Рабочая программа по чтению и развитию речи для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида.
рабочая программа по чтению по теме

Гончарова Юлия Ивановна

Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._po_chteniyu.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для подготовительного класса КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и «Буквариком» автором Т.Л. Лещинская, Москва 2006 г. гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 64 ч.

Цель курса:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;

- коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного- восприятия, артикуляционной моторики и моторики  мелких  мышц руки;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за различными явлениями  в окружающей среде;

- практическое овладение терминами «слово» и «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2—4 слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведённые ранее наблюдения;

- знакомство с 6 звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, формирование умения слышать звуки и выделять их в начале слова.

Задачи курса:

- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые общения;

- развитие умения пользоваться речью как средство общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;

-  знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);

- обучение грамотному и аккуратному письму;

- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Задачи коррекционной работы:

                         

- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

- формировать выразительную сторону речи;

- корригировать построение устных связных высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения.

Основные направления коррекционной работы:

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).

Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)

Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.

Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).

Выделение первого звука в слове.

Умение слышать нужный звук в слове.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки. Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолетиков. Надувание цветных шаров. Специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба  (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).

 РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.

Произнесение простых по артикуляции согласных — губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф);  переднеязычных  (н, д, т);  заднеязычных (к, г, х) и т. д.

Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др).

Отработка трудных для произношения звуков (шипящих   — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.

Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).

Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.

Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:

соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, еж фыркает — ф-ф- ф);

повторение строчек из народных колыбельных песен (баю - баю-баю — куколку качаю);

напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та- та — мы везем с собой кота);

повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);

разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.

         

Программа включает следующие разделы:

 

Звук: Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Назови на одном выдохе игрушки на столе (2—3)» и др. Отработка чёткого и выразительно произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок  вместе с учителем и т. д.

Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приёмов.

Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным знаком например белым кружком или квадратиком. Подбор слов, начинающихся  с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.

Слово: Практическое знакомство со словом («Назови предметы, повтори все слова» и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Чётко различение предмета и слова, его называющего (где предмет, а где «записано» слово). Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графической схемы.

Дифференциация сходных по звучанию слов (Раз-два три — без ошибок повтори: дом — дым, мишка — миска  Боря — Поля) с показом названных предметов или их изображений.

Выделение слов (2—3) из ряда предложенных на слух с фиксацией каждого слова картинкой и схемой.

 Предложение: Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением.

Составление предложений из 2, далее из 3 слов с оп рой на ситуационную или предметную картинку: Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает. Девочка рисует. Девочка спит. Составление схем предложения «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, фиксация их условно - графической схемой и последующее «чтение».

Различение на слух или по картинке сходных предложений: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря есть машина; Катя держит мишку. Катя держит кошку.

Часть слова (слог): Деление двусложных слов на части А-ня, О-ля, Ви-тя. Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация частей слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов слогам с опорой на картинку и условно-графическую схем

Дифференциация сходных слогов: ма — мо, со — са -  ма — на, ва — фа, бо — по, ту — ду и т. д.

                                                                     

Развитие моторных умений

Правильное расположение учебных принадлежностей при  письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок; разжимание пальчиков всех вместе, по тому; щёлканье пальчиками; показ согнутыми пальпации крючков, колечек; приветствие пальчиков друг с другом и др. Игра с мозаикой. Развитие умения держать карандаш.

Формирование графических умений

 Работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или по заданным точкам; переключение с одного направления и на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке её прямыми  линиями.

Буква

 Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без называния буквы и соотнесения её со звуком): А У, М, О, X, С. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга; объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. (Если дети правильно называют букву, учитель поощряет их, но не обязывает запомнить название буквы.)

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;

- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);

- названия дней: вчера, сегодня , завтра; названия частей суток: утро, день, вечер, ночь; свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;

- свой адрес, проезд к дому и к школе;

- наизусть 2—3  коротких стихотворения или четверостишия.

Учащиеся должны уметь:

- отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;

- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.

