Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_matveeva_e._i._2_klass.docx | 59.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и обсуждена на МО Протокол №1 Дата: Руководитель МО:__________ | Одобрена и рекомендована научно-методическим советом МОУ Мало-Куналейская СОШ Протокол № Дата: Зам.директора по УВР:______ | Утверждена Приказ № Дата: Директор школы:___________ |
Рабочая программа
по литературному чтению
2 класс
Составила: В.Г. Мартынова
Учитель начальных классов
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) № 373 от 06. 10. 2009г.
- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений 2011г.
- Комплексная программа по литературному чтению, автор: Матвеева Е.И.
Данная рабочая программа составлена для учащихся МОУ Мало-Куналейская СОШ, 2 класса, где обучается 24 учащихся. Из них 14 мальчиков и 10 девочек, один воспитанник « ГОУ Малокуналейский детский дом». Составленная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей и с учетом уровня подготовки учащихся 2 класса.
Количество часов на прохождение программного материала из расчета 136 часов в год.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Достижение данной цели предполагает решение
1) образовательных задач:
- развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
- развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
- открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
- формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
- развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие речи;
3) воспитательных задач:
- формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
- воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.
Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:
– открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
– овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);
– совершенствование навыка синтагматического чтения;
– применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).
Планируемые результаты обучения
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.
В результате освоения программы курса во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих
- личностных результатов:
- учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;
- имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;
- имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
- имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.
- метапредметных результатов:
- считают книгу источником информации;
- читают текст целыми словами;
- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;
- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;
- имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;
- выделяют в тексте абзац;
- контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;
- находят страницу книги по номеру;
- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;
- умеют соотносить текст и иллюстрацию;
- участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);
- предметных результатов:
- имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;
- различают прозаический и стихотворный тексты;
- связывают заглавие произведения с его содержанием;
- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);
- имеют представление о разнообразии интонации в произведении;
- определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
- способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;
- способны кратко описать образа персонажа;
- имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.
Содержание курса.
1. Открытие мира литературы
Каким бывает слово?
Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и настроение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.
Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «Неживых» героев, способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения.
Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.
Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.
Смыслоразличительная роль ударения в слове.
Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.
Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Словосовет.
Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.
Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.
2. Проникновение в смысл произведения — особый способ видения мира
Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихотворении)
Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.
Слово в сказке
Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.
Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.
3. Совершенствование навыка чтения
Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте-обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллективно).
Тематическое планирование
№ | Часы | Тема | Содержание | Круг чтения | Читай, удивляйся, размышляй! |
Часть первая. Каким бывает слово? | |||||
1 | 20 | Каким бывает слово? | Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах. Прямое и переносное значения слова. Оттенки слова. Настроение автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содержание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке. | А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вяземскому» ; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок); В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок); В. В. Лунин «Музыка». | Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когдаты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. А. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово». |
