Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс, автор курса Е. И. Матвеева (система Эльконина-Давыдова)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Программа разработана в соответствии ФГОС и примерной авторской программой "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass_sistema_elkonina-davydova.docx | 87.9 КБ |
Предварительный просмотр:
-Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дорогобужская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» «Принято» «Утверждаю»
на заседании на заседании Директор
методического совета педагогического совета МБОУ Дорогобужская СОШ № 2
_______________Е. А. Брыкова
Протокол №1 Протокол №1
от «27» августа 2015г. от «28» августа 2015г.
Рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
Составитель: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Цыганкова Елизавета Леонидовна.
г. Дорогобуж
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей авторской программы по литературному чтению (для 1-4 классов общеобразовательных школ): автор Е. И. Матвеева М. ВИТА-ПРЕСС, 2013.
Рабочая программа составлена для реализации курса «Литературное чтение» в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса литературы с 1 по 9 класс и разработан в логике теории учебной деятельности.
Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-й ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явления национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребёнка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях. Добре и зле, нравственности; создаёт условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя. Способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.
В области литературы это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые перспективы.
В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей; М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г. Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую встроенность сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемое особым подбором изучаемых произведений.
При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что, в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение в первую очередь обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне его.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения на прочитанный текст, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения.
Исходя из этих позиций, мы определяем предметом рассмотрения литературного чтения именно способ чтения, а его объектом – литературный текст.
Цель учебного предмета «Литературное чтение» – формирование читательской компетентности через:
- обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения учащихся;
- освоение «смыслов» литературного текста;
- открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка;
- воспитание культуры восприятия текста;
- стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература даёт читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами со-читательской смыслодеятельности.
Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребёнка, несущей в себе элемент творчества.
Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь призму литературного произведения является «тщательное» чтение.
«Тщательное» чтение соотносится с понятием творчества. Творчество невозможно без трёх оснований: осознанности творческой позиции; сформированности вкуса; соотнесённости с культурной нормой. Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Исходя из этого, «тщательное» чтение определяется как собственно творческое чтение, как деятельность, при осуществлении которой происходит диалог читателя с автором, с читателем-собеседником, с самим собой (автокоммуникация). Результатом этого акта становится рождение у читателя нового видения, преобразование прежней картины мира в ответ на видение, позицию автора, заявленную в литературном произведении.
Теоретическими концентрами программы является освоение ведущих литературоведческих понятий на протяжении всего курса литературного чтения и литературы. Понятия осмысливаются в процессе совместной исследовательской деятельности.
Для того чтобы ученикам можно было узнать, правильно ли сформулировано то или иное понятие, предусмотрена работа со Словариком читателя, который помогает удостовериться в верности открытия ученика, соотносит его мнение с общепринятой нормой. В Словарике разъясняется и значение жанров, с которыми устно знакомится ученик, и значение жанров, в которых он будет работать письменно.
Все тексты программы структурированы особым образом, в соответствии с разворачиваемым содержанием курса, который поделён на разделы. Каждый раздел знакомит учеников с определённым набором текстов, посвящённых блоку тем. Каждый блок тем логично рассматривает тексты для ребёнка и для взрослого, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения «Читай, удивляйся, размышляй!». Такая структура программы сохраняется в 1-4 классах с постепенным увеличением объёма текстов в пользу ребёнка.
Место учебного предмета в учебном плане.
Курс рассчитан на 136 часов (4 ч. в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностным ориентиром содержания учебного предмета является направленность читателя на учебный диалог, в ходе которого сталкиваются разные точки зрения читателей. Так в процессе обмена впечатлениями о прочитанном тексте создаются условия и для развития речевых способностей. С целью создания таких учебных ситуаций учащимся предлагаются специально подобранные тексты, предполагающие их неоднозначное восприятие.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета связаны с особым отбором литературного материала.
Такой материал помогает:
- осознавать творческую позицию читателю;
- формировать вкус;
- соотносить изучаемое произведение с культурной нормой литературного текста.
Основными критериями отбора большинства предлагаемых для чтения текстов стали критерии:
Критерий художественности помогает выделить те тексты, которые рассматриваются в особом порядке, создающие культурное поле для разворачивания читательской деятельности.
