Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: чем отличаются гласные и согласные буквы; две позиции буквы Е для распознавания звукового значения буквы.
уметь: определять звукового значение Ее; проводить звукобуквенный анализ слов с буквой «Е»; читать её в соответствии с позицией.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.
Тип урока: «открытие» нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». | 47.81 КБ |
Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». | 691.93 КБ |
opora_2.docx | 19.84 КБ |
opora.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 24.11.2020 ФИО учителя: Гужова Юлия Эдуардовна
Школа: МАОУ «Академический лицей «148» ФИО студента: Тимергазина Олеся 46 группа
Класс: 1 «И» ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна
Кабинет: 113
Конспект урока обучения грамоте
Тема: «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е».
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: чем отличаются гласные и согласные буквы; две позиции буквы Е для распознавания звукового значения буквы.
уметь: определять звукового значение Ее; проводить звукобуквенный анализ слов с буквой «Е»; читать её в соответствии с позицией.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: Азбука часть 1 (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин УМК «Школа России»), презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I Этап самоопределения к деятельности Словесный метод | 1 мин | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Олеся Олеговна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. -Сейчас сядут ребята, имена которых начинаются с гласного звука, а сейчас те, у кого с согласного. -Молодцы! | РУУД: взаимодействовие со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | |
II Актуализация знаний и мотивация Словесный, аналитико-синтетический метод: подводящий диалог Наглядный: презентация Формулирование обобщения Проблемный | 3 мин | - На какие две группы делятся звуки русского языка? - Как распознать гласные звуки? - Как распознать согласные звуки? -Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? - Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? - От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? -Посмотрите на слайд, обратите внимание, есть буква, которая повторяется в каждом слове? Слова на слайде: лес, еда, дует -Определите, какие звуки обозначает буква «Е» в каждом слове. Как мы с вами определим это? -Прочитаем первое слово. Буква «Е» какие звуки здесь обозначает? (прикрепляем к опоре [э]) -Прочитаем второе слово. А здесь буква «Е» какие звуки обозначает, один звук или слияние? -Послушаем, первый звук какой? -Послушаем, второй звук какой? -Буква «Е» обозначает здесь два звука, по-другому мы можем назвать это слиянием согласного [й’] и гласного -Теперь прочитаем третье слово. Сколько звуков буква «Е» обозначает? -Итак, ребята, почему же одна и та же буква имеет разные звуковые значения. Сможем с вами сейчас так сразу ответить на вопрос? | -Гласные и согласные. -Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; -Согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом, не можем пропеть. -Красным цветом. -Синим цветом. -От того, какая гласная стоит после согласного. -Буква «Е» -Надо произнести и послушать. Звук [э] -Слияние -Звук [й’] -Звук [э] -Два звука. | КУУД: высказывание точки зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
III Постановка учебной задачи Аналитико-синтетический: подводящий диалог Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация предметная картинка формулирование темы Частично-поисковый | 3 мин | -Итак, какая же у нас тема? -Верно. -Какую цель поставим? -Чтобы достичь поставленной цели нам нужно составить план нашей работы | - Звуки [й’э], [’э]. Буква Е Цель: узнать звуковые значения буквы «Е». Уметь определять какой буквой обозначается буква «Е» в зависимости от позиции. План: 1.Проанализируем слово и его модель 3.Определим когда буква «Е» обозначает гласный звук [’э], когда слияние. 4.Выполним упражнения 5.Подведем итоги работы | РУУД: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. ПУУД: выстраивать последовательность шагов для достижения цели |