2 | 20 | Волшебные превращения слова | Интонация как средство выражения вежливости (невежливости). Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творческие «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Правила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека. | А. К.Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косматая-косматая» ; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечки-ка-лечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Григорьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высот-ская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) « Страна без ошибок », притча о Эзопе. | Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штраннаяиштория»; Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (перевод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенкавопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке». |
3 | 16 | Волшебники слова | Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в притче. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художественного образа в собственном прочтении. | Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайтедружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша сталабольшой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колыбельная» ; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»; Г. М. Кружков «Утро — веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветнойвенок»; В. И. Белов «Радуга»; В. А. Бахревский «Хозяева лета». | |
Часть вторая. Слово в сказке | |||||
4 | 22 | Слово в русской народной сказке | Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшебной сказки. | И. С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?». «Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Несмеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка». | |
5 | 8 | Притчевое слово в сказке | Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучительность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значения. Притча как «поучение в примере». | Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Дваплуга», «Ветери Солнце»; Н. Г. Гарин-Михайловский «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!». | |
6 | 13 | Мир природы в авторских сказках | Образ времени года в сказках разных авторов. «Живой» характер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа. | К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Микитов «Зимняяночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима». | «Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н« К. Абрамцева «Осенняя сказка». |
7 | 9 | Герой в авторских сказках о животных | Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основнаяхарактеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных. | B. И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»; | |
8 | 7 | Герой в авторских волшебных сказках | Изображение домовых авторами-сказочниками. | Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок). | |
9 | 9 | Поэтическая сказка | Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка. | C. Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек-Горбу | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке. |
10 | 8 | Когда рождается сказочник | Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки. | А. Черепанова «Бесконечнаясказка». Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой». | |
136 часов |
Поурочное планирование по литературному чтению
(4 ч х 34 нед. = 136 ч)
№ | Дата | Тема урока | Понятия | |
план | факт | |||
Раздел I. Каким бывает слово? 20ч | ||||
Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. | Адресат послание | |||
Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения).Выделение ключевых слов в стихотворении.Поэтические послания А.С.Пушкина. | Синтагма паузаключевые слова | |||
Слово в стихотворении. Тон стихотворения.Поэтические послания А.С.Пушкина. | ||||
Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении. А.А.Тарковский «Слово только оболочка…» | Строфа ритм | |||
Роль слова в жизни, поучительность слова.Дж.Родари«Почему золото так дорого ценится?» | ||||
Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. | Пословица Прямое и переносное значение слова | |||
Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём.В.В.Суслов «Как работает слово» | Фразеологический словарь, оборот | |||
Определение темы рассказа. Е.АПермяк «Волшебные краски». | Тема | |||
Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка» | ||||
Притча. Прямое и переносное значение слова в притче.В.В.Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил». | Притча | |||
Овладение способом чтения притчи. Иносказательностьи поучительность притчевого слова.«Притча о талантах» По А.Меню. | ||||
Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. А.А.Ахматова «Тайны ремесла». | ||||
Прямое и переносное значение слова. Диалог героев.Ф.К.Сологуб «Глаза». | ||||
Описание природы в прозе и поэзии.Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении.М,М.Пришвин «Летний дождь» | ||||
Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел» | ||||
Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) | ||||
Способы передачи настроения героя Описание «ощущения »герояВ.В.Лунин «Музыка» | ||||
Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Раздел 2 Волшебные превращения слова 22ч | ||||
Слово в юмористическом стихотворенииДиалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроенияА.К.Дитрих «Говорила туча туче» | ||||
Интонация. Инсценирование стихотворенияЭ.Э.Мошковская «Косматая - косматая» | ||||
Слово и речь человека Критерии чтения юмористического стихотворения Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля» | ||||
Тон чтения Диалог героевЮ.Тувим «Словечки-калечки» | ||||
Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки. | Сказка | |||
Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка | ||||
