Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnyy_zvuk_u._bukva_uu.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гласный звук [у], буквы У, у.
Цели: познакомить с заглавной и строчной буквами У, у, звуком [у], упражняться в чтении слогов, слов с изученными буквами; развивать фонематический слух, навык плавного слогового чтения, развивать коммуникативные качества; прививать ответственность за домашних питомцев
Оборудование: картинка Лунтика, “Букварь” под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., пропись «Мои волшебные пальчики», экран, мультимедиа проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Настрой на урок:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Сегодня на урок к нам пришёл удивительный гость. Отгадав загадку, вы узнаете, кто это.
На Землю он с Луны упал,
Нашёл друзей, сам другом стал.
Попал он только в мультик,
Назвали его…(Лунтик) Слайд.1
- Молодцы, правильно. А вы помните, ребята, каким был Лунтик?
Действительно, он очень любознательный, поэтому он тоже учится читать и писать, но с некоторыми заданиями пока ещё не может справиться. Поможем ему?
II. Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы Лунтика.
- на какие две группы делятся все звуки?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- На какие две большие группы делятся согласные звуки? (глухие и звонкие). Слайд 2.
- Согласные звуки бывают еще … (твердые и мягкие)
- Назовите гласную, перед которой согласные произносятся мягко.
Игра «Буква заблудилась». Слайд 3.
-Прочитайте буквы (к, н, п, р, т, ы). Какая буква заблудилась? Задайте этой букве вопросы.
(Почему буква ы лишняя? Какие звуки обозначает буква ы? Какой это звук? Почему? Назовите подружек буквы ы (а, о, и). (На экране появляются звуковички.)
-Мы уже со всеми буквами и звуками познакомились? Чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с новой буквой, звуком, читать слоги, слова, предложения, текст)
III. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
-Лунтик приготовил для вас загадку, попробуйте отгадать её.
Плавала, купалась, сухонькой осталась. (утка) Слайд 4.
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой.
- Составьте схему слова утка. (проверка по слайду)
- Обозначьте известные звуки буквами. А первый звук можем обозначить буквой? Что же делать? Кто догадался, какая тема урока?
1.Выделение звука.
-Назовите первый звук в слове. Дайте характеристику (гласный: тянется, не встречает преград, образует слог).
Фонетические упражнения:
- Изобразить завывание осеннего ветра: У-У-У (громко, сильный ветер), у-у-у (тихо, слабый ветер)
- Волк воет: У-У-У (громко, большой волк), у-у-у (тихо, волчонок)
- Произнести самостоятельно звук У столько раз, сколько выпадает точек на Кубике.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук У», проводится с закрытыми глазами.
- У, П, У, К, В, У, У, И, Э, М, У.
- УП, АП, УМ, ИК, УС, УХ, ЭХ, ОН, ИО, ИУ, УА.
-Игра «Подберите слова», в которых слышится звук у.
Слайд 5. Одеваем звуковичка.
2.Знакомство с буквой.
- На письме звук у обозначается буквой У
- Лунтику понравилась эта буква. А почему, догадались? (Эта буква есть в его имени). Слайд 6.
- На что похожа эта буква? (На сучок, вешалку, рогатину) Слайд 7.
Игра «Моя Вообразилия».
У – сучок
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
повесить пальто.
Изображение буквы У и печатание в тетрадях для печатания.
Сделать букву У из пальчиков (Средний и указательный пальцы – вверх, большой палец – в сторону, остальные сжать в кулак).
Выложить букву У из счетных палочек
Напечатайте в тетрадях Заглавную и строчную букву у.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А сейчас Лунтик поучится с нами читать.
Работа в Букваре (с. 58).
- Что нужно доделать у звуковичков? (раскрасить ботиночки красным цветом)
- Почему буквы у, а, о, и, ы взялись за руки? (Они дружат, потому что все гласные.)
Физминутка.
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря!
Прилетел мохнатый жук,
Ж-ж-ж!
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га!
Клювом перья расправляют.
Ветер ветки раскачал,
У-у-у!
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш!
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш!
Дети ходят вперевалочку.
Машут руками, как бы летая.
Вытягивают шеи.
«Клювом расправляют крылышки».
Качают поднятые вверх руки.
«Рычат»
Покачиваются.
Прижимают указательный палец к губам как знак молчания.
