Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_.docx | 67.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Литературному чтению» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Общая характеристика
На начальном этапе изучения предмета литературное чтение используется тематический и жанрово – тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к сознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи:
- формирование способности воспринимать текст, понимать прочитанное не только на уровне фактов, но и смысла;
- восстанавливать в своем воображении прочитанное;
- воссоздавать в своем воображении текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах.
Ценностные ориентиры содержания
Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществляется принцип эмоционально – эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально – чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.
Объем программы
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по литературному чтению, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой (литературное чтение – автор Л.А. Ефросинина), предусматривающей 70 ч.
Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 4 классе предусмотрено 35 учебных недель (2 часа в неделю), то есть должно быть проведено 70 часов.
В соответствии с выходными днями - 8 марта, 1 мая, 9 мая рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2012 – 2013 учебный год рассчитана на 70 часов.
Программа выполняется в полном объеме (70 ч).
Содержание курса
70 часов (2 ч в неделю)
№ | Содержательная линия | Кол-во часов 70 ч | Требования ФГОС | |
Знать | Уметь | |||
1 | Фольклор. Героическая песня, легенда, библейское предание. | 5 |
|
|
2 | Мифы народов мира. | 3 |
| |
3 | Книги Древней Руси. | 2 | ||
4 | Басни. Русские баснописцы. | 5 |
|
жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, |
5 | Произведения В.А.Жуковского. | 3 |
| |
6 | Произведения А.С.Пушкина. | 5 | ||
7 | Произведения М.Ю.Лермонтова. | 4 | ||
8 | Произведения П.П.Ершова. | 2 | ||
9 | Произведения В.М.Гаршина. | 3 |
|
|
10 | Произведения Н.Г. Гарина-Михайловского. | 1 | ||
11 | Произведения зарубежных писателей. | 5 | ||
12 | Произведения Л.Н.Толстого. | 2 |
|
делить текст на смысловые части и составлять простой план; |
13 | А.П.Чехов | 1 | ||
14 | Стихи А.А.Блока. | 1 | ||
15 | Произведения А.М.Горького. | 1 | ||
16 | Стихи К.Д.Бальмонта. | 2 | ||
17 | Произведения В.В.Вересаева. | 2 | ||
18 | Стихи И.А.Бунина. | 3 | ||
19 | Произведения С.Я.Маршака. | 3 | ||
20 | Произведения А.П.Платонова. | 1 | ||
21 | Стихи Н.А.Заболоцкого. | 1 | ||
22 | Произведения о детях войны. | 2 |
| |
23 | Стихи Н.М.Рубцова. | 2 |
| |
24 | Произведения С.В.Михалкова. | 2 |
| |
25 | Юмористические произведения. | 1 |
| |
26 | Очерки. | 2 |
|
|
27 | Путешествия, приключения, фантастика. | 6 |
|
Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Проведение устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии.
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей – классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно – познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей – сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно – познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительности чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два рада представлений в произведении – реальных и фантастических.
Жанрово – тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной). Рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно – художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов( жили – были, день – деньской), постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица), устойчивые выражения (день и ночь – сутки прочь), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты (сыра земля, богатырский конь), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой(сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно – популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально –образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа и средства выразительности.
Научно – художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно – популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, язык фактов, главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса – сказка. Очерк, научно – популярное и научно – художественное произведение.
Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно – выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. Дописывание, досказывание известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее католожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодия речи). (Желательно: темп чтения не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений ( к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.
Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке, подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
В результате изучения курса «Литературное чтение» обучающиеся должны:
знать:
- название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть и приводить примеры:
- сказок народных и литературных;
- стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
- читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
- определять тему и главную мысль произведения;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план;
- пересказывать и рассказывать текст по плану;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- определять тему и жанр незнакомой книги;
- работать со справочной литературой.
Система оценки планируемых результатов.
В 1-4 классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развитие личности младшего школьника.
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны прежде всего показать прочность и глубину полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе и авторской программой курса.
1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).
2. Начитанность:
- знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению;
- представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
- знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках и хрестоматиях для каждого класса.
3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова.
Виды проверочных и контрольных заданий:
- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
- литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
- тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
- диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
- тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух;
- тексты и задания для проверки навыка чтения молча;
- комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений;
- итоговые тесты;
- контрольные работы для проверки умений работать с книгой.
