Урок обучения грамоте Тема: "Звук [щ'], буква Щ, щ"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
В данном материале представлен конспект урока презентация. В разработку включена дидактическая игра для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obucheniya_gramote_bukva_shch_bez_slaydov.docx | 28.53 КБ |
prezentaciya_uroka_obucheniya_gramote_po_teme_bukva_shch.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте.
Тема урока: «Звук [щ’], буква Щ, щ».
Вид урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: познакомить детей со звуком [щ’] и
буквой, которая его обозначает; учить
отличать звук [щ’] и букву Щ от других
звуков и букв; читать слоги и слова с
новой буквой; способствовать развитию
фонематического слуха, логического
мышления, памяти, речи; расширять
кругозор, воспитывать любознатель-
ность.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска,
иллюстрации к сказке «По щучьему
велению», скороговорки.
Литература: 1. «Русская азбука», учебник для 1-го класса.
Авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин,
А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов. Москва,
«Просвещение», 2010 год.
2. В.В.Волина «Занимательное азбуко-
ведение». Москва, «Просвещение»,
1991 год.
3. Г.А.Бакулина «Интеллектуальное
развитие младших школьников на
уроках обучения грамоте». Москва,
«Владос», 2003 год.
Ход урока: I. Орг. момент. (Слайд 1 – заставочный, дети его не видят). Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. II.Постановка темы и целей урока.
- Мы продолжаем путешествовать по нашей замечательной «Азбуке» и знакомиться с новыми звуками и буквами. А помогать нам сегодня будут герои одной русской народной сказки. Угадайте её название. Инсценировка. Невестки: - Сходи, Емеля, за водой! Емеля: - Неохота… Невестки: - Сходи, Емеля, а то братья с базара вернутся, гостинцев тебе не привезут. Емеля: - Ну, ладно! Дети называют сказку. - Правильно, ребята. Эта сказка называется «По щучьему велению» (Слайд 2). - Как зовут главного героя сказки? Емеля. - Откройте учебник на с.186. Посмотрите на этого сказочного героя. Вспомните, чем он занимался, каким был? Ответы детей. - Куда отправился Емеля за водой? На реку. - Кого в реке поймал Емеля? Щуку.
- Назовите первый звук в слове «щука». - Какие ещё слова со звуком [щ’] вы знаете? Дети называют слова. - Сформулируйте тему урока. Дети формулируют тему, а затем хором Читают тему и цели урока с доски (Слайд 3).
- Ребята, а какую щуку поймал Емеля? Волшебную. - О чём попросила его щука? Отпустить её обратно в реку. - Что она пообещала Емеле взамен? Исполнять все его желания. - Какие волшебные слова нужно было произносить? Хором: По щучьему веленью, По моему хотенью. - В каком слове услышали новый звук? Щучьему. - Произнесите звук [щ’]. Что можете сказать о нём? Звук [щ’] – согласный, так как он не тянется, не поётся; во рту встречаются преграды. Он глухой – при его произнесении слышится только шум; он шипящий. Игра «Камень – вата» (работа с сигнальными карточками). - Игра «Камень – вата» поможет вам определить, какой этот звук по твёрдости- мягкости. Щёки, щепка, щавель, ящик, борщ, щипцы, клещи, щенок, лещ, щупальца. - Что услышали? Во всех словах звук [щ’] произносился мягко, значит, звук [щ’] - всегда мягкий. - Дайте полную характеристику звуку [щ’]. Звук [щ’] – согласный, глухой, шипя- щий, всегда мягкий. 2. Слого-звуковой анализ слова «щука». Индивидуальная работа. - Наша волшебная щука очень хочет узнать: из скольких слогов, и каких звуков состоит её название. Давайте поможем ей. Дети делят слово на слоги и составляют схему на партах. Проверка (Слайд 4). Ученик у доски выполняет проверку с объяснением. 3. Знакомство с новой буквой. - Ребята, как вы думаете, как «зовут» букву, которая обозначает звук [щ’]? Ответы детей. - Звук [щ’] обозначается буквой Щ (ща). (Слайд 5). - На какую букву похожа буква Щ? Ответы детей. - Назовите предметы, которые напоминают букву Щ. Ответы детей. На расчёску Щ похожа, Три зубца всего? Ну, что же!
Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. 4.Физ. минутка. (Слайд 6). - В проруби Емеля заметил маленьких рыбёшек. Они так весело резвятся. Давайте и мы отдохнём и поплаваем вместе с ними. Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. 5. Чтение слогов-слияний и слов. - На спинках у рыбок Емеля увидел буквы. Он попросил щуку научить его читать. Давайте и мы почитаем вместе с ними. Чтение слогов-слияний хором и индивидуально. Чтение открытых и закрытых слогов, слов. (Слайд 7). - Прочитайте открытые слоги. Почему они так называются? - Прочитайте закрытые слоги. Какой слог: открытый или закрытый называется слогом-слияния? Ответы детей. - Прочитайте слова. Смысл каких слов не понятен? - Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Докажите. Ответы детей. - Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Докажите. Ответы детей. - Что можете сказать об остальных словах? В остальных словах количество букв равно количеству звуков, т.к. каждая буква обозначает только один звук.
- Обратите внимание, что буква Щ не пишется с гласными э, ю, я, ы. - Ребята, Емеля не знает, кто такие лещи. Помогите ему. Ответы детей. - Лещ – это плоская рыба. (На слайде появляется лещ). 6. Работа по учебнику, с.187. - О том, где живут лещи, вы узнаете из стихотворения Г.Ладонщикова на с.187. Чтение стихотворения про себя, учителем, цепочкой и хором. Анализ стихотворения. - Где же живут лещи? - Почему их называют «важными»? - В русском языке есть такое выражение «Дать леща». Как вы его понимаете? Ответы детей. (Ударить, сильно шлёпнуть).
7. Работа со скороговорками. - Наш Емеля так заинтересовался рыбами, что придумал скороговорку. (Слайд 8). Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. Чтение скороговорки хором (медленно). Индивидуальная работа, работа в парах. Проверка. - Прочитайте ещё одну скороговорку. Щуки и леща в роще не сыщешь. - Как вы понимаете смысл данной пословицы? Ответы детей. - А где живут рыбы? Ответы детей. - О жизни рыб мы подробнее узнаем из видеосюжета. 8. Просмотр видеосюжета о жизни рыб. - Ребята, а что ещё вы знаете о жизни рыб? Ответы детей. 9. Игра «Угадай лакомство». - Пока мы с Емелей смотрели фильм, щука придумала задание. (Слайд 9). - В столбиках записаны названия рыб. Прочитайте. - Где живут эти рыбы? В реке. - В наших кубанских водоёмах их можно встретить? Ответы детей. - У каждой рыбы есть любимое лакомство. Наша волшебная щука просит определить, чем больше всего любит лакомиться каждая из рыб. Дети определяют лакомство, опираясь на сведения, полученные на уроке и собст- венный опыт. лещ улитка щука окунь карась червяк окунь рыбёшка - Вот такие любимые лакомства готовьте рыбкам, когда едете на рыбалку. - Ребята, а как нужно вести себя на водоёме? Ответы детей.
10. Словарная работа. - Дети, как вы думаете, наша волшебная щука добрая? Будет она есть окуньков? - Прочитав стихотворение, вы узнаете, какая была щука. (Слайд 10). Анализ стихотворения. - Какое новое слово встретилось в стихотворении? Щи. - Кто знает, что такое «щи»? Ответы детей. - «Щи» - жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля. (Определение из «Толкового словаря»). (Слайд 11). - Пока щука варит щи для своих друзей, Емеля решил наловить рыбы на уху. - А что такое «уха»? Ответы детей. - Уха – суп из рыбы.
Игра «Поймай рыбку». - Ребята, поможем Емеле наловить рыбы? Правила игры. Играют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Слева и справа написаны слова, но в них потерялась буква. На экран будут выплывать по две рыбки с буквами на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё. (Слайд 12). - Молодцы, ребята! Вы помогли Емеле. Он очень доволен, что наловил много рыбы, научился читать и познакомился с вами. - Как вы думаете, будет он теперь лениться и просить помощи у щуки? - Конечно, теперь он будет делать всё сам, а волшебная щука будет плавать в своей реке и вспоминать доброго Емелю. V. Обобщение. - С каким звуком мы познакомились сегодня на уроке? - Что узнали о звуке [щ’]? - Как называется буква, обозначающая звук [щ’]? - Что нового узнали на уроке? VI.Итог урока. - Ребята, вам было интересно? - И нашим сказочным героям тоже очень понравилось работать с вами. Они благодарят вас за урок. (Слайд 13). А добрая щука дарит вам на память своё фото.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«По щучьему велению »
Звук [ щ ’] , буква Щ, щ познакомиться со звуком [ щ ’] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [ щ ’] и букву , которая его обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.
/
Щ щ
ЩА ЩУ ЩЕ ЩЁ ЩИ
а щ щ а щавель роща у щ щ у щука ищу е щ щ е ещё щенок ё щ щ ё щёки щётка и щ щ и ищи лещи Щ не пишется с Э, Ю, Я, Ы .
Скороговорка Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. Щуки и леща в роще не сыщешь. Видео
лещ щука карась окунь червяк улитка окунь рыбёшка
Щука добрая была, Дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей Щука наварила, Окуньков, бычков, лещей Щами угостила.
Щи - жидкое кушанье, род супа из капусты или щавеля. Уха - суп из рыбы.
. арф кле . и . епка ко . ка . ека . утка ро . а . енок мо . ка . апка рома . ка я . ик . ётка ми . ка Щ Ш Щ Ш старт Ш Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Ш Щ
Спасибо за урок! До встречи !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".
В данном материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски....
Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».
Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...
Урок обучения грамоте. Тема Звуки [т], [т\'], буква Т т.
Учащийся познакомится со звуками [т], [т,] и отражением их на письме с помощью буквы Т, с местом буквы Т на «ленте букв», научится характеризовать звуки [т] и [т,] по предложенной в учебнике схе...
Урок обучения грамоте. Тема: "Звуки [в], [в’], буква В,в".
Урок обучения грамоте по программе "Школа России"....
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з» Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.Планируемые ре...
Урок обучения грамоте. Тема: "Звуки [з], [з\'], буква З, з".
Задачи урока:1. Познакомить со звуками [з], [з’] и их обозначением буквой З, з, учить читать слова с буквой з; совершенствовать звукобуквенный анализ.2. Развивать умение учащихся читать слоги , ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс
Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...