1-ый уровень:        

 - выполнять задания по словесной инструкции;

- называть предметы и соотносить их с картинками;

- внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;

- правильно здороваться и прощаться;

- называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших  родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;

- читать наизусть 2—3 коротких стихотворения;

- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить  их с речевыми   звуками;

- составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке;

- определять количество слов (2—3) в предложении строить условно-графическую схему предложения из  его составляющих; делить слова на части (слоги);

- держать ручку, карандаш; «печатать» буквы по oбразцу;

- знать и называть буквы: А.У,О,М,С,Х,Ш,Л,Н,Ы,Р;

- выделять звуки которые обозначают эти буквы;

- читать короткие слова с этими буквами.

 2-ой уровень:

- знать и уметь своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей    дифференцировать два-три цвета, называя их;

- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;

- различать, кто как голос подаёт; имитировать голос животных;

- составлять предложения (из 2 слов) по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;

- выполнять элементарные задания по словесной инструкции;

- показывать и называть хорошо знакомые предметы и  соотносить их с картинками;

- здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми,  правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);

- знать и называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена своих ближайших родственников;

- участвовать в  заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.

- знать и называть буквы: А.У,О, Ы,. Выделять звуки которые обозначают эти буквы;

- читать короткие слова с этими буквами.

3 уровень:

- дифференцировать два-три цвета, называя их;

- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;

- различать, кто как голос подаёт; имитировать голос животных;

- составлять предложения (из 2 слов) по действию и по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры.

- выполнять элементарные задания по словесной инструкции;

- показывать и называть хорошо знакомые предметы и  соотносить их с картинками;

- здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми,  правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);

- участвовать в  заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.


Межпредметные связи

Математика: 1. различать предметы по цвету.

                        2. ориентироваться на листе бумаги

                          3. выполнять словесные инструкции

                          4. формулировать умозаключения

           Живой мир: 1. правильно называть предметы, явления, признаки.

                          2. анализировать иллюстрации, делать выводы.

        

Структура курса:

Темы раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4

1.

Добукварный период: (Знакомство с понятием «Речь»,«Звук»,«Слово», «Слог»,«Ударение»,«Предложение».)

18часов

4часа

22 часа

2.

Букварный период: (Знакомство с буквами А, О, М, С, Х, Ш, Л, Н, Ы, Р)

10часов

18часов

14 часов

42 часа

ИТОГО:

64 часа

№п/п

Кол. часов

Дата

Тема

Коррекционная работа

Стр.

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

1.

1

04.09

Школьная жизнь. Выполнение заданий по словесной инструкции: (Сядь за парту), (Положи книгу на парту), (Возьми карандаш) .

1. Развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции через работу на уроке: полные ответы на поставленные  учителем  вопросы, составление рассказа по картинке, прослушивание детских сказок на слух.

2. Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся через работу над словообразованием и словоизменением.

3.Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

4.Формировать выразительную сторону речи через разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с последующим их воспроизведением в играх-драмматизациях.

5. Корригировать построение устных связных высказывания через проговаривание  речевых ситуаций, составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно- символическую схему. через пересказ речевой ситуации или сказки с опорой на картинный план.

6.воспитывать культуру речевого общения, через пересказ речевой ситуации или сказки с опорой на картинный план, участие в диалогах с детьми и учителем по ранее  отработанному алгоритму.

7. Коррекция речевой замкнутости через различные виды деятельности: в игре ,в учебной деятельности, в решении бытовых задач.

8. Коррекция недостатков сенсомоторной сферы на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки.

9. Коррекция представлений  школьников об окружающей действительности через практические действия на уроке, во время экскурсий, наблюдение за различными явлениями в окружающей среде.

3

2.

2

05.09

11.09

Мои товарищи в классе. Речь устная и письменная. Построение устных высказываний, составление рассказа по картинке и по вопросам учителя.

4-5

3.

2

12.09

17.09

Играем в сказки. Звукоподражание. Различение звуков окружающей действительности. Дифференциация неречевых звуков. Звук.