Отметки тестовых заданий:
Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное -0 баллов (10 заданий)
«5»-ученик набрал 9-10 баллов
«4»-ученик набрал 7-8 баллов
«3»-ученик набрал 5-6 баллов
«2»-ученик набрал менее 5 баллов
Проверка навыков чтения и понимания прочитанного.
В 4 классе проверяются овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть – стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений.
Отметка «5» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы, может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
Отметка «4» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать своё мнение о прочитанном.
Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного;
Рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».
Оценка выразительности чтения.
Отметка «5» - ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонации соответствуют содержанию произведения.
Отметка «4» - ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
Отметка «3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения;
Отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Оценка умений работать с книгой:
- самостоятельное чтение книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельный выбор и определение содержания по ее элементам;
- работа с разными источниками информации.
Оценка текущих и итоговых контрольных работ:
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
«3» - если выполнено ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Характеристика деятельности учащихся | Диагностический учащихся | Дата |
Произведения фольклора. Героическая песня, легенда, библейское предание (5 ч) | |||||
1/1 | Малые жанры фольклора. | 1 | Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Самостоятельно оценивать свою начитанность-знать основное содержание былины, тему произведения. Анализировать содержание, составлять план, рассказывать по плану | Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема) | 3.09 |
2/2 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» | 1 | Знать основное содержание текста, тему произведения. Выделять основную мысль произведения | 4.09 | |
3/3 | Диагностическая проверка. Навык чтения вслух | 1 | Проверить навык чтения вслух | Рубежный | 10.09 |
4/4 | Библейское предание «Блудный сын» | 1 | Понимать основное содержание текста, выделять главную мысль | 11.09 | |
5/5 | Легенды: «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | 1 | Понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы | Текущий. Выразительное чтение | 17.09 |
Мифы народов мира (3 ч) | |||||
1/6 | Древнегреческий миф «Орион»
| 1 | Знать основное содержание мифа. Понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | 18.09 |
2/7 | Древнегреческий миф «Дедал и Икар» | 1 | Составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение | 24.09 | |
3/8 | Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» | 1 | Знать об особенностях построения текста (языке, героях). Работать с текстом, выделять нужные эпизоды | Текущий. Пересказ | 25.09 |
Книги Древней Руси (2 ч) | |||||
1/9 | Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам). Навык чтения молча. | 1 | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. | Текущий. Пересказ | 1.10 |
2/10 | Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха». Начитанность и читательские умения. | 1 | Понимать основное содержание текста, героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Выразительное чтение | 2.10 |
Басни. Русские баснописцы (5 ч) | |||||
1/11 | И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». | 1 | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | 8.10 | |
2/12 | И. И. Хемницер «Друзья» | 1 | Понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно | Текущий, чтение наизусть | 9.10 |
3/13 | А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей» | 1 | Понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен | Текущий. выразительное чтение | 15.10 |
4/14 | И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». | 1 | Знать понятия: олицетворение, сравнение. Понимать основное содержание басен, давать характеристику героям | Текущий. Выразительное чтение | 16.10 |
5/15 | Проверь себя. «Страничка книгочея» Проверка сформированности учебной и читательской деятельности. | 1 | Текущий | 22.10 | |
Произведения В.А. Жуковского (3 ч) | |||||
1/16 | Навык чтения вслух | 1 | Проверить навык чтения вслух | Рубежный | 23.10 |
2/17 | Баллада В. А. Жуковского «Светлана». | 1 | Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев |
| 29.10 |
3/18 | Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» | 1 | Слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных | Текущий. Выразительное чтение | 30.10 |
Произведения А.С. Пушкина (5 ч) | |||||
1/19 | А. С. Пушкин | Слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Чтение наизусть | 12.11 | |
2/20 | А. С. Пушкин «Осень» | 1 | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Определять тему стихотворения, выразительно читать | Текущий. Пересказ по плану | 13.11 |
3/21 | И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). | 1 | Слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Текущий. | 19.11 |
