Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Добрякова Анна Юрьевна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:

 «Малые жанры устного народного творчества»

Цели:

1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка; обогатить словарный запас детей; работать над выразительностью речи;

2. Воспитательные –  воспитывать и поддерживать интерес  к чтению, взаимопомощи и взаимопонимания при совместной работе.

3.Развивающие  - развитие самостоятельности мышления,  речевых  навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.

 

Оформление: слайдовая презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс «Малые жанры устного народного творчества» Учитель начальных классов Добрякова Анна Юрьевна

Слайд 2

АФИША

Слайд 3

«Малые жанры устного народного творчеств а»

Слайд 4

В старину быт русского народа был иным. Информацию люди получали через русское народное творчество. Ведь не было ни компьютеров ни книг, ни телевидения, ни радио. Но для того, что бы коротать долгие зимние вечера, наши предки рассказывали сказки, потешки, пели песни собственного сочинения.

Слайд 5

«Зтооло бодвюаыт зи езмил,а низаня зи гиник.»

Слайд 6

«Золото добывают из земли, а знания из книги»

Слайд 7

«Медведь с котелком, полез за медком, Полез с котелком, медведь за медком.»

Слайд 8

Серебряные иголки, на землю падают, природу радуют. "

Слайд 9

Потягушки, потягушечки, Наши ножки топотушечки. Наши ручки хватунюшечки, Потягушки, потягушечки.

Слайд 10

Закличка

Слайд 11

Зима зимушка зима, Уходи ты со двора. К нам весна придет, Много солнца принесёт! Солнце ярче пригревай, Лето ты не отпускай! Тучка солнышко открой, Будет урожай горой!

Слайд 12

Тани, Вани, трикадоры, Сахар,махар,помидоры, Аз, бас, трибабас И выходит кислый квас.

Слайд 13

Песни и частушки.

Слайд 14

Сейчас вы все ученики Но помните наверно. Когда вы были малыши, вам пели …

Слайд 15

колыбельную!

Слайд 16

Спи дитя любимое, баюшки баю. Песню колыбельную, я тебе спою. Пусть она запомнится добрым наставлением, предостережением на всю жизнь твою.

Слайд 17

Сказка

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Ответы учащихся. 1 группа 2 группа Все мы любим веселушки, Под названием частушки. Их поёт и стар и мал, Не смотря на свой вокал. 3 группа Водичка, водичка, Умой моё личико. Чтобы глазоньки блестели, И мы никогда не болели!

Слайд 21

Прозвенел звонок весёлый, Подошёл урок к концу. Повторили всё, что знали Мы сегодня МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:

 «Малые жанры устного народного творчества»


Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:

 «Малые жанры устного народного творчества»

Цели:

1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка; обогатить словарный запас детей; работать над выразительностью речи;

2. Воспитательные –  воспитывать и поддерживать интерес  к чтению, взаимопомощи и взаимопонимания при совместной работе.

3.Развивающие  - развитие самостоятельности мышления,  речевых  навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.

Оформление: слайдовая презентация

Используемые педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве    
( работа в группах),здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ.минутки), проблемное обучение (частично-поисковая)

Ход урока

Этапы

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

3.Подготовительная работа.

4. Актуализация знаний.

4.1Речевая разминка.

4.2 Физминутка.

5. Творческое задание.

6.Итог урока.

Приветствие учащихся.

Настрой на работу.

На уроке, на уроке, на уроке чтения,

Мы работаем всегда все без исключения.

Научились мы читать, учить стихотворения,

Сочиняем мы стихи, все без затруднения!

Сегодня ,ребята, у нас итоговый урок по теме, которую мы определим вместе с вами.

Каждый из вас хотя бы один раз был на представлении, будь это цирк или театр.

Перед представлением зритель знакомится  с афишей. Кто помнит, что изображено на афише?

Перед вами афиша, изучив её,  вы сможете назвать тему нашего урока. (Слайд №2)

Где живут сказочные герои?

Когда взрослые поют песенки детям?

Как называются эти песенки?

Любят дети играть в разные игры?

Все, что вы сейчас назвали можно назвать малыми жанрами устного народного творчества.

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с малыми жанрами устного народного творчества, сегодня мы вспомним эти жанры.  (слайды №3, №4)

Девизом нашего урока будет пословица. Пословицы дошли к нам с давних времен. В пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.

Кто попробует её прочитать? Буквы рассыпались.

«Зтооло бодвюаыт зи езмил, а низаня зи гиник.» (слайд №5)

Что означают эти слова?

Всегда ли были книги?

Как же люди общались и передавали свои знания?

