Разработка урока "Буква Ш"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Составила и провела: Абуталипова А.А.
МБОУ «СОШ №3» г.Нижнекамск
Цели: познакомить учащихся с особенностями согласного звука (ш) и его графическим обозначением; продолжить учить детей работать по алгоритму, развивать наблюдательность, мышление учащихся, прививать интерес к предмету;
Оборудование: модель ёлочки и ёлочных украшений для магнитной доски; фигуры щенка и котёнка; рисунки с изображением клоуна, шляпы старухи Шапокляк, цирка Шапито; таблица с изображением печатной и письменной буквы ш; мини-таблички: согласный; глухой; парный; твёрдый; аудиоплеер, диск с записями детских песен.
Ход урока
- Организационный момент.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Актуализация знаний.
- И н с ц е н и р о в к а «Шишки».
Звучит небольшой фрагмент песни «В лесу родилась ёлочка». В класс вбегают дети.
А н я. Недавно мы гуляли во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом!
А л ё н а. (подходит к ёлке, рассматривает её). Смотрите! На ёлке сыски висят.
Т а н я. Ха-ха-ха! Ой, умру от смеха! Сыски! Ха-ха-ха! (падает). Ах, мне плохо. Сыски! Ох, сыски! Умру от смеха
А н я. Ха-ха-ха! Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски!
А л ё н а. Я правильно сказала! Просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а получается «сыски».
Т а н я. Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот, послушайте: хыхки! Ну, что?! Правдо, здорово – хых-ки! Я даже могу петь:
Ох, хыхечка зелёная,
Боюся, уколюся я.
А л ё н а. (подпрыгивает от радости). Неправильно! Ура! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски»!
Т а н я. Нет, не «сыски», а «хыхки».
А л ё н а. Сыски!
Т а н я. Хыхки!
А л ё н а. Сыски!
Т а н я. Хыхки
А н я. Вот чудачки, чего вы спорите? Ведь вы обе неправы. Никакие не сыски! Никакие не хыхки! А фыфки! Вот и всё.
2 Б е с е д а.
У ч и т е л ь. Ребята, вы догадались, какой звук никак не удавалось произнести детям? Назовите его.
Д е т и. Ш-ш-ш.
У ч и т е л ь. Что вы можете сказать о звуке (ш)?
Д е т и. Этот звук согласный.
У ч и т е л ь. Докажите. ( при произношении встречает преграду: зубы).
Н а д о с к е в ы в е ш и в а е т с я т а б л и ч к а:
СОГЛАСНЫЙ
У ч и т е л ь. Согласный звук ш какой?
- Почему так думаете? (Состоит из шума).
Н а д о с к е в ы в е ш и в а е т с я т а б л и ч к а:
ГЛУХОЙ
- Имеет ли звонкую пару? (да).
Н а д о с к е в ы в е ш и в а е т с я т а б л и ч к а:
ПАРНЫЙ
- Постановка проблемы, открытие новых знаний.
У ч и т е л ь. Звук ш не простой, а с секретом. И вы сможете сами открыть секрет звука ш, если правильно выполните следующее задание.
- Чтобы ёлочке не было грустно и одиноко, украсим её игрушками. Но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук ш.
Растут они на ёлке,
Но это не иголки. (шишки)
- Повесим на ёлочку эту игрушку? Почему?
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые … (снежинки).
- А эту игрушку будем вешать на ёлочку? Почему?
Ветки ёлки шелестят,
Бусы яркие блестят.
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки, … (хлопушки).
Нити пёстрой мишуры,
Разноцветные … (шары).
Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (сосулька).
- Ещё раз проговорим названия тех игрушек, которые мы повесили на ёлочку, и обратим особое внимание на звук ш.
- Что вы заметили?
- Какой это звук – твёрдый или мягкий? (Можно каждое слово произнести медленно:
шша-ры
хло-пушш-ки
ши-шш-ки.)
- Может быть, случайно получилось, что во всех словах-отгадках звук ш – твёрдый?
