рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа для 2 класса по литературному чтению системаРО Эльконина-Давыдова автор Матвеева Е.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_2_klass_Matveeva.docx | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ средняя общеобразовательная школа № 87
«Утверждаю»
Директор школы …………… / О.Г. Важнова/
«…» ……………… 2010год
Протокол ………………№ …
Рабочая программа по курсу
«Литературное чтение »
Класс: 2 «А»
Образовательная система
«Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова»
Автор - составитель:
Богач Е.В. учитель высшей кв. категории
2010/ 2011 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе комплексной программы по литературному чтению, автора: Матвеевой Е.И, обеспечивает освоение Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературному чтению, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089., согласно БУП 2004 г. во 2 классах, и в соответствии с требованиями САН. ПИН. количество часов на прохождение программного материала из расчета 136 часов в год.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Обучение литературному чтению ведётся по пяти основным содержательным линиям: опыт читательской деятельности, техника чтения, первоначальное литературное образование, формирование умений читательской деятельности, виды речевой деятельности.
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта, описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Учебно – методический комплект по литературному чтению для 2 класса автора Матвеевой Е.И. позволяет обеспечить уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению.
Обязательный минимум содержания литературного образования нацеливает учителя на решение задачи формирования читательской самостоятельности школьников. По окончанию работы над каждым разделом учитель проводит урок рефлексии, задания которого позволяют ученику ещё раз вернуться к прочитанному, уточнить значения новых терминологических слов, увидеть, что не получилось в работе, провести диагностику способа чтения. А также продолжить работу с книгой: сформировать умение выбрать, найти её в библиотеке, расширить свой читательский кругозор, обращаясь к сказкам, которые учебник советует прочитать дополнительно (уроки внеклассного чтения). Произведения раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» предназначены для самостоятельной работы по изучаемой проблеме с целью перенесения открытого способа работы с текстом на незнакомое произведение того же жанра. Однако, педагог должен дать возможность всем читателям обсудить проблемы, связанные с пониманием произведений, изученных самостоятельно. Для этого в программе предусмотрены дополнительные часы.
Особая роль в курсе отведена творческим заданиям. Они являются завершающим этапом в решении группы учебно-практических задач. Каждый ученик может выступить в новой позиции – стать автором творческой работы.
Предлагаются следующие темы творческих заданий:
1. Поучительная история о пословице..
2. Предыстория событий сказки Е.А.Пермяка «Волшебные краски».
3. Продолжение сказочной истории Е.А.Пермяка «Пастух и скрипка».
4. Продолжение рассказа Е.И.Пермяка «Летний дождь» на тему: «О чём шептал каждому из нас хозяин лесов».
5. История о том, как тучи помирились (по юмористическому стихотворению А.Дитриха).
6. История «О чём мечтал кораблик?» (по стихотворению Ю. Мориц).
7. Продолжение сказки «Как ёжик с Медвежонком протирали звёзды».
8. Рассуждение «Что мне известно о слове?».
9. Продолжение русской сказки «Кулик».
10. Вариант концовки притчи Ф.Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце».
11. Описание времени года (создание образа зимы).
12. Сказка на выбранную тему: «Синяя сказка», «Серая сказка», «Жёлтая сказка», «Пёстрая сказка», «Разноцветная сказка».
13. Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» (по сказке Н.К.Абрамцевой «Чудеса, да и только!»).
14. Сказка по начальным словам основных частей.
Содержание курса.
1. Открытие мира литературы
Каким бывает слово?
Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и настроение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.
Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «Неживых» героев, способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения.
Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.
Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.
Смыслоразличительная роль ударения в слове.
Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.
Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Словосовет.
Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.
Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.
2. Проникновение в смысл произведения — особый способ видения мира
Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихотворении)
Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.
Слово в сказке
Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.
Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.
3. Совершенствование навыка чтения
Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте-обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллективно).
Программа 2 класса обеспечивается следующими учебно-методическими комплектами.
Матвеева Е.И. Введение в литературное чтение. учебник (1—4).— М.: «Вита-Пресс», 2008
Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2000; М.: «Вита-Пресс», 2009.
Матвеева Е.И. Контрольные работы по литературному чтению. 1 класс (1—4). — Томск: Пеленг, 2000; М.: «Вита-Пресс», 2009.
Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к учебнику — М.: Вита-Пресс, 2009.
