КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з». УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з»
Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь характеризовать звуки [з][з`], выделять их в словах;
- уметь использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [з], [з’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;
- уметь читать слова по слогам и орфоэпически;
- уметь «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.
Личностные:
- осознавать свои возможности в учении;
- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
- оценивать усвоение содержания материала.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс, 1 часть, разрезная азбука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 137.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 29.11.18 ФИО учителя: Богданова В.П
Школа: № 95 ФИ студента: Марцениус Е.
Класс: 1-1 ФИО методиста: Кондратьева И. И.
Кабинет: 302
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Тема: «Звуки [з ][з`], буквы З, з»
Цели деятельности учителя: знакомство с согласными звуками [з], [з’], буквой З, з.
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь характеризовать звуки [з][з`], выделять их в словах;
- уметь использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [з], [з’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа;
- уметь читать слова по слогам и орфоэпически;
- уметь «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.
Личностные:
- осознавать свои возможности в учении;
- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
- оценивать усвоение содержания материала.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс, 1 часть, разрезная азбука.
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке обучения грамоте. Присаживайтесь. Повернитесь к соседу по парте лицом и пожелайте ему успехов на уроке. | -Здравствуйте. -Желаю тебе успехов на уроке. | Л: самоопределение |
II. Актуализация и мотивация Словесный-беседа | 10 мин | - А сейчас послушайте загадку и попробуйте ее отгадать: «Зуб», «Зеленка» и «Зимой»... Что слова объединяет? Может, кто-то отгадает? (Буква «з») | -Буква «З» | П: Осознанное и произвольное построение речи |
III. Постановка учебной задачи Словесный- фронтальный опрос) | 2 мин | -Да, именно с этой буквой мы и будем знакомиться на нашем уроке. -Тогда как будет звучать тема урока? -Верно, молодцы. -Предположите, какие цели мы поставим себе на урок? -А сейчас откройте свои учебнике на странице 53. Скажите, обозначают квадратики в верхнем левом углу? | -«Звуки [з ][з`]з» -Познакомиться с буквой З; -Научиться на слух различать -[з] и -[з]’. -Это звуковые модели слов. Согласный звонкий твёрдый звук и согласный звонкий мягкий звук. | Р: целеполагание. П: Осознанное и произвольное построение речи |
IV. Открытие нового знания Словесный-беседа Фонетический анализ Языковой анализ и синтез Игровой: фонетический анализ Знакомство с буквой | 10 мин | -Совершенно верно. – А сейчас разберём первое слово, расположенное вверху нашей страницы. Кто мне скажет, что это такое? -Верно. Произнесем это слово все вместе. -Сколько в этом слове слогов? -Почему? -Назовите первый звук. -Послушайте себя, произнесите его. -Можем ли мы сказать, что этот звук согласный? Почему? -А еще этот звук какой? -Почему вы так решили? -Верно. Разберем следующее слово. Что это? Что ест мышь? -Сколько в этом слове слогов и почему? -Верно, позовем это слово вместе. -Какой слог ударный? -Будем ли мы ставить гласную букву ё ударение и почему? -Хорошо. Произнесем первый звук. -Какой это звук? -Хорошо, а теперь сыграем в игру. У вас в всех есть разрезные карточки, которые обозначают твердый и мягкий звуки. Достаньте их. -Сейчас я буду называть вам слово (появляется еще и на слайде), и если оно начинается с твердого звука [з], то вы показываете карточки с обозначением твердого звука, а если с мягкого звука, [з]’, то карточку с обозначением мягкого звука. -Кому не понятны правила? -Начинаем. -Хорошо. А сейчас я буду показывать вам карточки с обозначением твердого и мягкого звука [з] и [з]’, а вы мне будете их произносить. -Скажите, какой буквой обозначаются звуки [з] и [з’] на письме? -Верно. -А теперь прослушайте интересный стих про букву «З»: В столбик два кружка поставим, Слева дырочки оставим. Да ты только посмотри: Буква З, как цифра 3. -Посмотрите на слайд. Чем отличаются эти буквы и чем они похожи? -Скажите, для чего в русском языке нужны, и большая и маленькая буква З? -Кто мне повторит, что мы узнали о букве З? | -Зонт.