Критерий полифоничности определяет исследовательскую позицию ребёнка, самостоятельно открывающего смыслы словесного образа, созданного автором.
Критерий жанрово-видовой специфики текстов помогает рассмотреть предлагаемые тексты в своеобразии их формы и содержания.
Критерий духовности помогает отобрать в основном классические произведения, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал.
Планируемые (личностные, метапредметные, предметные) результаты освоения учебного предмета.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
- осознание себя членом многонационального российского общества и государства;
- осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, литературе, природе, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- становление гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других существ на Земле;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей;
- формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)
- установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
А) Познавательные результаты
Учащиеся научатся:
– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, интернет-ресурсах);
– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
– классифицировать объекты на основе заданного параметра;
– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.
Б ) Регулятивные результаты
Учащиеся научатся:
– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
– уточнять формулировки задач;
– выдвигать и проверять гипотезы;
– оценивать результат деятельности на основе критериев;
– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
– определять причины своих и чужих недочётов и подбирать специальные задания для их устранения;
– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;
– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материал для отработки способа действия и выполнения творческих работ;
– редактировать творческую работу в процессе её анализа и оценивания;
– определять границы собственного знания/ незнания.
В) Коммуникативные результаты
Учащиеся научатся:
– понимать позиции разных участников коммуникации;
– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для её решения;
– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования ( в том числе пробы общения в сети Интернет);
– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);
– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;
– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);
– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
– проявлять интерес к различным точкам зрения;
– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
А) В речевой и читательской деятельности овладение способами:
– синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового) вслух; чтения про себя;
– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;
– сравнительного анализа двух (и более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;
– различения по общим признакам художественных и нехудожественных произведений, текстов эпического, лирического рода литературы;
– определения темы и главной мысли произведений, отнесённых к детскому кругу чтения;
– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;
– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;
– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;
– самостоятельной работы с книгой, с обращением к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;
– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронные журналы «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.);
– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;
– создания нового текста по модели, теме, предложенной проблеме, по выбору;
– создания монологического высказывания;
– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.
Б) В области «Литературоведческая пропедевтика» овладение:
– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;
– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;
– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;
– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;
– способами характеристики персонажей, их поступков;
– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;
– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;
– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).
В) В творческой деятельности учащиеся научатся
– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);
– редактировать собственный текст;
– интерпретировать произведения: интонировать, читать по ролям, драматизировать, иллюстрировать, прогнозировать, создавать «виртуальный» мультфильм и др.;
– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;
– создавать презентации по результатам исследования произведений;
– проектировать свою деятельность.
В процессе изучения курса «Литературное чтение» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с текстами разной видово-жанровой специфики, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои версии и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты исследования текстов, включать свои открытия в контекст анализа.
Содержание учебного предмета
3 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Рождение замысла. | 18 |
2 | В царстве пейзажа. | 14 |
3 | «И сразу стало всё не так…» | 25 |
4 | Доброе слово и кошке приятно. | 16 |
5 | О всякой живности. | 22 |
6 | Каждый сам по себе. | 14 |
7 | Необычные уроки письма. | 23 (4 часа резерв) |
ИТОГО: | 136 |
Планируемые результаты обучения курса «Литературное чтение»
В результате освоения программы в 3-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих
личностных результатов – учащиеся:
– способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям;
– понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;
– следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;
– проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;
– понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;
– проявляют интерес к самостоятельном выбору книги для чтения;
метапредметных результатов – учащиеся:
– правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;
– самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);
– в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;
– имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;
– структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;
– составляют модели жанров и изобразительных средств языка;
– имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;
– в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;
– оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.
– способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;
– выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;
предметных результатов – учащиеся:
– имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;
– определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам;
– в произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;
– имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;
– различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;
– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;
– пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;
– пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;
– восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);
– инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;
– отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;
– создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;
– создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;
– делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.
Учебно-методическое и материальное обеспечение
образовательного процесса.
