Мастер – класс по теме "Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир»"
консультация

Использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx52.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Беласовская средняя общеобразовательная школа»

 Конспект открытого мероприятия

 мастер-класс по теме:

«Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированных уроков  «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир - Технология».

Комлева Анжелика Евгеньевна

учитель начальных классов

Тип урока: «Интегрированный урок по «Математике» - «Литературному чтению» - «Окружающему миру».

Методы: объяснительный, практический.

Формы интеграции: межпредметная.

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов по организации и проведению  интегрированных уроков в начальной школе.

Задачи: - конструирование педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей  модели урока,

- использование интегрированного подхода в режиме демонстрируемой методической технологии;

- обучение участников мастер-класса навыкам, составляющим основу, передаваемого метода и способа достижения, полученных результатов;

 - демонстрация умения педагога-мастера, проектировать успешную деятельность обучающихся;

- оказание помощи участникам мастер-класса, в определении задач их профессионального самосовершенствования в по организации и проведению интегрированных уроков в начальной школе.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Итог занятия.
  5. Рефлексия.

Ход занятия

  1. (Слайд 1) Добрый день! Мы рады приветствовать вас в нашей школе. Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Интегрированный урок как средство формирования у школьников целостного представления о мире. «Невидимые нити» на примере интегрированного урока «Математика – Окружающий мир - Литературное чтение».
  2. (Слайд 2) Данный мастер-класс актуален в связи с введением ФГОС. Современный урок, современный учитель и современный ученик сегодня предполагают современные методики и технологии. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные  специалисты. Подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. И именно учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению, т.к. в начальной школе он ведёт основную часть предметов учебного цикла.
  3. (Слайд 3) Главная цель интеграции – создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Создание у школьников целостного представления об окружающем мире – это цель обучения. А интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

(Слайд№4)Что же такое интегрированный урок?  Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда есть ведущая дисциплина, а также, вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению основного материала. Только читая о таком уроке, вряд ли получится представить все его возможности, но, начав использовать их в своей практике, понимаешь, что эта технология смело вторгается и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

(Слайд№5). Перед вами возможности интегрированного урока:

  • Форма их проведения нестандартна и интересна, что изначально создаёт атмосферу заинтересованности и мотивации к уроку. Такие уроки нравятся детям, хотя от педагога они требуют тщательной подготовки, профессионального мастерства. Они позволяют  уйти от традиционного подхода к образованию с его дифференциацией предметного обучения и привести обучение в естественную органическую связь с жизнью ребёнка.
  • Интегрированные уроки – одно из средств развития познавательной активности  учащихся и привития интереса к обучению, предмету, служат развитию у них воображения, внимания, речи и памяти.
  • Они увеличивают  информативную ёмкость урока.
  • Использование различных видов работы, творческих заданий в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о высокой эффективности интегрированных  уроков. За счёт переключения на разнообразные виды деятельности снимают эмоциональное и физическое напряжение, снижают усталость и утомляемость учащихся.
  • Развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Практическая часть

(Слайд 6) В моей практике интегрированные уроки я провожу по темам обобщения и закрепления знаний. Регулярность таких уроков не чаще одного разам в четверть. Многие предметы начальной школы уже носят интегрированный характер. Так учебный курс А.А. Плешакова «Окружающий мир» является интегрированным курсом. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Математика также интегрированный предмет т.к. содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированный урок. Литературное чтение  включает помимо художественных литературных текстов материал по истории и природоведению.

 (Слайд №7).Интегрированный урок в первом классе .

Компонентами  интеграции данного урока были: «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Ведущая дисциплина - «Математика», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» способствовали углублению, расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.

                                                                       

Этапы урока

  1. Актуализация знаний.

Актуализировать умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке, называть и записывать числа первого десятка, соотносить число и цифру.

  1. Постановка учебной задачи. Формулировка типа урока.

                   

-Начнём нашу работу.

1. Прочитайте числа и расположите их в порядке убывания:

6,4,2,3,7,5

- С какого числа начнёте запись?

- Прибавьте к каждому числу единицу, составьте и

запишите выражения, прочитайте их.

- Что значит прибавить к числу единицу?

