за-бин-то-ван-ный -забинтованный

Слайд 7

Динамическая пауза Чешем щеткой мы щенка, Будет шерстка так мягка! Скачет радостный щенок, Скрыть он радости не мог!

Слайд 8

Словарная работа : (групповая работа- методика «Верно-неверно») Учитель объясняет: Жбан ( ведро для воды, кувшин с крышкой ). 1 группа : Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты). 2 группа: Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки). 3 группа : Сбилась с ног (измучиться, сбить себе ноги ). 4группа: Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь).

Слайд 9

Кладовка лежать на пластыре вытянуться лежать не шевелясь Лежит пластом измучиться сбить себе ноги Сбилась с ног семья пчёл пчелиные гонки Пчелиный рой заведующая складом помещение для хранения клада пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты Форма представления ответа виде таблицы:

Слайд 10

Работа над содержанием текста (работа в группах) 1 группа и 2 группа- Составление плана на доске. Заполните пропущенные пункты плана: 1 группа: Действия щенка. Стал всех будить. ………………… . Перевернул жбан с мёдом. ………………… . ………………… . Залез лапой в клей. 2 группа: Опасения девочки. Украли. ………………… Другое имя дали. ………………… .. Мокнет под дождем.

Слайд 11

3 группа и 4 группа- Работа над тестом. Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор. 3 группа: Девочка Добрая Ответственная Ленивая Заботливая Злая Равнодушная Жестокая Внимательная 4 группа: Щенок: Озорной Трусливый Глупый Любопытный Непослушный Злой Шаловливый Способ проверки: отчет о работе 1 ученика из группы

Слайд 12

III . C тадия рефлексии А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы. На доске: Держать дома животное-это Хорошо Плохо + - + -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по чтению 3 класс коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка".

Конспект урока и презентация по чтению и развитию речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка"....

Конспект урока литературы на тему С.В. Михалков «Мой щенок».

Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Литературное чтение.Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок».Тип урока: комбинированный.Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия с...

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

Конспект урока речевой практики по теме: «У меня есть щенок!»

Конспект урока речевой практики по теме: «У меня есть щенок!» 2 классТип урока: усвоение новых знанийФорма урока:беседа и игра...

Конспект урока и презентация литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Конспект литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Презентация литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь&ra...


 

Комментарии

Петошина Ольга Станиславовна

Отличный материал. Мой голос за Вас. Буду благодарна Вашей оценке моего материала. Это ссылка на мою страничку http://nsportal.ru/node/596242/works/all?realname=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%...