Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, автор учебника Е.И.Матвеева
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass_d.b.elkonina-v.v.davydova.docx | 66.15 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3, примерной программы начального общего образования по литературному чтению //Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения) // и авторской программы ( под редакцией А.Б.Воронцова М.: "Вита-пресс", 2012.
- Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литературное чтение: 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Матвеева Е.И. Литературное чтение 4 класс. Ч. 1, 2. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника.
Программа рассчитана на 136 часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В ходе реализации данной рабочей программы предусмотрено:
- контрольных работ-4
- проектных работ-4
II Планируемые результаты освоения предмета литературное чтение в 4 классе.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
- интерес к различным видам художественной деятельности ( декламации, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
- основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан;
- основы для приятия культурных традиций своей страны;
- основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;
- осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- потребности в чтении как средстве познания мира и самосознания, интереса к литературе и другим видам искусства;
- осознание искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
- ориентации в системе личностных смыслов;
- ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
- способности осмысливать свою принадлежность к определённой эпохе, культуре, части человечества;
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- осознавать этапы организации учебной работы;
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения;
- вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов;
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
- строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- самостоятельно работать с книгой(учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой;
- осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
- осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учётом поставленных задач;
- осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия других.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- полно и адекватно воспринимать художественный и научно – познавательный текст;
- обобщать сведения, делать выводы проводить сравнения на различном текстовом материале;
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
- осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в подготовке сообщений;
- находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
- соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
- Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусств;
- сотрудничать с учителем и сверстниками;
- грамотно формулировать вопросы;
- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседника;
- принимать участие в коллективных проектах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения устной и письменной форме, творчески выражать свои мнение о явлениях жизни, отражённых в литературе;
- открыто выражать своё отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
- адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающей содержание условия коллективной деятельности;
- использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
Предметные результаты:
- имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
- имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
- имеют представление об эпосе, лирике, драме;
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;
- сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
- на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
- отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
- различают художественное произведение и публицистическое;
- выделяют особенности учебного, познавательного текста;
- определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
- в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;
- выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
- создают отзывы, эссе на заданную тему;
- редактируют собственный текст;
- сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
- пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
- самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
- ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.
Ученик научится:
- осознавать себя членом многонационального российского общества и государства;
- осознавать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- сформировывать чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- становлению гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;
- формировать эстетические потребности, ценности, чувства находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
- строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
- использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
- классифицировать объекты на основе заданного параметра;
- определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);
III Содержание учебного предмета литературного чтения
4 класс (136 часов)
КНИГА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВА ЧУДНАЯ СТРАНА
Раздел I. Когда сбываются мечты… (18ч.)
Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.
Раздел II. Детские пристрастия(12ч.)
Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего Я героем
литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.
Раздел III. Штрихи к портрету (16ч.)
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье... (14ч.)
Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов. А. С. Пушкин и его читательские пристрастия.
КНИГА ВТОРАЯ. «ВСЕ МЫ — РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…(20ч.)
Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные герои. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером.
Раздел II. Уроки детства (20ч.)
Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. «Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности ребенка. Тема воспитания в семье и в школе. Отличие школьного урока от «урока жизни».
Раздел III. «Микрогеография» детства (17ч )
Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти.
Раздел IV. Куда уходит детство? (18ч.)
Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний.
Каждый этап в изучении нового смыслового блока обязательно сопровождается творческим заданием, адресованным ребенку. Ученику предлагается попробовать выполнить это задание, познакомить с ним учителя и одноклассников, а затем включиться в активный диалог, решая ту учебно-практическую задачу, которая предлагается для осмысления.
