Конспект урока литературы на тему С.В. Михалков «Мой щенок».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока
Учитель: Булатова Лидия Павловна.
Предмет: Литературное чтение.
Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия содержания стихотворения и раскрытия его основной мысли.
Задачи обучения:
1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.
2. Познакомить с разными породами собак.
3. Формировать навык беглого, выразительного, осознанного чтения.
4. Учить анализировать текст, подтверждать свои высказывания цитатами текста.
Задачи развития:
1. Развивать навык с различными источниками информации.
2. Развивать творческое воображение.
Задачи воспитания:
1. Прививать любовь и ответственное отношение к животным.
2. Воспитывать сочувствие, доброту через эмоциональное содержание стихотворения.
Коррекционные задачи:
1. Развитие и совершенствование связной речи.
2. Развивать воображение и мыслительную активность.
1. Организация начала урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Приветствие. Пожелания продуктивной работы. Определяет готовность учащихся к работе | Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу |
|
Речевая разминка | Предлагает прочитать стихотворение с доски с разными интонациями: – с сердитой; – с веселой; – с грустной; – с ускорением; – выразительно. Оценить чтение своего товарища | Читают стихотворение с разными интонациями. Оценивают чтение, высказывают, удалось ли передать интонацию чтения. | Вот у теплой печки кот Песенку свою поет: День сегодня за окошком. Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко. Мур, мур, мур… |
Проверка домашнего задания | – У кого из вас есть дома питомцы? – За что вы любите их? – Как ухаживаете, расскажите? | Дети рассказывают о своих домашних животных |
|
Подготовительная работа | Рассказ учителя о собаках. Демонстрация иллюстраций с изображением разных пород животных (приложение 1) | Слушают рассказ учителя. Делятся своими впечатлениями. Узнают породы декоративных собак. | Вывешиваются иллюстрации с изображением декоративных собак |
Постановка темы, цели урока | – С произведениями какого автора мы знакомимся на уроках? – Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать стихотворение? Тема урока: «Мой щенок» С.В. Михалкова. – Какую цель мы поставим? | Высказывают свои предположения (С.В. Михалкова); – о животном; – о щенке.
– Учиться выразительно читать. |
|
Изучение нового материала | 1. Словарная работа: – что такое жбан? – что значит: «сбилась с ног», «лежит пластом»? 2. Чтение стихотворения учителем. – Понравилось вам стихотворение? – Какие чувства испытывали при чтении? 3. Прочитайте стихотворение самостоятельно. | Дети ищут значение этого слова в словаре. Высказывают свои предположения. Слушают чтение стихотворения.
Делятся своими чувствами, переживаниями Читают стихотворение про себя | Жбан – кувшин с крышкой. Сбилась с ног – очень устала от беготни, хлопот. Лежит пластом – лежит неподвижно, вытянувшись |
Физкульт-минутка | Дает указания: 1. Сделайте глубокий вдох, закрыв глаза. Напрягите мускулы шеи, лица и головы 2-3 секунды. Выдохните, широко раскройте глаза и рот. Повторите упражнение 4 раза. 2. Опершись локтями о стол, прикройте ладонями глаза, не надавливая на них. Опустите лицо на ладони и наслаждайтесь темнотой. Эффект усиливается, если предварительно потереть ладони. 3. Расслабьте мускулы глаза и лица, поглядев 20-30 секунд на пустую стену. Усиленно поморгайте, задействуя как можно больше лицевых мускулов. 4. Выберите три точки для фиксации взгляда. Переводите взгляд с точки на точку в течение 3 минут. 5. Закройте глаза на 5 секунд, откройте и посмотрите на переносицу. Сделайте это 3-5 раз. | Дети выполняют указания учителя. |
|
Закрепление изученного | 1. Выборочное чтение. – Прочитайте, как вел себя щенок утром. – Найдите в тексте размышления девочки во время ожидания. – Каким увидела девочка щенка, когда он вернулся? – Из каких строк видна, что девочка любит своего щенка? 2. Работа по составлению диафильма. – На сколько частей можно разделить текст? – К каким частям стихотворения можно отнести иллюстрации в учебнике? – Какие картинки вы нарисовали бы еще? | Зачитывают строки из текста стихотворения.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя
Словесно рисуют картины к стихотворению. Делятся впечатлениями | Диафильм– такая лента со снимками для демонстрирования |
Применение знаний, полученных на уроке | – Ребята, как вы думаете, о чем нужно подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку, рыбку? Обращение к детям: «Не забывай, ты всегда в ответе за всех, кого приручил» (Сент-Экзюпери). Игра «Угадай животное по произведениям Михалкова». (приложение 2) |
Угадывают животное. |
|
Домашнее задание | Научиться выразительно читать стихотворение | Записывают задания в дневник |
|
Рефлексия | Предлагает алгоритм рефлексии: что нового вы узнали сегодня на уроке? – Чему научились сегодня на уроке? – Как нужно относиться к животным? | Анализируют результаты своей деятельности на уроке | Учитель называет самых активных учащихся на уроке |
Приложение 1
Дружба человека и собаки насчитывает тысячелетия. Доказательством служит то, что при раскопках стоянок первобытных людей находят многочисленные останки собак. О том, как возникла эта дружба, сейчас можно только догадываться, но бесспорно одно – с самых давних пор собака верно служит человеку.
