Конспект урока и презентация литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Презентация литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 36.24 КБ |
prezentatsiya_k_tehnologicheskoy_karte_uroka.pptx | 60.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 4
Дисциплина: литературное чтение
Образовательная система: Школа России
Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Содержательная: обобщение знаний о поэтических произведениях изученных авторов, выразительных средствах языка
Деятельностная: формирование умения анализировать стихотворения, определять главную идею произведений
Дидактические задачи:
- Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста, определять главную мысль.
- Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора).
- Осознанно применять изученные понятия (автор, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора).
Воспитательные задачи:
- Проявлять бережное отношение к природе, осознавать проблемы взаимоотношений природы и животных, отражённых в литературных произведениях.
- Овладеть смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.
- Понимать потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Развивающие задачи:
- Сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии.
- Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
- Формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации.
- Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
- Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
- Корректно и аргументировано высказывать своё мнение.
- Готовить небольшие публичные выступления.
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читает вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания).
- Владеет элементарными умениями анализа и интерпретации текста, определяет главную мысль.
- Находит в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора).
- Осознанно применяет изученные понятия (автор, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора).
Личностные:
- Проявляет бережное отношение к природе, осознает проблемы взаимоотношений природы и животных, отражённых в литературных произведениях.
- Овладевает смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.
- Понимает потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
Метапредметные:
Познавательные:
- Сравнивает произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносит произведение и его автора, устанавливает основания для сравнения произведений, устанавливает аналогии.
- Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
- Формулирует с помощью учителя цель, планирует изменения объекта, ситуации.
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные:
- Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
- Высказывает своё мнение корректно и аргументировано.
- Готовит небольшие публичные выступления.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Устанавливает причины успеха (неудач) учебной деятельности.
Образовательные ресурсы:
- Литературное чтение 4 класс. Учеб. Для образоват. Организаций. Ч. 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – С. 114
План урока
1. Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения
2.1. Блиц - опрос
2.2. Литературная викторина
3. Этап постановки учебной задачи, целей урока
3.1. Формулирование темы
3.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
4. Этап составления плана, стратегии по разрешению затруднения
5.Этап реализации выбранного проекта
5.1. Чтение стихотворений наизусть
5.2. Работа с выразительными средствами языка (в парах)
5.3. Работа со строфами стихотворения («Весенний дождь» Фет)
5.4. Определение названия стихотворения и автора (задание 3 стр.114)
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
6.1. Тестирование
6.2. Проверка по эталону
7. Этап рефлексии деятельности
7.1. Подведение итогов урока
7.2. Рефлексия учебной деятельности
7.3. Комментирование домашнего задания
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, сядьте ровно.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием. -Обратите внимание на слайд. СЛАЙД Подумайте, что означает эта пословица? -Верно, поэтому сегодня мы проверим ваши знания по пройденному разделу. | -Означает, что знание украшает человека. | Ф | Пр2 Л1 Л3 К1 К2 |
2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения | 2.1. Блиц-опрос - Ребята, свой урок я хочу начать с блиц - опроса. Я буду вам задавать вопросы, а вы, поднимая руку на них отвечать. - И так приступим: Тютчева зовут? (Федор Иванович) Автор стихотворения «Весенний дождь» А.Фет? (Да) Никитина зовут Иван Саввич? (Да) Автор стихотворения «В синем небе плывут облака»? (Иван Саввич Никитин)Автор стихотворения «Листопад»? (Иван Алексеевич Бунин) Фета зовут? (Афанасий Андреевич)