IV Открытие нового знания Словесный: учебный диалог Моделирование: анализ слого - звуковых схем Наглядный: образец печатной буквы, Практический: поэлементный анализ Практический: многократное чтение слогов. Языковой анализ Слого-звуковой анализ Частично-поисковый Практический: многократное чтение слогов. | 12 мин | Фронтальная форма работы В лесу мороз крепчает, -Как определим количество слогов? -Произнесем первый звук, проговаривая. -Сколько звуков слышим? -Назовите первый звук в этом слиянии -Дадим ему характеристику. -Есть преграда на пути воздушной струи? Произнесем. Какой вывод можем сделать? -Закроем уши, произнесем звук [й’]. Слышим шум? Что это значит? -И звук [й’] еще какой? -Произнесём все вместе второй звук в этом слиянии. -Есть преграда на пути воздушной струи? Произнесем. Какой вывод можем сделать? -Где в слове стоит слияние [й’э]? - Итак, дополните вывод: «Буква Е обозначает два звука [й’э], когда стоит…» (Заполнение опоры) -Ребята, что делает собака? Произнесем вместе. -Сколько слогов в слове? Почему? -Произнесем с ударением. -Произнесем второй слог проговаривая каждый звук. -Сколько звуков? -Есть знакомое нам слияние звуков? Какое? -После какого звука стоит слияние [й’э]? -Итак, дополните вывод: «Буква Е обозначает два звука [й’э], когда стоит…» -Отлично, мы узнали в каких позициях буква «Е» обозначает два звука [й’э] Фронтальная и индивидуальная формы работы Чтение слогов -Но это ещё не все, какую еще одну тайну мы не разгадали? -Найдите в красной рамке слоги -Прочитаем хором -Читают девочки хором. -Читают мальчики хором. -Какая гласная буква есть в каждом слоге? -Давайте послушаем какой звук обозначает буква Е в этих слогах, так же как в начале слова или другой? -Где стоит буква Е? -Какие согласные звуки в этих слогах: твёрдые или мягкие? Произнесем. -Значит, какой вывод можно сделать? -Отлично. Прочитаем правило в учебнике. -Итак, когда буква Е обозначает 2 звука? 1 звук? -На что указывает буква е после согласного? -Что мы с вами делали? Что с помощью этих заданий мы узнали? Что будем делать дальше? | -Ель -По хлопкам, по количеству гласных и т.д. -йэээ -Два звука. -[й’] -Согласный, звонкий, мягкий -Преграда есть, значит это согласный звук. -Что звук [й’] звонкий. -Мягкий -[э] -Нет преграды, значит этот звук гласный -В начале слова. -Буква «Е» обозначает два звука, когда стоит в начале слова. -Лает. -Два слога, так как два гласных. -лАет -йэээт -три звука. -[й’э] -После гласного звука. -«Буква Е обозначает два звука [й’э], когда стоит после гласного» -В каких случаях буква Е обозначает звук [’э]. -се, ре, ле, ве, не, ке, те -буква е -Другое, звук [’э]. -После согласных -Мягкие -Буква Е обозначает один звук [’э] после мягкого согласного. -Читают хором. -Два звука когда стоит в начале слова и после гласного, один звук когда стоит после мягкого согласного. -На мягкость предшествующего согласного звука. -Мы работали с моделями слов, узнали в каких позициях буква «Е» обозначает один звук и слияние. Будем отрабатывать это умение | РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; П: анализ схемы ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других. |
Физминутка Практический. | 1 минута | Встанем из-за парт и немного подвигаемся. | Выполняют физминутку. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии |
V Первичное закрепление Аналитико-синтетический Практический: многократное чтение слов. | 5 минут | -Вернемся к началу урока и вспомним проблему, с которой мы столкнулись. Слова на слайде: лес, еда, дует -Посмотрите на слова, произнесем…. Почему в этом слове буква «Е» обозначает 1 звук, 2 звука… -А теперь найдите слова в столбиках на стр. 73. -Давайте прочитаем по слогам. -С ударением. -Как говорим. -Прочитайте где буква е в начале слова. -Прочитайте где буква е после гласного. -Где нет буквы е? -Для чего мы выполняли эти упражнения? | -Потому что стоит после мягкого согласного, потому что стоит в начале слова, потому что стоит после гласной Ели, еловые, сосны, сосновые, роет, воет, лает, кусает. -Ели, еловые. -Роет, воет, лает, кусает. -Сосны. -Для того чтобы отработать умение определять позицию буквы «Е» в слове и какие звуки она обозначает. | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: анализ текста Аналитико-синтетический | 6 мин | Фронтальная работа Парная работа Чтение текста с.73 Прочитайте сначала про себя. -Прочитаем хором текст -О ком идет речь в тексте? -Что она делает? -Что мы с вами прочитали? -Как мы с вами поняли что это текст? -Ребята, нужно опираясь на опору объяснить, как определить сколько звуков обозначает буква «Е», кто хочет попробовать? -Сейчас вы поработаете в парах. -Первый вариант находит в первом предложении слово с буквой Е и объясняет соседу по парте какие звуки она здесь обозначает и почему. -Второй вариант делает тоже самое, только ищет слово во втором предложении. -Приступайте. -Итак, какая пара хочет прокомментировать? -Все так же объяснили? Отлично. -Что мы с вами делали? Для чего мы выполняли это упражнение? Что тренировали? | Около леса лиса. Она роет нору. -О лисе -Она роет нору -Маленький текст -Потому что два предложения между собой связаны Один ребенок объясняет алгоритм 1 Вариант: Слово – леса. Буква Е обозначает два звука, так как стоит в начале слова. 2 Вариант: Слово – роет. Буква Е обозначает два звука, так как стоит после гласного. -Мы самостоятельно объясняли какие звуки обозначает буква и почему. Выполняли для того, чтобы определить насколько хорошо мы поняли материал. | РУУД: помнить и удерживать инструкцию во времени; планировать, контролировать. ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу; |
