Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnyy_zvuk_u._bukva_uu.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у.

Цели: познакомить с заглавной и строчной буквами У, у, звуком [у], упражняться в чтении слогов, слов с изученными буквами; развивать фонематический слух, навык плавного слогового чтения, развивать коммуникативные качества; прививать ответственность за домашних питомцев

Оборудование: картинка Лунтика, “Букварь” под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., пропись «Мои волшебные пальчики», экран, мультимедиа проектор, компьютер.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Настрой на урок:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Сегодня на урок к нам пришёл удивительный гость. Отгадав загадку, вы узнаете, кто это.

На Землю он с Луны упал,

Нашёл друзей, сам другом стал.

Попал он только в мультик,

Назвали его…(Лунтик) Слайд.1

- Молодцы, правильно. А вы помните, ребята, каким был Лунтик?

Действительно, он очень любознательный, поэтому он тоже учится читать и писать, но с некоторыми заданиями пока ещё не может справиться. Поможем ему?

II. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы Лунтика.

- на какие две группы делятся все звуки?

- Какие звуки называются гласными?

- Какие звуки называются согласными?

- На какие две большие группы делятся согласные звуки? (глухие и звонкие). Слайд 2.

- Согласные звуки бывают еще … (твердые и мягкие)

- Назовите гласную, перед которой  согласные произносятся мягко.

Игра «Буква заблудилась». Слайд 3.

-Прочитайте буквы (к, н, п, р, т, ы). Какая буква заблудилась? Задайте этой букве вопросы.

(Почему буква ы лишняя? Какие звуки обозначает буква ы? Какой это звук? Почему? Назовите подружек буквы ы (а, о, и). (На экране появляются звуковички.)

-Мы уже со всеми буквами и звуками познакомились? Чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с новой буквой, звуком, читать слоги, слова, предложения, текст)

III. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

-Лунтик приготовил для вас загадку, попробуйте отгадать её.

Плавала, купалась, сухонькой осталась. (утка) Слайд 4.

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой.

- Составьте схему слова утка. (проверка по слайду)

- Обозначьте известные звуки буквами. А первый звук можем обозначить буквой? Что же делать? Кто догадался, какая тема урока?

1.Выделение звука.

-Назовите первый звук в слове. Дайте характеристику (гласный: тянется, не встречает преград, образует слог).

Фонетические упражнения:

- Изобразить завывание осеннего ветра: У-У-У (громко, сильный ветер), у-у-у (тихо, слабый ветер)

 - Волк воет: У-У-У (громко, большой волк), у-у-у (тихо, волчонок)

-  Произнести самостоятельно  звук У столько раз, сколько выпадает точек на Кубике.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук У», проводится  с закрытыми глазами.

  • У, П, У, К, В, У, У, И, Э, М, У.
  • УП, АП, УМ, ИК, УС, УХ, ЭХ, ОН, ИО, ИУ, УА.

-Игра «Подберите слова», в которых слышится звук у.

Слайд 5. Одеваем звуковичка.

2.Знакомство с буквой.

- На письме звук у обозначается буквой У

- Лунтику понравилась эта буква. А почему, догадались? (Эта буква есть в его имени). Слайд 6.

- На что похожа эта буква? (На сучок, вешалку, рогатину) Слайд 7.

Игра «Моя Вообразилия».

У – сучок

В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

повесить пальто.

Изображение буквы У и печатание в тетрадях для печатания.

Сделать букву У из пальчиков (Средний и указательный пальцы – вверх, большой палец – в сторону, остальные сжать в кулак).  

Выложить букву У из счетных палочек

Напечатайте в тетрадях Заглавную и строчную букву у.

ΙΙΙ. Применение нового знания

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А сейчас Лунтик поучится с нами читать.

Работа в Букваре (с. 58).

- Что нужно доделать у звуковичков? (раскрасить ботиночки красным цветом)

- Почему буквы у, а, о, и, ы взялись за руки? (Они дружат, потому что все гласные.)

Физминутка.

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

Прилетел мохнатый жук,

Ж-ж-ж!

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

Клювом перья расправляют.

Ветер ветки раскачал,

У-у-у!

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш!

Дети ходят вперевалочку.

Машут руками, как бы летая.

Вытягивают шеи.

«Клювом расправляют крылышки».

Качают поднятые вверх руки.

«Рычат»

Покачиваются.

Прижимают указательный палец к губам как знак молчания.

1. Работа в «Букваре». 5
слайд 8.
Чтение слогов.
– Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква 
А, сверху вниз.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква 
О, снизу вверх.
– Обозначьте все гласные буквы 
Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.
– Какой столбик остался? Прочитайте.
Какими согласными командует звук у?
– Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)
– Что мы уже сделали на уроке? 

– Что ещё предстоит сделать? 
2. Работа со словами из «Букваря». Слайд 9, 10.
– 
Прочитать слова по цепочке, разделить на слоги, соединить с картинкой.
Караул унты улитка пурга
(Проверка работы групп.
Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов. )
Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (
Унты.)
– В каких словах звук у образует целый слог?
– Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)
Работа над многозначностью слова караул.
Караул – это крик о помощи.
Караул – 
это солдат стоит на посту.
– Можем ли мы записать эти слова письменными буквами? Почему?
– Можем ли мы поселить букву в город Букв? Где она будет жить?

3.Чтение предложений (с. 58 Букваря). Слайд 11.

- Ребята, что вы можете сказать о записях внизу страницы? (это предложения.)

- Объясните Лунтику, что такое предложение? (Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка.)

- Прочитайте первое предложение. О ком оно? Где сидит паук?

- Прочитайте второе предложение. О ком оно? Почему здесь второе слово тоже написано с заглавной буква? (Это имя девочки.)

- Прочитайте третье предложение. О ком оно? Что сказано про Никиту?

Чтение текста (с. 58).

- Что такое текст? (Текст состоит из предложений. Все предложения связаны по смыслу. У текста есть тема.)

Чтение текста (про себя), затем вслух.

- О чем текст?

- Чего нет у текста? (названия)

- Придумайте его. («Про коготки и ноготки».) Запишите схему предложения - название – над текстом.

VI. Работа с текстом на с.59 «Почему Тюпу прозвали Тюпой?» Е. Чарушина.

а) Работа с текстом до начала чтения.

- Рассмотрите иллюстрацию, о чем будем читать? (ответы детей)

- Кто автор рассказа?

- Как называется рассказ?

- Ваши предположения, о чем будем читать?

- Чтобы понять до конца, нужно обязательно прочитать текст.

Чтение текста про себя, нечитающие дети читают слова, напечатанные светлым шрифтом.

б) Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста вслух учителем по абзацам.

После 1-го абзаца:

- Когда Тюпа тюпает?

- Как он это делает?

После 2-го абзаца:

- Кого хочет схватить Тюпа? Почему?

- Как ползет Тюпа?

- Почему Тюпу так прозвали?

После 3-го абзаца:

- Кто сидит в крыжовнике? Какие они?

- Почему он не схватил птицу?

Чтение текста до конца.

- Почему автор сказал: «Тюпа – ловкач неуклюжий»?

- Станет ли Тюпа ловкачем? Когда?

в) Работа с текстом после чтения.

- Прочитайте название, нашли ли ответ в тексте?

-Рассмотрите иллюстрацию, к какой части текста она относится?

- Если бы у вас был такой Тюпа, как бы вы к нему относились?

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- С какой буквой мы познакомились? Расскажите о ней.

- Чему мы научили Лунтика?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- При выполнении какого задания вы испытывали трудности? Дети отвечают на вопросы.

– Какое настроение у вас после урока? Покажите сигнальную карточку.

– На этом наш урок закончен Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.

Знаю – кто уроки учит,

Знания себе получит.

С ними в мир, лишь мне поверь,

Ты всегда откроешь дверь! Лунтик.

Если останется время.

В реке плавает…утенок.

На берегу громко крякает…утка.

У ребенка болит..ухо.

Мама включила электрический …утюг.

На листе сидит..улитка.

Мама чистит…умывальник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Согласные буквы П,п. Звуки {п} ,{п`}"

Урок по обучению грамоте в 1 классе. УМК "Школа России". Автор учебника В.Г. Горецкий и др.Цель: познакомить с согласными буквами П и п, звуками.Этот материал рекомендован молодым учителям....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"....

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук [ж]. Буквы Ж, ж"

На данном уроке формируются представления о звуке [ж],  буквах Ж,ж, совершенствуются каллиграфические и читательские умения, развивается фонематический слух, внимание, память, словесно &nda...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Звук и буква Э.

Конспект для отурытого урока по обучению грамоте 1 класс. Знакомство со звуком  Э....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Звук и буква Дд" УМК - Перспективная начальная школа

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Звук и буква Дд" УМК - Перспективная начальная школа...