Образ зимы в произведениях разных видов искусства
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Морозова Светлана Николаевна

Интегрированный урок литературного чтения в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_zimy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения

Тема: "Образ зимы в произведениях разных видов искусства"

Цели урока:

  1. показать, как средствами разных видов искусства создаются сходные и одновременно особенные образы зимы;
  2. показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на  специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи;
  3. формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, звукопись);
  4. продолжить формировать представление о том, что такое художественный образ;
  5. учить понимать образы, заложенные в произведениях художников, поэтов, композиторов;
  6. влиять на формирование у детей образа зимы с опорой на индивидуальный опыт общения с природой;
  7. развивать произвольное внимание, воображение, устную связную речь;
  8. воспитывать художественный вкус, любовь к природе родного края.

Оборудование:

 - репродукции художников-пейзажистов: И.И.Шишкина; К.Юона, И.Грабаря,  А.Пластова, Н.Коровина, Б.М.Кустодиева, В.Гришина.

- аудиозапись отрывков из альбома П.И.Чайковского «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль. Масленица»);

- пословицы и поговорки о зиме;

- компьютер для презентации слайдов и воспроизведения музыкальных отрывков;

- выставка книг со стихами С.Есенина;

- портреты С.А.Есенина и П.И.Чайковского;

- памятки: Роды литературы, Жанры лирики, Средства художественной выразительности; Рифма.

- карточки для дидактических игр;

- карточки для самостоятельной работы;

- толковый словарь.

Ход урока

  1. Организация внимания учащихся.
  2. Актуализация знаний.

- Послушаем отрывок из музыкального произведения и попробуем определить, к какому времени года  она  подходит?

  • Звучит аудиозапись П.И.Чайковского «Декабрь» (из цикла «Времена года»).

- Прекрасная музыка, не правда ли?

- Верно, П.И.Чайковский своей музыкой «нарисовал» зимний месяц декабрь.

- Зима – прекрасное время года. Вы любите зиму? Каждый из вас по-своему представляет это время года. Какие ассоциации возникают у вас со словом ЗИМА?

  - Зимушка, матушка – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами. Как вы думаете, почему? Может быть,  и потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. Русский народ сложил о зиме пословицы и поговорки. Пожалуйста, приведите примеры…

3. Мотивация. Постановка цели урока.

- А  какие прекрасные произведения искусства посвящены зиме!

 Хотели бы вы узнать, какой предстает зимушка-зима в поэзии, музыке, картинах?

- Сегодняшний урок посвящен образу зимы. У вас будет возможность увидеть ее такой, какой ее увидели  поэт Сергей Есенин, композитор Петр Ильич Чайковский и художники-пейзажисты. На этом уроке, ребята, вы сможете проследить взаимосвязи поэзии, музыки, живописи.  

4. Изучение нового материала.

- Сейчас мы с вами перенесемся в волшебный и сказочный зимний лес. А поможет нам вновь музыка великого русского композитора П.И.Чайковского. Закроем глаза и попробуем представить зиму в лесу.

  • Звучит отрывок из сборника П.И.Чайковского «Времена года». Январь. «У камелька». 

 Анализ музыки.

-  Это был отрывок из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Январь» Какие чувства  возникли при прослушивании? Что вы услышали?

- Какую картину увидели, что вы представили, слушая музыку?

- Такой же тихой, сказочной, загадочной описал зиму поэт С.Есенин в стихотворении «Пороша». И произошло невероятное! Музыка, написанная задолго до рождения Есенина, сливается с его стихами неразрывно!

а)   Анализ заголовка.

 - Знаете ли вы, что такое пороша?  А где можно уточнить значение слова?

СЛОВАРЬ: «Пороша – это…»

б) Первичное восприятие стихотворения. Читает учитель.

Звучит стихотворение С.Есенина «Пороша».

в) Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

-  Каким кажется зимний лес?

г) Вторичное восприятие.

Перечитайте самостоятельно это стихотворение.

д) Лингвистическое комментирование.

- Все ли вам понятно, слова и выражения?

  • Использовать слайды 1-4

- К какому роду литературы и жанру относится данное произведение?

 - Какая рифма по расположению в строках?

е) Проверка вторичного восприятия. Словесное рисование.

- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению? Нарисуйте словами картины, которые вы увидели, какие краски использовали бы, почему?

ж) Анализ поэтической речи. Средства художественной выразительности.

 - Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы? Обратите внимание на памятку – слайд 5. (Дети выделяют олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры).

з) Исследовательская работа (разноуровневые задания)

 - А теперь проведем исследование. Первый ученик подчеркивает слова, которые помогают увидеть цвет зимы. Второй ученик подчеркивает слова, которые помогают услышать звуки зимы.

Проверка.

Вывод: в стихах Есенина мало красок, зато много звуков. Стихи переполнены любовью к родной природе, пробуждают добрые чувства.

и) Выразительное чтение стихотворения.

  - Подготовьтесь прочитать стихотворение с выражением.

- Как будем читать: быстро или медленно, неторопливо?

   Чтение стихотворения учащимися.

  • Анализ картины.