- Примерная программа по литературному чтению (для 1-4 классов общеобразовательных школ): автор Е. И. Матвеева.
- Восторгова Е. В. Основная образовательная программа начальной школы. Пособие для учителя. М. ВИТА-ПРЕСС. 2012.
- Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачёва И. Н., Шилкунова З. И. «Урок в начальной школе» М. ВИТА-ПРЕСС. 2012
- Матвеева Е. И., Патрикеева И. Е. «Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения». М. ВИТА-ПРЕСС. 2011
- Матвеева Е. И. Методические пособия для учителя. 1-4 класс. – М. ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Матвеева Е. И. Как научить младшего школьника писать сочинение. Пособие для учителя. М. ВИТА-ПРЕСС. 2013.
- Матвеева Е. И. Литературное чтение. 1-4 класс. Учебники. – М. ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Матвеева Е. И. Рабочие тетради. 1-4 класс. М. ВИТА-ПРЕСС.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе.
№ | Дата. | Тема | Основные виды учебной деятельности | Изменения | ||||||
Речевая и читательская деятельность | Литературоведческая пропедевтика | |||||||||
1 | Рождение замысла. | Определение критериев чтения. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием | Способы выражения авторской позиции в рассказе | |||||||
2 | Рождение замысла. Тема авторства. Н. К. Абрамцева «Шёлковая сказка». | Наблюдение за впечатлениями автора в сказке и в рассказе. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции | Способы выражения авторской позиции в рассказе и в сказке. Способы взаимодействия автора и читателя. | |||||||
3 | Рождение замысла. Тема авторства. Н. К. Абрамцева «Шёлковая сказка». | Определение критериев чтения. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием | Определение принадлежности произведения к жанру сказки. | |||||||
4 | Рождение замысла. Тема авторства. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Входная проверочная работа. | Определение критериев чтения. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Сочинение-прогнозирование как продолжения развития сюжета, созданного автором. | Определение роли описания для выражения основной авторской идеи. | |||||||
5 | Внеклассное чтение: «Книги, прочитанные летом» | Определение критериев чтения. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием | ||||||||
6 | Образовательный модуль «Путешествие по родному краю» | |||||||||
7 | Рождение замысла. Тема авторства. Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами», А. С. Кушнер «Облака». | Определение критериев чтения. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием | Определение роли описания для выражения основной авторской идеи. | |||||||
8 | Способ изображения характера животного. Д. Хармс «Что это было». С. Чёрный «Крокодил» | Определение критериев чтения. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием | Раскрытие смысла произведения через осмысление характера персонажа | |||||||
9 | Способы изображения одного явления природы разными авторами. А. Е. Екимцев «Дедушка-туман». | Наблюдение за изобразительным средством – сравнением. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Знакомство со способами изображения явлений природы разными авторами. | |||||||
10 | Способы изображения одного явления природы разными авторами. Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». | Наблюдение за изобразительным средством – сравнением в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Сочинение-прогнозирование волшебной истории. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. | ||||||||
11 | Внеклассное чтение: «Весёлые стихи Б. Заходера» | Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Знакомство с произведениями Б. Заходера. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
12 | Способы изображения одного явления природы разными авторами. Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане». | Наблюдение за изобразительным средством – сравнением в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Сочинение-прогнозирование волшебной истории. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. | ||||||||
13 | Творческие секреты автора. А. Е. Екимцев «Комары». | Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. | Выявление особенностей интонации автора при создании «весёлого» художественного образа. | |||||||
14 | Форма рассказа о событии, её соответствие содержанию. В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». | Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. | Выявление особенностей интонации автора при создании «весёлого» художественного образа. | |||||||
15 | Настроение героя. Событие, изменяющее настроение. В. И. Белов «Катюшкин дождик» | Создание текста-этюда по модели. Наблюдение за жанром «этюд». | Знакомство со способами изменения настроения (авторской интонации) в рассказе | |||||||
16 | Проверочная работа № 1. | Выразительное чтение юмористического произведения. Анализ и коррекция текста с целью коррекции недочётов. | Умение делить текст на синтагмы. | |||||||
17 | Сравнение как средство художественной изобразительности. В. В. Маяковский «Тучкины штучки». | Моделирование средства – сравнения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. Знакомство с особенностями жанра «этюд» | |||||||
18 | Сравнение как средство художественной изобразительности. Ф.А. Миронов «Тучи» | Моделирование средства – сравнения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Выявление в тексте сравнений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. Знакомство с особенностями жанра «этюд» | |||||||
