Мастер – класс по теме "Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир»"
консультация
Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Беласовская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого мероприятия
мастер-класс по теме:
«Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированных уроков «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир - Технология».
Комлева Анжелика Евгеньевна
учитель начальных классов
Тип урока: «Интегрированный урок по «Математике» - «Литературному чтению» - «Окружающему миру».
Методы: объяснительный, практический.
Формы интеграции: межпредметная.
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов по организации и проведению интегрированных уроков в начальной школе.
Задачи: - конструирование педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей модели урока,
- использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии;
- обучение участников мастер-класса навыкам, составляющим основу, передаваемого метода и способа достижения, полученных результатов;
- демонстрация умения педагога-мастера, проектировать успешную деятельность обучающихся;
- оказание помощи участникам мастер-класса, в определении задач их профессионального самосовершенствования в по организации и проведению интегрированных уроков в начальной школе.
План занятия:
- Организационный момент.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Итог занятия.
- Рефлексия.
Ход занятия
- (Слайд 1) Добрый день! Мы рады приветствовать вас в нашей школе. Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Окружающий мир - Литературное чтение».
- (Слайд 2) Данный мастер-класс актуален в связи с введением ФГОС. Современный урок, современный учитель и современный ученик сегодня предполагают современные методики и технологии. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. И именно учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению, т.к. в начальной школе он ведёт основную часть предметов учебного цикла.
- (Слайд 3) Главная цель интеграции – создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Создание у школьников целостного представления об окружающем мире – это цель обучения. А интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
(Слайд№4)Что же такое интегрированный урок? Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда есть ведущая дисциплина, а также, вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению основного материала. Только читая о таком уроке, вряд ли получится представить все его возможности, но, начав использовать их в своей практике, понимаешь, что эта технология смело вторгается и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.
(Слайд№5). Перед вами возможности интегрированного урока:
- Форма их проведения нестандартна и интересна, что изначально создаёт атмосферу заинтересованности и мотивации к уроку. Такие уроки нравятся детям, хотя от педагога они требуют тщательной подготовки, профессионального мастерства. Они позволяют уйти от традиционного подхода к образованию с его дифференциацией предметного обучения и привести обучение в естественную органическую связь с жизнью ребёнка.
- Интегрированные уроки – одно из средств развития познавательной активности учащихся и привития интереса к обучению, предмету, служат развитию у них воображения, внимания, речи и памяти.
- Они увеличивают информативную ёмкость урока.
- Использование различных видов работы, творческих заданий в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о высокой эффективности интегрированных уроков. За счёт переключения на разнообразные виды деятельности снимают эмоциональное и физическое напряжение, снижают усталость и утомляемость учащихся.
- Развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Практическая часть
(Слайд 6) В моей практике интегрированные уроки я провожу по темам обобщения и закрепления знаний. Регулярность таких уроков не чаще одного разам в четверть. Многие предметы начальной школы уже носят интегрированный характер. Так учебный курс А.А. Плешакова «Окружающий мир» является интегрированным курсом. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Математика также интегрированный предмет т.к. содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированный урок. Литературное чтение включает помимо художественных литературных текстов материал по истории и природоведению.
(Слайд №7).Интегрированный урок в первом классе .
Компонентами интеграции данного урока были: «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Ведущая дисциплина - «Математика», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» способствовали углублению, расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.
Этапы урока
Актуализировать умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру.
