Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, автор учебника Е.И.Матвеева
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3, примерной программы начального общего образования по литературному чтению //Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения) // и авторской программы ( под редакцией А.Б.Воронцова М.: "Вита-пресс", 2012.

  1. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литературное чтение: 4  класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Матвеева Е.И. Литературное чтение 4 класс. Ч. 1, 2. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника.

Программа рассчитана на 136 часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В ходе реализации данной рабочей программы предусмотрено:

  • контрольных работ-4
  • проектных работ-4

II Планируемые результаты освоения предмета литературное чтение                в 4 классе.

 

Личностные результаты:

У обучающегося  будут сформированы:

  • заинтересованное  отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
  • интерес к различным видам художественной деятельности ( декламации, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
  • основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
  • чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан;
  • основы для приятия культурных традиций своей страны;
  • основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;
  • осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
  • умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • потребности в чтении как средстве познания мира и самосознания, интереса к литературе и другим видам искусства;
  • осознание искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
  • ориентации в системе личностных смыслов;
  • ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
  • способности осмысливать свою принадлежность к определённой эпохе, культуре, части человечества;

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • осознавать этапы организации учебной работы;
  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения;
  • вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов;
  • осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
  • строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

Обучающийся   получит возможность для формирования:

  • самостоятельно работать с книгой(учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой;
  • осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
  • осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учётом поставленных задач;
  • осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои   действия и действия других.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • полно и адекватно воспринимать художественный и научно – познавательный текст;
  • обобщать сведения, делать выводы проводить сравнения на различном текстовом материале;
  • осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое  пространство Интернета;
  • отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
  • осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • устанавливать аналогии между литературными  произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • строить  логическое   рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных      (творческих) задач, в подготовке сообщений;
  • находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
  • соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
  • Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
  • использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи  своих чувств и впечатлений;
  • учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусств;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • грамотно формулировать вопросы;
  • используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседника;
  • принимать участие в коллективных проектах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения устной и письменной форме, творчески выражать свои мнение о явлениях жизни, отражённых в литературе;
  • открыто выражать своё отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
  • проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающей содержание условия коллективной деятельности;
  • использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.

             

Предметные результаты:

  • имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
  • имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
  • имеют представление об эпосе, лирике, драме;
  • в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;
  • сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
  •  на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
  • отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
  • различают художественное произведение и публицистическое;
  • выделяют особенности учебного, познавательного текста;
  • определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
  • в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;
  • выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
  • создают отзывы, эссе на заданную тему;
  • редактируют собственный текст;
  • сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
  • пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
  • самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
  • ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.

Ученик  научится:

- осознавать себя членом многонационального российского общества и государства;

- осознавать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- сформировывать чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

- становлению гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;

- формировать эстетические потребности, ценности, чувства находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);

- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

Ученик  получит возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

- строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

-  использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

- классифицировать объекты на основе заданного параметра;

- определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);

III Содержание учебного предмета литературного чтения

4 класс (136 часов)

КНИГА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВА ЧУДНАЯ СТРАНА

Раздел I. Когда сбываются мечты… (18ч.)

Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе.                                                                                                                                                                                                  Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.

Раздел II. Детские пристрастия(12ч.)

Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего Я героем

литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.

Раздел III. Штрихи к портрету (16ч.)

Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.

Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье... (14ч.)

Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов.  А. С. Пушкин и его читательские пристрастия.

КНИГА ВТОРАЯ. «ВСЕ МЫ — РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»

Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…(20ч.)

Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные герои. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером.

Раздел II. Уроки детства (20ч.)

Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. «Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности ребенка. Тема воспитания в семье и в школе. Отличие школьного урока от «урока жизни».

Раздел III. «Микрогеография» детства (17ч )

Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти.

Раздел IV. Куда уходит детство? (18ч.)

Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний.

         

    Каждый этап в изучении нового смыслового блока обязательно сопровождается творческим заданием, адресованным ребенку. Ученику предлагается попробовать выполнить это задание, познакомить с ним учителя и одноклассников, а затем включиться в активный диалог, решая ту учебно-практическую задачу, которая предлагается для осмысления.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Элемент содержания

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

Лабораторные/ практические работы

Проектные работы

Раздел 1: Когда сбываются мечты…. 18ч.

