Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.Картины природы в книге С. Аксакова "Детские годы Багрова-внука"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

Тема: Чтение. Художественное событие. Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

Учебник «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

Образовательная система «Школа 2100»

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

(Слайд 1)

-Ребята, вот уже несколько месяцев мы знакомимся с историей развития детской литературы. Путь этот долгий, поэтому и путешествие наше длинное и интересное. Сегодня мы узнаем об одном ещё очень интересном событии в детской литературе, прикоснёмся к нему.

- Перед тем, как узнать что-то новое, что мы должны сделать?

-Посмотрите на доску, рассмотрите внимательно дом и попробуйте определить, в каком веке он был построен?

- В этом доме мы с вами уже были вместе с профессором Рождественским Николаем Александровичем, Игорем и Олей. Я вас снова приглашаю в этот дом, а ваши одноклассники мне помогут.

Инсценирование текста путешествия.

Автор: «Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный деревянный дом. Дом стоял на косогоре... Парадное крыльцо имело более 25-и ступенек, и с него была видна река Белая почти во всю ширину. Две детские комнаты выходили окошками в сад, и посаженная под ними малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна...»

В доме была огромная зала, из которой две двери вели в две небольшие горницы, довольно тёмные, потому что одна из них выходила в длинные сени, служившие коридором; в одной из них помещался буфет, другая была заперта…

Серёжа уже собирался закрыть книжку и задуть свечу, как вдруг….

Серёжа:  (Поклонился)

- Здравствуйте, господа. Кажется, мы незнакомы? Вы из соседней усадьбы?

Игорь:  (замялся)

- Да…. Но…

Серёжа:

- Ах, простите, я не представился. Сергей Тимофеевич, мне 7 лет.

Оля: (хихикнула)

Профессор: (очень серьёзно)

- Рождественский Николай Александрович, профессор университета.

Игорь:

- Игорь Сазонов. Моя сестра Ольга (показывает на Ольгу)

Серёжа: (очень весело)

- Ах, господа, как я рад! Маменька не позволяет мне играть с детьми из деревни.  Правда, у меня есть младшая сестрёнка, мы с ней очень дружим. А хотите,  я вам покажу свои книги? У меня их несколько, и каждую я прочёл много раз.

Профессор: (взволнованно)

- Скажите, сударь, вот эти несколько книжек, похожих на журналы, это что же… неужели издание Николая Ивановича Новикова?

Серёжа:

- Вы знаете? О да, это мои любимые журналы – «Детское чтение для сердца и разума». Здесь столько интересного и поучительного, и смешное есть! Знаете, когда мне их подарили, я читал весь день и даже не хотел идти обедать!

Оля: А ещё что вы читаете? Расскажите нам, пожалуйста!

Серёжа:

- Детские песни господина Шишкова – вот прелесть! А ещё у меня есть «История о Младшем Каре и о возвратном походе десяти тысяч греков», переводное сочинение…

Игорь:

- А каких писателей вы любите?

Серёжа:

- Господин Новиков, господин Карамзин, господа  Болотов  и Шишков.

Профессор:

- Нам пора. Благодарим вас, было так приятно беседовать с вами. Однако, время позднее…

Игорь: (достаёт спрятанную из- под свитера книгу и шёпотом)

- Николай Александрович, я вам не говорил, мы с Ольгой взяли из дома в подарок Серёже…, вот, можно?

Профессор: (прочитал):

- «Литературное чтение». Учебник «В одном счастливом детстве»

В ужасе зашептал:

- Что вы, сударь мой! Немедленно спрячьте! Вы рискуете изменить весь ход развития детской литературы. Многие из этих писателей не только не написали свои книги, но даже ещё и не родились.

Автор: Дома наши путешественники, перебивая друг друга, делились впечатлениями.

Игорь:

- Николай Александрович, как же так? Серёже 7 лет, нам по 9, а получается, что он читал больше и знает столько писателей, а мы…

Профессор:

- Серёже было проще. Он назвал вам почти всех детских писателей, которые были к тому времени известны. Сейчас дети их не знают, а жаль.

Профессор:

-Да, друзья мои, я забыл вам сказать самое главное! Вы поняли, у кого в гостях мы побывали!

Оля:

- У Серёжи Аксакова.

Профессор:

- Нет, не просто у Серёжи Аксакова. Это тогда, в 1798 году, ему было 7 лет, а в 1885-м Сергей Тимофеевич Аксаков закончит свою знаменитую книгу «Детские годы Багрова внука».

Оля:

- Аксаков! Ну конечно! «Аленький цветочек» - это же его сказка, да?

Профессор:

-Конечно, и не просто сказка, а приложение к книге «Детские годы Багрова - внука».

Игорь:

- Вот это да! Как всё связано: Аксаков в детстве много читает, а потом становится писателем и пишет для детей!

  1. Беседа после сценки

– Итак, детские годы какого писателя прошли  этом доме? (Слайд 2.)

- Главы из какой повести С. Аксакова мы уже читали?

- Кто был главным героем этого произведения? (Сережа).

-Имя автора и главного героя произведения – это совпадение?

-Как называется такое произведение, когда автор – герой произведения и в центре – история его собственного становления? (автобиографическое).

- Почему писатель заменил свою фамилию на другую -  Багров? ( Любая книга - это не слепок жизни, там всегда есть вымысел и элемент творчества.)

- Однажды С. Аксаков написал: « Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в литературе».