4/22 | А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля | 1 | Наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль | 20.11 | |
5/23 | Проверь себя «Страничка книгочея» Начитанность и читательские умения. | 1 | Текущая | 26.11 | |
Произведения М.Ю. Лермонтова (4 ч) | |||||
1/24 | Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» | 1 | Выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | 27.11 | |
2/25 | Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес» | 1 | Определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | Текущий. Чтение наизусть | 3.12 |
3/26 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка) | 1 | Знать понятие авторская сказка. Выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику | Текущий | 4.12 |
4/27 | Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова. | 1 | Работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи | Текущий. | 10.12 |
Произведения П.П. Ершова (2 ч) | |||||
1/28 | Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» Выразительность чтения. | 1 | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. | Рубежный | 11.12 |
2/29 | П. П. Ершов «Кто он?» Навык чтения молча. | 1 | Наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать | Рубежный | 17.12 |
Произведения В.М. Гаршина (3 ч) | |||||
1/30 | В. М. Гаршин «Сказка о гордом Аггее». Пересказ старинной легенды | 1 | Знать понятие легенда. | Текущий. Выразительное чтение | 18.12 |
2/31 | Итоговая проверка навыка чтения за 1 полугодие | 1 | Проверить навык чтения | Рубежный | 24.12 |
3/32 | В. М. Гаршин «Attalea Princeps». | 1 | Анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану | 25.12 | |
Произведения Н.Г. Гарина – Михайловского (1 ч) | |||||
1/33 | Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (главы из повести «Детство Темы») | 1 | Характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке). Выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | 14.01 | |
Произведения зарубежных писателей (5 ч) | |||||
1/34 | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 1 | Знать произведения зарубежных авторов. Слушать, работать с текстом каждой главы | 15.01 | |
2/35 | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 1 | Знать произведения зарубежных авторов. Слушать, работать с текстом каждой главы | 21.01 | |
3/36 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Знать структурные единицы произведения. – характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) | Текущий. Пересказ | 22.01 |
4/37 | Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное». Стихотворение | 1 | Знать - изученные произведения | Текущая проверка. | 28.01 |
5/38 | Сформированность учебной и читательской деятельности | 1 | Рубежный | 29.01 | |
Произведения Л.Н.Толстого (2 ч) | |||||
1/39 | Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | Работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора. | 4.02 | |
2/40 | Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (продолжение) | 1 | Высказывать свою точку зрения о героях и произведении | 5.02 | |
Произведения А.П.Чехова (1 ч) | |||||
1/41 | Рассказы о животных. А. П. Чехов «Каштанка» Навык чтения молча. | 1 | Анализировать произведение, рассказать о поведении Каштанки | Текущий. | 11.02 |
Стихи А.А. Блока (1 ч) | |||||
1/42 | Стихи о Родине. | 1 | Определять тему, комментировать заглавие. ритм; выразительно читать | 12.02 | |
Произведения А.М. Горького (1 ч) | |||||
1/43 | А. М. Горький «В людях» (отрывок) А. М. Горький «О сказках» (очерк). | 1 | Определять позицию автора (рассказчик, рассказчик-герой). | Текущий. Выразительное чтение | 18.02 |
Стихи К.Д. Бальмонта (2 ч) | |||||
1/44 | Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», | 1 | Определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | 19.02 | |
2/45 | Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши», «У чудищ» Выразительность чтения. | 1 | Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения | Текущий. Выразительное чтение | 25.02 |
Произведения В.В. Вересаева (2 ч) | |||||
1/46 | В. В. Вересаева «Легенда» | 1 | Понимать основное содержание текста, сравнивать легенды | 26.02 | |
2/47 | В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка | 1 | Выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Текущий. Выразительное чтение | 4.03 |
Стихи И.А.Бунина (3 ч) | |||||
1/48 | И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство» | 1 | Определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | 5.03 | |
2/49 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | Выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения | Текущий. Чтение наизусть | 11.03 |
3/50 | Проверь себя. «Страничка книгочея» Начитанность и читательские умения. | 1 | Текущий | 12.03 | |
Произведения С.Я. Маршака (3 ч) | |||||
1/51 | Навык чтения вслух | 1 | Проверить навык чтения вслух | Рубежный | 18.03 |
2/52 | С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) | 1 | Читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | Текущий. Инсценирование сказки | 19.03 |
3/53 | С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» | 1 | Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради | 1.04 | |
Стихи А.П. Платонова (1 ч) | |||||
1/54 | А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» | 1 | Выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку | 2.04 | |