2.Прочитайте числа и расположите их в порядке возрастания:

8,9,7,1,5,4,2,6,3

- С какого числа начнёте записывать числа?

- Прочитайте, что у вас получилось. Как можно назвать все эти числа?

- Как образуется каждое последующее число? Какое получится число, если к 9 прибавить один? Что можно сказать об этом числе?

-Назовите самое маленькое однозначное число, самое большое однозначное число. Вспомните состав самого большого однозначного числа.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы, сравнив их с ответами на доске.

- Сосчитайте, сколько чисел вы записали в первом ряду. Сосчитайте, сколько чисел записали во втором ряду.

- Количество чисел первого ряда соответствует количеству букв в имени детского писателя, а количество чисел во втором ряду соответствует количеству букв в фамилии этого же писателя.

(Слайд 1)

-Этого писателя зовут Корней Чуковский.

-Ребята, кто из вас читал сказки этого замечательного детского писателя? Сейчас я узнаю, кто из вас является самым внимательным читателем: кто из вас знает, как называется сказка, героиня которой « по полю пошла, денежку нашла?»

-Как вы знаете, Муха-Цокотуха купила самовар, пригласила к себе гостей. Кто из вас помнит, какой герой сказки вёл себя очень плохо? А кто спас именинницу?

(Слайд 2)

На доске появляется иллюстрация к сказке «Муха-Цокотуха».

-Внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке. Подумайте, о каких предметах можно сказать, что их «много», а о каких можно сказать, что «один»?

- А о каких предметах можно сказать, что их «столько же»?

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказки Корнея Чуковского, умеете правильно пользоваться математическими терминами. А сейчас задание для самых внимательных: кто сможет вспомнить и перечислить всех гостей Мухи-Цокотухи?

- Как одним словом назвать всех перечисленных вами животных?

(Слайд 3)

(На доске появляется изображение насекомых.)

-Вы совершенно верно ответили, что всех этих животных называют – насекомыми.

-А сейчас очень сложный вопрос: а кто такие насекомые? Что общего у всех перечисленных вами животных?

-Давайте проверим вашу точку зрения, обратимся к нашему помощнику - электронному приложению к учебнику «Окружающий мир».

(На интерактивной доске демонстрируется фрагмент урока «Окружающего мира» «Кто такие насекомые?» )

- Ребята, вы – молодцы! Ваш вывод был абсолютно верным. Таким образом, чем же необычен наш урок?

Актуализируют свой опыт (личный).

Применяют знания на практике.

Результат записывают в тетради, один ученик работает у доски.

Составляют выражения, читают их.

Называют правило.

- Записывают числа в тетради.

Называют правило, как образуется

каждое последующее число.

Называют числа.

Называют числа, вспоминают состав числа «9».

Оценивают результат работы соседа.

Считают числа, называют их количество в каждом ряду.

Читают имя детского писателя.

Называют героиню сказки: Муха-Цокотуха.

Называют персонажей сказки.

Называют предметы, используя термины «один», «много», «столько же».

Перечисляют персонажей сказки;

называют термин «насекомые».

Рассматривают изображение насекомых, делают вывод о том, что общего у всех этих животных.

Сравнивают перечисленных животных, относят их к определённой группе, называют термин «насекомые», обосновывают свою точку зрения.

Сравнивают свою точку зрения с научными знаниями.

Определяют тип урока, цель урока.

Развитие слухового и зрительного  восприятия.

Умение применять математические термины

Умение работать с математическими терминами.

Умение осуществлять взаимоконтроль и самооценку.

Развитие кругозора.

Развитие связной речи.

Умение работать с математическими терминами.

Развитие связной речи.

Развитие умения находить общее, классифицировать предметы по их общим признакам.

  1. Первичное закрепление открытых знаний.

- Итак, как же отличить насекомых от других животных?

(Слайд 5)

(На доске появляется запись, как отличить насекомых от других животных.)

- А сейчас мы с вами поработаем в тетради. Отступите вниз две клеточки, запишите цифру  «6», отступите в сторону одну клеточку, запишите цифру «3». Допишите до конца строчки эти цифры, чередуя их.

- Кто из вас догадался, почему мы прописывали именно эти цифры?

