Рабочая программа по чтению и развитию речи для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида.
рабочая программа по чтению по теме
Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_chteniyu.docx | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для подготовительного класса КГБСКОУ СКОШ VIII вида 3 составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и «Буквариком» автором Т.Л. Лещинская, Москва 2006 г. гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 0 классе по данной программе и учебному плану – 64 ч.
Цель курса:
- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать просьбы и желания;
- коррекция недостатков сенсомоторной сферы младших школьников на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного- восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки;
- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за различными явлениями в окружающей среде;
- практическое овладение терминами «слово» и «предложение», формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2—4 слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведённые ранее наблюдения;
- знакомство с 6 звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, формирование умения слышать звуки и выделять их в начале слова.
Задачи курса:
- формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые общения;
- развитие умения пользоваться речью как средство общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
- знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целым словом);
- обучение грамотному и аккуратному письму;
- осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Задачи коррекционной работы:
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- корригировать построение устных связных высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы:
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.).
Кто и как подает голос? (Корова, лошадь, кошка и др.)
Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных; разучивание коротких отрывков из них.
Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).
Выделение первого звука в слове.
Умение слышать нужный звук в слове.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки. Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги корабликов, самолетиков. Надувание цветных шаров. Специальные упражнения для всех артикуляторных органов — губ, щек, языка, нёба (надуть щеки, губы сделать трубочкой (у), овалом (о), улыбнуться (и): язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы).
РАБОТА НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
Отработка правильного произношения всех звуков входит в понятие «воспитание звуковой культуры речи». Поэтому в подготовительном классе у детей фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в следующей последовательности.
Произнесение простых по артикуляции согласных — губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (н, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т. д.
Четкое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и — з, с; о, у — м, ж, ч, ш; в, ф — о, з, л; т, д, н — ш, ж, р и др).
Отработка трудных для произношения звуков (шипящих — ж, ш, ч, щ и сонорных л, р) после индивидуальных логопедических занятий по их постановке и автоматизации.
Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи (словах, фразах).
Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.
Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:
соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу — а-а-а, еж фыркает — ф-ф- ф);
повторение строчек из народных колыбельных песен (баю - баю-баю — куколку качаю);
напевание строчек из знакомых песен (та-та-та, та-та- та — мы везем с собой кота);
повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки желтые срывает» — в-в-в);
разучивание коротких стихотворений для детей младшего дошкольного возраста.
Программа включает следующие разделы:
Звук: Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Назови на одном выдохе игрушки на столе (2—3)» и др. Отработка чёткого и выразительно произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем и т. д.
Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приёмов.
Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным знаком например белым кружком или квадратиком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.
Слово: Практическое знакомство со словом («Назови предметы, повтори все слова» и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Чётко различение предмета и слова, его называющего (где предмет, а где «записано» слово). Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графической схемы.
Дифференциация сходных по звучанию слов (Раз-два три — без ошибок повтори: дом — дым, мишка — миска Боря — Поля) с показом названных предметов или их изображений.
Выделение слов (2—3) из ряда предложенных на слух с фиксацией каждого слова картинкой и схемой.
Предложение: Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением.
Составление предложений из 2, далее из 3 слов с оп рой на ситуационную или предметную картинку: Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает. Девочка рисует. Девочка спит. Составление схем предложения «Чтение» каждого предложения.
Деление предложения на слова, фиксация их условно - графической схемой и последующее «чтение».
Различение на слух или по картинке сходных предложений: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря есть машина; Катя держит мишку. Катя держит кошку.
Часть слова (слог): Деление двусложных слов на части А-ня, О-ля, Ви-тя. Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация частей слов (слогов) условно-графическим изображением. «Чтение» слов слогам с опорой на картинку и условно-графическую схем
Дифференциация сходных слогов: ма — мо, со — са - ма — на, ва — фа, бо — по, ту — ду и т. д.
Развитие моторных умений
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок; разжимание пальчиков всех вместе, по тому; щёлканье пальчиками; показ согнутыми пальпации крючков, колечек; приветствие пальчиков друг с другом и др. Игра с мозаикой. Развитие умения держать карандаш.
Формирование графических умений
Работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или по заданным точкам; переключение с одного направления и на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке её прямыми линиями.
Буква
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчленённых структур (без называния буквы и соотнесения её со звуком): А У, М, О, X, С. Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга; объединение одинаковых букв, разных по размеру; складывание предъявленной буквы из палочек, полосок. (Если дети правильно называют букву, учитель поощряет их, но не обязывает запомнить название буквы.)