(Части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждом из них, одинаковым расположением рифм и смысловой законченностью.) - Молодцы, ребята. -Я убедилась, что вы хорошо знаете авторов и названия их стихотворений. 2.2.Литературная викторина - Продолжаем работать дальше. - И сейчас мы с вами проведем литературную викторину. - Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать. Не забывайте поднимать руку, если хотите ответить. - И так первый вопрос: 1. Кому улыбнулась природа в стихотворении Тютчева «Ещё земли печален вид»? 2.А какой воздушной арке говорит Тютчев в стихотворение «Как неожиданно и ярко»? 3.Какое выразительное средство использует поэт в стихотворении «Как неожиданно и ярко» она полнеба обхватила? С какой целью автор использует это средство? 4.Что делал воробей в стихотворении «Весенний дождь» Фета? 5. Какое средство использует Фет в стихотворении «Весенний дождь» по отношению к высказыванию «золотой пыли»? 6. Кто задает следующие вопросы в стихотворении «Бабочка» Фета: Откуда появилась? Куда спешу? Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? 7. Ребята, кто восхищается весной и восклицает: – Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! -Молодцы ребята, вы знаете очень много информации. - А в чем вы испытывали затруднения? | -Ответы детей. - Весне. - О радуге. – Олицетворение. – Чтобы оживить природу. – Купался песке. – Метафора. - Бабочка. - Баратынский. -В выборе выразительных средств. - В правильности определения авторов. | И Ф | Пр4 Л3 П1 П2 П4 К1 К2 |
3. Этап постановки учебной задачи, целей урока | 3.1. Формулирование темы -Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Ребята, я обобщила ваши ответы и вот, что у меня получилось: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». СЛАЙД 3.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися -Какова цель урока? - Ребята, я обобщила ваши ответы и вот, что у меня получилось: «Обобщение знаний о поэтических произведениях изученных авторов и формирование умения анализировать стихотворение». СЛАЙД | -Ответы детей. | Ф И | Л3 П3 П4 К1 К2 |
4. Этап составления плана, стратегии по разрешению затруднения | - Ребята, мы с вами определили тему и цель урока. - А теперь давайте ознакомимся и проанализируем план нашей дальнейшей работы. - Внимание на слайд: СЛАЙД План:
-Прочитай, пожалуйста, … -Ребята, будьте внимательными при выполнении заданий. - В конце вас ждёт тест. | -Мы вспомним произведения, изученные в разделе, названия и автора каждого произведения, будем отвечать на вопросы. | Ф И | К1 К2 Р1 |
5. Этап реализации выбранного проекта | 5.1. Чтение стихотворений наизусть - Ребята, мы переходим к выполнению первого этапа нашего плана. - Сейчас я буду вызывать к доске для прочтения стихотворения по одному ребёнку с каждого ряда. - К доске пойдёт с первого ряда ………… и так далее. - Молодцы, ребята. -Присаживайтесь. -Чье чтение вам понравилось большое? Почему? - Продолжаем работать дальше. 5.2. Работа с выразительными средствами языка (в парах) - Ребята, мы переходим ко второму этапу нашего плана. - На столах у вас лежат карточки, по ним вы будете работать в парах. - Вам нужно будет выбрать правильное средство выразительности к высказыванию. Выбранный вами ответ обведите в кружок. - Перед тем, как вы приступите к работе, давайте вспомним, какие бывают средства выразительности. - И так приступаем к работе. Карточка: 1. Лес, точно терем расписной. А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 2.Воздушной паутины ткани. А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 3.Мертвое молчание. А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 4. Под ледяной Свое корой Ручей немеет… А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 5.Как вышки, елочки темнеют. А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 6.Золотое сияние. А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 7.Месяц огненным шаром встаёт, Красным заревом лес обдаёт. А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. - А теперь давайте, ваши ответы сравним со слайдом. СЛАЙД - Поднимите руку, у кого получилось так же. - Молодцы, ребята. 5.3.Работа со строфами стихотворения («Весенний дождь» Фет) - Ребята, переходим к третьему этапу нашего плана. - Откройте учебник на странице 104. -Давайте прочитаем стихотворение. -Вслух стихотворение прочтет … -Сколько строф в этом стихотворении? -Сколько строк в этих строфах? - А сколько еще бывает строк в стихотворениях? -Давайте прочитаем каждую строфу и представим себе картину, которую нарисовал поэт. -Так, зачем же поэты делят свои стихи на строфы? -Правильно, ребята и у нас остался еще один пункт плана. 5.4. Определение названия стихотворения и автора (задание 3 стр.114) - Откройте учебник на стр. 114 задание 3. - Задание прочитает ……. - Первый отрывок прочитает ……. - Кто знает автора. Поднимите руку. - Второй отрывок прочитает……. - Кто автор? - Молодцы. - Правильно, ребята, мы выполнили все этапы плана. | -Метафора, сравнение, эпитет, олицетворение. -Сравнение. -Метафора. -Эпитет. -Олицетворение. -Сравнение. -Эпитет. -Олицетворение. - 3 строфы. - 4 строки. -2,4,6. -Ответы детей. -И.С.Никитин -Ф.И.Тютчев | Ф И