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Элемент содержания | Количество часов | В том числе | |||
Контрольные работы | Лабораторные/ практические работы | Проектные работы | |||||||
Раздел 1: Когда сбываются мечты…. 18ч. | |||||||||
1 | Тема мечты в стихотворениях О. О. Дриза | Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами ее раскрытия в разных жанрах. | 1 | ||||||
2 | Тема мечты в стихотворениях Ю. П. Морица | Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа по созданию «образа Страны Детства». | 1 | ||||||
3 | Тема мечты в стихотворениях А. Меляковой | Наблюдение за разными авторскими произведениями и приемами. | 1 | ||||||
4 | Чудеса в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. | 1 | ||||||
5 | В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | Сравнительный анализ текстов о детстве, детях .Подготовка презентации книги В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке», иллюстрирование. Работа с Интернет-ресурсами. Выступление с презентацией в других 4-х классах. | 1 | ||||||
6 | В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | Работа над произведением.Составление вопросов к произведению. Подготовка страницы портфолио «Моя мечта». | 1 | ||||||
7 | В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | Деление текста на части. Выявление признаков фантастического произведения. Оглавление частей. Конкурс рисунков. | 1 | ||||||
8 | Образ мечты в произведениях разных жанров. В. Д. Берестов | Определение роли основного события в рассказе, способов его изображения. | 1 | ||||||
9 | «Исполнение желаний» | Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. | 1 | ||||||
10 | В. Иванова «Трудный случай». | Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. | 1 | ||||||
11 | Изобразительные средства в стихотворениях о мечте У. Д. Смита и Ш. Силверстейна. | Наблюдение за переводными произведениями, использованием в них изобразительных средств. | 1 | ||||||
12 | Изобразительные средства в стихотворениях о мечте У. Д. Смита и Ш. Силверстейна. | Конкурс на лучшее стихотворение по теме «Если бы я…» (по образцу стихотворений, прочитанных на уроке). | 1 | ||||||
13 | Реализация авторского замысла в художественных образах детства. С. Черный «Невероятная история». | Изображение в рассказе конфликтной ситуации. Выявление основных фрагментов сюжета. | 1 | ||||||
14 | С. Черный «Невероятная история». | Работа с Интернет-ресурсами по поиску информации «Творчество С. Черного». | 1 | ||||||
15 | Образ детства в стихотворениях М. Агафоновой «Хорошо быть маленьким» | Выявление изобразительных средств автора для создания художественного образа детства | 1 | ||||||
16 | М. И. Цветаевой «Мирок». | Время и пространство в лирическом стихотворении. | 1 | ||||||
17 | Грустное и веселое в стихотворении А. С. Пушкина «Осень». | Способы передачи чувств и переживаний лирического героя в стихотворении. | 1 | ||||||
18 | Сочинение-миниатюра на одну и тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…» | Презентация страницы портфолио «Моя мечта». | 1 | ||||||
Раздел 2: Детские пристрастия. 12ч. | |||||||||
19 | Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство». | Способы выражения авторской позиции в лирическом стихотворении. | 1 | ||||||
20 | Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство». | Работа с Интернет-ресурсами: знакомство с информацией по творчеству Н. С. Гумилева. Первичное знакомство с биографией поэта. | 1 | ||||||
21 | Тема детских интересов в произведениях разных жанров. В. Ю. Драгунский «Что я люблю» | Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
22 | Ю. Д. Левитанский «Что-то случилось, нас все покидают…» | Определение позиции героя- рассказчика к раскрываемой в рассказе теме. | 1 | ||||||
23 | Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». | Наблюдение за развитием авторского замысла в повести, содержащей воспоминание о детстве. | 1 | ||||||
24 | Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». | Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||||||
25 | Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». | Наблюдение за разными авторскими произведениями и приемами. | 1 | ||||||
26 | Смешное и грустное в произведениях разных жанров. В. Шульжик «Грустный клоун» | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Конкурс чтецов «Произведения С. Черного и В. Шульжика». | 1 | ||||||
27 | Смешное и грустное в произведениях разных жанров. С. Черный «Счастливый карп». | Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о детстве, детях. | 1 | ||||||
28 | Смешное и грустное в произведениях разных жанров. В. Шульжик «Грустный клоун», С. Черный «Счастливый карп». | Наблюдение за образом рассказчика-повествователя. Выделение в рассказе и стихотворении деталей, характеризующих поведение персонажа | 1 | ||||||
29 | Образ рая в стихотворении С. Черного «В раю». | Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и веселого текстов. | 1 | ||||||
30 | Сочинение на одну из тем: «Райский денек», «Райское местечко». | Самостоятельная работа учащихся | 1 | ||||||
Раздел 3: Штрихи к портрету. 16ч. | |||||||||