В разные времена к собакам относились по-разному. Так, в Египте они считались священными животными, а в некоторых других странах Востока питались их мясом. И, тем не менее, весь долгий путь развития цивилизации собака прошла бок о бок с человеком. Она помогала добывать пищу пещерным людям, охраняла замки сеньоров средневековья и принимала участие в пышных охотах эпохи Возрождения, приспосабливалась к условиям жизни в городе.
Совершенно естественно, что во все времена хорошие собаки ценились высоко. Пастухи оставляли у себя тех, кто лучше справлялся с трудным делом охраны. Охотники отбирали собак с наиболее тонким чутьем. А знатные дамы, щеголяя друг перед другом, заводили изящных маленьких собачек, делая их предметом моды
Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраса.
Однако единой для всех стран систематики пород до сих пор не существует. Их условно подразделяют на служебные, охотничьи, спортивно-служебные и декоративные. Назначение первых трех групп ясно из их названий. Но зачем нужны декоративные собаки? Ведь с ними не охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. И все же польза от них несомненна. Бесконечно преданные, они своей любовью приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой ребенок никогда не вырастет жестоким, он научится быть в ответе за другое существо. Сколько веселых минут доставит пес своими играми и проказами. А если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина.
Приложение 2
1. Как могут они
Под землею расти?
И скучную жизнь
Под землею вести?
Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает их
Днем погулять!
2. Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это? Мой ...
3. Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, … –
Вот компания какая!
4. Много лет, за годом год,
Из глубин соленых вод
Как затворница-монашка
Выплывает...
5. Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый ...
6. Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
7. Целый день долблю, долблю,
А как день кончается,
Равен мой улов нулю.
Вот что получается!
Надоело зря долбить!
Присоветуй, как мне быть?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatura.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Булатова Лидия Павловна.
Предмет: Литературное чтение.
Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Создать условия для эмоционального восприятия содержания стихотворения и раскрытия его основной мысли.
Задачи обучения:
1. Учить способам целеполагания, прогнозирования, рефлексии.
2. Познакомить с разными породами собак.
3. Формировать навык беглого, выразительного, осознанного чтения.
4. Учить анализировать текст, подтверждать свои высказывания цитатами текста.
Задачи развития:
1. Развивать навык с различными источниками информации.
2. Развивать творческое воображение.
Задачи воспитания:
1. Прививать любовь и ответственное отношение к животным.
2. Воспитывать сочувствие, доброту через эмоциональное содержание стихотворения.
Коррекционные задачи:
1. Развитие и совершенствование связной речи.
2. Развивать воображение и мыслительную активность.
1. Организация начала урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Приветствие. Пожелания продуктивной работы. Определяет готовность учащихся к работе | Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу | |
Речевая разминка | Предлагает прочитать стихотворение с доски с разными интонациями: – с сердитой; – с веселой; – с грустной; – с ускорением; – выразительно. Оценить чтение своего товарища | Читают стихотворение с разными интонациями. Оценивают чтение, высказывают, удалось ли передать интонацию чтения. | Вот у теплой печки кот Песенку свою поет: День сегодня за окошком. Хмур, хмур, хмур… Подремлю в тепле немножко. Мур, мур, мур… |
Проверка домашнего задания | – У кого из вас есть дома питомцы? – За что вы любите их? – Как ухаживаете, расскажите? | Дети рассказывают о своих домашних животных | |
Подготовительная работа | Рассказ учителя о собаках. Демонстрация иллюстраций с изображением разных пород животных (приложение 1) | Слушают рассказ учителя. Делятся своими впечатлениями. Узнают породы декоративных собак. | Вывешиваются иллюстрации с изображением декоративных собак |
Постановка темы, цели урока | – С произведениями какого автора мы знакомимся на уроках? – Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать стихотворение? Тема урока: «Мой щенок» С.В. Михалкова. – Какую цель мы поставим? | Высказывают свои предположения (С.В. Михалкова); – о животном; – о щенке. – Учиться выразительно читать. | |
Изучение нового материала | 1. Словарная работа: – что такое жбан? – что значит: «сбилась с ног», «лежит пластом»? 2. Чтение стихотворения учителем. – Понравилось вам стихотворение? – Какие чувства испытывали при чтении? 3. Прочитайте стихотворение самостоятельно. | Дети ищут значение этого слова в словаре. Высказывают свои предположения. Слушают чтение стихотворения. Делятся своими чувствами, переживаниями Читают стихотворение про себя | Жбан – кувшин с крышкой. Сбилась с ног – очень устала от беготни, хлопот. Лежит пластом – лежит неподвижно, вытянувшись |
