Конспект урока по обучению грамоте. Буква Ц,ц. Звук [Ц].
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Терешонок Елена Викторовна

конспект урока по обучению грамоте по новым стандартам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Система Л. В. Занкова

МБОУ « СОШ №40»

Учитель: Терешонок Елена Викторовна

Тема урока: Звук [ц] и буква Ц, ц.

Цель: знакомство с новой буквой и звуком, который она обозначает.

Задачи:

- познакомиться со звуком [ц] и буквой Цц;

- учиться отличать звук [ц] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв русского языка;

- учиться читать слоги, слова с новой буквой;

- развивать речь обучающихся;

- формировать умения слушать, слышать друг друга и уважать товарища, вступать в диалог, сотрудничать в парах и группах.

Оборудование:

• сигнальные  карточки;

• веер букв;

• слоговые карточки

• карточки с загадками для  работы в группах;

• тексты для работы в парах;

• компьютерная презентация.

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Проверьте готовность к уроку.

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

-Сегодня на уроке нам понадобится…

Как вы думаете что?

-Правильно. А ещё наблюдательность, внимание, умение работать в парах и группах, слушать и помогать друг другу.

Ребёнок настраивается на урок, на ситуацию, предложенную учителем.



Дети отвечают

Личностные:

-осознание себя как ученика.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать.

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Артикуляционная разминка

2.  Упражнение для дикции.

Учитель произносит скороговорку:

Цыган сказал на цыпочках цыплёнку цыц.

Дети произносят скороговорку размеренно хором.

- Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ц)

III. Повторение

-Предлагаю сыграть в игру «Да- Нет».



-Верно ли, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем?

-Верно ли, что все согласные парные?

-Какие согласные вы знаете непарные?



-Верно ли, что буквы А, О, У, Ы, Э указывают на твёрдость стоящего перед ними согласного?

-А что же вы тогда скажете о буквах И, Е, Ё, Ю, Я?

Дети сигнальными карточками  показывают, согласны с утверждением или нет. Отвечают на вопросы:

- Верно.


- Неверно.

- Далее ученик отвечает, остальные дети карточками-сигналами  показывают, согласны с ответом одноклассника или нет.


- Верно.

- Обозначают мягкость предшествующего согласного.

Личностные:

-самооценка.

Познавательные:

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать

-вступать в диалог

-владеть вербальными и невербальными средствами речи

-умение полно и точно выражать свои мысли.

IV.  Работа в группах. Формулирование учащимися темы и задачей урока.

- Сейчас вам предстоит работа в группах по следующему плану:

1) Отгадать загадку

2) Составить звуковую схему слова-отгадки.

Загадка для 1 группы:

Комочек пуха,

длинное ухо,

Прыгает ловко,

любит морковку

Загадка для 2 группы:

На одной ноге стоит, 
В воду пристально глядит. 
Тычет клювом наугад - 
Ищет в речке лягушат.

Загадка для 3 группы:

Летом в огороде-свежие, зеленые.

А зимою в бочке- желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?

Загадка для 4 группы:

Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик. 

Загадка для 5 группы:

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется...

 


Загадка для 6 группы:

 Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!



- Проверьте  верно ли вы составили схему слов-отгадок.


- Что общего во все этих отгадках?


- Какой одинаковый звук есть в названии этих предметов?

- Что можете о нем сказать? Охарактеризуйте его.


- Как вы думаете, есть ли мягкая пара у звука [ц]? Звонкая?


-Какой буквой мы обозначим звук?


-Кто же скажет тему нашего урока. Подумайте, какую учебную задачу мы будем решать сегодня?

Дети читают и отгадывают загадки.  Составляют звуковую схему слов-отгадок. (слайд 1)





- Заяц (слайд 2)





- Цапля (слайд 3)




- Огурцы (слайд 4)



- Ножницы (слайд 5)




- Синица (слайд 6)






- Цыплёнок (слайд 7)





Дети самостоятельно проверяют задание по схемам (презентация )


Буква Ц.

 

Звук [ц]


- Звук [ц] – согласный, твердый, непарный, глухой, непарный.





- Буква «це».


1) Познакомиться с буквой «це» и звуком, который она обозначает.

2) Учиться отличать звук [ц] и букву «це» от других звуков и букв.

3) Читать слоги, слова с новой буквой.

Личностные:

-самооценка

-смыслообразование (интерес к новому, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу).

Регулятивные:

- постановка учебной задачи

-определение последовательности действий

-контроль (сличение способа действия и его результата)

-оценка (осознание того, что усвоено)

-саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий).

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

-смысловое чтение

-знаково-символические действия (моделирование)

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать:

-вступать в диалог

-владеть вербальными и невербальными средствами речи

-участие в коллективном обсуждении проблем

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-сотрудничество с группой сверстников

-понимание возможности различных точек зрения на предмет

-уважение к другой точке зрения

-учёт разных мнений и умение выразить своё

-умение договариваться и находить общее решение

-способность сохранять доброжелательность в ситуации конфликта интересов

-адекватно реагировать на высказывания сверстников.

V. Чтение слов с новой буквой.


Работа с учебником. Развитие речи.


-В «Азбуке»  найдите  все слоги с буквой «Ц»


-Какие слоги вы нашли?

-Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Подумайте, о чём будет ваше предложение? Что вы хотите в нём сказать?





- Дети называют слоги:



Дети, выбрав слово, составляют предложение.

Личностные:

-самооценка.

-смыслообразование (познавательная мотивация, интерес к новому).

Познавательные:

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме

-контроль и оценка процесса и результата деятельности

-смысловое чтение

-выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.


VI.Физкультминутка.


VII.  Чтение текста.

Работа в парах.

-



Буква «Ц» просит вас найти себе пару по половине картинки.

-Послушайте внимательно следующее задание. Выполнять начнёте по сигналу.


- К половинке картинки прикреплён текст. Прочитайте тексты самостоятельно «про себя», друг другу в паре и постарайтесь запомнить слова с буквой «Ц».  Посчитайте, сколько таких слов вам встретилось, и назовите их.


-Спасибо! Молодцы! Порадовали букву именинницу! Садитесь на свои места.




-Дети берут часть картинки с текстом  и, двигаясь по классу, находят человека, у которого вторая половинка их картинки. Затем пара занимает любое место в кабинете и выполняет задание.

-Каждая пара по очереди называет выбранное слово. Остальные дети, если согласны, что в названном слове есть буква «Ц», показывают сигнал.



-Дети садятся на свои места.






Личностные:

-самооценка

-Смыслообразование (интерес к новому, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным общест-

ву).

Регулятивные:

-определение последовательности действий

-контроль (сличение способа действия и его результата)

-коррекция.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

-смысловое чтение.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать:

-уступать в диалог

-участие в коллективном обсуждении проблем

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-сотрудничество со  сверстником

-уважение к другой точке зрения.

-учёт разных мнений и умение выразить своё

-умение договариваться и находить общее решение.

VIII.   Работа по учебнику.

-Мы изучили новую букву?

-А для чего мы изучаем буквы?

-Кто пишет тексты?


-Откройте Азбуку на с.81. Найдите задание «Путаница».

- Как вы понимаете слово «путаница»?


- Как вы думаете, какое задание нам предстоит сделать?




-Проверка задания. Чтение вслух «по- цепочке».


-В какой части текста вы заметили путаницу?

-Придумайте свой вариант путаницы с этими же героями.



-Кто автор этого текста?


-Как вы думаете, дети могут сочинить тексты?


У вас в учебнике написаны тексты, которые придумали ваши сверстники- ученики первых классов.

Выберите один из этих двух текстов и приготовьтесь читать вслух.

-Можно ли эти тексты назвать путаницей? Почему?

-Сосчитайте, сколько всего животных встретилось в прочитанных текстах?




-Как вы думаете, ваши родители  могут стать авторами текстов?-


-Да.

-Чтобы писать и читать тексты.

-Учёные, писатели, поэты.




Дети объясняют значение слова.


Дети формулируют задание:  прочитать текст и выяснить, что же там напутано.


Дети самостоятельно читают, готовятся к выразительному чтению текстов.

 Ученики вслух, выразительно зачитывают по одной строчке.


Дети зачитывают.


-Ехал кактус на коне,

Вёл старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

(Эдуард Успенский)






-Два ученика читают по- очереди тексты.

-


Дети доказывают свою точку зрения.

-

Дети еще раз возвращаются к текстам, просматривают их глазами и считают животных. (Конь, собака, журавль, лиса, мышка)


Дети высказывают свое мнение.

Личностные:

-самооценка

Регулятивные:

-контроль

-коррекция

-оценка

-саморегуляция

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности

-смысловое чтение.

IX.  Рефлексия.

- Вспомним, какую цель  мы ставили на сегодняшний урок?

-Удалось ли нам достичь, сформулированных в начале урока, задач?

- Кому сегодня на уроке было трудно?

-Когда было трудно?




- Выберите любое предложение и продолжите:

Сегодня на уроке я …

Я запомнил…

Я научился…

Я узнал…

Я удивился…

-Всем  спасибо за работу на уроке!

-Дети назвали ещё раз задачи, поставленные в начале урока.




-Несколько человек подняли руки.

-Каждый, кто поднял руку, ответил на вопрос.



-По желанию каждый ребёнок ответил на следующие вопросы.

Регулятивные:

-контроль и оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения)

-саморегуляция.

Познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

-самооценка.

        

              

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].

Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"

Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания....

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе.«Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х»

Некоторые этапы данного урока можно использовать во внеклассной работе....

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [л], [л,], буквы Л, л.» УМК « Планета знаний»

конспект урока предназначен для учителей , работающих по программе " Планета знаний"...

конспект урока по обучению грамоте" Буква Ц.ц.Звук ц"

конспект урока по обучению грамоте " Буква Ц.ц.звук ц".1 ласс.УМК 21 век...

Конспект урока по обучению грамоте Буквы Г,г, звуки г/, г. Закрепление.

Цели: 1. Образовательные:- Формировать умение характеризовать звук г , г;- Учить плавному слоговому чтению слов и предложений с буквой г;- формировать умение работать с текстом2. Развивающие:- Ра...