31 | Портрет героя произведения. Стихотворения О. О. Дриза, | Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
32 | Портрет героя произведения. А. С. Пушкина | Наблюдение за автопортретом персонажа, способами его создания. | 1 | ||||||
33 | Портрет героя произведения. С. Черного. | Конкурс чтецов юмористических произведений современных авторов. | 1 | ||||||
34 | Раскрытие характера героя через портрет. А. П. Чехов «Детвора». | Наблюдение за портретом персонажа, способами его создания. | 1 | ||||||
35 | А. П. Чехов «Детвора». | Инсценирование выбранного отрывка произведения А. П. Чехова. | 1 | ||||||
36 | Образ красоты в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка». | Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. | 1 | ||||||
37 | «Некрасивая девочка». | Конкурс иллюстраций к стихотворению Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка». | 1 | ||||||
38 | Портрет первоклассника в стихотворениях С. Черного и М. Я. Бородицкой. | Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием. | 1 | ||||||
39 | Проект: «Портрет.- жанр живописи в литературе» | с целью знакомства с произведениями живописи в жанре «портрет». | 1 | 1 | |||||
40 | Чудеса детства в стихотворении М. И. Цветаевой «Наши царства». | Способы создания художественного образа в лирическом стихотворении. Время и пространство в произведении | 1 | ||||||
41 | М. И. Цветаева «Наши царства». | Конкурс на лучшего рассказчика о чудесах детства. | 1 | ||||||
42 | Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Н. Толстого «Детство». | Наблюдение за художественными деталями портрета персонажа. | 1 | ||||||
43 | Л. Н. Толстого «Детство». | Иллюстрирование произведения: создание портретов персонажей. Выставка рисунков в жанре «портрет». | 1 | ||||||
44 | Л. Н. Толстого «Детство». | Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и веселого текстов. | 1 | ||||||
45 | Образ рая в стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Рай». | Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. | 1 | ||||||
46 | Образ рая в стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Рай». | Создание портрета (словесного и нарисованного). | 1 | ||||||
Раздел 4: «Любимых строк прелестное звучанье». 14ч. | |||||||||
47 | Общение героя с книгой в стихотворениях В. А. Лалетиной и М. И. Цветаевой. | Наблюдение за темой храма науки в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
48 | Общение героя с книгой в стихотворениях В. А. Лалетиной и М. И. Цветаевой. | Конкурс чтецов лирических стихотворений. | 1 | ||||||
49 | Образ скриптория в отрывке из романа «Имя розы» У. Эко. | Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа храма науки», его описания. | 1 | ||||||
50 | Образ скриптория в отрывке из романа «Имя розы» У. Эко. | Наблюдение за описанием скриптория, способами создания образа средневековой библиотеки. | 1 | ||||||
51 | Экскурсия. | Экскурсия в библиотеку с целью получения и расширения информации о библиотеке. | 1 | ||||||
52 | Образ библиотеки в произведениях разных жанров. В. Д. Берестов | Наблюдение за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг. | 1 | ||||||
53 | Образ библиотеки в произведениях разных жанров. А. А. Лиханов. | Парная и групповая работа по созданию «образа храма науки» | 1 | ||||||
54 | Читательские интересы авторов. А. А. Ахматова, | Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. | 1 | ||||||
55 | М. Я. Басина. | Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. | 1 | ||||||
56 | «Читай, удивляйся, размышляй!». | Придумывание вопросов к текстам. Парная и групповая | 1 | ||||||
57 | «Читай, удивляйся, размышляй!». | Придумывание вопросов к текстам. Парная и групповая | 1 | ||||||
58 | Сочинение-отзыв | о самом интересном произведении в учебнике. | 1 | ||||||
59 | Читательская конференция | по итогам изучения 1 книги «Детства чудная страна». | 1 | ||||||
60 | Проект « Наша библиотека» | Установление цели, задачи ,гипотезы. Разбиение класса на группы. Определение функций каждого участника проекта. | 1 | 1 | |||||
Учебник, книга 2 «Все мы – родом из детства» | |||||||||
Раздел 1. «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…». 20 ч. | |||||||||
61 | Образ настоящего героя в произведениях разных жанров. Ю. Д. Левитанский «Кораблик», | Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
62 | Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», | Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию «образа истинного героя», его описания. | 1 | ||||||
63 | Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», | Наблюдение за разными авторскими описаниями настоящих и мнимых героев в произведения (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных). | 1 | ||||||
64 | Б. Ш. Окуджава «Бумажный солдатик». | Наблюдение за разными авторскими описаниями настоящих и мнимых героев в произведения (лирических, эпических, драматических, скульптурных и живописных). | 1 | ||||||
65 | Художественный образ капитанов в стихотворении Н. С. Гумилева. | Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей. | 1 | ||||||