- Художник И.И.Шишкин написал картину «На севере диком…» Посмотрите на монитор компьютера…Опишите, что вы видите. Зима здесь загадочная, сказочная, таинственная.

- Что помогло вам понять сказочный образ зимы? Какие средства использовал художник?

5) Физкультминутка.

Зимушка-зима приготовила для вас игру «Наборщик» (в Приложении)

6) Продолжение изучения нового материала.

- Послушайте другое стихотворение С.Есенина, которое поможет нам понять, какая же она зимушка-зима…

а) Первичное восприятие стихотворения.

Ученик читает стихотворение С.Есенина «Поет зима…»

б) Проверка  первичного восприятия.

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали стихотворение?

- Все ли вам понятно?

- Как вы понимаете выражение «Поет зима – аукает…»?

- С кем автор сравнивает зиму?

- Мохнатый лес, это какой?

- Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?

- А как он шумит?

- А что значит «баюкает стозвоном сосняка»?

в) Вторичный синтез.

- Прочитайте внимательно стихотворение, приготовьтесь к размышлению над его содержанием.

- Какую зиму описывает поэт: мягкую или лютую?

- Что помогло вам это понять?

г) Анализ содержания.

- Сколько строф в стихотворении?

- Сколько строк в каждой строфе?

- Какие картины вы нарисовали, читая стихотворение?

 - В каждой строфе поэт рисует законченную картину: 4 строфы – 4 картины, и в каждой свои герои. Кто главный герой в 1 строфе? (зима), во 2 строфе? (метелица), в 3 и 4 – воробьи.

 - Итак, в каждой строфе свои герои, они вызывают разные чувства. Поговорим об этих чувствах, рассматривая каждую строфу отдельно.

- Прочитайте хором 1 строфу.

- Какое настроение возникло у вас при чтении этого четверостишья?

- Разберемся, что же создает такое настроение.

-  Прочитайте рифмующиеся слова, так чтобы мы услышали ауканье зимы.

- Какой прием художественной выразительности использует автор, создавая образ зимы, словно человека?

- Что делает зима, будто человек, назовите глаголы.

- Что сказано об облаках. Прочитайте. Можно ли сказать, что и облака очеловечены?

- О зимнем лесе часто говорят, что он безмолвный. А у Есенина он молчит?

- Произнесем хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова «СтоЗвоном СоСняка». Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается ощущение озноба, звенящего на морозе дерева, звон промерзшего леса?

- Как движутся облака: плавно, рывками, быстро…? Обратите внимание на сочетание звуков, позволяющих представить, как плавно плывут облака по небу. ( «пЛЫвут в страну  даЛЕкую седые обЛАка»)

 - Видите, строка звучит, потому что поэт использует какой прием?

- Перечитайте выразительно 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон стволов промерзших сосен, и глубокую тоску облаков.

- О чем 2 строфа? Автор ласково называет «метелица». Найдите и прочитайте строки о метели. Красива ли метелица? Красив ли только что выпавший снег? С чем сравнивает снег поэт?

- Чтобы мы лучше смогли представить картину природы, поэт использует какой прием?

- Приведите примеры сравнения в этой строфе.

- Почему именно такое сравнение подобрал поэт?  

- Какое главное чувство в этой строфе?

- С каким чувством Есенин рассказывает о воробьях?

- Перечитайте выразительно 2 строфу так, чтобы мы пожалели пташек.

- Жалость к воробьям особенно выражена в 3 строфе.

- Обратите внимание, какие эпитеты-определения описывают воробьев.

- Поэт противопоставляет маленьких нежных пташек бешеной злой вьюге и жалеет их.

- Какие звуки в 1-м предложении этой строфы передают дрожь воробушек? (З-Ш).

- Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в 3 строфе? Как называет он метель? (вьюга) Какая вьюга? Приведите примеры олицетворения.

- Какие звуки передают злость вьюги в 2 последних предложениях этой строфы, свист ветра, звук ставень (З-С, СТ – Т – СТ). Перечитайте эти две строки, подчеркивая голосом звуки З-С, чтобы мы почувствовали злость вьюги, сердитость, неугомонность.

- Выразительно перечитаем 3-ю строфу, передавая бешенство вьюги, страх птичек.

- Прочитайте самостоятельно 4-ю строфу и подумайте, какое чувство преобладает в ней?  

- Назовите эпитеты в этой строфе.

- Прочитайте последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что не вечна зима, надо потерпеть и подождать.

 - У этого стихотворения нет названия. Какое бы подобрали вы?

- А теперь перечитайте выразительно все стихотворение, стараясь передавать главные чувства в каждой строфе.

7. Физкультминутка

  •   А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте. Как вы себя чувствуете в мороз и вьюгу? Покажите, как вы замерзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Звучит завывание ветра)

Попрыгаем, полетаем…

 Поиграем в игру «Метафора». (в Приложении)

8.  Продолжение изучения нового материала.

- Но не всегда зима такая сердитая и лютая. Бывает она веселая, солнечная, с играми и шутками как на картине Б.М.Кустодиева «Масленица»

  • Демонстрируется репродукция картины на мониторе компьютера и ее фрагменты у детей на партах.

Анализ картины.

- Какое настроение картины? Почему?

- Закройте глаза и представьте себе картину, которое нарисует ваше воображение при слушании музыки Чайковского из альбома «Времена года». Отрывок называется «Февраль. Масленица».

  • Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Февраль».

Анализ музыки.

  - Что вы представили себе, когда слушали музыку?

- А какой предстает зима в этом музыкальном отрывке? (праздничная, веселая, радостная)

- Как композитору удалось создать в музыке праздничную, живую, веселую зиму?

  • - Перед вами замечательная картина «Февральская лазурь», автор которой художник Игорь Эммануилович Грабарь.  

Анализ картины.

- Какое стихотворение С.Есенина вы вспомнили, глядя на эту работу художника?

- Конечно же, самое знаменитое стихотворение С.Есенина о зиме - “Берёза”.

а) Первичное восприятие.

- Прочитайте стихотворение «Береза» тихо, жужжащим чтением.

б) Проверка первичного восприятия.

- Можно ли сказать, что у этого стихотворения такое же настроение, как у предыдущих?

- Какое чувство, настроение возникло у вас?

- Как автор относится к березе? Почему вы так решили?

- Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы соотнесли бы с этим стихотворением? Какой характер музыкальной мелодии?

в) Анализ поэтической речи.

- Как и во многих стихотворениях С. Есенина здесь есть выразительные средства языка – эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения.

г) Исследовательская работа

 Ученики получают индивидуальные карточки с заданиями: 1-найти метафоры и эпитеты

 2 – найти олицетворения и сравнения.

 Взаимопроверка.

г) Работа над выразительностью прочтения

- Перечитайте стихотворение и постарайтесь, чтобы все увидели нарядную, тихую, сияющую березу.

9.Обобщение. Рефлексия.

-Какими приемами воспользовался поэт С.Есенин, чтобы мы смогли лучше представить картины зимней природы и понять его чувства? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРА, СРАВННЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ и др.).

- Как вы думаете, возможно ли в лирике описать природу без этих приемов?

  • - А так увидел зиму современный художник, наш земляк Вадим Гришин (Слайды).

- Какие образы зимы предстали перед нами в музыке, живописи и поэзии? (ЗИМА разная: сказочная, загадочная, суровая, безжалостная, морозная,  веселая, праздничная…)

- Какой образ зимы вам ближе? Какое настроение создает зима у вас?

10. Домашнее задание.

- Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме?

(Дети предлагают свои варианты заданий: выучить стихотворение наизусть или приготовить выразительное чтение; подобрать стихи о зиме; найти или самим придумать частушки о зиме, подобрать пословицы, поговорки, загадки о зиме и др.)

 - Выполните то домашнее задание, которое вам понравилось больше всего.

- Наш урок окончен. Всем спасибо за работу! Молодцы!

Выставление отметок.

Приложение

  Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

  Метафора – перенос свойств одного предмета на другой по сходству, скрытое сравнение.

 Эпитеты – определение, придающее выражению образность и эмоциональность

  Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

  Звукопись – подбор звуков в стихотворной речи.

- Поиграем в игру «Вставь пропущенный эпитет».

«И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В … огне» (золотом)

«А по двору метелица

Ковром … стелется» (шелковым)

- Соедините метафору с зимним явлением природы.

«пелена»                                                                     лед на реках

«белый пушок»                                                          снежинки

«волнистые ковры»                                                   сугробы    

«дворцы изо льда»                                                     снег на солнце

«мосты ледяные»                                                      верхушки деревьев в снегу

«алмазы, жемчуг, серебро»

«белая косынка»

«модный паркет»

-Игра «Зимний наборщик»

Я бросаю мяч, а вы, поймав его, должны составить из набора букв «зимнее» слово: АМЗИ, КИНСА, ДОХОЛ, ВНОКГЕСИ, КАЕЛ, РОМЗО, КЕНЖОС, ЛОГОЛЕД,

и вернуть мне мяч

Памятки

      Роды литературы:

Эпос,

Лирика,

Драма.

     Жанры лирики

Стихотворение,

Лирическая песня,

Лирическая поэма.

     Средства художественной выразительности:

Эпитеты

Метафоры,

Инверсия,

Олицетворения,

Сравнения,

Повторы,

Аллитерация,

Гипербола.

Рифма

По расположению строках:

Парная  (смежная) – аа, бб;

Перекрестная – абаб

Охватная (опоясанная) - абба

По совпадению звуков в рифмующихся словах:

Точная

Неточная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи

В статье предложен конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова....

Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"

Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...

Зима в разных видах искусства

Образ зимы в стихотворениях русских поэтов и картинах художников....

Тестовое задание, направленное на развитие умения различать произведения разных видов искусств, понимать их специфику.

Идея задания заимствована из литературного источника: Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б...

богатырская тема в разных видах искусстве

богатырская тема в разных темах искусства...

Проект по теме: "Образ Шехеразады в разных видах искусства"

Трудно сказать, что больше привлекает в сказках «Тысячи и одной ночи» – занимательность сюжета, причудливое сплетение фантастического и реального, яркие картины городской...