- Давайте сравним эти числа и составим неравенства. Какое из этих чисел самое большое? Какое самое маленькое?

Перечисляют отличительные признаки насекомых.

Записывают цифры в тетради.

Развивают умения применять полученные знания на практике.

Сравнивают числа; составляют неравенства.

Закрепляют умение называть отличительные признаки различных групп животных.

Умение соотносить образ цифры с понятием «число».

Развитие логического мышления.

  1. Самостоятельная работа. Работа в парах.

- Отдохнули, а теперь поработаем в парах. Перед вами два цветочка, на которых записаны числа «3» и «6», в конвертах находятся силуэты насекомых, на которых наклеены числа. Вспомнив состав чисел «3» и «6», вы узнаете, какие насекомые прилетят на ваш  листочек.

-Итак, кто перечислит насекомых, которые прилетят на листочек с числом «3»? А какие насекомые прилетят на листочек с числом «6»?

Работают в парах, применяя знание состава чисел на практике, а также - открытые самостоятельно знания по теме «Кто такие насекомые?»

Называют насекомых, повторяют состав чисел.

Выходят к доске, прикрепляют силуэты насекомых.

Развитие умения точно выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Закрепляют умения использовать состав чисел.

Итог занятия

(Слайд 16) Вот так работали первоклассники на этом уроке.  В ходе урока учащимся был задан вопрос: «Чем необычен сегодняшний урок?» Дети ответили, что сегодня на уроке они  и считали, и вспомнили сказки К. Чуковского, узнали, кто такие насекомые и как их отличить от других животных. Вам я предлагаю ответить на вопрос: « Какие виды интеграции были использованы на данном уроке?»

(Слайд 17) Напомню тему мастер-класса «Невидимые нити на примере интегрированного урока «Математика – Литературное чтение – Окружающий мир». В природе существует множество примеров взаимосвязи живых и неживых существ. На моём интегрированном уроке создалась ситуация, когда подводя итог урока, и перечисляя ещё раз название всех насекомых, паука ученики тоже отнесли к этой группе.

Предвидя данную ситуацию, был подготовлен слайд с изображением насекомых и паука. Мнения детей разделились, кто-то продолжал отстаивать свою, хоть и ошибочную точку зрения. Сосчитав количество ног у насекомых и у паука, учащиеся приходят к выводу, что паука нельзя отнести к насекомым. И этот самый момент урока, очень непродолжительный по времени, дал мне возможность узнать интересы учащихся моего класса, наметить пути их развития, чтобы  совершенствовать их природные задатки.

(Слайды 18-23) Данный урок для меня был ценен ещё и тем, что помог вовлечь учащихся класса в проектную деятельность с использованием ИКТ. Уже во втором классе с группой учащихся был создан исследовательский проект «Наши отношения с пауками: любить нельзя, бояться?». Целью проекта было узнать, каковы же на самом деле наши отношения с пауками. Достигая поставленную цель, ребята изучали с помощью справочной литературы и интернет-источников информацию о пауках; изучали отличительные признаки пауков от насекомых; проводили устный и письменный опрос среди людей разного пола и возраста с целью выявления у них знаний о пауках и поиска ответа на вопрос «Почему люди чаще всего бояться пауков?». Таким образом, данный урок побудил учащихся к активному познанию окружающей действительности, связал невидимыми нитями школьные предметы и мир природы, при активной работе мысли они смогли прикоснуться к одной из тайн природы!

Урок математики в 1 классе «Веселые игрушки. Плоские и объемные тела»

Интеграция с предметом технология.

Цель: с помощью геометрического материала создать условия для        развития и совершенствования художественно – эстетических и познавательных способностей младших школьников.

Задачи:  - способствовать развитию органического единства мыслительной и конструкторско – практической      деятельности учащихся,

               - создать условия переработки простых плоских геометрических фигур в декоративное изображение,

               -  дать понять о различии объемных тел и плоских фигур и предметов

               - развивать у учащихся понятия композиции, художественной фантазии.

Этапы урока

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок и называется он необычно: «Веселые игрушки». Но откуда они у нас возьмутся? Я предлагаю их сделать самим. Кто хочет стать мастером по изготовлению игрушек? Каждому из вас сегодня будет предоставлена возможность самому сделать игрушку.