19 | Урок-рефлексия. Проверочная работа №2. | Выявление в тексте изобразительных средств, открытых на уроке в процессе читательской и учебной деятельности. | ||||||||
20 | Образ природы в произведениях разных авторов. | Определение критериев чтения. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
21 | Образ природы в произведениях разных авторов. И. С. Тургенев «Осень». | Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. | Знакомство с понятием «пейзаж» в произведении (словесном. живописном) | |||||||
22 | Образовательный модуль «Путешествие по родному краю» | |||||||||
23 | Образовательный модуль «Путешествие по родному краю» | |||||||||
24 | Образовательный модуль «Путешествие по родному краю» | |||||||||
25 | Описание осени. «Событие осеннего дня». И. Качаев «Осенние странники». | Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование. | Выявление оттенков настроения в прозаическом описании осени. | |||||||
26 | Способы передачи авторского настроения. П. П. Потёмкин «Мухоморы», В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор». | Сопоставление шуточного и лирического произведений. Иллюстрирование. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Выявление оттенков настроения в юмористическом описании грибов. | |||||||
27 | Внеклассное чтение: «Книги Ю. Дмитриева о природе». | Моделирование средства – сравнения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
28 | Художественная деталь. Ю. И. Коваль «Последний лист». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени. | |||||||
29 | Роль эпитета в создании образа природы. И. А. Бунин «Листопад». | Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование. Работа с разными информационными источниками. | Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени. Выявление в тексте эпитетов, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | |||||||
30 | Роль эпитета в создании образа природы. И. А. Бунин «Листопад». | Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование. Работа с разными информационными источниками. | Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени. Выявление в тексте эпитетов, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | |||||||
31 | Внеклассное чтение: «Сказки Г. Х. Андерсена». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
32 | Способы создания образов, выражения настроения. В. Д. Берестов «Капля», Миронов «Капля» | Сопоставление шуточного и лирического произведений. Иллюстрирование. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Выявление оттенков настроений в лирическом и шуточном стихотворениях. | |||||||
33 | Урок-рефлексия. | Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование. Работа с разными информационными источниками. Моделирование средства – сравнения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
34 | Урок-рефлексия. Проверочная работа № 3. | Выявление в тексте изобразительных средств, открытых на уроке в процессе читательской и учебной деятельности. | ||||||||
35 | Способы создания образов, выражения настроения. Е. Аксельрод «Лопухи и одуванчики», В. Берестов «Осенние одуванчики» | Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование. Работа с разными информационными источниками. Моделирование средства – сравнения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
36 | Способы создания образов, выражения настроения. И. П. Токмакова «Парашютисты», Н. Юрков «Город в одуванчике» | Выявление в тексте изобразительных средств, открытых на уроке в процессе читательской и учебной деятельности. | ||||||||
37 | Неживой предмет – объект внимания разных авторов. А. С. Кушнер «Два листа» | Наблюдение за изобразительным средством – эпитетом. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование средства – эпитета. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Наблюдение за пейзажем в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование. Работа с разными информационными источниками. Моделирование средства – сравнения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
38 | Неживой предмет – объект внимания разных авторов. Э. Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятёрка». | Создание текста-описания неживого предмета в роли одушевлённого существа по модели. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Знакомство с описанием неодушевлённого предмета – художественного образа. Открытие способов изображения «характера» героя. | |||||||
39 | Работа в позиции автора. Е. И. Матвеева «Мечта». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
40 | Загадка. Образ земного шара. | Наблюдение за особенностями загадки. Парная и групповая работа по составлению загадок. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
41 | Описание предмета. А. Е . Екимцев «Арбуз» | Наблюдение за изобразительным средством – олицетворением. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Выявление в тексте олицетворений, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | |||||||
42 | Внеклассное чтение: «Рассказы Н. Носова» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
43 | «Событие» в шуточном стихотворении. М. Я. Бородицкая «Тётушка Луна». Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Инсценирование. | Знакомство со способом «оживления» персонажа – описанием его действий. Определение роли диалога в юмористическом стихотворении как способе раскрытия «характеров» персонажей. | |||||||
44 | История жизни героя. Г. Х. Андерсен «Чайник». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Знакомство со способом повествования от первого лица, с образом рассказчика. | |||||||