Сейчас я предлагаю вам побывать в роли вестника, который должен передать очень важную информацию не упустив ни одного слова. Поиграем в игру «Важное известие». Послушайте и повторите каждое слово. Кто не ошибётся ни разу, получит звание «Вестник класса».

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка дружок.

Задолго до того, как появилась письменность и первые книги, главным источником общения и знаний было слово. Люди, общаясь друг с другом, передавали свои  мысли и знания.  Устное народное творчество появилось гораздо раньше, чем письменность.  Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского означает народная мудрость, народное знание. Всё, что знали люди, передавалось устно от старших младшим. Другими словами  всё передавалось из уст в уста.

Так что мы называем устным народным творчеством?

Подумайте и скажите, о каком жанре идёт речь?

Нелегко сказать быстро, язык заплетается.

Этот жанр особенный, он появился  очень давно. Маленький ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки. Скороговорки развивают органы речи. Когда  мы используем скороговорки?

Скажем мы скороговорки громко, громко, громко, громко! Кто быстрей и правильней.

«Медведь с котелком полез за медком, полез с котелком, медведь за медком ». (Скороговорка собственного сочинения) (слайд№7)

Какие вы ещё знаете скороговорки?

Древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе. (Слайд№8)

В древности считалось, что человек, который умел отгадывать загадки, обладал умом, знаниями и сообразительностью.

Загадок существует огромное количество, но сегодня я  предлагаю вам загадать загадки собственного сочинения. А сейчас красиво сели, на меня все посмотрели, дружно слушаем загадки, громко говорим отгадки!

О чём наши загадки?

Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но всё что нужно делали – под разные песенки, шуточки-прибауточки.,

Потягушки, потягушечки,

Наши ножки топотушечки.

Наши ручки хватунюшечки,

Потягушки, потягушечки. (слайд№9)

Способ уговаривать природу. (Слайд №10)

Мы заклички скажем дружно, для погоды это нужно!

Радуга-дуга,

Принеси нам  дождя!

Что просили люди у природы?

А теперь давайте вспомним, какие заклички мы сочиняли.

Молодцы, ребята!

Древний способ тайного счета и способ бросать жребий. (Слайд№12)

Я вам буду называть зашифрованные слова, похожие на числа, а вы назовёте эти числа.

Азы, базы, тризы, пята.

Самый любимый и самый распространённый жанр устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так или в сопровождении балалайки, а чаще гармони. Под неё нередко пляшут. (Слайд №13)

С каким настроением, вы исполняли частушки?

Следующий жанр я представляю вам с помощью стихотворения, только последнее слово этого стихотворения назовите хором.

Сейчас вы все ученики,

Но помните ,наверно,

Когда вы были малыши, вам пели колыбельную! (слайд№14, № 15)

Конечно, их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно младенцы. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

Сегодня мы пропоём колыбельные песни, те, которые пели вам ваши мамы, когда вы были совсем меленькими.  Браун Наталья Ивановна, мама Эвальда, пела колыбельные песни. Давайте одну из них  сейчас споём.

Каким голосом мы пели песню?

Слова в песне ласковые, певучие, нет резких, взрывных звуков. Говорится о тишине и покое. Дети подрастали, и на смену колыбельной песни приходит следующий жанр.

Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Если собеседнику не верят, ему говорят: что ты мне сказки рассказываешь.

Иллюстрацию, какой сказки вы видите? (слайд№17)

Какая это сказка?

Какая особенность у докучных сказок?

Главная особенность докучных сказок, наличие повтора.

Легко ли запомнить докучную сказку? Почему?

Посмотрите и скажите, к каким сказкам относятся эти иллюстрации? (слайд №18)

Как называются такие сказки?

Какие вы ещё знаете сказки-цепочки?

Помимо тех сказок, которые мы назвали, существует огромное количество сказок, которые мы будем читать на уроках литературного чтения.

А сейчас  я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку»

Девушка, потерявшая хрустальный башмачок.

Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.

Предмет ,на конце которого хранилась смерть Кощея бессмертного.

Итоги нашего урока мы подведём с помощью творческого задания. Работать будем в группах.

1 группа.  К какому жанру относится это четверостишье? Нарисуйте иллюстрацию.

Летит орлица,
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.    (Туча)

2 группа.  К какому жанру можно отнести эту иллюстрацию? Придумайте своё стихотворение. (Слайд №19)

3 группа.  Дополните четверостишье рифмой.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Ребята, можем мы назвать те жанры, о которых мы говорили, детским фольклором и почему?

На протяжении всего урока мы играли, шутили, разве это  возможно без знания  фольклора.