| -Начнём нашу работу. 1. Прочитайте числа и расположите их в порядке убывания: 6,4,2,3,7,5 - С какого числа начнёте запись? - Прибавьте к каждому числу единицу, составьте и запишите выражения, прочитайте их. - Что значит прибавить к числу единицу? 2.Прочитайте числа и расположите их в порядке возрастания: 8,9,7,1,5,4,2,6,3 - С какого числа начнёте записывать числа? - Прочитайте, что у вас получилось. Как можно назвать все эти числа? - Как образуется каждое последующее число? Какое получится число, если к 9 прибавить один? Что можно сказать об этом числе? -Назовите самое маленькое однозначное число, самое большое однозначное число. Вспомните состав самого большого однозначного числа. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы, сравнив их с ответами на доске. - Сосчитайте, сколько чисел вы записали в первом ряду. Сосчитайте, сколько чисел записали во втором ряду. - Количество чисел первого ряда соответствует количеству букв в имени детского писателя, а количество чисел во втором ряду соответствует количеству букв в фамилии этого же писателя. (Слайд 1) -Этого писателя зовут Корней Чуковский. -Ребята, кто из вас читал сказки этого замечательного детского писателя? Сейчас я узнаю, кто из вас является самым внимательным читателем: кто из вас знает, как называется сказка, героиня которой « по полю пошла, денежку нашла?» -Как вы знаете, Муха-Цокотуха купила самовар, пригласила к себе гостей. Кто из вас помнит, какой герой сказки вёл себя очень плохо? А кто спас именинницу? (Слайд 2) На доске появляется иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха». -Внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке. Подумайте, о каких предметах можно сказать, что их «много», а о каких можно сказать, что «один»? - А о каких предметах можно сказать, что их «столько же»? -Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказки Корнея Чуковского, умеете правильно пользоваться математическими терминами. А сейчас задание для самых внимательных: кто сможет вспомнить и перечислить всех гостей Мухи-Цокотухи? - Как одним словом назвать всех перечисленных вами животных? (Слайд 3) (На доске появляется изображение насекомых.) -Вы совершенно верно ответили, что всех этих животных называют – насекомыми. -А сейчас очень сложный вопрос: а кто такие насекомые? Что общего у всех перечисленных вами животных? -Давайте проверим вашу точку зрения, обратимся к нашему помощнику - электронному приложению к учебнику «Окружающий мир». (На интерактивной доске демонстрируется фрагмент урока «Окружающего мира» «Кто такие насекомые?» ) - Ребята, вы – молодцы! Ваш вывод был абсолютно верным. Таким образом, чем же необычен наш урок? | Актуализируют свой опыт (личный). Применяют знания на практике. Результат записывают в тетради, один ученик работает у доски. Составляют выражения, читают их. Называют правило. - Записывают числа в тетради. Называют правило, как образуется каждое последующее число. Называют числа. Называют числа, вспоминают состав числа «9». Оценивают результат работы соседа. Считают числа, называют их количество в каждом ряду. Читают имя детского писателя. Называют героиню сказки: Муха-Цокотуха. Называют персонажей сказки. Называют предметы, используя термины «один», «много», «столько же». Перечисляют персонажей сказки; называют термин «насекомые». Рассматривают изображение насекомых, делают вывод о том, что общего у всех этих животных. Сравнивают перечисленных животных, относят их к определённой группе, называют термин «насекомые», обосновывают свою точку зрения. Сравнивают свою точку зрения с научными знаниями. Определяют тип урока, цель урока. | Развитие слухового и зрительного восприятия. Умение применять математические термины Умение работать с математическими терминами. Умение осуществлять взаимоконтроль и самооценку. Развитие кругозора. Развитие связной речи. Умение работать с математическими терминами. Развитие связной речи. Развитие умения находить общее, классифицировать предметы по их общим признакам. |
| - Итак, как же отличить насекомых от других животных? (Слайд 5) (На доске появляется запись, как отличить насекомых от других животных.) - А сейчас мы с вами поработаем в тетради. Отступите вниз две клеточки, запишите цифру «6», отступите в сторону одну клеточку, запишите цифру «3». Допишите до конца строчки эти цифры, чередуя их. - Кто из вас догадался, почему мы прописывали именно эти цифры? - Давайте сравним эти числа и составим неравенства. Какое из этих чисел самое большое? Какое самое маленькое? | Перечисляют отличительные признаки насекомых. Записывают цифры в тетради. Развивают умения применять полученные знания на практике. Сравнивают числа; составляют неравенства. | Закрепляют умение называть отличительные признаки различных групп животных. Умение соотносить образ цифры с понятием «число». Развитие логического мышления. |
| - Отдохнули, а теперь поработаем в парах. Перед вами два цветочка, на которых записаны числа «3» и «6», в конвертах находятся силуэты насекомых, на которых наклеены числа. Вспомнив состав чисел «3» и «6», вы узнаете, какие насекомые прилетят на ваш листочек. -Итак, кто перечислит насекомых, которые прилетят на листочек с числом «3»? А какие насекомые прилетят на листочек с числом «6»? | Работают в парах, применяя знание состава чисел на практике, а также - открытые самостоятельно знания по теме «Кто такие насекомые?» Называют насекомых, повторяют состав чисел. Выходят к доске, прикрепляют силуэты насекомых. | Развитие умения точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Закрепляют умения использовать состав чисел. |
Итог занятия
(Слайд 16) Вот так работали первоклассники на этом уроке. В ходе урока учащимся был задан вопрос: «Чем необычен сегодняшний урок?» Дети ответили, что сегодня на уроке они и считали, и вспомнили сказки К. Чуковского, узнали, кто такие насекомые и как их отличить от других животных. Вам я предлагаю ответить на вопрос: « Какие виды интеграции были использованы на данном уроке?»
(Слайд 17) Напомню тему мастер-класса «Невидимые нити на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир». В природе существует множество примеров взаимосвязи живых и неживых существ. На моём интегрированном уроке создалась ситуация, когда подводя итог урока, и перечисляя ещё раз название всех насекомых, паука ученики тоже отнесли к этой группе.