Стихи Н.А.Заболоцкого (1 ч) | |||||
1/55 | Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке», «Детство». Сформированность учебной и читательской деятельности. | 1 | Выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения | Текущий | 8.04 |
Произведения о детях войны (2 ч) | |||||
1/56 | В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | 1 | Знать героя повести Ваню Солнцева, выделять главную мысль произведения, отношения автора к герою | 9.04 | |
2/57 | Слушание стихотворения К. М. Симонова «Сын артиллериста» | 1 | Рассказать о любимом литературном герое (ребенке) | Тематический. Оформление книжки «Герои любимых книг» | 15.04 |
Стихи Н.М.Рубцова (2 ч) | |||||
1/58 | Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза», «Тихая моя Родина» | 1 | анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора | 16.04 | |
2/59 | Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка» Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Определять главную мысль стихотворения, выразительно читать | Текущий | 22.04 |
Произведения С.В.Михалкова (2 ч) | |||||
1/60 | Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» | 1 | Выразительно читать стихотворения | 23.04 | |
2/61 | Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало». Сформированность учебной и читательской деятельности. | 1 | Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворен Читать басни, находить и комментировать части текста | Рубежный | 29.04 |
Юмористические произведения (1 ч) | |||||
1/62 | Рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» Стихи А. Барто «Леночка с букетом» Выразительность чтения. | 1 | Знать понятия юмор, ирония. -выразительно читать стихотворение | Рубежный | 30.04 |
Очерки (2 ч) | |||||
1/63 | Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна» | 1 | Определять тему произведения и авторскую позицию | 6.05 | |
2/64 | Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | 7.05 |
Путешествия, приключения, фантастика (6 ч) | |||||
1/65 | Итоговая проверка навыка чтения за 2 полугодие | 1 | Рубежный | 13.05 | |
2/66 | Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» | 1 | Знать книгу автора и его героя. Анализировать произведение | 14.05 | |
3/67 | Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» | 1 | 20.05 | ||
4/68 | Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста» | 1 | Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Текущий | 21.05 |
5/69 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | 27.05 | ||
6/70 | Библиотечный урок «В мире книг» | 1 | 28.05 |
Формы и средства контроля
№ п/п | Вид контроля | Дата |
1 | Диагностическая проверка. Навык чтения вслух | 10.09.2012 |
2 | Навык чтения вслух | 23.10.2012 |
3 | Выразительность чтения | 11.12.2012 |
4 | Навык чтения молча | 17.12.2012 |
5 | Итоговая проверка навыка чтения за 1 полугодие | 24.12.2012 |
6 | Сформированность учебной и читательской деятельности | 29.01.2013 |
7 | Навык чтения вслух | 18.03.2013 |
8 | Сформированность учебной и читательской деятельности | 29.04.2013 |
9 | Выразительность чтения | 30.04.2013 |
10 | Итоговая проверка навыка чтения за 1 полугодие | 13.05.2013 |
Материально – техническое обеспечение
Учебно – методический комплект
- Программа начального образования по литературному чтению М., Просвещение, 2008
- Программа начальной школы по литературному чтению. 4 класс. Автор Л.А. Ефросинина, М., Вента Граф, 2008
- Литературное чтение: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: /авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2006.-144 с.: ил.
- Литературное чтение: 4 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений: 3- изд. перераб. /Л.А. Ефросинина – М.: Вентана – Граф, 2011.- 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века)
Методические пособия
- Виноградова Н.Ф.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Издательский центр «Вента – Граф», 2009.
- Ефросинина Л.А. Методическое пособие, Литературное чтение 4 класс, «Вента -Граф», 2009
- Ефросинина Л.А. «Контроль и оценка уровня обученности учащихся по литературному чтению в начальной школе», М: Вента-Граф, 2011
Печатные пособия
- Серии сюжетных картинок по тематике программы по литературному чтению.
Технические средства обучения
- Компьютер.
Экранно – звуковые пособия.
- Мультимедийные образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению (2 класс) "Начальная школа 21 века"
тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Начальная школа XXI века" к учебникам "Литературное чтение" и "Учебная хрестоматия. Литературное чтение" Л.Ф.Ефросининой 2010 года с указанием основных...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. "Начальная школа 21 века"
Программа составлена по УМК "Начальная школа XXI века" и содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы ...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа 21 века"
Материал содержит рабочую программу по литературному чтению, поурочное планирование , задачи по ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс «Начальная школа 21 века».
Рабочая программа учителя по курсу литературное чтение для учащихся 3-го класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...