1. Работа в «Букваре». 5
слайд 8.
Чтение слогов.
– Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх.
– Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.
– Какой столбик остался? Прочитайте.
Какими согласными командует звук у?
– Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)
– Что мы уже сделали на уроке?
– Что ещё предстоит сделать?
2. Работа со словами из «Букваря». Слайд 9, 10.
– Прочитать слова по цепочке, разделить на слоги, соединить с картинкой.
Караул унты улитка пурга
(Проверка работы групп.
Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов. )
Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (Унты.)
– В каких словах звук у образует целый слог?
– Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)
Работа над многозначностью слова караул.
Караул – это крик о помощи.
Караул – это солдат стоит на посту.
– Можем ли мы записать эти слова письменными буквами? Почему?
– Можем ли мы поселить букву в город Букв? Где она будет жить?
3.Чтение предложений (с. 58 Букваря). Слайд 11.
- Ребята, что вы можете сказать о записях внизу страницы? (это предложения.)
- Объясните Лунтику, что такое предложение? (Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. Начало предложения пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка.)
- Прочитайте первое предложение. О ком оно? Где сидит паук?
- Прочитайте второе предложение. О ком оно? Почему здесь второе слово тоже написано с заглавной буква? (Это имя девочки.)
- Прочитайте третье предложение. О ком оно? Что сказано про Никиту?
Чтение текста (с. 58).
- Что такое текст? (Текст состоит из предложений. Все предложения связаны по смыслу. У текста есть тема.)
Чтение текста (про себя), затем вслух.
- О чем текст?
- Чего нет у текста? (названия)
- Придумайте его. («Про коготки и ноготки».) Запишите схему предложения - название – над текстом.
VI. Работа с текстом на с.59 «Почему Тюпу прозвали Тюпой?» Е. Чарушина.
а) Работа с текстом до начала чтения.
- Рассмотрите иллюстрацию, о чем будем читать? (ответы детей)
- Кто автор рассказа?
- Как называется рассказ?
- Ваши предположения, о чем будем читать?
- Чтобы понять до конца, нужно обязательно прочитать текст.
Чтение текста про себя, нечитающие дети читают слова, напечатанные светлым шрифтом.
б) Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста вслух учителем по абзацам.
После 1-го абзаца:
- Когда Тюпа тюпает?
- Как он это делает?
После 2-го абзаца:
- Кого хочет схватить Тюпа? Почему?
- Как ползет Тюпа?
- Почему Тюпу так прозвали?
После 3-го абзаца:
- Кто сидит в крыжовнике? Какие они?
- Почему он не схватил птицу?
Чтение текста до конца.
- Почему автор сказал: «Тюпа – ловкач неуклюжий»?
- Станет ли Тюпа ловкачем? Когда?
в) Работа с текстом после чтения.
- Прочитайте название, нашли ли ответ в тексте?
-Рассмотрите иллюстрацию, к какой части текста она относится?
- Если бы у вас был такой Тюпа, как бы вы к нему относились?
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- С какой буквой мы познакомились? Расскажите о ней.
- Чему мы научили Лунтика?
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- При выполнении какого задания вы испытывали трудности? Дети отвечают на вопросы.
– Какое настроение у вас после урока? Покажите сигнальную карточку.
– На этом наш урок закончен Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу.
Знаю – кто уроки учит,
Знания себе получит.
С ними в мир, лишь мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь! Лунтик.
Если останется время.
На берегу громко крякает…утка.
У ребенка болит..ухо.
Мама включила электрический …утюг.
На листе сидит..улитка.
Мама чистит…умывальник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."
Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Согласные буквы П,п. Звуки {п} ,{п`}"
Урок по обучению грамоте в 1 классе. УМК "Школа России". Автор учебника В.Г. Горецкий и др.Цель: познакомить с согласными буквами П и п, звуками.Этот материал рекомендован молодым учителям....
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"....
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук [ж]. Буквы Ж, ж"
На данном уроке формируются представления о звуке [ж], буквах Ж,ж, совершенствуются каллиграфические и читательские умения, развивается фонематический слух, внимание, память, словесно &nda...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Звук и буква Э.
Конспект для отурытого урока по обучению грамоте 1 класс. Знакомство со звуком Э....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Звук и буква Дд" УМК - Перспективная начальная школа
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс "Звук и буква Дд" УМК - Перспективная начальная школа...