45 | Внеклассное чтение «Стихи русских поэтов о зиме» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
46 | История жизни героя. Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Знакомство со способом повествования от первого лица, с образом рассказчика. | |||||||
47 | Жизнь кухни. Способы воссоздания. О. Э. Мандельштам «Кухня». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Инсценирование. | Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении. | |||||||
48 | Жизнь кухни. Способы воссоздания. О. Э. Мандельштам «Кухня». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за изобразительными средствами – звукописью и звукоподражанием в текстах разных жанров. Инсценирование. | Определение роли звукописи и звукоподражания в юмористическом стихотворении. | |||||||
49 | Внеклассное чтение: «Стихи о блокаде Ленинграда для детей» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
50 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. А. М. Горький «Самовар». | Наблюдение за изобразительными средствами – звукописью и звукоподражанием в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа. Инсценирование. | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | |||||||
51 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. А. М. Горький «Самовар». | Наблюдение за изобразительными средствами – звукописью и звукоподражанием в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа. Инсценирование. | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | |||||||
52 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. Н. К. Абрамцева «Сказка про Старый Дом». | Наблюдение за изобразительными средствами – звукописью и звукоподражанием в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа. | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | |||||||
53 | Внеклассное чтение: «Детям о космонавтах» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
54 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. Н. К. Абрамцева «Сказка про Старый Дом». | Наблюдение за изобразительными средствами – звукописью и звукоподражанием в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа. | Определение роли темпа, ритма, тона, мелодики в авторской сказке. | |||||||
55 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. Е. А. Пермяк «Некрасивая ёлка». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
56 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. Е. А. Пермяк «Некрасивая ёлка». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
57 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. В. А. Лалетина «Плакала ёлка, роняя иголки…» | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
58 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. Л. С. Петрушевская «Старая дружба» | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
59 | Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении. Л. С. Петрушевская «Старая дружба» | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
60 | Урок-рефлексия. Проверочная работа № 4. | Выявление в тексте изобразительных средств, открытых на уроке в процессе читательской и учебной деятельности. | ||||||||
61 | Внеклассное чтение: «Стихи и сказки Джани Родари» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
62 | Описание животного. Способы выражения авторского отношения к нему. | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Выявление особенностей авторского отношения к персонажу – коту, кошке, котёнку. | |||||||
63 | Образ кота – шуточный образ. С. Чёрный «Как кот сметаны поел».М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку». | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Описание поступка персонажа, выявление смены настроений в юмористическом стихотворении. Знакомство с юмором как приёмом создания образа. | |||||||
64 | Образ кота – шуточный образ. М. М. Пришвин « Кот». | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
65 | Образ кота – шуточный образ. Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно». | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | Знакомство со способами передачи чувств и переживаний рассказчика к персонажу, объяснения смысла заключения рассказа. | |||||||
66 | Образ кота – шуточный образ. Н. А. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали» | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. | ||||||||
67 | Урок-рефлексия. Проверочная работа №6. | Выполнение заданий на проверку способа чтения и на выявление умений учащихся видеть в тексте изобразительные средства создания образа животного, составлять его характеристику, аргументировать свои мысли. | ||||||||
68 | Образовательный модуль «Как придумать загадку» | |||||||||
69 | Образовательный модуль «Как придумать загадку» | |||||||||
70 | Образовательный модуль «Как придумать загадку» | |||||||||
71 | Образовательный модуль «Как придумать загадку» | |||||||||
72 | Образовательный модуль «Как придумать загадку» | |||||||||
73 | Образовательный модуль «Как придумать загадку» | |||||||||
74 | Образовательный модуль «Как придумать загадку» | |||||||||
75 | Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки». | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. | Выявление ритмического рисунка в стихотворении о жуках и поиск сравнений в тексте. | |||||||
76 | Размышления автора. М. В. Ломоносов «Кузнечик». | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. | Знакомство с понятием «историческая эпоха». Раскрытие темы философских размышлений о жизни человека. | |||||||