Предвидя данную ситуацию, был подготовлен слайд с изображением насекомых и паука. Мнения детей разделились, кто-то продолжал отстаивать свою, хоть и ошибочную точку зрения. Сосчитав количество ног у насекомых и у паука, учащиеся приходят к выводу, что паука нельзя отнести к насекомым. И этот самый момент урока, очень непродолжительный по времени, дал мне возможность узнать интересы учащихся моего класса, наметить пути их развития, чтобы совершенствовать их природные задатки.
(Слайды 18-23) Данный урок для меня был ценен ещё и тем, что помог вовлечь учащихся класса в проектную деятельность с использованием ИКТ. Уже во втором классе с группой учащихся был создан исследовательский проект «Наши отношения с пауками: любить нельзя, бояться?». Целью проекта было узнать, каковы же на самом деле наши отношения с пауками. Достигая поставленную цель, ребята изучали с помощью справочной литературы и интернет-источников информацию о пауках; изучали отличительные признаки пауков от насекомых; проводили устный и письменный опрос среди людей разного пола и возраста с целью выявления у них знаний о пауках и поиска ответа на вопрос «Почему люди чаще всего бояться пауков?». Таким образом, данный урок побудил учащихся к активному познанию окружающей действительности, связал невидимыми нитями школьные предметы и мир природы, при активной работе мысли они смогли прикоснуться к одной из тайн природы!
Урок математики в 1 классе «Веселые игрушки. Плоские и объемные тела»
Интеграция с предметом технология.
Цель: с помощью геометрического материала создать условия для развития и совершенствования художественно – эстетических и познавательных способностей младших школьников.
Задачи: - способствовать развитию органического единства мыслительной и конструкторско – практической деятельности учащихся,
- создать условия переработки простых плоских геометрических фигур в декоративное изображение,
- дать понять о различии объемных тел и плоских фигур и предметов
- развивать у учащихся понятия композиции, художественной фантазии.
Этапы урока
| Сегодня у нас необычный урок и называется он необычно: «Веселые игрушки». Но откуда они у нас возьмутся? Я предлагаю их сделать самим. Кто хочет стать мастером по изготовлению игрушек? Каждому из вас сегодня будет предоставлена возможность самому сделать игрушку. | |
| (Раздается стук в дверь) Это кто пришел к нам в гости? Дети разыгрывают стихотворение. Жили-были два брата, -Как видите, из одной фигуры очень легко сделать другую. Давайте поупражняемся. У вас на парте лежат квадраты, срежьте им углы. Какая фигура получилась? - А если у васьмиугольника срежем углы? Давайте проверим ваши предположения. - Срежьте все углы, Что у вас получилось? - А теперь круг сложим пополам и разрежем по сгибу, что получилось? - А если квадрат разрежем пополам, что получим? - А если у прямоугольников несколько раз срезатьуглы? Выполним работу по срезанию углов. Какую фигуру получили? - А если прямоугольник разрежем по диагонали? -Как вы думаете зачем эти фигуры пришли к вам в гости? | Восьмиугольник Круг Два полукруга Два равных прямоугольника Овал Два треугольника Они помогут нам сделать игрушки. |
Работа по теме урока Подготовительная беседа | А знаете ли вы, ребята, что все предметы бывают плоскими и объемными? А плоский предмет ровный и гладкий. Приведите примеры плоских предметов из обихода. Вы когда-нибудь видели, как пекут пироги? Сначала ставят тесто, из которого получается большой теплый ком. Его можно обнять руками. А все, что можно обнять руками, называется объемным. Но стоит только раскатать этот ком скалкой в большой блин, обнять его уже невозможно, потому что он стал плоским. А вот теперь разберемся, кто с кем дружит.(Демонстрация) Объемные работы дружат со скульптором, а плоские с художником. На сегодняшнем уроке мы будем художниками- аппликаторами. Посмотрите, что может получиться в мастерской веселого художника из плоских геометрических фигур. (Демонстрация аппликаций с анализом тех фигур, из которых составлены изображения игрушек). А вы бы хотели иметь изображения таких игрушек? Возьмите в руки ваши волшебные конверты и загляните в них. Там вы увидите запчасти для ваших будущих игрушек | Платок, скатерть, газета, лист тетради. Шар дружит с кругом, куб с квадратом, треугольник с конусом. |
Самостоятельная работа учащихся | Дети делают аппликации игрушек | |
Рефлексия урока | - Что новое узнали на уроке? - Кто научился отличать объемные тела от плоских геометрических фигур? - Кто испытывает удовольствие от того, что у него получилось? - Кто не доволен своим изделием? Почему? - Кому из вас хочется испытать себя в роли скульптора? | |
Урок математике в 4 классе «ПереСчитывая Пушкина»
Интеграция с предметом литературное чтение.
Цель: Закрепить навыки умножения многозначных чисел.