66 | Художественный образ капитанов в стихотворении Н. С. Гумилева. | Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей. | 1 | ||||||
67 | Образ истинного героизма в произведениях разных жанров. Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася», | Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении. | 1 | ||||||
68 | Сочинение-продолжение рассказа «Рыцарь Вася». | Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении. | 1 | ||||||
69 | В. А. Бахревский «Светлячок». | Тема приключения главного персонажа в повествовательном произведении. | 1 | ||||||
70 | В. А. Бахревский «Светлячок». | Тема приключения главного персонажа в повествовательном произведении. | 1 | ||||||
71 | Образ детства в лирических стихотворениях М. И. Цветаевой | Способы изображения героинь в лирическом произведении. | 1 | ||||||
72 | Образ детства в лирических стихотворениях М. И. Цветаевой | Способы изображения героинь в лирическом произведении. | 1 | ||||||
73 | Способы изображения авторитетного героя в рассказе А. Т. Аверченко «Предводитель Лохмачёв». | Драматизация произведений. Написание сочинения на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге. | 1 | ||||||
74 | Проект « Путешествие в античную эпоху | Виртуальное путешествие в скрипторий, в античную эпоху. | 1 | ||||||
75 | Способы выражения авторской позиции в произведениях Б. В. Заходера | Наблюдение за развитием сюжета и композицией в повествовательном произведении. | 1 | 1 | |||||
76 | Способы выражения авторской позиции в произведениях В. В. Медведева. | Наблюдение за развитием сюжета и композицией в повествовательном произведении. | 1 | ||||||
77 | «Читай, удивляйся, размышляй!». | Драматизация по тексту прочитанного произведения. Выступления перед учащимися 3-4-х классов. | 1 | ||||||
78 | «Читай, удивляйся, размышляй!». | Драматизация по тексту прочитанного произведения. Выступления перед учащимися 3-4-х классов. | 1 | ||||||
79 | Сочинение на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». | Наблюдение за особенностями жанра «эссе». Особенности жанра «дневниковые записи». | 1 | ||||||
80 | «Читай, удивляйся, размышляй!». | Драматизация по тексту прочитанного произведения. Выступления перед учащимися 3-4-х классов. | 1 | ||||||
Раздел 2. Уроки детства 21ч | |||||||||
81 | Образ школы в стихотворениях А. С. Пушкина | Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
82 | Образ школы в стихотворениях А. С. Пушкина | Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
83 | Образ школы в стихотворениях В. Д. Берестова | Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
84 | Образ школы в стихотворениях В. Д. Берестова | Наблюдение за темой «уроки детства» в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
85 | Тема одиночества в произведениях разных жанров. Ю. М. Нагибин «Зимний дуб» | Выделение основных событий рассказа. Описание персонажей, раскрытие их внутреннего мира. | 1 | ||||||
86 | Тема одиночества в произведениях разных жанров. Ю. М. Нагибин «Зимний дуб» | Конкурс иллюстраций к рассказу Ю. М. Нагибина «Зимний дуб». | 1 | ||||||
87 | Тема одиночества в произведениях разных жанров. А. А. Фет «Одинокий дуб». | Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа, совершившего проступок», его описания. | 1 | ||||||
88 | Тема одиночества в произведениях разных жанров. А. А. Фет «Одинокий дуб». | Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа, совершившего проступок», его описания. | 1 | ||||||
89 | Понятие «урок жизни». Разные авторские позиции в изображении «уроков жизни». | Выразительное чтение описаний проступков персонажей с последующим оцениванием | 1 | ||||||
90 | Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»1-2гл. | Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. | 1 | ||||||
91 | Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»3-4 гл. | Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. | 1 | ||||||
92 | Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»5-6 гл. | Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. | 1 | ||||||
93 | Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»7-8гл. | Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. Сюжет и композиция. | 1 | ||||||
94 | Творчество Лескова | Работа с Интернет ресурсами: поиск материалов по творчеству Н. С. Лескова | 1 | ||||||
95 | Творчество В. Д. Берестова. | Работа с Интернет ресурсами: поиск материалов по творчеству Д. Берестова. | 1 | ||||||
96 | Экскурсия в библиотеку | Учиться работать с картотекой, подбором материала | 1 | ||||||
97 | В. Д. Берестов «Сердцевина | Сопоставление повествовательного и драматического произведений. | 1 | ||||||
98 | А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…», | Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в эпическом произведении в жанре святочного рассказа. | 1 | ||||||
99 | Сочинение- отзыв | Моделирование жанра отзыва. | 1 | ||||||
100 | Мониторинг обученности по литературному чтению.( ХТ) | Диагностическая работа | 1 | 1 | |||||
101 | Мониторинг обученности по литературному чтению.(НПТ) | Диагностическая работа | 1 | 1 | |||||
Раздел 3. «Микрогеография» детства. 17ч | |||||||||