77 | Внеклассное чтение: «Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
78 | Переносное значение слова – основа метафоры. Поэтический образ. Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая…» | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении | Выявление в тексте метафор, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения. | |||||||
79 | Размышления героя-рассказчика. Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот» | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. | ||||||||
80 | Размышления героя-рассказчика. Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот» | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении | ||||||||
81 | Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. | Сопоставление художественного и научного описаний бегемота в рассказе и научно-популярной статье энциклопедии. | |||||||
82 | Способы изображения героев в юмористическом стихотворении. Д. Хармс «Бульдог и таксик». | Инсценирование описанной ситуации. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. | ||||||||
83 | Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора. В. А. Бахревский «Дом с жабой». | Сочинение-продолжение истории, начатой автором. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении | Выделение микротем в рассказе. Передача лирического настроения в прозе. | |||||||
84 | Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора. В. А. Бахревский «Дом с жабой». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. | Выделение микротем в рассказе. Передача лирического настроения в прозе. | |||||||
85 | Внеклассное чтение: «П. Ершов «Конёк-горбунок» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
86 | Удивительный мир природы. Образ животного. Ю. И. Коваль «Лось» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | ||||||||
87 | Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | ||||||||
88 | Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». | Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
89 | Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». | Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Анализ лирического стихотворения, содержащего художественное описание птицы. | |||||||
90 | Урок-рефлексия. Проверочная работа №5. | Развёрнутые ответы на вопросы, оценка себя по предлагаемым, открытым ранее на уроках критериям развёрнутого письменного ответа. | ||||||||
91 | Внеклассное чтение: «Русские народные сказки» | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения | Определение принадлежности произведения к жанру сказки. | |||||||
92 | Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | Определение роли звукописи в юмористическом стихотворении. Знакомство с особенностями самопрезентации и выбор тона для выступления. | |||||||
93 | Комическая ситуация, созданная автором. В. Д. Берестов «Песня лягушек». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации. | |||||||
94 | Звукопись – приём , помогающий создать смешной образ. С. Чёрный «Индюк». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | ||||||||
95 | Образ «умного» индюка. Способы создания этого образа. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации. | |||||||
96 | Образ «умного» индюка. Способы создания этого образа. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации. | |||||||
97 | Образ «умного» индюка. Способы создания этого образа. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». | Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Создание мультфильма по тексту произведения. | Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситуации. | |||||||
98 | Речевые характеристики. Ирония автора. В. Д. Берестов «Гусь и его критики». | Моделирование жанра басни. Наблюдение за поведением животного, птицы, насекомого в произведениях разных жанров. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении | Знакомство с речевыми характеристиками персонажей, выявление приёма авторской иронии. Выявление особенностей жанра басни: иносказания, сюжета и морали. | |||||||
99 | Внеклассное чтение: «Г. Х. Андерсен «Русалочка». | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. | ||||||||
100 | Дневниковые записи. С. Чёрный «Дневник фокса Микки». | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Наблюдение за особенностями дневниковых записей. Участие в конкурсе на лучшего знатока характера фокса Микки. | Выявление особенностей жанра дневниковых записей. | |||||||
101 | Дневниковые записи. С. Чёрный «Арапкина молитва». | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Наблюдение за особенностями дневниковых записей. | Выявление особенностей жанра дневниковых записей. | |||||||
102 | Урок-рефлексия. Проверочная работа. | Выполнение тестовой проверочной работы. | Презентация книги или произведения о животном, птице, насекомом с последующим оцениванием. Презентация страницы портфолио «Изображение животного в литературе и искусстве». | |||||||
103 | Внеклассное чтение: «Исторические рассказы С. Алексеева» | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения | ||||||||
104 | Читай, удивляйся, размышляй. Л. Н. Толстой «Булька», У. Д. Смит «Собаки». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | ||||||||
105 | Читай, удивляйся, размышляй. А. В. Тихонов «Царевна-лягушка». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | ||||||||
106 | Читай, удивляйся, размышляй. Рене Гийо «Радуга». | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | ||||||||
107 | Читай, удивляйся, размышляй. В. В. Бианки «Лупленый бочок» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении. Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | ||||||||
