Образы зимы в искусстве
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Образы зимы в искусстве
Интегрированный урок (литературное чтение, музыка)
Тема урока. «А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Цели: Совершенствовать навыки работы с поэтическим текстом, обогащать словарный запас учащихся, продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, развивать воображение, эмоциональные чувства и творческую активность учащихся, используя литературное слово, музыку.
Учебные материалы: текст стихотворения, репродукции картин: П.Ф.Соколова «Портрет Пушкина», Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна», «Домик няни Арины Родионовны»; карточки со словами-синонимами; сигнальные карточки; Звукозаписи произведений: П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», Г.Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», А.Яковлев «Зимний вечер».
Ход урока
- Вступительное слово.
Звучит фонограмма произведения П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
Учитель. «Здравствуй, гостья-зима!
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит»
И.Никитин «Встреча зимы» С1
- Ребята, вы любите зиму?
- Чем она вас привлекает?
Дети высказывают свое мнение.
- Постановка цели.
У. Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов.
- Сегодня на уроке мы будем вслушиваться в музыку зимы, всматриваться в ее краски. А поможет нам в этом А.С.Пушкин.
- Подготовка к восприятию стихотворения. С2
У. «Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чем задумался поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…»
- Давайте попробуем в мир поэта.
Звучит фонограмма произведения П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев»
- XIX век. Михайловское. Вот домик няни Пушкина
Репродукция картины Ю.В.Иванова «Домик няни Арины Родионовны» С3
- Зима. Вечер. В окне горит свет.
Репродукция картины Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна» С4
- Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы…
- Чтение стихотворения. ЕСЕНИЯ
Проверка первичного восприятия стихотворения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
- От чьего имени ведется рассказ?
- Какое настроение у рассказчика? (Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.)
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? ( На две)
- Какие? ( Описание погоды и беседа с няней)
Чтение первой строфы. ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ
- Что такое кровля?
- Что значит обветшалая?
- Что такое мгла?
- О каком времени суток пишет поэт?
- Как мы понимаем, что был вечер?
- Какая погода была в тот вечер?
- Найдите строки в которых поэт описывает ветер?
- С чем сравнивает поэт завывание ветра? Как называется такой прием?
- Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует другой прием, который в литературе называется звукопись, т.е. сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук.
За,зв – завывание ветра.
Бу,ою,ое – вой вьюги.
Ш – шуршание соломы.
П,т,д,к – стук. Найдите в тексте приём звукописи, подчеркните .
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Чтение второй строфы.
- Что такое лачужка?
- Как выглядит комната?
- Может ли комната быть печальной?
- Как называется такой прием? (Олицетворение)
- К кому обращается автор?
- Как он ее называет?
- Что беспокоит поэта?
- О чем он просит няню?
- Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. В каких словах это выражено? (Мой друг, моя старушка, добрая подружка).
Чтение третьей строфы.
- Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне спеть песню и забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.
- Что поэт просит няню спеть Найдите строки.
- Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины Родионовны.
- Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен с стихотворении? (Песня делает жизнь веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня).
Чтение четвертой строфы.
- Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? (Повторяются строчки 1 строфы)
- Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал? (Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства).
У. Музыкальный фрагмент урока.
- Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Д. Да, можно.
У. При помощи каких средств композитор пишет музыку?
Д. Для этого они используют средства музыкальной выразительности.
У. Назовите их.
Д. Темп, динамика, лад.
У. Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения.
- Прочитаем их.
Д. «Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя»
У. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
Карточка
ТЕМП (быстрый, медленный) ДИНАМИКА (громко, тихо) ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист) ЛАД (мажор, минор) |
У. Что выбрали – прочитайте.
Дети зачитывают различные варианты ответов.
- Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор.
Звучит песня в исполнении учителя «Зимний вечер»
У. Что общего между произведениями, исполненными вами и этой песней?
Д. Быстрый темп, хоровое исполнение, минорный лад. А ещё ребята, про звукопись. Один, несколько Распевка на согласные, работа над песней,(1 куплет). Подъём детей.
Физкульминутка.
Музыкальное рисование
У. Мы с вами представили музыкальную и словесную картину бури. А как можно еще?
Д. Можно нарисовать.
У. Чем художник может изобразить бурю?
Д. Акварелью, гуашью, карандашом, мелом.
У. Я предлагаю вам изобразить это явление природы при помощи цветных карандашей. (Работы дети крепят на доску)
IX. Итог урока.
- Скажи что изображено на твоем рисунке (опрос нескольких детей)
- Скажите, пожалуйста, какие цвета преобладали в изображении бури?
- Какое стихотворение помогло нам нарисовать образ зимы? А какая музыка?
Итак ребята, музыка, литературное слово, живопись помогли нам отобразить образы зимы в искусстве.
Д.З ????
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...
Тема: «Образы зимы и весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Цель урока:- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;- учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анал...
Конспект урока на тему: "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится..."
Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК "Перспективная начальная школа"...
Образ зимы в произведениях разных видов искусства
Интегрированный урок литературного чтения в 4 классе...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»
Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве
Конспект интегрированного урока(музыка, литература)Тема: Образ зимы в искусстве...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"
На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...