Басня. Поучительность и иносказательность слова в баснеЧтение басни по ролям. И.А.Крылов «Кукушка и Петух» | Басня | |||
Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое ислоговое ударение. И.М.Подгаецкая «Ударение». | ||||
Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М.Подгаецкая «Ударение» | ||||
Словесное выражение главной мысли автора.Образ героя. Способы его создания С.Чёрный «Воробей» | ||||
Слово и реакция человека на него. Обидное словоВ.И.Белов «Как воробья ворона обидела» | ||||
Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям Я.Л.Аким «Что говорят двери» | ||||
Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день» | ||||
Составление«раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста | ||||
Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство» | ||||
Интонационное выражение характера и чувств героя.И.Шевчук «Подарок» | ||||
Речевой этикетО.И.Выготская «Мягкий знак» | ||||
Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки» | ||||
Значение слова. Ошибки в речи.ДжРодари «Страна без ошибок». | ||||
Обучение пересказу притчи.Притча об Эзопе. | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Раздел 3 Волшебники слова 14 ч | ||||
Авторское слово Сравнение как приём, создающий образДжРодари «Чем писать». | ||||
Иносказание. Пересказ притчи.Л.Н.Толстой «Веник». | Иносказание | |||
Интонация. Ритм.И.Мазнин «Давайте дружить» | ||||
Чтение стихотворения с разной интонациейН.Н.Матвеева «Кораблик» | ||||
Рассказ, его характерные черты.Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой» | ||||
Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроенияГероев. Э.Ю.Шим «Жук на ниточке» | ||||
Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С.Шефнер «Колыбельная» | ||||
Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» | ||||
Сравнения. Выразительное чтение стихотворения.Г.М.Кружков «Утро -.весёлый маляр» | ||||
Рассказ – миниатюра.М.М.Пришвин «Слово - звезда» | ||||
Сравнение. Внутренний мир автора.Э.Ю.Шим «Цветной венок» | ||||
События в рассказе. В.И.Белов «Радуга». | ||||
События в рассказе.В.А.Бахревский «Хозяева лета». | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Тема 2 Введение в мир сказочного слова | ||||
Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю.Миниатюра, её чтение в соответствии с критериямивыразительного чтения. И.С.Соколов - Микитов «Звезда» | Миниатюра | |||
Тема текста.В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети» | ||||
Основной смысл текста. Интонация стихотворения.В.А.Черченко «Как рождается сказка?» | ||||
Чтение текста в соответствии с критериями выразительногоЧтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание) | ||||
Раздел 1 Слово в русской народной сказке 22 ч | ||||
Русская народная сказка. Устное народное творчествоОсобенности изображения героев в бытовой сказке.«Мужик и медведь». | Бытовая сказка | |||
Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки«Мужик и медведь» | ||||
Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер» | ||||
Жизненная ситуация бытовой сказки«Мороз, Солнце и Ветер» | ||||
Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему.Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер» | ||||
Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя «Кулик» | Волшебная сказка | |||
Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки «Кулик» | ||||
Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения«Кулик» | ||||
Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка«Несмеяна - царевна» | ||||
Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители. | ||||
Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна» | ||||
Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа«Несмеяна - царевна» | ||||
Композиция волшебной сказки«Кощей бессмертный» | ||||
Сопоставление построениясказок«Кощей бессмертный» | ||||
Сказка о животныхГлавные герои сказки. Речь героев.«Журавль и цапля». | ||||
Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построениясказок«Журавль и цапля» | ||||
Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка» | ||||
Передача настроения и характера героя в его речи.«Солдатская загадка». | ||||
Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки«Солдатская загадка». | ||||
Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды | ||||
Чтение текста в соответствии с критериями выразительногоЧтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание) | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Раздел 2 Притчевое слово в сказке8 ч | ||||
Притча. Сказка-притчаОбращение автора к читателю. | ||||
Скрытый смысл. Поучение в сказке-притчеФ.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце» | ||||
Скрытый смысл. Поучение в сказке-притчеК.Д.Ушинский «Два плуга» | ||||
Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи.К.Д.Ушинский «Ветер и солнце» | ||||
Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного Чтения.Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!» | ||||
Урок – рефлексия: что такое притча? | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Раздел 3 Мир природы в авторских сказках 13 ч | ||||
Авторская литературная сказкаОбращение автора к читателю | Авторская литературная сказка | |||
Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы» | ||||
Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы» | ||||
Язык авторской сказки. Описание природы.И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь» | ||||
Обучение пересказу текста описания.И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь» | ||||
Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя Л.А.Чарская «Зимняя сказка» | ||||
Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствамиязыка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов)Л.А.Чарская «Зимняя сказка» | ||||
