Урок по обучению грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча – ща и чу-щу»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

      Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок является уроком открытия нового знания. Учащиеся на уроке учатся ориентироваться в своей системе знаний, выдвигать гипотезы на основе учебного материала, моделировать и делать выводы.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично –поисковый, словесный, практический;

Формы обучения: фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная, коллективная;

Педагогические технологии: проблемно – диалогическая;  дифференцированного обучения; информационно – коммуникативная; здоровьесберегающая.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka.docx225.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

Урок                                                                            по обучению грамоте в 1 классе                                

Тема: «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча – ща и чу-щу»

                   Автор: Аракелян Нина Васильевна, учитель начальных классов

                                                               2019 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В 1 « В» КЛАССЕ

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Технология построения урока. Проблемно-диалогическая.

    Педагогические технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения.           Форма взаимодействия: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Цель урока: Создать условия для формирования навыка звуко-слогового анализа слов; продолжить работу по классификации звуков и букв; развивать фонетический слух, мышление, память, внимание; формировать навык связной речи, выразительного чтения, работы с текстом через систему продуктивных заданий.

Планируемые результаты:                                                                                                                 Предметные: обучающиеся научатся: читать и произносить слова с буквой Щ; получат возможность научиться: различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, скороговорки, считалки); рассказывать знакомые считалки, объяснять их назначение.                                                                                                                                        Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, ;                                           воспроизводить по памяти известную информацию;                                               осуществлять сравнение и анализ слов; выводить правило правописания ча –ща, чу –щу;                                                                                                                               отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.                                                                                                                                                                Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить взаимоотношения с их учетом.                                                                                                                                       Структура урока: «дробная» (т.е. включение разных видов деятельности: звуковой анализ слова, чтение, игровая деятельность, выход из проблемной ситуации  и др.)    

Оборудование: учебник «Азбука»(автор В.Г. Горецкий, В. .Г. Кирюшкин) издательство «Просвещение»,М., 2017, наглядность, слоговая таблица, схемы слов, карточки для звуко- –буквенного разбора слов, компьютер, проектор, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Детальность обучающегося

Универсальные учебные действия

Организацион ный этап

2.Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

Работа по теме урока

Закрепление изученного

Рефлексия

Итог урока

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.                            Мы за парты дружно сели,  друг на друга посмотрели,                   улыбнулись и настроились на работу! Ведь хорошее настроение принесёт успех в нашей работе. К нам на урок пришёл сказочный герой Емеля на своей печи.(на доске висит иллюстрация Емели на печи)

-Скажите из какой сказки он пришёл к нам?

- Какая это сказка?

 -Кто из морских обитателей в сказке главный герой?

Молодцы.

Емеля и Щука вместе с нами отправятся в страну Знаний и мы постараемся успеть вспомнить эту сказку.

Фонетическая зарядка

-Ребята! Скажите, что это такое?

(Алфавитслайд

-Сколько букв в алфавите?

-Сколько гласных букв?

-Сколько согласных?

-А сколько гласных звуков?

-А сколько букв мы уже выучили?

-Молодцы! Спасибо!

-Сегодня мы продолжим путешествие по городу «Алфавитинску», в котором живут звуки и буквы.

-Мы отправимся в гости к одной букве, а вот к какой, вы мне сами скажете.

-Скажите, в чем отличие между звуком и буквой?

-А это что?

-

А что вы знаете о гласных?

-О согласных?

-Правильно!

-Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать

В темном лесу- звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

-А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть.

Но не хочется им петь.

Скороговорка

(запись на доске)

Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке.

1. Выделение 1 звука.

2. Выделение ударного слога.

3. Выделение каждого нового слова.

4. Чтение в разном темпе, заучивание её наизусть.

-Ребята, что вы заметили при чтении? [щ’]

-Может кто подскажет тему урока?

-Молодцы!

-Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком [щ’] буквой Ща. 

Слайд 2

Загадки:

Кто зверь,увидев кошку,                  Громко лает у окошка                      Вечно крутится у ног                                      Рыжий в пятнышках

 (Щенок)

Опасней всех в реке она!                   Хитра ,прожорлива, сильна,           Притом такая злюка,                        Конечно, это …(Щука)

Почти сорняк, трава- травою,       Но кислый лист его весною             Кладут в омлет, пирог слоённый,   В салаты, щи и борщ зелёный.              (Щавель)

(На доску прикрепляются иллюстрации с изображением отгадок)

Физминутка

(Идёт работа над тренировкой своего умения слышать в слове нужный звук.)                                                                           Ребята стоят у своих парт. Учитель произносит слова. Если в слове есть новый звук [  щ’] учащиеся приседают, если его нет хлопают в ладоши.

Игра « Прочитай слог и определи его в свой домик»                                                           На доске нарисованы домики :      1 –домик для слогов мягкого слияния;                                                              2 – домик слогов твёрдого слияния;                                                            3 – домик сочетаний звуков

Работа в паре

На доску прикрепляет учитель слова- отгадки:щенок,щавель, щука, обращается внимание на подчёркнутые слоги. Дети выводят орфограмму русского языка : Ща пишу  с а, щу пишу с у.