-Потому что 1 гласный звук. -[з] -[з] -Да. Потому что при произношении наши зубы сомкнуты. -Звонкий и твердый. -Потому что он произносится с голосом и шумом. -Зёрна. -2 слога, потому что 2 гласных звука. --зЁрна. -Зёр. -Нет, потому что ё итак всегда ударная. -[з]’ -Согласный, звонкий, мягкй. -Зонт, зерна, зебра, зима, Зина, зверь, заморозки, земля, звездочет, звезда, зеленый, зелень. -Размером. -Буквой З. -Отличаются размером, а похожи элементами -С заглавной пишутся имена собственные, название городов и стран, а с маленькой все остальные слова. -Обозначает два звука: [з][з]’. На письме может быть большой и маленькой. | П: осознанное и произвольное построение речи; П: анализ; П: синтез; К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем; Р: сличение действия с результатом; Р: коррекция
П: сравнение. |
Динамическая пауза | 1 мин | - Ребята, давайте с вами немного отдохнем. НОЖКИ Нарядили ножки В новые сапожки. Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте-топайте, По лужам не шлепайте, В грязь не заходите, Сапожки не рвите. | Повторяют движения. | Р: Саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Языковой анализ (фонетический и графический) Работа с книгой Наглядный ( работа с двухуровневыми схемами) Частично поисковый Работа с книгой Практический (упражнение) Языковой анализ (фонетический) Звукобуквенный анализ слов, чтение слов | 8 мин | - Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что изображено на 1 картинке? -А что такое узор? -Прочитайте это слово по слогам. -Позовем это слово. - Произнесите это слово, выделяя каждый звук. - Охарактеризуйте звуки по схеме. -Как мы узнали, что звук [з] твердый? -Прочитайте слово под 2 схемой. - Прочитайте по слогам. - Прочитайте слитно с ударением. - Прочитайте, выделяя все звуки в слове. - Охарактеризуйте каждый звук слова по схеме. -Как мы узнали, что звук [з]’ мягкий? -Прочитайте слово под 3 схемой. - Прочитайте по слогам. - Прочитайте слитно с ударением. - Прочитайте, выделяя все звуки в слове. - Охарактеризуйте каждый звук слова по схеме. – Что делает мальчик со 2 картинки? Составьте предложения по данной схеме, представленной на слайде. – Сколько слов в полученном предложении? -Назовите слова-предметы в этом предложении. -Назовите слова-действия. - А теперь, ребята, вы будете работать по рядам. Прочитайте столбики слогов внизу страницы и каждый для себя сравните их. - А теперь первый ряд читает хором первый столбик слогов, второй - второй, третий-третий. -Чем эти столбики похожи? Чем они отличаются? - Хорошо, тогда что мы можем сказать про согласные звуки в каждом столбике? -А сейчас обсудите в группах, какие работы выполняют гласные буквы в каждом столбике. -Какие буквы гласных выполняют одинаковую работу? Какая это работы? - Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы узнать, какой согласный в слоге: твердый или мягкий? | -Узор -Узор- это рисунок, который сочетает в себе какие-то элементы. -у-зор. -узо́р - [у] -гласный, безударный. [з] согласный, звонкий, твердый. [о] гласный, ударный [р] согласный, звонкий твердый -После буквы З идет буква О, которая указывает на твердость предшествующего согласного. - изюм. -[и][з]’ [у́][м] - [и][з]’[у́][м] -[и][з]’[у́][м] [и] – гласный, безударный [з]’- согласный, звонкий, мягкий [м] – согласный, звонкий, мягкий. - После буквы З идет буква Ю, которая указывает на мягкость предшествующего согласного -Змей -[з][м]’[э][й] -[з][м]’[э][й] -[з][м]’[э][й] [з] согласный, звонкий, твердый [м]’-согласный, звонкий, мягкий [э] – гласный, ударный [й] – согласный, звонкий, мягкий. -Мальчик ест изюм. -3 -мальчик, изюм. -ест. - Во всех слогах есть буква з, но буквы гласных разные. В первом столбике сначала стоит буква гласного, а потом буква согласного «аз». А во втором и в третьем столбике сначала буква согласного «з», а потом буква гласного. - В первом столике буква з обозначает твердый согласный звук [с] – [ас] -Во втором столбике буква з обозначает твердый согласный звук [з] – [за] - В третьем столбике буква з образует мягкий согласный звук [з]’ - А,О,У,Э,Ы. Твердость предшествующего согласного. - Я,Е,Ю,Ё,И Мягкость следующего согласного. - Посмотреть на букву гласного, стоящего после буквы, обозначающей согласный звук. | ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. ПО: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Динамическая пауза | 1 мин | - Ребята, давайте немного отдохнём, поиграем в игру. - Вставайте со своих мест и повторяйте за мной. | Повторяют движение. | Р: саморегуляция |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический (упражнение) Чтение слов (индивидуальное. По цепочке, с наращиванием) Языковой анализ (фонетический) Практический (упражнение) | 7 мин | – Ребята, сейчас переворачиваем страницу. Читаем хором первую строчку слогов и слов из общего столбика. Читаем только 1 строчку. -«Узор» это слово-предмет или слово-действие? -Произнесите это слово по слогам. -Хорошо. -Читаем хором следующую строку. -Что значит «озёрный»? -Добавьте к этому слову, слово-предмет. -Какое это слово? Предмет, признак или действие? -Произнесите его по слогам. -Читаем следующую строчку. -Произнесите слово «зима» по слогам. - Какое это слово? Предмет, признак или действие? -Добавьте к слову «зимний» слово-предмет. -Читаем следующую строчку. -Произнесите слова заноза по слогам. - Какое это слово? Предмет, признак или действие? -Что обозначает слово «занозы»? -Читаем следующую строчку. -Прочитайте слова-предметы в этой строке. -Читаем следующую строчку. -Что такое зори? -Произнесите это слово по слогам. -Хорошо, а сейчас из всех этих строчек, произнесите только те слова, которые имеют звук [з]’ -Посмотрите на картинку, которая находится ниже столбика. -Подумайте и скажите, с помощью каких прочитанных слов могли ее описать? – Хорошо. А сейчас составьте схемы слов, используя фишки-звуки. Слова представлены на слайде Зина резина -Покажите соседу по парте схемы, которые у вас получились. -Посмотрите на слайд, у кого неверно составлена схема? Зина- резина – | -зо-зор-узор-узо́р-узоры -Предмет. -у-зор. -зё-зёр-озёра-озёра-озёрный -Живущий в озере. -Озерный край. -Признак. -о-зёр-ный -зи-зим-зима-зима́-зимний. -зи-ма. -Предмет. -Зимний лес. -за-зано-зано́за-занозы -за-но-за -Предмет. -Множественное число слова «заноза» -зда-здание-зда́ние-зада́ние -здание, задание -за-зар-заря-заря́-зо́ри. -Это заря во множественном числе. -зо-ри. -озёра, озёрный, зима, зимниый. -Озёрный, заря, узор. Зина – Резина - | ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи. ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов. ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: оценка. |
VII. Включение в систему знаний Практический – чтение предложений Языковой анализ (фонетический) Работа с книгой | 4 мин | -1 ряд хором прочитайте предложение, которое находится под картинкой. -Почему некоторые слова написаны с большой буквы? – Прочитайте слова, в которых буква «з» обозначает звук [з]. – Прочитайте слова, в которых буква «з» обозначает звук [з’]. – Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов. – Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов. – Прочитайте слова, которые состоят из четырех слогов. -Прочитайте ниже предложение к схеме, которая у меня на слайде. -Посмотрите на слайд. У кого схема предложения составлена иначе? -Почему здесь 2 слова написаны с большой буквы? | -Потому что это имена людей. -Зоя, Зося, Аза, Роза, Муза, Лиза, Назар, Елизар, Лазарь -Зина, Зинаида. -Зоя, Зося, Зина,Аза, Роза, Муза, Назар, Лазарь. -Елизар -Зинаида -Зинаида и дядя Елизар едут домой. -Потому что это имена людей. | ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный (беседа, опрос) | 3 мин | -Итак, ребята, скажите: -Какую цель мы ставили в начале урока? -Какие звуки образует буква З? - Что нужно сделать, чтобы узнать, какой согласный в слоге: твердый или мягкий? - А сейчас, поднимите зеленую карточку, если, по вашему мнению, вы хорошо работали на уроке, желтую – если поработали не очень хорошо, и красную – если поработали плохо. - Спасибо за урок. | --Познакомиться с буквой З; -Научиться на слух различать -[з] и -[з]’. -[з][з]’ - Посмотреть на букву гласного, стоящего после буквы, обозначающей согласный звук | Р: оценка. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучению грамоте.Тема: «Звуки [т], [т´], буква Т».
Данный урок был проведён в 1 классе для детей с нарушением зрения...
Конспект урока обучения грамоте. Тема "Звуки [м], [м\'], буквы М, м".
Цель урока: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);Формы орга...
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [й’э], [’э]. Буквы «Е е». УМК Школа России
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуковом значении буквы «Е» в зависимости от позиции в слове; умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при ...
Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...
Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звуки [й’э], [’э]. Буквы "Е е" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [й’э], [’э]. с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предмет...
Конспект урока обучения грамоте: «Согласные звуки [п], [п,]. Буква П, п», 2 класс, УМК: «Школа России»
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирования представлений о согласных звуках [п], [п,] и букве П, п; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной бук...