Сказочные события Структура сказкиО.О.Дриз «Как родилась Зима» | ||||
Чтение сказки по ролямО.О.Дриз «Как родилась Зима» | ||||
Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча | ||||
Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Раздел 4 Герой в авторских сказках о животных9 ч | ||||
Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь.В.И.Даль «Ворона» | ||||
Структура сказки, схожесть её с народнойВ.И.Даль «Ворона» | ||||
Чтение сказки по ролям В.И.Даль «Ворона» | ||||
Поучение в сказке о животных.Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» | ||||
Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» | ||||
Герой в сказке о животных. Юмор в сказке.А.Н.Толстой «Картина» | ||||
Герой в сказке о животных. Юмор в сказке.Д.И.Хармс «Про собаку Бубу» | ||||
Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных. | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Раздел 5 Герой в авторских волшебных сказках7 ч | ||||
Волшебные авторские сказкиГерой сказки, его описаниеН.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» | ||||
Экспозиция сказки Поучение в сказкеН.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» | ||||
Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?»Критерии сочинения сказки. | ||||
Герой сказки. Речь героя.Т.И.Александрова «Кузька» | ||||
Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказкиТ.И.Александрова «Кузька» | ||||
Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Раздел 6 Поэтическая сказка9 ч | ||||
Форма сказки: прозаическая, поэтическаяС.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | ||||
Образ главного героя, его речьС.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | ||||
Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучиваниянаизустьС.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | ||||
Сравнение русской народной волшебной сказки и авторскойпо композицииП.П.Ершов «Конёк-горбунок» | ||||
Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения)П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | ||||
Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролямП.П.Ершов «Конёк-горбунок» | ||||
Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору | ||||
Урок-рефлексия: виды сказок | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении | ||||
Раздел 7. Когда рождается сказочник8 ч | ||||
Замысел автора Герои сказкиА.Черепанова «Бесконечная сказка» | ||||
Чтение сказки по фрагментамА.Черепанова «Бесконечная сказка» | ||||
Форма сказки Чтение сказки по фрагментамА.Черепанова «Бесконечная сказка» | ||||
Итоговый урок-рефлексия | ||||
Итоговый урок-рефлексия | ||||
Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» | ||||
Библиотечный урок Определение содержания книги по её элементам Знакомство с каталогом библиотеки | ||||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй!» Построение небольшого монологическоговысказывания о своих впечатлениях, о произведении |
Реализация НРК
6урок | Бурятские пословицы. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. | Пословица.Прямое ипереносное значение слова |
14урок | Описание природы в прозе и поэзии.Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении .А. Бальбурова «Ягода облепиха» | притча |
25 урок | Сказка. Слово в речи героев русской, бурятской народной сказки. | сказка |
32 урок | Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям Н. Дамдинова «Рыбак» |
|
46 урок | Чтение стихотворения с разной интонацией Ч. Цыдендамбаева «Цветы» | иносказание |
55 урок | События в рассказе В. Петонова «В лесу». | иносказание |
64 урок | Жизненная ситуация бытовой сказки«Мудрая мышь» | бытовая сказка |
70 урок | Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители. | волшебная сказка |
109 урок | Герой в сказке о животных. Юмор в сказке «Змей и муравей» | сказки о животных |
118 урок | Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками | |
124 урок | Речь героя. Разговорная речь (устаревшие слова и выражения) Сказка «Лиса, олень и ворон» | |
135 урок | Библиотечный урок. Определение содержания книги по её элементам Знакомство с каталогом библиотеки | |
136 урок | Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся,размышляй» Стихи бурятских поэтов. |
Программа 2 класса обеспечивается следующим УМК
Матвеева Е.И. Введение в литературное чтение.учебник (1—4).— М.: «Вита-Пресс», 2012
Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2000; М.: «Вита-Пресс», 2009.
Матвеева Е.И. Контрольные работы по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2011; М.: «Вита-Пресс», 2009.
Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к учебнику — М.: Вита-Пресс, 2009.
Контрольно-измерительные материалы
Крылова О.Н. Итоговая аттестация. Литературное чтение. 2класс, 2011
Матвеева Е.И. Контрольные работы по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2011; М.: «Вита-Пресс», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.
Рабочая программа для 2 класса по литературному чтению системаРО Эльконина-Давыдова автор Матвеева Е.И....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению. УМК Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова)
Рабочая программа включает: пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс, автор курса Е. И. Матвеева (система Эльконина-Давыдова)
Программа разработана в соответствии ФГОС и примерной авторской программой "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, автор учебника Е.И.Матвеева
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы н...
Рабочая программа по литературному чтению 8 вид (Ильина, Матвеева-Лунева)
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся ОВЗ (8 вид) 3 класс...