6-7

4

2

19. 09

24. 09

Формы приветствия и прощания. Гласный звук. Выделение гласного звука в начале, середине и в конце слова.  

8-9

5.

2

26.09

01.10

Домашние животные. Звуки согласные. Выделение согласного звука в начале, середине и в конце слова.    

10-11

6.

1

03.10

Забавы детей. Звуки согласные.

11

7.

2

08.10

10.10

Составление сказки по картинкам (Терем- теремок). Согласные звуки твёрдые и мягкие

12-13

8.

1

15.10

Моя семья. Согласные звонкие и глухие.

14

9.

1

17.10

Мне нужна помощь. Согласные звонкие и глухие. Звуковой анализ коротких звуковых сочетаний (ма-мя).

15

10.

1

22.10

Жители леса. Понятие слово. Условно-графическая схема слова.

16-17

11.

1

24.10

Виды транспорта. Понятие предложение. Условно-графическая схема предложения.

18

12

1

06.11

Составление предложения из двух,  слов по картинке. Ударение.

19

13

1

07.11

Составление предложения из трёх слов по схеме и картинке.

20-21

14

2

13.11

14.11

Школьные принадлежности. Деление слов на слоги.

.22-23

15

2

20.11

21.11

Количество звуков в слове. Звуковой анализ слова.

24-25

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

16.

1

27.11

Профессии людей. Звук [а], буква  А, а.

26-27

17

1

28.11

Забавы детей. Выделение  звука [а] в начале, слова.

28-29

18

2

04.12

05.12

Двусложные, трёхсложные слова. Выделение звука  [а] в разных частях слова.

30-31

19

1

11.12

Звук [у]. Буква У, у.

32-33

20

1

12.12

В лесу. Чтение слов ау - уа.

34-35

21

2

18.12

19.12

Составление предложений из трёх слов со звуком [у] по картинке и схеме.

С.36-37

22

1

25.12

Звук [о]. Буква О, о.

38-39

23

1

26.12

Домашние животные. Выделение звука [о] в разных частях слова. Чтение коротких слов из букв а, у,о.

40-41

24

1

15.01

Звук [м]. Буква М,м.

42-43

25

2

16.01

22.01

Выделение звука [м] в начале, слова. Чтение слогов с буквой М, м.

44-45

26

1

23.01

Звук [с]. Буква С, с.

46-47

27

1

29.01

Выделение звука [с] в  словах.

48-49

28

1

30.01

Фрукты. Выделение звука[ с] в начале, слова. Чтение слогов с буквой С, с.

50-51

29

1

04.02

Звук [х]. Буква Х, х.

52-53

30

2

Выделение звука[ х] в разных частях слова. Чтение слогов с буквой Х, х.

54-55

31

1

Соотнесение предложений с картинкой. Деление преложения на слова.

56-57

32

1

Времена года. Звук [ш]. Буква Ш, ш.

58-59

33

2

Выделение звука [ш] в разных частях слова. Чтение слогов с буквой Ш,ш.

60-61

34

1

Звук [л]. Буква Л, л.

62-63

35

3

Звукобуквенный анализ слова. Чтение слогов  и слов с буквой Л,л.

64-65-66-67

36

1

Звук [н]. Буква Н, н.

68-69

37

3

Звукобуквенный анализ слова. Чтение слогов  и слов с буквой Н, н.Восклицательное предложение.

70-71-72-73

38

1

Звук [ы]. Буква ы.

74-75

39

3

Чтение слогов  и слов с буквой ы .Моделирование предложений.

76-77-78-79

40

1

Транспорт. Звук [р] Буква Р, р.

80-81

41

3

Чтение слогов  и слов с буквой Р, р.

82-83-84-85

42

3

Чтение слов с изученными буквами. Повторение пройденного.

86-95

Итого 64 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.

Рабочая  программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...

Рабочая программа по письму и развитию речи для подготовительного класса

Включает в себя тематическое планирование по четвертям....

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы VIII вида

              Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи    составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развит...


 

Комментарии

Гончарова Юлия Ивановна

адаптивная программа