108 | Читай, удивляйся, размышляй. В. В. Бианки «Лупленый бочок» | Наблюдение за описанием персонажа, его поведением и отношением к нему человека. Работа с разными информационными источниками. | ||||||||
109 | Читай, удивляйся, размышляй. В. В. Бианки «Лупленый бочок» | Наблюдение за разными авторскими приёмами. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении | ||||||||
110 | Урок-рефлексия. Проверочная работа. | Выполнение тестовой проверочной работы. | ||||||||
111 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
112 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
113 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
114 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
115 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
116 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
117 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
118 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
119 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
120 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
121 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
122 | Образовательный модуль «Наш класс»» | |||||||||
123 | Введение в тему. | Наблюдение за жанром послание. Моделирование жанра. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
124 | Первый урок. Ю. Н. Кушак «Почтовая история» | Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль и др. | |||||||
125 | Первый урок. Ю. Н. Кушак «Почтовая история» | Сочинение-ответ на письмо. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль и др. | |||||||
126 | Второй урок. Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок». | Создание текста «послания» по модели. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Знакомство с видами посланий: письмом, запиской, телеграммой, деловым письмом и открыткой. | |||||||
127 | Второй урок. Дж. Родари «Письма фее». | Сочинение-ответ на письмо. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Знакомство с видами посланий: письмом, запиской, телеграммой, деловым письмом и открыткой. | |||||||
128 | Второй урок. А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л. Мезинов «Соседи». | Сочинение текста «послания» телеграммы, «послания» -приглашения по образцу. Моделирование развёрнутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения | Знакомство с видами посланий: письмом, запиской, телеграммой, деловым письмом и открыткой. | |||||||
129 | Внеклассное чтение: «Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
130 | Третий урок. М. С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте». | Редактирование безграмотного «послания». Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Знакомство со способом передачи посланий, критериями грамотного послания. | |||||||
131 | Четвёртый урок. А. П. Чехов «Ванька». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении . Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Знакомство с содержанием письма, его частями, настроением адресанта, способами передачи этого настроения, целями написания писем и формами обращений в них. | |||||||
132 | Пятый урок. А. С. Пушкин «И. И. Пущину», «Няне» | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении . Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Выявление особенностей художественного послания А. С. Пушкина. | |||||||
133 | Шестой урок. В. В. Лунин «Записка», Я. Л. Аким «Пишу тебе письмо», М. Я. Бородицкая «Лето прошло», Э. Э. Мошковская «Письмо». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении . Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
134 | Урок-рефлексия. | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении . Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Подготовка письма будущим первоклассникам | |||||||
135 | Урок-рефлексия. Проверочная работа. | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении . Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | ||||||||
136 | Ю. Я. Яковлев «К читателю». | Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении . Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. | Работа с рубрикой «Проверь себя!». Выбор интересных вопросов и подготовка ответов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по литературному чтению (послебукварный период) в 1 классе по Матвеевой (система Эльконина-Давыдова)
Тематическое планирование по учебнику Матвеевой "Литературное чтение" для 1 класса...
Рабочая программа в 3 классе по русскому языку по системе Л.В.Занкова
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требо...
Рабочая программа по математике для 4 класса (система Эльконина-Давыдова), автор Э.И.Александрова
Рабочая программа соответствует новым требованиям ФГОС,...
Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)
Рабочая программа составлена к учебному курсу А.Кураева (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО)....
Рабочая программа по литературному чтению. УМК Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова)
Рабочая программа включает: пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа для 2 класса(автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса по учебнику О.В. Афанасьевой (ФГОС)...
Конспект урока по русскому языку 2 класс. «Традиционное чередование звуков» УМК системы Эльконина - Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование представления о традиционном чередовании звуков.Планируемые результатыПредметные: Знать находить позиционно чередующиеся гласные звуки;Уметь писать слова с помо...