Задачи: - закреплять умение решать задачи на движение
- совершенствовать навыки чтения и умения ориентироваться в прочитанной литературе.
- развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина
Этапы урока
| Ребята, вы хорошо знаете сказки Пушкина, любите их. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, какого роста был могучий князь Гвидон? Знаете ли вы, с какой скоростью плыл корабль в царство славного Салтана? А сколько орехов разгрызла белочка? Об этом мы узнаем сегодня, совершив удивительное путешествие под названием «ПереСчитывая Пушкина». | |
| Друзья Людмилы и Руслана! На звуки вещего баяна Спешите к нам скорей сюда, Где величавый дуб стоит, И лукоморье всех манит! Где сам поэт, великий Пушкин, Вас снова в сказки пригласит! На встрече нашей необычной, Пусть даже в чем-то непривычной, Вы снова встретитесь с друзьями С какими? Догадайтесь сами! В начале нашего путешествия проведем конкурс «Сказочный эрудит». - Сколько лет прожил старик со своею старухой «у самого синего моря»? - Посчитайка сколько это дней? Какой величины родился ребенок в «сказке о царе Салтане»? Назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут, Туча по небу идет, бочка по морю плывет, Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица… - Как рос ребенок у царицы? - Да, действительно: И растет ребенок там не по дням, а по часам. -За 5 часов он вырос на 40 см. Каким он будет через сутки, если родился он ростом 71см12мм? Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, Он бежит себев волнах на раздутых парусах. Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль? А вот вам и задание: судно затратило на весь путь от острова князя Гвидона до царства Саотана 7ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь времени затрачено было больше – на 3 часа больше. С какой скоростью двигалось судно на обратном пути? Почему существует разница в скорости пути туда и обратно? | Ровно 30 лет и 3 года. Сына Бог им дал в аршин – старая мера длины =71,12см Не по дням, а по часам. Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана. Это значит, туда плыли по течению, а обратно – против. |
3.Работа по теме урока | Какие сказки обходятся без чудес? Какие три чуда были в царстве князя Гвидона? Как об этом говорится в сказке? Давайте поможем дьяку посчитать доход: за два часа белка разгрызла 120 орехов. Сколько орехов она разгрызает за неделю? Какое еще было чудо в царстве князя Гвидона? Вы уже слышите шум волн? Подтвердите это словами из сказки. Что значит попарно? Сколько пар богатырей выходило на берег? О каком чуде мы еще не упомянули? Об этом вы узнаете, расставив данные произведения в порядке убывания и при этом не высчитывая результата: А теперь письменно выполним вычисления и проверим правильность вашего ответа. Найдите её описания в этой сказке. Как и в каждой сказке, здесь есть свои положительные и отрицательные герои. Какое коварство замыслили ткачиха с Бабарихой? Прочитайте строчки, подтверждающие эту мысль. Все слова в этой грамоте коварные бабы зашифровали с помощью выражений: А.С. Пушкин использует традиционные сказочные приемы. Как вы думаете, о чем идет речь? Да, в сказках очень часто используют число – 3. Это и три желания, и три чуда, и три брата и др. Откроем секрет этого магического числа. Вот задача не для робких! Вычитай, дели и множь, плюсы ставь, а также скобки. Верим, к финишу придешь! | Первое чудо – белка. Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом… 120 : 2 х (24х7)= 33 богатыря «Каждый день идет там диво: море вздуется бурливо…» 312 х 147 (Л) 25 х 43 (Д) 52 х 7 (Ь) 25 х 63 (Е) 52 х 63 (Б) 52 х 147 (Е) «Днем свет божий затмевает…» Подменили послание царицы к царю, а затем письмо царя к царице. «Сами шлют гонца другого»… 8070 – 903 х 876 60х400 : 500 «Три девиды под окном…» « И в третий раз закинул он невод…» «Петушок кричит опять, царь скликает третью рать»… 3х3 х 3 х 3 =90 3х3 х 3 х 3 = 36 3х 3х 3 х 3 =3 |
4.Итог урока | Сегодня мы совершили необычное путешествие: Нам без сказок скучно будет жить. Ведь от сказок наша встреча так искрится… Расскажи её своим друзьям И умчишься в Лукоморье, словно птица… И тогда к тебе придет самый умный в мире кот, И русалка спляшет с лешим в хороводе… Вот уж больше 200 лет знает сказки белый свет, И, конечно, любят Пушкина в народе. |
Рефлексия
В заключении, мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. А самым главным признанием будут горящие глаза детей, их радость от тех маленьких открытий, которые они совершают на ваших интегрированных уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
доклад с презентацией...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации...
Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....
Интегрированный урок как средство формирования УУД младших школьников
Формирование УУД у младших школьников посреством применения интегрированного урока...
Конспект открытого мероприятия мастер-класс по теме: «Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире.
Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии....