Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Суспицына Татьяна Михайловна

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx156.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии»

 

Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Суспицына Татьяна Михайловна

МБОУ Сосновская СОШ №1

Учитель начальных классов

29 лет педагогического стажа

Высшая категория

УМК «Гармония»

Автор О.В.Кубасова

учебник литературного чтения

 3 класс часть вторая

2014г.

  Цель: познакомить с произведением   С. Есенина «Поёт зима, аукает…», формировать умение анализировать стихотворение, показать красоту зимней природы и помочь понять детям, кто же в большей степени помогает увидеть, почувствовать и представить зиму: художники, композиторы или поэты.

Задачи: 1) понимать настроение лирического героя и поэта, навыки выразительного чтения стихотворения;

2) развивать навыки чтения, умения анализировать образные средства языка, внимание к авторскому слову, к точному употреблению слов в поэтической речи, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, творческое воображения;

3) воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.

Планируемые результаты:

Личностные: личностное отношение к красоте зимней природы и образности авторского слова.

Метапредметные:  целеполагание; прогнозирование; саморегуляция;  оценка и коррекция своего мнения и высказывания; рефлексия; работа с информацией (анализ, сравнение, доказательство);  коммуникация (развёрнутое высказывание); сотрудничество  при работе в группе.

Предметные: выразительное осмысленное чтение текста;  работа по плану; вычленение выразительных средств в произведении (эпитеты, сравнения, олицетворения).  

Оборудование: мультимедийная презентация,  аудио – диск,  маршрутные листы для каждой группы.

                                           ХОД УРОКА

1.Организационный момент:

- Ребята, сегодня вы утром шли в школу. Вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

2. Определение темы и цели урока:

У. Сегодня нас ждет много интересного, но прежде чем мы начнем работать, догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке.   Учитель открывает на доске запись.

На доске: Поёт, зима аукает.  Дети высказывают свои предположения.

– Правильно вы предположили. Речь пойдет о зиме.

- Какие ассоциации у вас связаны со словом – ЗИМА?

-Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?  (Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает, манит.)

- Любите ли вы сами  зиму?   - Чем вам особенно нравится зима?

- Зима полноправной хозяйкой вошла в  природу.  

Люди пытаются изобразить зимнюю природу по – разному. (табличка №1)

Кто может изобразить зиму?  (художники)  

    -Посмотрите на репродукцию  картины  известного  художника  А. Васнецов «Зимний сон».   Много ли она изменила, побывав в лесу?

Васницов

  -Какое настроение  возникло, глядя на   картину Васнецова?  (радости от снега, как в сказке)

 -Если мы прислушаемся в таком лесу, что услышим? (Шорох, еле слышный звон). -Что использовал художник  для изображения зимней природы?  (краски, расположение деревьев).

– Донес художник до нас то, что хотел, с помощью красок,  кисти?

3. Эмоциональная подготовка к восприятию текста

Гаснет свет, звучит "Танец снежинок" композитора М. Минкова

У. Что вы представляете, слушая зимнюю зарисовку композитора Минкова?

Дети. Вьюгу, тихо падающий снег, танец снежинок...

У. Кто смог почувствовать зиму? Дети поднимают руки.

– С помощью чего композитор помог нам почувствовать зиму?  Д. С помощью звуков.

1.  Маршрутный лист (вопросительный знак)

У. Теперь каждая группа получает маршрутный лист, который поможет вам работать на уроке. Найдите в своих маршрутных листах вопрос, который обозначен символом (?). Ответьте на него.     (Читаю критерии)

Дети читают вопрос, обсуждают в группах и высказывают свое мнение.

4.  Работа с текстом.   -Кто ещё поможет нам  почувствовать зиму?

У. - Действительно, увидеть и рассмотреть зиму, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться её красками, кроме художников  и композиторов нам ещё помогают….  (табличка №2)   Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах.

-Только ли  положительные эмоции может вызывать зима у людей?( Морозы, холод, метели – не всегда вызывают положительные эмоции у людей, а значит у поэтов и писателей.)

- Как узнать любят ли поэты и писатели, которых авторы учебника включили в раздел  о зиме? (Нам нужно прочитать и проанализировать произведение. Какие средства выразительности они используют.)

-На уроке нас ждёт встреча с таким мастером слова. (слайд №2)

  Перед вами записана строчка из стихотворения Сергея Есенина "Поет зима –     аукает...". Сегодня на уроке мы познакомимся с  стихотворением  этого поэта о зиме. - Что вы  запомнили о нём на прошлом уроке? (слайд 3) (Рассказ детей о жизни Есенина))

5. Прослушивание  стихотворения в ауди .

- Какие чувства вызывает у вас это произведение? - Из каких картин складывается поэтический образ зимы в этом стихотворении?

6. Анализ стихотворения. (слайд 5)

-Как Есенин называет и описывает воробышков?  Какие слова говорят об отношении поэта к птичкам? Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Мирок» в 1910 году и имело  другое название…

   -А как бы вы назвали это стихотворение?

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Снежинки»

Мы снежинки, мы пушинки, 
(И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево.)

Покружиться мы не прочь. 
(Поворот на 360 градусов.)

Мы снежинки-балеринки, 
(Наклоны туловища вправо, влево.)

Мы танцуем день и ночь. 
(Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили, 
(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

Землю бархатом укрыли 
(Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли. 
(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.)

  8. Чтение текста по строфам. Анализ содержания.

- На доске  мы отметим:  какой поэт увидел зиму и какие средства выразительности он использует?

- Сколько строф в стихотворении?  В каждой строфе поэт рисует законченную картину? 4 строфы-4 картины, и в каждой свои герои.

-Кто главный герой  в 1 строфе? (-зима)  -во 2 строфе – метелица  -в 3-4 строфах – воробьи

- Итак, в каждой строфе свои герои, они вызывают разные чувства. Поговорим об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно.

Сколько строк в каждой строфе? А предложений?

1-я строфа.  Прочитайте 1-ую строфу.  1- 3 строки.

- Какое настроение возникло у вас при чтении 1-ой строфы? (грустное, печальное).

Какие слова можно считать ключевыми в этой строфе, потому что именно они выражают чувства автора? ( “с тоской глубокою” - настроение 1-ой строфы).

Разберемся. Что же создает такое настроение? (ауканье зимы)

Как вы представляете выражение: «Поёт – зима аукает»? (воют вьюги, поют метели, зима перекликается)

- Кого напоминает зима в этом отрывке? ( С живым существом)

-Какие слова подтверждают это? (поёт, аукает). Как называется такой литературный приём? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ).

- В каком лесу оказался поэт? (сосняк, сосновый). Сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в деревне.

- Какое необычное слово встретилось ещё в этих строчках?  «стозвоном», как вы его понимаете?  (посмотреть в словаре)

--Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (красивой)

Учитель: Это  слово  придумал  сам  Есенин. Чтобы  понять  его, я открою  вам  один  секрет. Если  в  сильный  морозный  день  вы  пойдёте  в  лес  и  подойдёте  к  сосне,  то  услышите,  что  дерево  звенит.  Теперь  понятен  смысл  выражения  стозвоном  сосняка?   (много разных звуков в лесу - сто звонов- сосен много и от одновременного покачивания раздаётся звон)

4- 6 строки. – Зачитайте какие слова использует поэт, описывая облака?(седые)  Почему они уплывают в дальние страны? ( Зима им не нравится)

-Какое чувство вызывают облака у поэта? (тоски, грусти)

-Почему Есенин использует такие слова в описании леса и облаков? Какая зима в этом отрывке? (грустная, тоскливая)

-В каком темпе следует читать эти  строчки?  Почему? Попробуйте прочитать их выразительно.

2-я строфа. 1-3 строка

- Прочитайте первое предложение. Какую картину вы представили? (слайд 6)

-Чем необычен образ метелицы у поэта?(ковром шелковым стелется) Этот приём, называется – МЕТАФОРА. Прочитайте определение на карточках, запишите в тетрадь и дома выучите.

-Почему автор использует слово «шелковый»? (Показывает лёгкость снежной метели) Обратите внимание на ударение в этом слове.. Почему поэт поставил ударение на этот слог? (сохранить рифму)

-Как поэт относится к метелице? (боится –«Уж больно холодна»…). Какой показал зиму поэт в этом отрывке? (холодная)

4-6 строчки.  Какие чувства вызывают у автора птички?  (слайд 7) Докажите. Какой приём использует автор, чтобы усилить переживание? (олицетворение, СРАВНЕНИЕ)  Какой показал зиму в этом отрывке? (суровая)

-С какой интонацией будем читать? Почему? (чувство жалости).  Прочитайте.

3-я строфа 1 – 3 строчка. -Подберите синоним к слову озябли (замёрзли, продрогли, окоченели, застыли)

 –Почему автор употребил именно это слово? (оно звучит мягче, передаёт состояние птичек, отношение к ним автора).

 – Какими предстают перед вами воробушки? (голодными, усталыми, малыми) . – Вспомните какие слова, придают большую выразительность данному слову? (ЭПИТЕТЫ)

- Что страшнее для птичек- голод или холод? Какая зима? (сердитая, злая) Зимой птицам  приходится плохо и они надеются на нашу помощь, поэтому и прилетели к окну.

4-6 строка. Прочитайте следующие строфы. Как изменилась метель?  Почему метелица превратилась в вьюгу? Можете ли вы объяснить значение слова «ставни»- (дощатая или металлическая створка для прикрытия окна) Как понимаете выражение «ставни свешенные»? Какая зима? (сильная)

7 – 12 строки. – Почему поэт использует  эпитет «нежные» по отношению к птичкам? (он спрятал их от  холодной вьюги)  Где они нашли приют? («у мерзлого окна») -Объясните значение этого выражения. (окно покрыто узорами)

-  О чём мечтают воробышки?  (о весне,  учитель записывает слово ВЕСНА на доске рядом со словом ЗИМА)  - Какая она у Есенина? (прекрасная, ясная, красавица) 

- Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? (противопоставляет зиме) (противопоставление)

-Для чего автор использует этот литературный приём?  ( Весна всё равно победит зиму, всё в природе меняется,  грусть и тревога- сменяется на радость, есть надежда, поэт успокаивает птичек)

- Какую интонацию вы выберите для чтения этой строфы? ( с надеждой, верой).

- Какая у Есенина получилась зима? Недобрая, безжалостная...

  2. Маршрутный лист ( лит. приёмы)           Работа в группе

1. Приведите примеры использования в этом стихотворении сравнений.

2.Приведите примеры использования в этом стихотворении олицетворения.

3. Приведите примеры использования в этом стихотворении эпитета.

9. Исследовательская работа. Работа в группе.

-Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание:

1 группа:  подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы;

2 группа:  подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.

3 группа: выполнить оба задания (подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы одной линией,  а  слова, которые помогают услышать звуки зимы двумя линиями.          Проверка

- (цвет  - седой; звуки – аукает, поёт, баюкает, скрип снега, звуки ветра,  завывание вьюги,  скрип ставен, чириканье воробышков.

У. Много ли в стихотворении красок?    Д. Нет.

У. Почему же мы почувствовали зиму? -Чего же в стихах Сергея Есенина больше?

Д. В стихотворении много звуков!

3.  Маршрутный лист   (театральная маска)      У. Сейчас я проверю, как вы смогли их услышать! Найдите в маршрутном листе задание с театральной маской. Прочитайте его.

-Дети работают в группах и изображают звуки, которые они смогли "услышать".

– Зачем мы выполняли эту работу?

Д. Чтобы лучше почувствовать текст и прочитать его выразительно.

У. Думаю, теперь вы сможете это сделать!

4. Маршрутный лист   Выразительное чтение стихотворения.

-Давайте при чтении попробуем передать настроение поэта.

- С каким чувством будите читать о вьюге (печаль, тревога), о птичках(с нежностью, сожалением), о весне( с надеждой)?  (чтение шёпотом, вслух)

Выслушивается выразительное чтение стихотворения представителем каждой группы.

– Теперь самое интересное  задание, требующее от вас самостоятельности суждений.

5.  Маршрутный лист  Найдите в маршрутном листе задание с солнышком.  Прочитайте его.   Дети читают задания на маршрутных листах.

(-  В  своих  стихах  поэт  воспел  красоту  русской  природы, восхищение  ею  и  удивление.  Любовь  к  России  он  воспитал  в  себе  ещё  с  детства.  Во  всём  мире  знают  и  любят  его  стихи за  теплоту, лиричность  и  удивительную  образность.  Поэзия  Есенина   мелодична, музыкальна.  Надо  только  уметь  слушать  и наслаждаться.  Надеюсь,  что  и  вы  полюбите  поэзию, особенно  стихи  Сергея  Есенина.)

–Природа, которую он  рисует всегда движется. Поэтому многие композиторы, которые  создают образы при помощи……(музыки), написали музыку к стихам Есенина. И наше стихотворение не стало исключением

- Вот сейчас вы послушаете эту музыку. (клип «Поёт зима, аукает…»)

- Сумел ли композитор по средствам музыки передать настроение стихотворения?

10. Рефлексия.

6. Маршрутный лист  У. Пришло время вернуться к главному вопросу урока. Найдите в своих маршрутных листах задание с яблочком.  Прочитайте его. Дети читают.

– Какой знак вы поставили в конце предложения?  Дети отвечают по группам

– Давайте прочитаем это предложение с нужной смысловой интонацией! Дети зачитывают предложение.

– Я очень рада, что вы услышали голос зимы!

11. Итог урока.  Что вы открыли в его стихах? (слайд №8)

- Природа, изображённая в поэзии Есенина не простой фон, на котором проходит жизнь людей, она неотделима от души человека, связи с домом, Отчизной.  

Учитель подводит итоги работы по маршрутным листам в баллах, баллы переводятся в отметки.

        12. Домашнее задание:

 Выучить стихотворение с Есенина « Поёт зима, аукает…» наизусть.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Маршрут для группы

http://nsc.1september.ru/2003/01/1.gif

Композитор или художник больше поможет нам почувствовать зиму?

а) Композитор, потому что...
б) Художник, потому что...

http://nsc.1september.ru/2003/01/2.gif

Без слов покажите, из каких звуков складывается зимняя картинка стихотворения С.Есенина "Поет зима – аукает...":

– звуки начала стихотворения;
– в середине стихотворения;
– в конце стихотворения.

http://nsc.1september.ru/2003/01/3.gif

Выразительное чтение стихотворения.

http://nsc.1september.ru/2003/01/4.gif

1) Найдите в тексте стихотворения "Поет зима – аукает..." средства художественной выразительности, которые передают звуки зимы.
2) После чтения этих стихотворений можно ли определить:

а) С.Есенин любит зиму. (Почему?)
б) С.Есенин не любит зиму. (Почему?)
в) Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.

http://nsc.1september.ru/2003/01/5.gif

Поставьте нужный знак в конце предложения после проделанной работы: "Поет зима – аукает ".

а) • (Если вы услышали ее голос.)
б) ? (Вы не услышали голос зимы.)
в) !!! (Вы услышали голос зимы очень отчетливо.)

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: "С.Есенин Черемуха"...