Ф П | Пр1 Пр3 Л2 П1 П2 П4 К1 К2 К3 |
6.Этап самостоятельной работы тестирование | 6.1.Тестирование и проверка по эталону -Сейчас обобщим ваши знания по разделу. -У вас у каждого на столе лежит карточка – тест, в котором вы будете работать самостоятельно, а потом вы проверите друг у друга ответы по эталону. - Приступаем к работе. Карточка 1. Что такое олицетворение-это? А. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. Б.Это наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. В. Это сопоставление одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков, часто неявного. Г. Это образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, событие или явление. 2.Что такое метафора - это? А. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. Б. Это наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. В. Это сопоставление одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков, часто неявного. Г. Это образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, событие или явление. 3.Что такое сравнение – это? А. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. Б.Это наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. В. Это сопоставление одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков, часто неявного. Г. Это образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, событие или явление. 4.Что такое эпитет – это? А. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. Б.Это наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. В. Это сопоставление одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков, часто неявного. Г. Это образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, событие или явление. 5.Кто автор этих строк: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. А.Иван Алексеевич Бунин. Б.Александр Андреевич Прокофьев. В.Иван Саввич Никитин. Г.Афанасий Афанасьевич Фет. 6. Кто автор этих строк: В синем небе плывут над полями А.Иван Алексеевич Бунин. Б.Александр Андреевич Прокофьев. В.Иван Саввич Никитин. Г.Афанасий Афанасьевич Фет. 7. Лес, точно терем расписной, что за средство выразительности? А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 8. Под ледяной, что за средство выразительности? Свое корой Ручей немеет… А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 9. Золотое сияние, что за средство выразительности? А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение 10. Воздушной паутины ткани, что за средство выразительности? А. Сравнение. Б. Эпитет. В. Метафора. Г. Олицетворение. 11.Какова идея всех стихотворений? А.Надо быть дружными. Б.Надо любить зиму. В.Надо любить животных. Г.Надо любить природу, уметь любоваться ею. 6.2.Проверка по эталону -А теперь сверьте ответы с эталоном. -Поднимите руку, у кого получилось также. Молодцы! | -Б. -А. -В. -Г. -А. -В. -А. -Г. -Б. -В. -Г. | Ф И П | Пр1 Пр2 Пр3 Пр4 Л2 П1 |
7.Этап рефлексии деятельности | 7.1. Подведение итогов урока -Ребята, наш урок закончился. -Какова была цель урока? 7.2. Рефлексия учебной деятельности Поднимите руку те, кто считает, что он усвоил содержание этого раздела. -Молодцы! -А теперь поднимите руку те, кто считает, что у него были затруднения. 7.3. Комментирование домашнего задания -Ваше домашнее задание: на стр.114, выполнить задание под № 1 и 2. -Мне было приятно с вами работать, спасибо за урок, до свидания! | Ф И | Л3 К1 К2 Р2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь »
Цель урока: о бобщение знаний о поэтических произведениях изученных авторов и формирование умения анализировать стихотворение
План : Чтение стихотворения наизусть. Работа с выразительными средствами языка. Работа со строфами стихотворения А.Фета «Весенний дождь». Определение названия стихотворения и автора.
Эталон ответа: 1.А 5.А 2.В 6.Б 3.Б 7.Г 4.Г
Эталон ответа: Б 7 . А А 8. Г В 9 . Б Г 10. В А 11. Г В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Обобщение по разделу "Люби живое""(УМК "Школа России")
Представляю Вашему вниманию конспект по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Писатели-детям" 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: литературное чтениеКласс: 2Программа: Школа РоссииТема урока: Обобщение по разделу "Писатели – детям"Цель урока: обобщить и систематизировать знаний из пройденного ...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение по разделу» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала; развитие умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их Планируемые результатыПредметные: - зн...
Конспект урока чтения на тему «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2» (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование полного представления о поэтах и их творчестве; расширение кругозора учащихся; формирование умений работать над развитием мышления, речиПланируемые результаты:П...