  1. Актуализация знаний.

(Раздается стук в дверь)

Это кто пришел к нам в гости?

Дети разыгрывают стихотворение.

Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный!

Стал расспрашивать Квадрат:
«От чего ты злишься, брат?!»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов-то три,
У тебя же их – четыре!»

Но ответил старший брат:
«Я же старше, я Квадрат».
И сказал ещё нежнее:
«Не известно,  кто нужнее!»

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему - углы…
(В этом месте ученик срезает углы у квадрата, который по центру прикреплен к рубашке другого ученика)
Уходя, сказал:
«Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился, – был Квадратом,
А проснёшься, - без углов!»

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.

Посмотрел он, - «Нет Квадрата»,
Онемел, стоял без слов!
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

-Как видите, из одной фигуры очень легко сделать другую. Давайте поупражняемся.

 У вас на парте лежат квадраты, срежьте им углы. Какая фигура получилась?

- А если у васьмиугольника срежем углы? Давайте проверим ваши предположения.

- Срежьте все углы, Что у вас получилось?

- А теперь круг сложим пополам и разрежем по сгибу, что получилось?

- А если квадрат разрежем пополам, что получим?

- А если у прямоугольников несколько раз срезатьуглы? Выполним работу по срезанию углов. Какую фигуру получили?

- А если прямоугольник разрежем по диагонали?

-Как вы думаете зачем эти фигуры пришли к вам в гости?

Восьмиугольник

Круг

Два полукруга

Два равных прямоугольника

Овал

Два треугольника

Они помогут нам сделать игрушки.

Работа по теме урока

Подготовительная беседа

А знаете ли вы, ребята, что все предметы бывают плоскими и объемными? А плоский предмет ровный и гладкий. Приведите примеры плоских предметов из обихода.

Вы когда-нибудь видели, как пекут пироги? Сначала ставят тесто, из которого получается большой теплый ком. Его можно обнять руками. А все, что можно обнять руками, называется объемным. Но стоит только раскатать этот ком скалкой в большой блин, обнять его уже невозможно, потому что он стал плоским.

А вот теперь разберемся, кто с кем дружит.(Демонстрация) Объемные работы дружат со скульптором, а плоские с художником.

На сегодняшнем уроке мы будем художниками- аппликаторами.

Посмотрите, что может получиться в мастерской веселого художника из плоских геометрических фигур. (Демонстрация аппликаций с анализом тех фигур, из которых составлены изображения игрушек).

 А вы бы хотели иметь изображения таких игрушек?

Возьмите в руки ваши волшебные конверты и загляните в них. Там вы увидите запчасти для ваших будущих игрушек

Платок, скатерть, газета, лист тетради.

Шар дружит с кругом, куб с квадратом, треугольник с конусом.

Самостоятельная работа учащихся

Дети делают аппликации игрушек

Рефлексия урока

- Что новое узнали на уроке?

- Кто научился отличать объемные тела от плоских геометрических фигур?

- Кто испытывает удовольствие от того, что у него получилось?

- Кто не доволен своим изделием? Почему?

 - Кому из вас хочется испытать себя в роли скульптора?

Урок математике в 4 классе  «ПереСчитывая Пушкина»

Интеграция с предметом литературное чтение.

Цель: Закрепить навыки умножения многозначных чисел.

Задачи: -  закреплять умение решать задачи на движение

              -  совершенствовать навыки чтения и умения ориентироваться в прочитанной литературе.

              - развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина

Этапы урока

  1. Организационный момент

Ребята, вы хорошо знаете сказки Пушкина, любите их. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, какого роста был могучий князь Гвидон?

Знаете ли вы, с какой скоростью плыл корабль в царство славного Салтана?

А сколько орехов разгрызла белочка?

Об этом мы узнаем сегодня, совершив удивительное путешествие под названием «ПереСчитывая Пушкина».

  1. Актуализация знаний.

Друзья Людмилы и Руслана!

На звуки вещего баяна

Спешите к нам скорей сюда,

 Где величавый дуб стоит,

И лукоморье всех манит!