1ряд

Составить слого-звуковую, звуковую схемы слову щавель, а также определить количество слогов, букв, звуков.

2 ряд

щенок

3 ряд

щука

Работа по учебнику

Учитель читает отрывок из русской народной сказки и спрашивает о значении некоторых слов: прорубь, коромысло.

Ведётся беседа по содержанию в форме «Мозговая атака».

-Какую рыбу поймал Емеля?            -Что вы знаете об этой рыбе?               -Вспомните, чего хотел Емеля?        -Какой эпизод из сказки изображён на картинке?                                             -Сбылось ли его желание?                  - Как сбылась мечта людей в настоящее время о том, чтобы вода поступала в дом?                                  - Как нужно относиться к воде?        

Чтение стихотворения И. Токмаковой.

-Есть ли такая страна на самом деле?

-Почему нет?

Игра «Буква потерялась».

Ребята находят потерявшуюся букву:

..- ука, ово-..и, ле-.., ..-епка.

Итак , ребята ! Наш урок подходит к концу.

Что же мы узнали сегодня на уроке?

Над какой темой работали?

Где пригодятся эти знания?

Оцените свою работу и всего класса.

В чём были трудности?

Что для этого надо сделать?

Молодцы!

Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Дети отвечают на вопросы учителя

33

10

21

6

Много.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Лента букв.

Они поются.

Произносятся с преградой

1.Выделение 1 звука.

2.Выделение ударного слога.

3.Чтение в разном темпе.

4 Заучивание её наизусть

Учащиеся отгадывают загадки, определяют к какой группе слов относятся данные слова. Слова проговариваются вслух хором, выделяется первый звук.

Учащиеся рассказывают о звуке [  щ’]

-согласный, так как произносится с препятствиями, коротко, не тянется;                 -всегда мягкий;     -глухой;                                         - шипящий.

Проговаривается и показывается буква, которой обозначается данный звук, ребята находят её в алфавите.

Ребята вспоминают слова со звуком  [  щ’], проговаривают, составляют слоги.

Делают вывод: звук [  щ’]всегда мягкий, не зависимо от гласной, которая стоит после него. Учащиеся показывают карточки и определяют в какой домик нужно поместить данный звук.

Учащиеся стараются быстро и правильно сложить схемы, учитель называет пару , которая быстрее всех и правильно выполнила задание. Дети ещё раз дают характеристику нового звука.

-

Ребята дают определения словам

Щука-хищная рыба. Её называют ещё и санитаром рек и озёр. Чем больше щук в водоёме, тем чище он.

- Вёдра с водой заменили водопроводы, открываешь кран, а из него течёт вода.

-бережно, экономно

На доске один из ребят печатает слово овощи и называет все буквы; второй составляет слого- звуковую схему; третий составляет звуковую схему – учащиеся называют звуки и дают им характеристики.

Зелёный круг- прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиям справлялся успешно.Я доволен собой.

Жёлтый- сегодня не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я доволен собой.

Красный –задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Планирование рабочего сотрудничества с учителем и сверстниками

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.  

Предметные:

- знать буквы русского алфавита

- знать в чем отличие звука и буквы

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.

Предметные:                                -характеризовать звуки.  

Метапредметные (УУД)

познавательные:               -ориентироваться в своей системе знаний      ( определять границы знания/незнания);

регулятивные:                       -высказывать своё предположение;

коммуникативные:         - точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:             -установливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?)

Метапредметные (УУД)  регулятивные:                    - определять и формулировать цель деятельности на уроке;        - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;                                     - определять последовательность на уроке.

Коммуникативные УУД:                                  - слушать и понимать речь других;                               - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные УУД:           моделировать, делать обобщения.

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

C:\Users\DoM\Desktop\ъеъ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обучению грамоте 1 класс.Тема Звуки [л] [л]

Тема Звуки [л] [л]Цели.Обучающая: создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научиться различать звуки [л], [л,], букву “л” в словах в...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Звуки [н] [н`], буквы Н, н

Тема: Звуки [н] [н`] , буква Н, нОсновные цели:познакомить учащихся с согласными сонорными звуками и буквамиформировать умение характеризовать звуки, составлять предложения и схемы;развивать внимание,...

Обучение грамоте. 1 класс. Тема: звук [Ж ] , буква Ж . Правописание сочетания ЖИ .

1.Актуализация знаний.   Задача учителя на этой стадии - вызвать уже имеющиеся у учащихся знания (на данном уроке      это : умение назвать буквы, дифференцировать и...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Дд. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о согласных звуках [д], [д’] и букве Дд; формирование фонематического слуха, умений слого-звукового анализа.Планируемые результатыПредметные...

Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема «Звуки [л] и [л’]. Буква Л, л».

Разработка урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема «Звуки [л] и [л’]. Буква Л, л»....