Урок по литературному чтению в 4 классе.Усадьба Аксаковых.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
урок по литературному чтению в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Дибдина Лариса Анатольевна
МАОУ СОШ№ 18 г.Белебея
Урок литературного чтения по теме «Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых» ОС «Школа 2100» в 4 классе. На уроке показаны различные приёмы работы с текстом, закладывающие навык самостоятельной учебной работы, умения учиться.
Тема: Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.
(Урок введения нового знания)
Предметные умения.
Основные цели:
- Познакомиться с литературой XVIII века.
- Познакомить с писателем С.Т. Аксаковым и его произведением «Детские годы Багрова-внука».
Общеучебные умения:
Основные цели:
- Развивать интеллектуальные умения: учиться доказательно объяснять, как получено решение учебной задачи.
- Развивать коммуникативные умения: учиться действовать совместно при решении учебной задачи.
- Развивать организационные умения: самоконтроль и самооценка.
Задачи:
- Учить работать с детской книгой, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;
- Развивать умения давать полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного, воображение, творческую способность детей.
- Воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Для учащихся: учебник «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, «Тетрадь по литературному чтению» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова.
Ход урока:
Этапы урока | Выполняемые задания | Комментарии |
1. Орг. момент | Слайд 1 | |
2. Проверка домашнего задания | Обсуждение домашнего задания. - Какие слова вы нашли при выполнении домашнего задания? - Связаны ли эти слова с историй книги? - Каким образом связано слово Китай, воск, Русь, перо, грамота? | Слайд 2 (таблица) Бамбук, камень, пергамен (телячья кожа особой выделки, впервые появилась в Индии), шёлк, воск, Новгород, Египет, Китай (привозилась бумага), Русь, береста, бумага, папирус, Англия, Рим, Индия, перо (писали гусиными перьями), грамота. |
3. Работа с авторским текстом «Путешествие второе». | А мы с вами продолжим историческое путешествие к истокам детской литературы. Откроем учебники на странице 57. - Прочитайте заголовок текста. - Что обозначает слово путешествие? (словарь) - Почему оно второе? - Сегодня мы отправляемся с вами в XVIII век, ко двору императрицы Екатерины II! - Почему ко двору? Ведь мы интересуемся детской литературой! - Мало кто знает, что русская императрица Екатерина II написала 8 книг для детей. Они были напечатаны в 1781-1783 годах. - Книги эти были самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы. Итак, отправляемся в путешествие с нашими героями Игорем и Олей, Николаем Александровичем… …Закрыли глаза… Учебник, стр. 58, II абзац (Когда наши путешественники открыли глаза…) до стр.59 (…, но и в сны людей). - Снятся ли вам сны после чтения книг? - Какие книги стали вашими снами? - Что поразило мальчика, читателя XVIII века в «Слове о полку Игореве» настолько, что перешло в его сон? - Знаете ли вы что-нибудь об этой книге? Откройте стр. 57, прочитайте подзаголовок к «Путешествию второму». Появились ли у вас вопросы? - Что такое усадьба? - Что общего между мальчиком Сережей и усадьбой Аксаковых? - Знакома ли фамилия Аксаковых? Чтение текста (стр. 59 III абзац снизу – стр. 63) Ответы на проблемные вопросы. -Можете ли вы теперь ответить на наши вопросы? Уса́дьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков. | Слайд 3 (Путешествие второе). (Первое путешествие было Чудов монастырь XVII в.в. к справщику Савватию – первому автору 11 детских стихотворений) Стр. 57-59 учебника Слайд 4. Слайд 5 (машина времени). Физминутка Работа с текстом учебника По ходу чтения слайды 6,7,8. Показать книгу Слайд 9. Слайд 10. ? (вопросы на слайде) По ходу чтения слайды 11Ю12, 13, 14 Слайд 15,16. |
Работа в группе | Обсуждение прочитанного по вопросам, выданным группам. - Что показалось Оле странным? - Каково ваше восприятие речи XVIII века? - Назовите любимых Серёжиных детских писателей. - Слышали вы о них? - Каким вы представляете Серёжу Аксакова? - Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на стр. 63)? - Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех детских писателей? Почему? - Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит? - Как может каждый из нас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым? - Встречались ли вы раньше с автобиографическим произведением? - Почему писатель заменил свою фамилию на другую – Багров? - Когда вы догадались, что Серёжа и писатель Аксаков, автор «Аленького цветочка одно и то же лицо? | Ответы на вопросы обсуждаются в группе. Журнал русского просветителя Н. Новикова "Детское чтение для сердца и разума" положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к "Московским ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был "служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан". И. И. Новиков также считал, что в государстве все "сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства". |
Работа с текстом до чтения. | Посмотрите на иллюстрацию на стр.64, прочитайте заголовок. - Детские годы… О каком периоде идёт речь? - Что можно сказать о семье героя, исходя из названия текста? - Однажды С.Аксаков написал: «Есть у меня заветная дума, которая день и ночь меня занимает… Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в литературе». Что он имел в виду по-вашему? | |
Работа с текстом во время чтения. | Комментированное чтение I главы. - О чём может быть «Зеркало добродетели»? - Какие взаимоотношения царят в семье, например между братом и сестрой? - Судя по названиям текстов из книги, для чего она была написана – для сердца или для разума? - Почему негде было взять книг? - Что за книга «Домашний лечебник»? - Почему Сереже нравилось читать лечебник? | Интересно, и переведено толково и хорошо. |
Работа с текстом после чтения. | - С каким читателем мы встретились на страницах повести? - Можно ли семью Серёжи назвать читающей? - Кто руководил чтением Серёжи? - А ваши родители тоже следят за вашим чтением? Вам бы этого хотелось? - Почему Серёжа не только читал, но и перечитывал книги? Только ли из-за того, что их было мало? Садимся в машину времени и возвращаемся назад. | Слайд 17. |
Итог урока. | - Назовите тему нашего сегодняшнего урока. | Слайд 18. |
Домашнее задание. | Стр. 64-67 прочитать вместе с родителями. Записать вопросы к автору, которые возникли по ходу чтения. Закончу урок словами Декарта: «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли». | Слайд 19. Слайд 20. |
- Что показалось Оле странным?
- Каково ваше восприятие речи XVIII века?
- Назовите любимых Серёжиных детских писателей.
- Слышали вы о них?
____________________________________________________________________
- Каким вы представляете Серёжу Аксакова?
- Сохранились ли эти качества в нём впоследствии (портрет на стр. 63)?
- Может ли сегодня даже самый начитанный семилетний ребёнок знать всех детских писателей? Почему?
____________________________________________________________________
- Прокомментируйте название журнала. О чём оно говорит?
- Как может каждый из нас поближе познакомиться с Серёжей Аксаковым?
- Встречались ли вы раньше с автобиографическим произведение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.Картины природы в книге С. Аксакова "Детские годы Багрова-внука"
Образовательная система "Школа 2100"...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....
Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"
Урок разработан для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...
Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: Знакомство со сказкой С.Аксакова «Аленький цветочек»
Урок по литературному чтению в 4 классе, посвященный сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"
Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"...
Конспект урока литературного чтения "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"
Конспект урока литературного чтения для 4 класса "Сказка С.Т. Аксакова Аленький цветочек"...