Тема: «Образы зимы и весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Цель урока:
- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;
- учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);
- воспитывать любовь к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_tyutchev.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Образы зимы и весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Цель урока:
- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;
- учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);
- воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование:
1.Организация класса.
Прозвенел звонок. Начинается урок.
2.Актуализация опорных знаний.
Прежде чем мы начнем работать, я предлагаю вам рассказать о том, какие явления вы наблюдали в последнее время в природе?
Опишите погоду по плану.
План.
1.Солнце.
2.Температура воздуха.
3.Ветер.
4.Осадки.
Какой можно сделать вывод?
Торопится весна к нам?
Зима сопротивляется?
А чем может помочь полученная информация об изменениях в неживой и живой природе на уроках литературного чтения?
Вывод: полученная информация поможет лучше понимать произведения авторов, пишущих о природе.
Русские, советские писатели, поэты, художники, композиторы, горячо любящие свою родину, Россию, родную природу всегда очень внимательно наблюдали за всеми изменениями, происходящими в природе, анализировали, сравнивали и в результате появляются на суд читателей замечательные произведения.
3.Постановка цели урока.
С одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Сядьте как слушатели.
4.Первичное восприятие.
Понравилось стихотворение?
Какие чувства оно вызвало?
5.Работа с текстом.
а) Биография автора.
Автор этого замечательного произведения – Ф.И Тютчев – русский поэт. Ф.И Тютчев не писал специально для детей, но его стихи о природе прочно вошли в круг детского чтения. Многие изучают в школе, а еще вы можете сходить в библиотеку и по – ближе познакомиться с творчеством поэта и его биографией.
б) Анализ первичного восприятия.
Прочитайте еще раз стихотворение про себя и скажите, о чем оно?
Что можно сказать о Тютчеве, как о внимательном наблюдателе за природой?
Как пригодилась автору полученная информация?
А.Фет писал в своих воспоминаниях о творчестве Ф.И Тютчева: «каждое из его стихотворений о природе – это солнце, то есть целый светящийся мир.»
Чьи образы показал Ф.И Тютчев?
На чьей стороне автор?
Как вы думаете, анализируя стихотворение, что мы будем доказывать?
в) Анализ стихотворения.
На сколько частей можно разделить произведение?
Прочитайте 1 часть и скажите, почему Зима злиться?
Как понимаете значение слова «недаром»?
Где можно получить информацию об этом слове?
Я перед уроком обратилась к онлайн – словарям и узнала значение этого слова. Недаром – не без основания, не без причин.
Что это значит?
Почему у Тютчева существительные Зима и весна написаны с большой буквы?
Какое замечательное открытие мы сделали, ведь поэт совершил настоящее чудо.
Какое?
Зачем автор превратил времена года в людей?
Как называется такой прием в литературе?
Как докажите?
Зачитайте.
Какие слова главные?
Подчеркните их.
Прочитайте 2 часть про себя.
О каких признаках прихода говорит автор?
Что значит «все засуетилось»?
Мы продолжаем делать открытия. Здесь автор использует еще один литературный прием. Это метафора. Об этом приеме подробнее мы будем говорить позже, а сейчас запишите определении метафоры в тетрадь по литературному чтению
(Записывают определение в тетради)
Метафора «все засуетилось» относит нас к старинному славянскому празднику «Жаворонки», приходящемуся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось. Что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а затем и другие перелетные птицы. В этот день дети с жаворонками из теста выходили в поле и пели:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела!
Весь хлеб у нас поела!
Физ.минутка
Давайте представим, что мы очутились в далеком прошлом и закликаем жаворонков
(Дети повторяют за учителем закличку вместе с движениями, которые показывает учитель).
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела!
Весь хлеб у нас поела!
Вернемся ко 2 части.
Что значит «нудит»?
Какой дожжен быть темп чтения этой части?
Прочитайте. (Спрашиваю насколько человек).
Прочитайте про себя 3 и 4 части.
Найдите слова, предающие настроение Зимы и весны.
Что делает Зима?
Что делает Весна?
Как понять значение слова «пуще»?
Какие слова главные в этой части?
Как автор называет Зиму? А Весну?
Здесь Тютчев использует прием контраста или противопоставления. Вспомните уроки изобразительного искусства, какие цвета мы называем контрастными?
Какими бы цветами вы нарисовали Зиму? Весну?
Какой на иллюстрации художник изобразил Зиму? Весну?
Прочитаете вслух пятую часть.
Как Весна отреагировала на проказы Зимы?
Что значит «умылася в снегу»?
Почему автор не использует глагол «умылась»?
6.Творческое задание.
Вы хорошо работали, анализировали, а теперь еще раз скажите, на чей же стороне автор?
Но мне кажется, что каждое время прекрасно по – своему: после зимы мы ждем весну – время пробуждения природы, потом лето – время каникул, осень – время сбора богатого урожая и опять зиму – время новогодних праздников и зимних забав.
А сейчас я предлагаю вам (1 ряд) выступить в роли защитников зимы и написать самим метафоры о зиме по образцу, (3 ряд) напишет метафоры о весне, а (2 ряд) нарисует образ зимы или весны.
(Дети работают под музыку П.И.Чайковского «Времена года»)
7.Рефлексия.
Какая получилась зима? Весна? (Дети читают метафоры и показывают рисунки, которые выставляются на доске).
Похожи ли они на героинь Тютчева?
8.Итог.
Удалось ли нам как поэтам и художникам, используя полученную информацию, передать образы зимы и весны?
Какое настроение у вас возникло на уроке?
Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства со стихотворением Ф.И.Тютчева?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...
Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."
Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....
урок Литературного чтения "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится..."
тема урока: "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится...""...
Конспект урока на тему: "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится..."
Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК "Перспективная начальная школа"...
План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...
Презентация к уроку литературного чтения по стихотворению Ф. Тютчева "Зима недаром злится"
Данная презентация может быть использована на уроке литературного чтения во 2 классе при работе над стихотворением Ф. Тютчева "Зима недаром злится". Презентация подробная, так как использова...