1

Тема мечты в стихотворениях

 О. О. Дриза

Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами ее раскрытия в разных жанрах.

1

2

Тема мечты в стихотворениях

Ю. П. Морица

Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа  по созданию «образа Страны Детства».

1

3

Тема мечты в стихотворениях

А. Меляковой

Наблюдение за разными авторскими произведениями и приемами.

1

4

Чудеса в сказке

 В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием.

1

5

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Сравнительный анализ текстов о детстве, детях .Подготовка презентации книги В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке», иллюстрирование. Работа с Интернет-ресурсами. Выступление с презентацией в других 4-х классах.

1

6

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Работа над произведением.Составление вопросов к произведению. Подготовка страницы портфолио «Моя мечта».

1

7

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Деление текста на части. Выявление признаков фантастического произведения.

Оглавление частей. Конкурс рисунков.

1

8

Образ мечты в произведениях разных жанров. В. Д. Берестов

Определение роли основного события в рассказе, способов его изображения.

1

9

 «Исполнение желаний»

Сравнительный анализ текстов о детстве, детях.

1

10

 В. Иванова «Трудный случай».

Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений.

1

11

 Изобразительные средства в стихотворениях о мечте У. Д. Смита и Ш. Силверстейна.

Наблюдение за переводными произведениями, использованием в них изобразительных средств.

1

12

Изобразительные средства в стихотворениях о мечте У. Д. Смита и Ш. Силверстейна.

Конкурс на лучшее стихотворение по теме «Если бы я…» (по образцу стихотворений, прочитанных на уроке).

1

13

Реализация авторского замысла в художественных образах детства. С. Черный «Невероятная история».

Изображение в рассказе конфликтной ситуации. Выявление основных фрагментов сюжета.

1

14

С. Черный «Невероятная история».

Работа с Интернет-ресурсами по поиску информации «Творчество С. Черного».

1

15

Образ детства в стихотворениях М.  Агафоновой «Хорошо быть маленьким»  

Выявление изобразительных средств автора для создания художественного образа детства

1

16

М. И. Цветаевой «Мирок».

Время и пространство в лирическом стихотворении.

1

17

Грустное и веселое в стихотворении А. С. Пушкина «Осень».

Способы передачи чувств и переживаний лирического героя в стихотворении.

1

18

Сочинение-миниатюра на одну и тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…»

Презентация страницы портфолио «Моя мечта».

1

Раздел 2: Детские пристрастия.  12ч.

19

Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство».

Способы выражения авторской позиции в лирическом стихотворении.

1

20

Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство».

Работа с Интернет-ресурсами: знакомство с информацией по творчеству Н. С. Гумилева. Первичное знакомство с биографией поэта.

1

21

Тема детских интересов в произведениях разных жанров. В. Ю. Драгунский «Что я люблю»

Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

22

Ю. Д. Левитанский «Что-то случилось, нас все покидают…»

Определение позиции героя- рассказчика к раскрываемой в рассказе теме.

1

23

Образ ушедшего детства в рассказе

 А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий».

Наблюдение за развитием авторского замысла в повести, содержащей воспоминание о детстве.

1

24

Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий».

Экскурсия в библиотеку.

1

25

Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий».

 Наблюдение за разными авторскими произведениями и приемами.

1

26

Смешное и грустное в произведениях разных жанров.

В. Шульжик «Грустный клоун»

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Конкурс чтецов «Произведения С. Черного и В. Шульжика».

1

27

Смешное и грустное в произведениях разных жанров.

 С. Черный «Счастливый карп».

Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о детстве, детях.

1

28

Смешное и грустное в произведениях разных жанров.

В. Шульжик «Грустный клоун», С. Черный «Счастливый карп».

Наблюдение за образом рассказчика-повествователя. Выделение в рассказе и стихотворении деталей, характеризующих поведение персонажа

1

29

Образ рая в стихотворении

С. Черного «В раю».

Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и веселого текстов.

1

30

Сочинение на одну из тем: «Райский денек», «Райское местечко».