102 | Воспоминания о детстве в стихотворениях Ю. Д. Левитанского | Наблюдение за темой памятных событий детства, воспоминаний о детстве в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
103 | Воспоминания о детстве в стихотворениях В. Д. Берестова | Наблюдение за особенностями жанра «художественные мемуары» | 1 | ||||||
104 | Образ бабочки в текстах разных жанров. В. А. Бахревский «Бабочка», | Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке. | 1 | ||||||
105 | К. Д. Бальмонт «Бабочка», | Наблюдение за разными авторскими воспоминаниями в жанре мемуаров о себе и о другом человеке. | 1 | ||||||
106 | В. В. Набоков «Ночные бабочки». | Выделение темы и основной авторской идеи в произведении. | 1 | ||||||
107 | Творческая работа | «Создание образа бабочки по выбранному произведению» | 1 | ||||||
108 | Тема детских воспоминаний в мемуарах И. В. Одоевцевой «На берегах Невы». | Выразительное чтение воспоминаний. | 1 | ||||||
109 | мемуарах И. В. Одоевцевой «На берегах Невы». | Парная, групповая, индивидуальная работы по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства | 1 | ||||||
110 | Промежуточная аттестация по литературному чтению | Экзаменационная работа | 1 | 1 | |||||
111 | Автор о себе и другие об авторе. Стихотворения А. С. Пушкина | Способы передачи впечатлений детства в мемуарах. | 1 | ||||||
112 | Автор о себе и другие об авторе. Стихотворения А. С. Пушкина | Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях. | 1 | ||||||
113 | В. П. Авенариус «О Пушкине». | Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях. | 1 | ||||||
114 | В. П. Авенариус «О Пушкине». | Наблюдение за развитием темы детства в произведениях-воспоминаниях. | 1 | ||||||
115 | Тема памяти в произведениях разных жанров. М. М. Пришвин «Времена года» | Способы раскрытия темы памяти в миниатюре. | 1 | ||||||
116 | В. А. Лалетина «Маленькое солнышко – желтый одуванчик» | Моделирование жанра эссе | 1 | ||||||
117 | В. Д. Берестов «Одуванчики». | Парная, групповая, индивидуальная работы по выявлению изобразительных средств авторов с целью создания образа детства. | 1 | ||||||
118 | Сочинение-ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М. М. Пришвина «Дитя». | Сочинение- рассуждение | 1 | ||||||
Раздел 4. Куда уходит детство 18 ч. | |||||||||
119 | Тема взросления человека. Ю. Д. Левитанский «Дети», | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
120 | И. Бардин «Трудная пора», | Анализ и интерпретация произведений. | 1 | ||||||
121 | М. Агафонова «Ноты под листочками…» | Парная и групповая работа по созданию «образа современного читателя». | 1 | ||||||
122 | С. Павлютина «Земляничный рай» | Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе. | 1 | ||||||
123 | В. П. Крапивин «Серая мгла редела…». | Подготовка сообщений о том авторе, который больше всех впечатлил своими произведениями. | 1 | ||||||
124 | Ведение личного дневника. | Критерии создания личного дневника. | 1 | ||||||
125 | Всероссийская проверочная работа | Контрольная всероссийская проверочная работа | 1 | 1 | |||||
126 | Проект «Какой он – современный читатель?» | Представление групп по защите проекта | 1 | 1 | |||||
127 | А.П.Чехов «Мальчики» | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи, воспоминаний о близких в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. | 1 | ||||||
128 | А.П.Чехов «Злой мальчик» | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи | 1 | ||||||
129 | Катаев «Сын полка» Главы. Разведчики. | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи | 1 | ||||||
130 | Катаев «Сын полка» Главы. События. | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи | 1 | ||||||
131 | Катаев «Сын полка» Главы. Портрет героя. | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи | 1 | ||||||
132 | Катаев «Сын полка» Главы. Обобщение. | Наблюдение за темой взросления человека, родины, памяти, семьи | 1 | ||||||
133 | Написание группового письма «Будущим читателям!» | Разбиение на группы. Определение фронта работы. Постановка задач. | 1 | ||||||
134 | Представление работ. | Анализ работы в группах | 1 | ||||||
135 | Читательская конференция | по итогам изучения 2 книги «Все мы – родом из детства». | 1 | ||||||
136 | Урок рефлексия | Подведение итогов. Рефлексия проделанной за год работы. | 1 | ||||||
Итого | 136 | 4 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению, 3 кл. Учебник Грехневой, Кореповой
Содержит пояснительную записку и календарно тематическое планирование (при закачке таблица перестраивается)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по информатики 2 класс по учебнику Н.В. Матвеева
Пояснительная записка+тематическое планирование...
Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс, автор курса Е. И. Матвеева (система Эльконина-Давыдова)
Программа разработана в соответствии ФГОС и примерной авторской программой "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой 3 класс...
Рабочая программа по ОБЖ 2 класс автор учебника Анастасова
Рабочая программа учебного курса" Школа безопасности"...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...