Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению
3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. Кубасовой
Тема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Цель:знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
Задачи:- Вызвать эмоциональную реакцию
- Показать разницу в образах весны и зимы
- Выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу
- Учиться передавать отношение с помощью интонации
- Формировать у детей навык осознанного чтения.
- Формировать навык работы над поэтическим произведением.
- Расширить знания об окружающем мире.
- Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_po_lit_cht_tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.....doc | 63.5 КБ |
Prezentaciya__k_uroku_lit.cht_Tyutchev_Zima_nedarom_zlitsya.ppt | 671 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. Кубасовой
Тема: Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
Задачи: - Вызвать эмоциональную реакцию
- Показать разницу в образах весны и зимы
- Выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу - Учиться передавать отношение с помощью интонации
- Формировать у детей навык осознанного чтения.
- Формировать навык работы над поэтическим произведением.
- Расширить знания об окружающем мире.
- Воспитывать чувства прекрасного на примерах произведений поэтов.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Внимательно слушай - и всё услышишь.
- Внимательно смотри - и всё увидишь.
- Думай - и всё поймёшь.
- Подготовка к первичному восприятию. Прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»
( Я выбрала прослушивание муз. произведения, чтобы вызвать у учеников чувства, которые помогут лучше понять стихотворение. Можно было провести небольшую беседу о времени года- весне и выяснить детское отношение к нему.)
Послушайте.
( прослушивание пьесы Вивальди о весне из цикла «Времена года»)
- Что вы услышали в музыке?
- Что почувствовали?
- Что представили?
- Кто-нибудь узнал это произведение?
Это пьеса «Весна. Март.» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди.
- Теперь, когда мы выяснили название этого произведения, подтвердились ваши предположения?
- Что происходит в природе, когда зима сменяется весной?
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева, тоже наблюдавшего это явление.
3. Первичное восприятие.
(Я предложила самостоятельное ознакомление детей с текстом, чтобы не навязывать своё отношение к прочитанному, которое неизбежно проявится в интонации. Но можно было и прочитать стихотворение учителю)
Дети читают текст самостоятельно. ( с.134)
- Понравилось?
-Какую картину себе представили?
4. Анализ текста.
- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
В своем стихотворении поэт использует прием контраста.
- Что такое контраст?
- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)
- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)
На доске – таблички: «Зима», «Весна».
– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)
– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)и т.д.
На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зима:
|
| Весна:
|
Чтение 1 строфы. (дети читают вслух)
- Почему Зима злиться?
- Как понимаете «недаром»?
- Как понимаете две последние строчки?
- Какие слова в этой части являются главными?
Чтение 2 строфы
- О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)
- Как понимаете «всё засуетилось»?
- Что значит «нудит»? Почему здесь именно такое слово? (создаются такие условия, что зиме придётся уйти)
- Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ?
- Как надо читать вторую часть? (Ускоренно.)
- Какие слова здесь главные?
Чтение 3 и 4 строфы
- Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны? (Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит.)
- Для кого характерно ворчать?
- Как шумит Весна? Что значит «пуще»?
- Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт? (Взбесилась, пустила.)
- Как автор называет Зиму? (Ведьма злая.)
- А как называет Весну? (Прекрасное дитя.)
- Как вы представляете, что Зима взбесилась? (Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)
- На чьей стороне, по-вашему, автор?
- А вы?
- Почему вам хочется, чтобы пришла весна?
Чтение 5 строфы
- Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
- Что значит «наперекор»?
- Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
- Ребята, каким тоном надо читать всё стихотворение? (Бодрым, так как Весна всё равно побеждает.)
- Какими нам представляются зима и весна? Что делает их «живыми»?
- Как называется этот литературный приём? (олицетворение)
5. Подготовка к выразительному чтению.
- Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему?
- Попробуйте передать отношения зимы и весны, их характеры.
- Чтение вполголоса
Чтение друг другу ( в парах)
- Кто хочет прочитать вслух?
Чтение детьми
- Удалось ли тебе передать отношения зимы и весны?
- Что получилось?
- Что в следующий раз ты прочитал бы по-другому?
6. Творческое задание.
- Сегодня я покажу вам ещё одно задание творческого характера – стихотворение по метафоре. Но сначала давайте узнаем, что такое метафора. В словаре даётся объяснение: оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения.
Оно состоит из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:
- --------цвет.
- --------вкус.
- --------запах.
- --------внешность.
- --------звук.
- --------качество переживаний.
На экране появляется пример:
- Мама – это белокурые волосы.
- Мама – это вкус любимой еды.
- Мама – это запах свежего хлеба.
- Мама – это самая красивая женщина в мире.
- Мама – это нежный звук колыбельных песен.
- Мама – это самый дорогой человек на земле!
- А сейчас вы разобьётесь на 4 группы. Каждая группа получает задание, которое выполняет на листочке.
Карточка-задание для1и 3 группы
Напишите стихотворение по метафоре о зиме.
- Зима (цвет) – это ...
- Зима (вкус) – это ...
- Зима (запах) – это ...
- Зима (внешность) – это ...
- Зима (звук) – это ...
- Зима (качество переживаний) – это ...
Карточка-задание для 2 и 4 группы
Напишите стихотворение по метафоре о весне.
- Весна (цвет) – это ...
- Весна (вкус) – это ...
- Весна (запах) – это ...
- Весна (внешность) – это ...
- Весна (звук) – это ...
- Весна (качество переживаний) – это ...
Зачитывание полученных стихотворений.
7. Итог.
- Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
- А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
- Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева?
- Какое настроение у вас возникло на уроке?
- За что могли бы себя похвалить?
8. Домашнее задание.
- Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства с этим произведением?
- Выучить наизусть
Выразительно прочитать
Показать разницу между зимой и весной с помощью рисунка
(я предложит детям самим выбрать домашнее задание в зависимости от чувств, испытанных ими на уроке, но можно было дать конкретное задание)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."
Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....
урок Литературного чтения "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится..."
тема урока: "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится...""...
Тема: «Образы зимы и весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Цель урока:- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;- учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анал...
Конспект урока на тему: "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится..."
Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК "Перспективная начальная школа"...
Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").
Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...
План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....
Презентация к уроку литературного чтения по стихотворению Ф. Тютчева "Зима недаром злится"
Данная презентация может быть использована на уроке литературного чтения во 2 классе при работе над стихотворением Ф. Тютчева "Зима недаром злится". Презентация подробная, так как использова...