Самостоятельная работа учащихся

1

Раздел 3: Штрихи к портрету.   16ч.

31

Портрет героя произведения. Стихотворения О. О. Дриза,

Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

32

Портрет героя произведения. А. С. Пушкина

Наблюдение за автопортретом персонажа, способами его создания.

1

33

Портрет героя произведения.

 С. Черного.

Конкурс чтецов юмористических произведений современных авторов.

1

34

 Раскрытие характера героя через портрет. А. П. Чехов «Детвора».

Наблюдение за портретом персонажа, способами его создания.

1

35

А. П. Чехов «Детвора».

Инсценирование выбранного отрывка произведения А. П. Чехова.

1

36

Образ красоты в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей.

1

37

«Некрасивая девочка».

Конкурс иллюстраций к стихотворению Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

1

38

Портрет первоклассника в стихотворениях С. Черного и

М. Я. Бородицкой.

Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием.

1

39

Проект: «Портрет.- жанр живописи в литературе»

с целью знакомства с произведениями живописи в жанре «портрет».

1

1

40

Чудеса детства в стихотворении М. И. Цветаевой «Наши царства».

Способы создания художественного образа в лирическом стихотворении. Время и пространство в произведении

1

41

М. И. Цветаева «Наши царства».

Конкурс на лучшего рассказчика о чудесах детства.

1

42

Роль художественной детали в портретах героев повести

Л. Н. Толстого «Детство».

Наблюдение за художественными деталями портрета персонажа.

1

43

Л. Н. Толстого «Детство».

Иллюстрирование произведения: создание портретов персонажей. Выставка рисунков в жанре «портрет».

1

44

Л. Н. Толстого «Детство».

Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и веселого текстов.

1

45

Образ рая в стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Рай».

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении.

1

46

Образ рая в стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Рай».

Создание портрета (словесного и нарисованного).

1

Раздел 4: «Любимых строк прелестное звучанье».  14ч.

47

Общение героя с книгой в стихотворениях В. А. Лалетиной и М. И. Цветаевой.

Наблюдение за темой храма науки в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

48

Общение героя с книгой в стихотворениях В. А. Лалетиной и М. И. Цветаевой.

Конкурс чтецов лирических стихотворений.

1

49

Образ скриптория в отрывке из романа «Имя розы» У. Эко.

Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа  по созданию «образа храма науки», его описания.

1

50

Образ скриптория в отрывке из романа «Имя розы» У. Эко.

Наблюдение за описанием скриптория, способами создания образа средневековой библиотеки.

1

51

Экскурсия.

Экскурсия в библиотеку с целью получения и расширения информации о библиотеке.

1

 52

Образ библиотеки в произведениях разных жанров.

В. Д. Берестов  

Наблюдение за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг.

1

53

Образ библиотеки в произведениях разных жанров. А. А. Лиханов.

Парная и групповая работа  по созданию «образа храма науки»

1

54

Читательские интересы авторов. А. А. Ахматова,

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении.

1

55

М. Я. Басина.

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении.

1

56

«Читай, удивляйся, размышляй!».

Придумывание вопросов к текстам. Парная и групповая

1

57

«Читай, удивляйся, размышляй!».

Придумывание вопросов к текстам. Парная и групповая

1

58

Сочинение-отзыв

о самом интересном произведении в учебнике.

1

59

Читательская конференция

по итогам изучения 1 книги «Детства чудная страна».

1

60

Проект « Наша библиотека»

Установление цели, задачи ,гипотезы. Разбиение класса на группы. Определение функций каждого участника проекта.

1

1

 Учебник, книга 2 «Все мы – родом из детства»

 Раздел 1. «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…».  20 ч.

61

Образ настоящего героя в произведениях разных жанров.  

Ю. Д. Левитанский «Кораблик»,

Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

62

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»,

Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа  по созданию «образа истинного героя», его описания.

1

63

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»,

Наблюдение за разными авторскими описаниями настоящих и мнимых героев в произведения (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных).

1

64

Б. Ш. Окуджава «Бумажный солдатик».

Наблюдение за разными авторскими описаниями настоящих и мнимых героев в произведения (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных).