Тематическое планирование
№ | Часы | Тема | Содержание | Круг чтения | Читай, удивляйся, размышляй! |
| Часть первая. Каким бывает слово? | ||||
1 | 20 | Каким бывает слово? | Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах. Прямое и переносное значения слова. Оттенки слова. Настроение автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содержание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке. | А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вяземскому» ; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок); В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок); В. В. Лунин «Музыка». | Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. А. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово». |
2 | 20 | Волшебные превращения слова | Интонация как средство выражения вежливости (невежливости). Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творческие «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Правила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека. | А. К.Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косматая-косматая» ; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечки-ка-лечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Григорьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высот-ская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) « Страна без ошибок », притча о Эзопе. | Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штранная иштория»; Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (перевод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенка вопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке». |
3 | 16 | Волшебники слова | Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в притче. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художественного образа в собственном прочтении. | Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайтедружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колыбельная» ; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»; Г. М. Кружков «Утро — веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветнойвенок»; В. И. Белов «Радуга»; В. А. Бахревский «Хозяева лета». | |
| Часть вторая. Слово в сказке | ||||
4 | 22 | Слово в русской народной сказке | Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшебной сказки. | И. С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?». «Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Несмеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка». | |
5 | 8 | Притчевое слово в сказке | Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучительность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значения. Притча как «поучение в примере». | Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Дваплуга», «Ветери Солнце»; Н. Г. Гарин-Михайловский «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!». | |
6 | 13 | Мир природы в авторских сказках | Образ времени года в сказках разных авторов. «Живой» характер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа. | К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Микитов «Зимняяночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима». | «Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н« К. Абрамцева «Осенняя сказка». |
7 | 9 | Герой в авторских сказках о животных | Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основная характеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных. | B. И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»; | |
8 | 7 | Герой в авторских волшебных сказках | Изображение домовых авторами-сказочниками. | Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок). | |
9 | 9 | Поэтическая сказка | Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка. | C. Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек-Горбу | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке. |
10 | 8 | Когда рождается сказочник | Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки. | А. Черепанова «Бесконечнаясказка». Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой». | |
136 часов |
Поурочное планирование по литературному чтению
(4 ч х 34 нед. = 136 ч)
№ | Дата | Тема урока | Понятия |
Раздел I. Каким бывает слово? 20ч | |||
Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. | Адресат послание | ||
Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения). Выделение ключевых слов в стихотворении. Поэтические послания А.С.Пушкина. | Синтагма пауза ключевые слова | ||
Слово в стихотворении. Тон стихотворения. Поэтические послания А.С.Пушкина. | |||
Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении. А.А.Тарковский «Слово только оболочка…» | Строфа ритм | ||
Роль слова в жизни, поучительность слова. Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?» | |||
Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. | Пословица Прямое и переносное значение слова | ||
Крылатые выражения (фразеологические обороты) Знакомство с фразеологическим словарём. В.В.Суслов «Как работает слово» | Фразеологический словарь, оборот | ||
Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски». | Тема | ||
Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка» | |||
Притча. Прямое и переносное значение слова в притче. В.В.Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил». | Притча | ||
Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А.Меню. | |||
Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. А.А.Ахматова «Тайны ремесла». | |||
Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза». | |||
Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М.Пришвин «Летний дождь» | |||
Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел» | |||
Оттенки звука и оттенки слова Описание предмета В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) | |||
Способы передачи настроения героя Описание «ощущения »героя В.В.Лунин «Музыка» | |||
Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Раздел 2 Волшебные превращения слова 22ч | ||
Слово в юмористическом стихотворении Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения А.К.Дитрих «Говорила туча туче» | |||
Интонация. Инсценирование стихотворения Э.Э.Мошковская «Косматая - косматая» | |||
Слово и речь человека Критерии чтения юмористического стихотворения Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля» | |||
Тон чтения Диалог героев Ю.Тувим «Словечки-калечки» | |||
Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки. | Сказка | ||
Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка | |||
Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне Чтение басни по ролям. И.А.Крылов «Кукушка и Петух» | Басня | ||
Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и слоговое ударение. И.М.Подгаецкая «Ударение». | |||
Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М.Подгаецкая «Ударение» | |||
Словесное выражение главной мысли автора. Образ героя. Способы его создания С.Чёрный «Воробей» | |||
Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И.Белов «Как воробья ворона обидела» | |||
Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям Я.Л.Аким «Что говорят двери» | |||
Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день» | |||
Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста | |||
Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство» | |||
Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок» | |||
Речевой этикет О.И.Выготская «Мягкий знак» | |||
Диалог в сказке Чтение по ролям Способ чтения реплик Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки» | |||
Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок». | |||
Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе. | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Раздел 3 Волшебники слова 14 ч | ||
Авторское слово Сравнение как приём, создающий образ Дж Родари «Чем писать». | |||
Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник». | Иносказание | ||
Интонация. Ритм. И.Мазнин «Давайте дружить» | |||
Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н.Матвеева «Кораблик» | |||
Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой» | |||
Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения Героев. Э.Ю.Шим «Жук на ниточке» | |||
Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С.Шефнер «Колыбельная» | |||
Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» | |||
Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро -.весёлый маляр» | |||
Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда» | |||
Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю.Шим «Цветной венок» | |||
События в рассказе. В.И.Белов «Радуга». | |||
События в рассказе. В.А.Бахревский «Хозяева лета». | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Тема 2 Введение в мир сказочного слова | ||
Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. И.С.Соколов - Микитов «Звезда» | Миниатюра | ||
Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети» | |||
Основной смысл текста. Интонация стихотворения. В.А.Черченко «Как рождается сказка?» | |||
Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание) | |||
| Раздел 1 Слово в русской народной сказке 22 ч | ||
Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь». | Бытовая сказка | ||
Диалог героев Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь» | |||
Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер» | |||
Жизненная ситуация бытовой сказки «Мороз, Солнце и Ветер» | |||
Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему. Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер» | |||
Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя «Кулик» | Волшебная сказка | ||
Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки «Кулик» | |||
Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик» | |||
Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка «Несмеяна - царевна» | |||
Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители. | |||
Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна» | |||
Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа «Несмеяна - царевна» | |||
Композиция волшебной сказки «Кощей бессмертный» | |||
Сопоставление построения сказок «Кощей бессмертный» | |||
Сказка о животных Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля». | |||
Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения сказок «Журавль и цапля» | |||
Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка» | |||
Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка». | |||
Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки «Солдатская загадка». | |||
Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды | |||
Чтение текста в соответствии с критериями выразительного Чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание) | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Раздел 2 Притчевое слово в сказке 8 ч | ||
Притча. Сказка-притча Обращение автора к читателю. | |||
Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце» | |||
Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче К.Д.Ушинский «Два плуга» | |||
Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д.Ушинский «Ветер и солнце» | |||
Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного Чтения. Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!» | |||
Урок – рефлексия: что такое притча? | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Раздел 3 Мир природы в авторских сказках 13 ч | ||
Авторская литературная сказка Обращение автора к читателю | Авторская литературная сказка | ||
Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы» | |||
Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы» | |||
Язык авторской сказки. Описание природы. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь» | |||
Обучение пересказу текста описания. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь» | |||
Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя Л.А.Чарская «Зимняя сказка» | |||
Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов) Л.А.Чарская «Зимняя сказка» | |||
Сказочные события Структура сказки О.О.Дриз «Как родилась Зима» | |||
Чтение сказки по ролям О.О.Дриз «Как родилась Зима» | |||
Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча | |||
Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Раздел 4 Герой в авторских сказках о животных 9 ч | ||
Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И.Даль «Ворона» | |||
Структура сказки, схожесть её с народной В.И.Даль «Ворона» | |||
Чтение сказки по ролям В.И.Даль «Ворона» | |||
Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» | |||
Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей» | |||
Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина» | |||
Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубу» | |||
Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных. | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Раздел 5 Герой в авторских волшебных сказках 7 ч | ||
Волшебные авторские сказки Герой сказки, его описание Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» | |||
Экспозиция сказки Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» | |||
Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки. | |||
Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька» | |||
Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька» | |||
Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Раздел 6 Поэтическая сказка 9 ч | ||
Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | |||
Образ главного героя, его речь С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | |||
Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я.Маршак «Вчера и сегодня» | |||
Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | |||
Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения) П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | |||
Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | |||
Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору | |||
Урок-рефлексия: виды сказок | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении | |||
| Раздел 7. Когда рождается сказочник 8 ч | ||
Замысел автора Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка» | |||
Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка» | |||
Форма сказки Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка» | |||
Итоговый урок-рефлексия | |||
Итоговый урок-рефлексия | |||
Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…» | |||
Библиотечный урок Определение содержания книги по её элементам Знакомство с каталогом библиотеки | |||
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении |
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
К концу второго класса обучающиеся должны знать:
- особенности игрового, юмористического текста;
- виды сказок: русские народные (волшебные, о животных, социально-бытовые) и авторские;
- особенности сюжета русских народных сказок;
- особенности построения русской народной волшебной сказки;
уметь:
- пояснять смысл прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке;
- выразительно читать поэтические тексты (лирические и игровые диалогового характера) и сказки;
- выделять особенности построения волшебной сказки и сочинять сказку (согласно модели);
- рассказывать сказку близко к тексту и выражать в рассказе свою читательскую позицию по отношению к ее героям и событиям;
- критически оценивать свое чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- читать вслух незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 2 класса — не менее 65 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; оценивать свое чтение;
- находить книгу по библиографическим данным (автор, заглавие, титульный лист);
иметь представление:
— о жанровых особенностях сказки, притчи, волшебное истории, пословицы;
- о связях между жанрами с целью выявления их общих их различных признаков;
- об иносказаниях в сказках и притчах;
- о чтецкой «партитуре» поэтического текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е.И.
Рабочая программа для 2 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению. УМК Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова)
Рабочая программа включает: пояснительную записку, содержание курса, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс, автор курса Е. И. Матвеева (система Эльконина-Давыдова)
Программа разработана в соответствии ФГОС и примерной авторской программой "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, автор учебника Е.И.Матвеева
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы н...
Рабочая программа по литературному чтению 8 вид (Ильина, Матвеева-Лунева)
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся ОВЗ (8 вид) 3 класс...