 Где сам поэт, великий Пушкин,

Вас снова в сказки пригласит!

На встрече нашей необычной,

Пусть даже в чем-то непривычной,

Вы снова встретитесь с друзьями

С какими? Догадайтесь сами!

В начале нашего путешествия проведем конкурс «Сказочный эрудит».

 - Сколько лет прожил старик со своею старухой «у самого синего моря»?

- Посчитайка сколько это дней?

Какой величины родился ребенок в  «сказке о царе Салтане»?

Назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут, Туча по небу идет, бочка по морю плывет,

Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица…

- Как рос ребенок у царицы?

- Да, действительно: И растет ребенок там не по дням, а по часам.

-За 5 часов он вырос на 40 см. Каким он будет через сутки, если родился он ростом 71см12мм?

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себев волнах на раздутых парусах.

Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль?

А вот вам и задание: судно затратило на весь путь от острова князя Гвидона до царства Саотана 7ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь времени затрачено было больше – на 3 часа больше. С какой скоростью двигалось судно на обратном пути?

Почему существует разница в скорости пути туда и обратно?

Ровно 30 лет и 3 года.

Сына Бог им дал в аршин – старая мера длины =71,12см

Не по дням, а по часам.

Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана.

Это значит, туда плыли по течению, а обратно – против.

3.Работа по теме урока

Какие сказки обходятся без чудес? Какие три чуда были в царстве князя Гвидона?

Как об этом говорится в сказке?

Давайте поможем дьяку посчитать доход: за два часа белка разгрызла 120 орехов. Сколько орехов она разгрызает за неделю?

Какое еще было чудо в царстве князя Гвидона?

Вы уже слышите шум волн? Подтвердите это словами из сказки.

Что значит попарно? Сколько пар богатырей выходило на берег?

О каком чуде мы еще не упомянули? Об этом вы узнаете, расставив данные произведения в порядке убывания и при этом не высчитывая результата:

А теперь письменно выполним вычисления и проверим правильность вашего ответа.

Найдите её описания в этой сказке.

Как и в каждой сказке, здесь есть свои положительные и отрицательные герои. Какое коварство замыслили ткачиха с Бабарихой? Прочитайте строчки, подтверждающие эту мысль.

Все слова в этой грамоте коварные бабы зашифровали с помощью выражений:

А.С. Пушкин использует традиционные сказочные приемы. Как вы думаете, о чем идет речь?

Да, в сказках очень часто используют число – 3. Это и три желания, и три чуда, и три брата и др. Откроем секрет этого магического числа.

Вот задача не для робких!

 Вычитай, дели и множь, плюсы ставь, а также скобки.

Верим, к финишу придешь!

Первое чудо – белка.

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом…

120 : 2 х (24х7)=

33 богатыря

«Каждый день идет там диво: море вздуется бурливо…»

312 х 147 (Л)

25 х 43 (Д)

52 х 7 (Ь)

25 х 63 (Е)

52 х 63 (Б)

52 х 147 (Е)

«Днем свет божий затмевает…»

Подменили послание царицы к царю, а затем письмо царя к царице. «Сами шлют гонца другого»…

8070 – 903 х 876

60х400 : 500

«Три девиды под окном…»  « И в третий раз закинул он невод…» «Петушок кричит опять, царь скликает третью рать»…

3х3 х 3 х 3 =90

3х3 х 3 х 3 = 36

3х 3х 3 х 3 =3

4.Итог урока

Сегодня мы совершили необычное путешествие:

Нам без сказок скучно будет жить.

Ведь от сказок наша встреча так искрится…

 Расскажи её своим друзьям

И умчишься в Лукоморье, словно птица…

И тогда к тебе придет самый умный в мире кот,

И русалка спляшет с лешим в хороводе…

Вот уж больше 200 лет знает сказки белый свет,

И, конечно, любят Пушкина в народе.

             

Рефлексия

В заключении, мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. А самым главным признанием будут горящие глаза детей, их радость от тех маленьких открытий, которые они совершают на ваших интегрированных уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников

Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации...

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Интегрированный урок как средство формирования УУД младших школьников

Формирование УУД у младших школьников посреством применения интегрированного урока...