VII.Включение в систему знаний Аналитико-синтетический Практический: анализ текста Частично-поисковый | 7 мин | Сегодня у нас была особенная буква. Буква «Е» может обозначать как гласный звук, так и слияние звуков. -Давайте сравним ее с буквой «И» в слове «апельсин», произнесём. Один звук слышим или слияние? Какой это звук? Работа с картинкой к сказке «По щучьему велению» – Как зовут героя сказки? Как она называется? – Вы узнали на иллюстрации Емелю? – На чем едет Емеля? Что у него в санях? -Всем понятно слово «сани»? Посмотрите на слайд значение слова. – Кто бросился навстречу Емеле? Как ведут себя прохожие? Работа с пословицами (учебник, с. 72) - Почему так говорят? Читает учитель. Едет Емеля, ждать его неделю Сладкая еда не приходит лежа Работать – мальчишка, есть – молодец К работе «ох!», а ест за трех. - Найдите букву Е в пословицах. -Прочитайте эти слова. | -Один звук. Звук [и] -Емеля, «По щучьему велению» -На санях, дрова. -Дед, старик. Они удивляются, потому что сани едут сами по себе. -Тулуп, валенки, варежки, шапки. -Так говорят о нерасторопных, ленивых людях, которые все делают медленно, нехотя. -Просто так ничего не дается, нужно прикладывать усилия. -Так говорят о людях, которые хотят, не прикладывая усилия что-то получить. -Так говорят, когда человек не трудиться, он любит есть, но не любит зарабатывать деньги на еду. | КУУД: высказывание точки зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других. П: смысловое чтение |
VIII.Рефлексия деятельности Частично-поисковый: самоанализ Словесный: обобщение учителя | 2 мин | Ребята, с какой темой мы сегодня работали на уроке? -А почему Букву Е называют хитрой? -Когда буква Е обозначат звук [‘э]? когда [йэ]? -На слайде представлена лестница успеха, если вы считаете, что находитесь на верхней ступеньке, вам было все понятно, не было никаких затруднений – поднимите зеленый карандаш. Если вы считатете, что на второй ступеньке, у вас возникли некоторые трудности – поднимите желтый карандаш. Если вы на последней ступеньке, и вы ну совсем ничего не поняли – красный. -Спасибо за урок. | Звуки [й’э], [’э]. Буква Е -Потому что она может обозначать два звука. -Когда стоит после мягкого согласного, когда стоит в начале слова или после гласного. | ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема «Звуки [ й’э ], [’э]. Буква Е». Узнать звуковые значения буквы «Е». Уметь определять, какой буквой обозначается буква «Е» в зависимости от позиции. Цель
1.Проанализируем слово и его модель 2.Определим, когда буква «Е» обозначает гласный звук [’э], когда- слияние. 3. Выполним упражнения 4.Подведем итоги работы План
Буква Е обозначает два звука [ й’э ] , когда стоит… Буква Е обозначает два звука [ й’э ] , когда стоит в начале слова
Буква Е обозначает два звука [ й’э ] , когда стоит… Буква Е обозначает два звука [ й’э ] , когда стоит после гласной
Буква Е обозначает один звук [э] , когда стоит… Буква Е обозначает один звука [э] , когда стоит после мягкого согласного
лес еда дует [э] [ й’э ] [ й’э ]
Сани — распространённый тип зимнего средства передвижения без колёс
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
в начале слова
после гласной
Предварительный просмотр:
[й’э]
[э]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С
Предметные задачи урока:1. Добиться запоминания формы буквы с.2. Помочь детям выделить звуки буквы С.3. Научит...
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...
Конспект урока обучение грамоте тема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» 1 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока обучение грамотеТема: «Звуки т’ и т. Буквы «Т, т» Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с печатными буквами Тт, со звуками [т], [т’]; соверше...
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Тема: Звуки [б], [б’] и буква «б»
Тема: Звуки [б], [б’] и буква «б»Цель: формирование понятия о согласных звуках [б] [б’], умения правильно характеризовать новые звуки.Планируемы р...
Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...
Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...
Технологическая карта урока обучения грамоте "«Гласные звуки [й\'э], [\'э]. Буква Е, е»" (УМК "Школа России, 1 класс).
Цель урока: формирование представления о гласных звуках [й'э], ['э] и букве Е, е и алгоритме написания строчной буквы «е»; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения...