Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt__uroka_po_obucheniyu_gramote.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по обучению грамоте  "Звуки [в], [в'], буква В в".

учителя начальных классов Ульяновой Е.В.

 Цели: ознакомить детей с буквой Вв и звуками [в], [в'].

 Задачи:

     - закрепить знания детей о гласных и согласных, звонких и глухих звуках и их артикуляционных признаках;

    - развивать речевой слух и совершенствовать навык звукового анализа слов различной звуко-слоговой структуры;

   - продолжить формирование умения вычленять из речи слова с определенными звуками (в данном случае [в] [в']) и правильно характеризовать эти звуки;

   - работать над развитием речи и техникой чтения;

   - содействовать развитию интереса к обучению грамоте посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов;

   - развивать внимание и память, формировать у учащихся умение осуществлять               мыслительные операции.

                                                       Ход урока.

           

        I  Повторение ленты букв.

               

1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на стадион и будем играть в одну спортивную игру, которую все очень любят. Догадались? Конечно же, это футбол. Но все места для зрителей перепутались. Помогите расставить их в правильном порядке.

                   

       ( На доске буквы, которые были пройдены ранее детьми. Нужно расставить их так, как они стоят в ленте букв. Вызываю 2-х человек на это задание:   один расставляет гласные, другой - согласные буквы).

        А мы с вами займемся другим заданием. Отгадайте, какая серая птица укажет нам путь к спортивному стадиону? (утка).

 

 2. Составление схемы слова "утка".

        ( Собирают на местах, один человек с места комментирует: "Слово утка состоит из двух слогов -ут- и -ка-. Первый слог -ут- состоит из гласного звука [у] и согласного твердого звука [т], этот звук глухой. Для обозначения этих звуков берем синий  квадратик. Второй слог -ка- состоит из согласного твердого звука [к], он глухой, и гласного звука [а], это слог-слияние, берем сине-красный прямоугольник. Ударение падает на первый слог.) Далее проверка ленты букв.

         II Знакомство со звуками [в] и [в] и буквой Вв.

             

             Итак, мы пришли на стадион, зрительские места расставлены правильно. Теперь давайте   поговорим о самой игре.

            - Куда игроки должны забить мяч? ( в ворота).

            - А что они кричат друг другу, чтобы передать мяч? (лови).

Выделяем из этих слов [в] и [в'].

1. Выделение этих звуков из других слов.

             - Как играть в футбол, вы знаете. Но с кем же мы будем играть? Нам нужна команда. Назовите как можно больше зверей и птиц со звуками [в] и [в']. (Дети называют: ворона, корова, сова, воробей, волк, верблюд, лев, свинья, буйвол, медведь, удав, соловей). (Учитель в помощь детям показывает картинки с изображением животных или показывает ребусы). Молодцы! Команду мы выбрали, начинается первый тайм.

2. Определение: гласный или согласный звук.

            ( На доске красный, синий и зеленый квадратик).

            - Как вы думаете, что нам нужно сейчас определить? (гласный или согласный).

            - Произнесем звук [в], еще раз [в-в-в].

            - Какой это звук? (согласный).

            - Почему? Докажите. (Воздух во рту встречает преграду).

             

3. Звонкость - глухость звука.

            ( На доске колокольчик и перечеркнутое ухо).

            - Звонкий это звук или глухой? (звонкий).

            - Как нам определить, звонкий звук или глухой? (звонкий звук мы произносим с помощью голоса, глухой - с помощью голоса и шума).

                Молодцы, ребята! Счет матча 2 : 0 в вашу пользу.

           

4. Твердость - мягкость звука.

                 ( На доске синий и зеленый квадрат).

                   Сравните имена двух наших игроков "волк" и "свинья". Назовите первый звук в  первом слове и второй звук во втором слове. ( [в] и [в']).

                  Итак, даем характеристику этих звуков: это звуки согласные, звонкие.

5. Знакомство с буквой В в.

                 - Звуки [в] и [в'] обозначаются буквой В в. (Вывешиваю на доску букву).

                 - На что похожа эта буква? (дети дают сравнения).

6. Чтение слогов-слияний.

                 ( На доске: ВА, ВИ, ВУ, ВЫ, ВО.)

                  - читаем слоги хором;

                  - читаем слоги с твердым согласным;

                  - читаем слоги с мягким согласным.

                   - Что нам указывает на твердость - мягкость согласного в слоге-слиянии?

                     (гласный звук верхнего или нижнего ряда).

                 Теперь мы с вами можем отгадать номера игроков, подставив недостающие слоги-слияния.

                     На доске:

                       1. СО - - ШКА             3. С - - НКА

                       2. - - ДРА                      4. - - РОНА

                                    5. КОРО - -.

                       Дети отгадывают слова, подставляя слоги-слияния.

7. Сопоставление картинок со звуковой схемой.

                   ( На доске картинки с изображением животных и схемы).

                                                                        (волк, медведь, сова)

                   

       

               Соедините схемы с изображением зверей и отгадайте, чья первая схема, кто вратарь  команды зверей? (медведь).

              Схему слова "медведь" выкладываем на парте.

                                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

              Ветер дует нам в лицо,

              Закачалось деревцо.

              Ветер тише, тише, тише.

              Деревцо все выше, выше.

8. Работа с текстом в азбуке.

                   - чтение текста;

                   - работа над смысловым пониманием;

                    - работа над интонацией (обращаю внимание детей на восклицательные        

    знаки, вырабатываем побудительную интонацию);

                   - называем слова с буквой в.

9. Чтение текста на стр.75 и работа со схемами предложений.

                   - читаем текст;

                   - сопоставляем текст со схемами.

                   - Отыщите и прочитайте предложение в тексте, соответствующее схеме:

                                   

10. Итог урока.

                  - Вы все молодцы, очень хорошо сегодня работали. Конечно, вы выиграли у команды  зверей в футбол, выполнили все задания, которые вам давали. А теперь давайте еще раз вспомним, о каких звуках и какой букве мы сегодня говорили? (О звуках [в] и [в'] и букве Вв).

                  - Дайте характеристику этой букве. ( Буква Вв обозначает два звука:[в] и [в'].  Это  звуки согласные, звонкие).

                                                 УРОК ОКОНЧЕН.                            

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: «Звуки [д], [д\']. Строчная буква д.»

Конспект разработан по образовательной  системе «Школа 2100».  Учебники «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина...

План-конспект урока по обучению чтению «Гласный звук [а], буква А, а»

Тема: «Гласный звук [а], буква А, а» Цели: - знакомить учащихся со звуком [а], буквами А,а, выполнять слого-звуковой анализ слов, учить характеризовать звуки речи, закреплять умение различать уст...

Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс

Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....

План – конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [ п], [ п,]. Буквы П, п"

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее.  Специфика урока в использовании индивидуальной  и фронтальной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие...

Конспект урока по обучению грамоте « Особенности звука (ж). Сочетание жи»

Данный конспект предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе Л.В. Занкова...