1

 65

Художественный образ капитанов в стихотворении

Н. С. Гумилева.

Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей.

1

66

Художественный образ капитанов в стихотворении

Н. С. Гумилева.

Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей.

1

67

Образ истинного героизма в произведениях разных жанров.  Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася»,

Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении.

1

68

Сочинение-продолжение рассказа «Рыцарь Вася».

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении.

1

69

В. А. Бахревский «Светлячок».

Тема приключения главного персонажа в повествовательном произведении.

1

70

В. А. Бахревский «Светлячок».

Тема приключения главного персонажа в повествовательном произведении.

1

71

Образ детства в лирических стихотворениях М. И. Цветаевой

Способы изображения героинь в лирическом произведении.

1

72

Образ детства в лирических стихотворениях М. И. Цветаевой

Способы изображения героинь в лирическом произведении.

1

73

Способы изображения авторитетного героя в рассказе А. Т. Аверченко «Предводитель Лохмачёв».

Драматизация произведений. Написание сочинения на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге.

1

74

Проект

« Путешествие в античную эпоху

Виртуальное путешествие в скрипторий, в античную эпоху.

1

75

Способы выражения авторской позиции в произведениях Б. В. Заходера

Наблюдение за развитием сюжета и композицией в повествовательном произведении.

1

1

76

Способы выражения авторской позиции в произведениях  

В. В. Медведева.

Наблюдение за развитием сюжета и композицией в повествовательном произведении.

1

77

«Читай, удивляйся, размышляй!».

Драматизация по тексту прочитанного произведения. Выступления перед учащимися 3-4-х классов.

1

78

«Читай, удивляйся, размышляй!».

Драматизация по тексту прочитанного произведения. Выступления перед учащимися 3-4-х классов.

1

79

Сочинение на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история».

Наблюдение за особенностями жанра «эссе».

Особенности жанра «дневниковые записи».

1

80

«Читай, удивляйся, размышляй!».

Драматизация по тексту прочитанного произведения. Выступления перед учащимися 3-4-х классов.

1

Раздел 2. Уроки детства 21ч

81

Образ школы в стихотворениях

А. С. Пушкина

Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

82

Образ школы в стихотворениях

А. С. Пушкина

Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

83

Образ школы в стихотворениях

 В. Д. Берестова

Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

84

Образ школы в стихотворениях

 В. Д. Берестова

Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

85

 Тема одиночества в произведениях разных жанров.

Ю. М. Нагибин «Зимний дуб»

Выделение основных событий рассказа. Описание персонажей, раскрытие их внутреннего мира.

1

86

Тема одиночества в произведениях разных жанров.

Ю. М. Нагибин «Зимний дуб»

Конкурс иллюстраций к рассказу Ю. М. Нагибина «Зимний дуб».

1

87

 Тема одиночества в произведениях разных жанров.  

А. А. Фет «Одинокий дуб».

Парная и групповая работа  по созданию «образа персонажа, совершившего проступок», его описания.

1

88

Тема одиночества в произведениях разных жанров.  

А. А. Фет «Одинокий дуб».

Парная и групповая работа  по созданию «образа персонажа, совершившего проступок», его описания.

1

89

Понятие «урок жизни». Разные авторские позиции в изображении «уроков жизни».

Выразительное чтение описаний проступков персонажей с последующим оцениванием

1

90

Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»1-2гл.

Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей.

1

91

Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»3-4 гл.

Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей.

1

92

Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»5-6 гл.

Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей.

1

93

Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»7-8гл.

Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. Сюжет и композиция.

1

94

Творчество Лескова

Работа с Интернет ресурсами: поиск материалов по творчеству Н. С. Лескова

1

95

Творчество В. Д. Берестова.

Работа с Интернет ресурсами: поиск материалов по творчеству  Д. Берестова.

1

96

Экскурсия в библиотеку

Учиться работать с картотекой, подбором материала

1

97

В. Д. Берестов «Сердцевина

Сопоставление повествовательного и драматического произведений.

1

98

А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…»,

Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в эпическом произведении в жанре святочного рассказа.

1

99

Сочинение- отзыв

Моделирование жанра отзыва.