Физкульт-минутка | Дает указания: 1. Сделайте глубокий вдох, закрыв глаза. Напрягите мускулы шеи, лица и головы 2-3 секунды. Выдохните, широко раскройте глаза и рот. Повторите упражнение 4 раза. 2. Опершись локтями о стол, прикройте ладонями глаза, не надавливая на них. Опустите лицо на ладони и наслаждайтесь темнотой. Эффект усиливается, если предварительно потереть ладони. 3. Расслабьте мускулы глаза и лица, поглядев 20-30 секунд на пустую стену. Усиленно поморгайте, задействуя как можно больше лицевых мускулов. 4. Выберите три точки для фиксации взгляда. Переводите взгляд с точки на точку в течение 3 минут. 5. Закройте глаза на 5 секунд, откройте и посмотрите на переносицу. Сделайте это 3-5 раз. | Дети выполняют указания учителя. | |
Закрепление изученного | 1. Выборочное чтение. – Прочитайте, как вел себя щенок утром. – Найдите в тексте размышления девочки во время ожидания. – Каким увидела девочка щенка, когда он вернулся? – Из каких строк видна, что девочка любит своего щенка? 2. Работа по составлению диафильма. – На сколько частей можно разделить текст? – К каким частям стихотворения можно отнести иллюстрации в учебнике? – Какие картинки вы нарисовали бы еще? | Зачитывают строки из текста стихотворения. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Словесно рисуют картины к стихотворению. Делятся впечатлениями | Диафильм– такая лента со снимками для демонстрирования |
Применение знаний, полученных на уроке | – Ребята, как вы думаете, о чем нужно подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку, рыбку? Обращение к детям: «Не забывай, ты всегда в ответе за всех, кого приручил» (Сент-Экзюпери). Игра «Угадай животное по произведениям Михалкова». (приложение 2) | Угадывают животное. | |
Домашнее задание | Научиться выразительно читать стихотворение | Записывают задания в дневник | |
Рефлексия | Предлагает алгоритм рефлексии: что нового вы узнали сегодня на уроке? – Чему научились сегодня на уроке? – Как нужно относиться к животным? | Анализируют результаты своей деятельности на уроке | Учитель называет самых активных учащихся на уроке |
Приложение 1
Дружба человека и собаки насчитывает тысячелетия. Доказательством служит то, что при раскопках стоянок первобытных людей находят многочисленные останки собак. О том, как возникла эта дружба, сейчас можно только догадываться, но бесспорно одно – с самых давних пор собака верно служит человеку.
В разные времена к собакам относились по-разному. Так, в Египте они считались священными животными, а в некоторых других странах Востока питались их мясом. И, тем не менее, весь долгий путь развития цивилизации собака прошла бок о бок с человеком. Она помогала добывать пищу пещерным людям, охраняла замки сеньоров средневековья и принимала участие в пышных охотах эпохи Возрождения, приспосабливалась к условиям жизни в городе.
Совершенно естественно, что во все времена хорошие собаки ценились высоко. Пастухи оставляли у себя тех, кто лучше справлялся с трудным делом охраны. Охотники отбирали собак с наиболее тонким чутьем. А знатные дамы, щеголяя друг перед другом, заводили изящных маленьких собачек, делая их предметом моды
Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраса.
Однако единой для всех стран систематики пород до сих пор не существует. Их условно подразделяют на служебные, охотничьи, спортивно-служебные и декоративные. Назначение первых трех групп ясно из их названий. Но зачем нужны декоративные собаки? Ведь с ними не охотятся, они не пасут стада и не разыскивают преступников. И все же польза от них несомненна. Бесконечно преданные, они своей любовью приносят радость одиноким людям. Рядом с собакой ребенок никогда не вырастет жестоким, он научится быть в ответе за другое существо. Сколько веселых минут доставит пес своими играми и проказами. А если возникает опасность, даже самая маленькая и слабая собака самоотверженно бросится на защиту хозяина.
Приложение 2
1. Как могут они
Под землею расти?
И скучную жизнь
Под землею вести?
Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает их
Днем погулять!
2. Вдруг какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это? Мой ...
3. Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, … –
Вот компания какая!
4. Много лет, за годом год,
Из глубин соленых вод
Как затворница-монашка
Выплывает...
5. Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый ...
6. Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
7. Целый день долблю, долблю,
А как день кончается,
Равен мой улов нулю.
Вот что получается!
Надоело зря долбить!
Присоветуй, как мне быть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. С. В. Михалков. «Мой щенок»
Этот материал предназначен для учителей нач. классов, для урока чтения....
Урок литературного чтения "С.В.Михалков "Мой щенок" 2 класс.
Урок литературного чтения составлен по УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...
Урок литературного чтения С. В. Михалков «Мой щенок"
Цель:Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь выразить свое отношение к происходящим событиям.Задачи:Обучать самостоятельной работе с ...
Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой щенок"
Конспект по литературному чтению С.В. Михалков "Мой щенок". 2 класс. Школа России....
Урок речевая практика С.В. Михалков «Мой щенок»
Урок речевая практикаВид урока: урок открытий новых знанийТема: С.В. Михалков «Мой щенок»...
Технологическая карта урока литературного чтения «С. В. Михалков «Мой щенок»» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с произведением С. В. Михалкова «Мой щенок». формирования доброго и ответственного отношения к домашним животным.Задачи урокаДидактически...