- Попробуйте подобрать такие слова, где звук ш звучал мягко.
- Получилось?
- Какой из этого можно сделать вывод? (Согласный звук ш бывает только твёрдым и никогда не бывает мягким.)
- Молодцы! Вы самостоятельно открыли секрет звука ш.
В ы в е ш и в а е т с я т а б л и ч к а:
!ТВЁРДЫЙ
- А как обозначить на письме звук ш?
( С помощью буквы ш (ша).)
(Учитель показывает букву).
Посмотри на букву ш!
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё! (показ)
- А вам что напоминает буква ш? На что она похожа?
- Какое маленькое открытие вы уже сделали на уроке?
Д е т и. Звук ш всегда твёрдый.
Если дети затрудняются, обратить их внимание на табличку.
- Ребята, может быть, вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?
- Верно, тема урока: «Звук ш и буква ш. Давайте прочитаем слоги.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Аш-аш-аш
Прищло время провести гимнастику, но не обычную, а речевую. Нам помогут слоги, которые мы сейчас прочитали:
Ша-ша-ша-ша-
Наша ёлка хороша.
Шо-шо-шо-шо-
Мы играли хорошо.
Шу-шу-шу-шу-
Я письмо пишу.
Аш-аш-аш-аш-
У Марины карандаш.
- Закрепление.
- Пока мы с вами занимались гимнастикой, у нашей ёлочки кто-то побывал и оставил конверты. Как вы думаете, что в них? (письмо)
Н а к о н в е р т е :
РЕБЯТАМ 1 «А» КЛАССА.
Ребята!
Если вы не боитесь трудностей и любите разгадывать ребусы и загадки, то вас ждёт удивительная встреча.
Учитель. Ну что, согласны отправиться в путь, чтобы узнать, с кем мы встретимся?
Р а з г а д а й т е р е б у с ы.
А) Буква Ш, за ней утка.
(шутка)
Б) Тарелка, в ней буквы К, Ш.
(каша)
В о с с т а н о в и т е п о р я д о к п р е д л о ж е н и й в т е к с т е.
Малыши рады! Пришла зима. Дворник залил каток.
(Пришла зима. Дворник залил каток. Малыши рады!)
Р а с с м о т р и т е к а р т и н к у.
( Детям даётся изображение снеговика в шапке, шарфе, со шнурками на ботинках и с шариком в руках.)
Рассмотри здесь всё внимательно,
Поразмысли не спеши.
И отыщешь обязательно
Четыре предмета на букву Ш.
Р а з г а д а й т е к р о с с в о р д.
- Тёплоё меховое пальто. (шуба)
- Зимний головной убор. (шапка)
- Резина для колёс. (шина)
- Кличка собаки из Простоквашино. (шарик)
- Учебное заведение. (школа)
- Что может поднять настроение? (шутка)
- Цифра название, которой начинается на букву Ш? (шесть)
- И сосновая, и еловая, и на лбу бывает? (шишка)
- Что можно построить из веток? (шалаш)
Учитель. Молодцы ребята! Справились со всеми заданиями. А сейчас прочитайте слово по вертикали. Молодцы! Так вот, с кем мы сейчас встретимся с Банилаской с нашим клоуном!
П р о с л у ш и в а н и е з а п и с и.
Учитель. Какие слова встретились на букву Ш? А что значит быть добрым? Смелым? Беседа о профессии клоуна.
- Физминутка.
Учитель. А теперь давайте откроем учебник. Читаем слова.
- Итог урока.
Учитель. Что нового вы узнали? Что для вас было особенно интересным?
Похвала ребят хорошо, работавших на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Разработка рабочей программы по курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Разработка сценария интегрированного занятия "Ярмарка" (художественное слово, театр, музыка и ДПИ) для детей первого года обучения (7-8 лет) в объединении ДПИ "Радуга""
данное методическое пособие рассказывает о том как разработать сценарий интегрированного занятия по ДПИ с использованием синтеза искусств...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...