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
- названия дней: вчера, сегодня , завтра; названия частей суток: утро, день, вечер, ночь; свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
- свой адрес, проезд к дому и к школе;
- наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.
Учащиеся должны уметь:
- отвечать на вопрос простой фразой; составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи;
- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.
1-ый уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и соотносить их с картинками;
- внятно выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- правильно здороваться и прощаться;
- называть своё имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителя и воспитателя;
- читать наизусть 2—3 коротких стихотворения;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке;
- определять количество слов (2—3) в предложении строить условно-графическую схему предложения из его составляющих; делить слова на части (слоги);
- держать ручку, карандаш; «печатать» буквы по oбразцу;
- знать и называть буквы: А.У,О,М,С,Х,Ш,Л,Н,Ы,Р;
- выделять звуки которые обозначают эти буквы;
- читать короткие слова с этими буквами.
2-ой уровень:
- знать и уметь своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей дифференцировать два-три цвета, называя их;
- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;
- различать, кто как голос подаёт; имитировать голос животных;
- составлять предложения (из 2 слов) по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры;
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
- показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
- здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
- знать и называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей и воспитателей, имена своих ближайших родственников;
- участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.
- знать и называть буквы: А.У,О, Ы,. Выделять звуки которые обозначают эти буквы;
- читать короткие слова с этими буквами.
3 уровень:
- дифференцировать два-три цвета, называя их;
- по образцу и с помощью учителя подбирать геометрические фигуры, выкладывать из них простейшие изображения предметов;
- различать, кто как голос подаёт; имитировать голос животных;
- составлять предложения (из 2 слов) по действию и по предметной картинке, выделять каждое слово с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрические фигуры.
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции;
- показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;
- здороваться и прощаться со взрослыми и с детьми, правильно употреблять «вежливые» слова (при отсутствии речи уметь использовать жесты-заменители);
- участвовать в заучивании и произнесении чистоговорок, коротких стихотворений.
Межпредметные связи
Математика: 1. различать предметы по цвету.
2. ориентироваться на листе бумаги
3. выполнять словесные инструкции
4. формулировать умозаключения
Живой мир: 1. правильно называть предметы, явления, признаки.
2. анализировать иллюстрации, делать выводы.
Структура курса:
№ | Темы раздела | четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. | Добукварный период: (Знакомство с понятием «Речь»,«Звук»,«Слово», «Слог»,«Ударение»,«Предложение».) | 18часов | 4часа | 22 часа | ||
2. | Букварный период: (Знакомство с буквами А, О, М, С, Х, Ш, Л, Н, Ы, Р) | 10часов | 18часов | 14 часов | 42 часа | |
ИТОГО: | 64 часа |
№п/п | Кол. часов | Дата | Тема | Коррекционная работа | Стр. |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | |||||
1. | 1 | 04.09 | Школьная жизнь. Выполнение заданий по словесной инструкции: (Сядь за парту), (Положи книгу на парту), (Возьми карандаш) . | 1. Развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции через работу на уроке: полные ответы на поставленные учителем вопросы, составление рассказа по картинке, прослушивание детских сказок на слух. 2. Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся через работу над словообразованием и словоизменением. 3.Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; 4.Формировать выразительную сторону речи через разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с последующим их воспроизведением в играх-драмматизациях. 5. Корригировать построение устных связных высказывания через проговаривание речевых ситуаций, составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно- символическую схему. через пересказ речевой ситуации или сказки с опорой на картинный план. 6.воспитывать культуру речевого общения, через пересказ речевой ситуации или сказки с опорой на картинный план, участие в диалогах с детьми и учителем по ранее отработанному алгоритму. 7. Коррекция речевой замкнутости через различные виды деятельности: в игре ,в учебной деятельности, в решении бытовых задач. 8. Коррекция недостатков сенсомоторной сферы на основе различных упражнений, направленных на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики и моторики мелких мышц руки. 9. Коррекция представлений школьников об окружающей действительности через практические действия на уроке, во время экскурсий, наблюдение за различными явлениями в окружающей среде. | 3 |