1

100

Мониторинг обученности по литературному чтению.( ХТ)

Диагностическая работа

1

1

101

Мониторинг обученности по литературному чтению.(НПТ)

Диагностическая работа

1

1

Раздел 3. «Микрогеография» детства.  17ч

102

Воспоминания о детстве в стихотворениях

Ю. Д. Левитанского

Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

103

Воспоминания о детстве в стихотворениях

 В. Д. Берестова

Наблюдение за особенностями жанра «художественные мемуары»

1

104

Образ бабочки в текстах разных жанров. В. А. Бахревский «Бабочка»,

Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке.

1

105

К. Д. Бальмонт «Бабочка»,

Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке.

1

106

В. В. Набоков «Ночные бабочки».

Выделение темы и основной авторской идеи в произведении.

1

107

Творческая работа

«Создание образа бабочки по выбранному произведению»

1

108

Тема детских воспоминаний в мемуарах   И. В. Одоевцевой

«На берегах Невы».

Выразительное чтение воспоминаний.

1

109

мемуарах   И. В. Одоевцевой

«На берегах Невы».

Парная, групповая, индивидуальная работы по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства

1

110

Промежуточная аттестация по литературному чтению

Экзаменационная работа

1

1

111

Автор о себе и другие об авторе. Стихотворения А. С. Пушкина

Способы передачи впечатлений детства в мемуарах.

1

112

Автор о себе и другие об авторе. Стихотворения А. С. Пушкина

Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях.

1

113

В. П. Авенариус

«О Пушкине».

Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях.

1

114

В. П. Авенариус

«О Пушкине».

Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях.

1

115

Тема памяти в произведениях разных жанров. М. М. Пришвин «Времена года»

Способы раскрытия темы памяти в миниатюре.

1

116

В. А. Лалетина «Маленькое солнышко – желтый одуванчик»

Моделирование жанра эссе

1

117

В. Д. Берестов «Одуванчики».

Парная, групповая, индивидуальная работы по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства.

1

118

Сочинение-ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М. М. Пришвина «Дитя».

Сочинение- рассуждение

1

                                                                                   Раздел 4. Куда уходит детство       18 ч.

119

Тема взросления человека. Ю. Д. Левитанский «Дети»,

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

120

И. Бардин «Трудная пора»,

Анализ и интерпретация произведений.

1

121

М. Агафонова «Ноты под листочками…»

Парная и групповая работа  по созданию «образа современного читателя».

1

122

С. Павлютина «Земляничный рай»

Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе.

1

123

В. П. Крапивин «Серая мгла редела…».

Подготовка сообщений о том авторе, который больше всех впечатлил своими произведениями.

1

124

Ведение личного дневника.

Критерии  создания личного дневника.

1

125

Всероссийская проверочная работа

Контрольная всероссийская проверочная работа

1

1

126

Проект «Какой он – современный читатель?»

Представление групп  по защите проекта

1

1

   127

А.П.Чехов «Мальчики»

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

1

   128

А.П.Чехов «Злой мальчик»

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи

1

129

Катаев «Сын полка» Главы. Разведчики.

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи

1

130

Катаев «Сын полка» Главы. События.

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи

1

131

Катаев «Сын полка» Главы. Портрет героя.

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи

1

132

Катаев «Сын полка» Главы. Обобщение.

Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи

1

133

Написание группового письма «Будущим читателям!»

Разбиение на группы. Определение фронта работы. Постановка задач.

1

134

Представление работ.

Анализ работы в группах

1

135

Читательская конференция

по итогам изучения 2 книги «Все мы – родом из детства».

1

136

Урок рефлексия

Подведение итогов. Рефлексия проделанной за год работы.

1

Итого

136

4

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению, 3 кл. Учебник Грехневой, Кореповой

Содержит пояснительную записку и календарно тематическое планирование (при закачке таблица перестраивается)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по информатики 2 класс по учебнику Н.В. Матвеева

Пояснительная записка+тематическое планирование...

Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс, автор курса Е. И. Матвеева (система Эльконина-Давыдова)

Программа разработана в соответствии ФГОС и примерной авторской программой "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой 3 класс...

Рабочая программа по ОБЖ 2 класс автор учебника Анастасова

Рабочая программа учебного курса" Школа безопасности"...