Люди неосознанно используют фольклор в своей речи, потому что, те колыбельные, которые мы слушали на ночь от мам и бабушек, обязательно споём  их своим детям, наши дети своим детям и так будет продолжаться всегда.   Устное народное творчество- это не только те жанры, о которых мы сегодня говорили. Мы продолжим знакомство с фольклорными жанрами в других классах.

Закончим наш урок Четверостишием.

Прозвенел звонок веселый,

Подошёл урок к концу.

Повторили всё, что знали

Мы сегодня МОЛОДЦЫ! (слайд №20)

Ученик читает стихотворение.

Учащиеся самостоятельно определяют  тему и цели урока.

На афише изображено то, что входит в программу представления.

На афише изображены сказочные герои, взрослые поют песенки детям, дети играют.

Сегодня на уроке мы вспомним загадки, скороговорки, считалки, дразнилки, заклички.

Также  вспомним докучные сказки.

Сказочные герои живут в сказках.

Когда дети ложатся спать.

Я думаю, колыбельные песенки.

Да, любят, мы знаем много игр.

Дети читают пословицу хором за учителем, а потом объясняют значение.

«Золото добывают из земли, а знания из книги». (Слайд№6)

Если много читать, то будешь больше знать.

Нет, не всегда, давным-давно не было книг, и люди не умели ни читать, ни писать.

Раньше, чтобы передать очень важное послание, выбирали человека, который мог выучить это послание наизусть и,  не забыв ни одного слова, передать  это послание.

( задание способствует развитию памяти учащихся)

Дети слушают, затем повторяют, стараясь не упустить ни одного слова.

Устное народное творчество, это то, что передавалось из уст в уста, от старших младшим.

Учащиеся отвечают.

Этот жанр- скороговорки.

На уроке чтения, когда проводим речевую разминку.

Дети читают хором и по одному.

Добры бобры,  идут в боры.

Этот жанр называется загадки.

Самая большая лампочка. (Луна)  (автор  Разов Даниил)

Самая большая зелёная ягода. (Арбуз)  (автор Контанистова Саша)

Серебряные иголки, с неба падают, природу радуют. (Дождь)  (автор Маркова Настя)

Наши загадки о природе.

Дети выполняют движения вместе с учителем.

Этот жанр называется заклички.

Дети повторяют за учителем.

Люди просили дождя, потому что долго стояла жаркая погода,  и мог погибнуть урожай.

Мы сочиняли заклички про времена года.

Дети читают заклички собственного сочинения.

Зима зимушка зима,

Уходи ты со двора.

К нам весна придет,

Много солнца принесёт! (автор Васильева Вероника)

Солнце ярче пригревай,

Лето ты не отпускай! (автор КоролёваЕкатерина)

Тучка солнышко открой,

Будет урожай горой! (автор Разов Даниил) (слайд№11)

Считалки.

(ответы детей)

Раз, два, три, пять.

Этот жанр частушки.

(В исполнении детей, звучат частушки, собственного сочинения.)

1.В Петербургской школе мы,

Учимся старательно.

И своих учителей,

Слушаем внимательно.

2.Все ребята в нашем классе

Очень уж спортивные.

Занимаем мы всегда,

Лишь места престижные.

3.За экологию всегда,

Мы стоим горою.

Местный житель иногда,

Ой, не прав порою.

4.Дом для птиц построим мы,

Птиц спасаем от зимы.

На благое дело,

Мы шагаем смело.

(ответы детей)

Настроение весёлое.

Учащиеся отвечают хором,

колыбельную.

Дети вместе с учителем поют колыбельную песню.

Мы пели песню, тихим, протяжным голосом. (Слайд № 16)

Сказка «Про сороку и рака»

Это докучная сказка.

В этих сказках повторяются слова.

Запомнить докучную сказку легко, потому что слова в ней повторяются.

«Репка», «Колобок»

Это сказки – цепочки.

Сказка  «Теремок», там все поочереди заселялись в теремок, пока медведь не сломал его.

(ответы детей)

Эту девушку звали Золушка.

Эта сказка называется «Колобок»

Это игла, сказка называется «Марья Маревна».

Дети работают в группах.

(ответы детей)

Все мы любим веселушки, Под названием частушки.

Их поёт и стар и мал,

Не смотря на свой вокал.

И мы никогда не болели. (Ответ детей)

Я думаю, можем, потому что сказки, колыбельные песенки, игры, считалки, скороговорки придуманы для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Конспект урока и презентация по чтению 3 класс коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка".

Конспект урока и презентация по чтению и развитию речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме: По Г.Снегиреву "Верблюжья варежка"....

Литературное чтение 2 класс Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки, образ осени в загадках.

Тема: Повторение по разделу устно-народное творчество. Люблю природу русскую. Осенние загадки,  образ осени в загадках....