2. | 2 | 05.09 11.09 | Мои товарищи в классе. Речь устная и письменная. Построение устных высказываний, составление рассказа по картинке и по вопросам учителя. | 4-5 | |
3. | 2 | 12.09 17.09 | Играем в сказки. Звукоподражание. Различение звуков окружающей действительности. Дифференциация неречевых звуков. Звук. | 6-7 | |
4 | 2 | 19. 09 24. 09 | Формы приветствия и прощания. Гласный звук. Выделение гласного звука в начале, середине и в конце слова. | 8-9 | |
5. | 2 | 26.09 01.10 | Домашние животные. Звуки согласные. Выделение согласного звука в начале, середине и в конце слова. | 10-11 | |
6. | 1 | 03.10 | Забавы детей. Звуки согласные. | 11 | |
7. | 2 | 08.10 10.10 | Составление сказки по картинкам (Терем- теремок). Согласные звуки твёрдые и мягкие | 12-13 | |
8. | 1 | 15.10 | Моя семья. Согласные звонкие и глухие. | 14 | |
9. | 1 | 17.10 | Мне нужна помощь. Согласные звонкие и глухие. Звуковой анализ коротких звуковых сочетаний (ма-мя). | 15 | |
10. | 1 | 22.10 | Жители леса. Понятие слово. Условно-графическая схема слова. | 16-17 | |
11. | 1 | 24.10 | Виды транспорта. Понятие предложение. Условно-графическая схема предложения. | 18 | |
12 | 1 | 06.11 | Составление предложения из двух, слов по картинке. Ударение. | 19 | |
13 | 1 | 07.11 | Составление предложения из трёх слов по схеме и картинке. | 20-21 | |
14 | 2 | 13.11 14.11 | Школьные принадлежности. Деление слов на слоги. | .22-23 | |
15 | 2 | 20.11 21.11 | Количество звуков в слове. Звуковой анализ слова. | 24-25 | |
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД | |||||
16. | 1 | 27.11 | Профессии людей. Звук [а], буква А, а. | 26-27 | |
17 | 1 | 28.11 | Забавы детей. Выделение звука [а] в начале, слова. | 28-29 | |
18 | 2 | 04.12 05.12 | Двусложные, трёхсложные слова. Выделение звука [а] в разных частях слова. | 30-31 | |
19 | 1 | 11.12 | Звук [у]. Буква У, у. | 32-33 | |
20 | 1 | 12.12 | В лесу. Чтение слов ау - уа. | 34-35 | |
21 | 2 | 18.12 19.12 | Составление предложений из трёх слов со звуком [у] по картинке и схеме. | С.36-37 | |
22 | 1 | 25.12 | Звук [о]. Буква О, о. | 38-39 | |
23 | 1 | 26.12 | Домашние животные. Выделение звука [о] в разных частях слова. Чтение коротких слов из букв а, у,о. | 40-41 | |
24 | 1 | 15.01 | Звук [м]. Буква М,м. | 42-43 | |
25 | 2 | 16.01 22.01 | Выделение звука [м] в начале, слова. Чтение слогов с буквой М, м. | 44-45 | |
26 | 1 | 23.01 | Звук [с]. Буква С, с. | 46-47 | |
27 | 1 | 29.01 | Выделение звука [с] в словах. | 48-49 | |
28 | 1 | 30.01 | Фрукты. Выделение звука[ с] в начале, слова. Чтение слогов с буквой С, с. | 50-51 | |
29 | 1 | 04.02 | Звук [х]. Буква Х, х. | 52-53 | |
30 | 2 | Выделение звука[ х] в разных частях слова. Чтение слогов с буквой Х, х. | 54-55 | ||
31 | 1 | Соотнесение предложений с картинкой. Деление преложения на слова. | 56-57 | ||
32 | 1 | Времена года. Звук [ш]. Буква Ш, ш. | 58-59 | ||
33 | 2 | Выделение звука [ш] в разных частях слова. Чтение слогов с буквой Ш,ш. | 60-61 | ||
34 | 1 | Звук [л]. Буква Л, л. | 62-63 | ||
35 | 3 | Звукобуквенный анализ слова. Чтение слогов и слов с буквой Л,л. | 64-65-66-67 | ||
36 | 1 | Звук [н]. Буква Н, н. | 68-69 | ||
37 | 3 | Звукобуквенный анализ слова. Чтение слогов и слов с буквой Н, н.Восклицательное предложение. | 70-71-72-73 | ||
38 | 1 | Звук [ы]. Буква ы. | 74-75 | ||
39 | 3 | Чтение слогов и слов с буквой ы .Моделирование предложений. | 76-77-78-79 | ||
40 | 1 | Транспорт. Звук [р] Буква Р, р. | 80-81 | ||
41 | 3 | Чтение слогов и слов с буквой Р, р. | 82-83-84-85 | ||
42 | 3 | Чтение слов с изученными буквами. Повторение пройденного. | 86-95 |
Итого 64 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по письму и развитию речи для подготовительного класса
Включает в себя тематическое планирование по четвертям....
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...
Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы VIII вида
Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развит...
Комментарии
адаптивная программа
адаптивная программа