- Что он имел в виду?  (Задача состояла в том, чтобы создать "историю ребенка".  И чтобы это была книга для детей и для взрослых.  Блестяще справился автор с этой задачей. Книга была не только высоко оценена современниками,  но и завоевала любовь читателей всех возрастов.)

-Удалось ли это Аксакову? –Почему?

  1. Определение темы и задач урока

- Откройте учебники на стр. 165.

-Книга открыта, наши действия? (предположить, о чём пойдёт речь)

- Что поможет нам определить, куда мы отправимся, с чем мы познакомимся? (Заголовок и иллюстрация)

- Прочитайте подзаголовки путешествия.

- Можно ли по заголовку определить год и место путешествия?

- Рассмотрите  иллюстрацию. Назовите автора и название. (Василий Поленов – мастер пейзажа) (Слайд 3)

- Что изобразил художник на переднем плане?

- Как вы думаете, сад молодой или старый? (сад одичавший и густой)

- Почему авторы именно это картину поместили на станице, случайный ли этот выбор?

- Что же вы можете рассказать о предстоящем путешествии?

Чтение авторского текста подготовленными учениками.

- Что объединяет книги, предложенные Николаем Александровичем близнецам? (Они жили в 19 веке)

- Каких писателей  добавили бы вы к этому списку? (Пушкин, Жуковский Гоголь)

- Какое имя в ряду авторов стоит первым?

-  Как вы думаете, с каким произведением мы будем работать?

- Переверните страницу и проверьте свои предположения.

- Что лежит в основе его повести? (Детские воспоминания)

-Звучала ли тема природы в тех главах повести, с которыми мы знакомы?

- Подумайте, о каком событии пойдет речь  сформулируйте тему урока (Мир природы приходит на страницы повести С. Аксакова «Детства Багрова-внука») (Слайд 4)

-Какие вопросы у вас возникли?  - О чём бы вы хотели спросить автора? (Почему именно природа, что стало причиной)

Мы сформулировали тему урока, а какой следующий шаг? (поставить задачи)

Давайте вернёмся к биографии писателя.

- Было ли принято семейное чтение в семье Аксаковых?

- С кем из членов семьи Серёжа был особенно близок?  (Слайд 5 )

Вот как он сам об этом пишет:

«Я беспрестанно был с нею…  Разумеется, половина времени проходила в чтении вслух, иногда мать читала мне сама и читала так хорошо, и я слушал за новое известное мне давно, слушал с особенным наслаждением и находил такие достоинства в прочитанных матерью страницах, каких прежде не замечал».

-Какой  необыкновенной способностью обладал Серёжа?

- А умеете ли вы получать наслаждение от слушания давно известного, находить новые достоинства в прочитанном ранее? Надо ли этому учиться?

- Прочитайте цитату.  (Слайд 6)

«Когда читаешь, умей замирать от счастья»

- Такой наказ юным читателям дал писатель В. Бахревский в предисловии к книге Геннадия Циферова «Медвежий час».

-Расскажите, что лично вы ждёте от урока, какую ставите задачу? (получать удовольствие от слушания, открывать что-то новое)

- Сформулируйте задачу урока,  пользуясь подзаголовками путешествия.

  1. Работа с текстами  «Вступление» и «Отрывочные воспоминания»

- Прочитайте тексты «Вступление»  «Отрывочные воспоминания самостоятельно»

- Есть ли тема природы в прочитанных отрывках?

- Почему же авторы учебника включили в раздел о природе отрывки, в которых ничего не описывается, нет никакой природы?

- Чьими глазами мы будем видеть  природу? В чём нам надо разобраться? (Чтобы понять, каким видит писатель природу, нам надо разобраться, какой он сам)

-Почему автор и сам не знает, можно ли верить тому, что сохранила его память? (Он описывает свои детские годы, а закончил эту книгу, когда ему было 67 лет)

-О ком вспоминает автор? ( о кормилице, маленькой сестрице и о матери).

-О чем это говорит? Что нового вы узнали о Сереже Багрове? (очень чувствительный, заботливый, зависимый от окружающих).

 – Какое время года может особенно взволновать такого человека? (весна)

– Прочитайте заголовок следующей главы («Первая весна в деревне»)

– Правильными ли были наши предположения?

  1. Работа с текстом «Первая весна в деревне» (1 часть)
  1. Работа с текстом до чтения

- Перед вами текст, ваши действия? На что вы должны обратить внимание? (Заголовок, иллюстрации, сноски)

- Появится ли тема природы на страницах книги? – Почему вы так думаете?

-Мы с вами на пороге текста, скоро мы войдём в него, о чем здесь пойдёт речь?

  1. Комментированное чтение текста:

- Как же открывал для себя весну Серёжа?                                                                                    --- Какое впечатление на него производила весна?

– Подберите синоним к слову «раздражающее»

  • волнующее
  • возмущающее

– Проверьте себя, прочитав следующее предложение. (Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение.)

– Что усиливало волнение Сережи? (разговор о весне с Евсеичем и с отцом)

– Найдите слова, передающие общую увлеченность отца, Евсеича и Сережи приходом весны. (радовались как охотники)

– Найдите предложение, рассказывающее о приходе весны. (Находя во мне живое сочувствие …)

- Как оно построено? Почему именно так?

- Почему в предложении почти нет прилагательных?  ( Картин очень много. Серёжа торопится всё запомнить.  Прилагательные же замедляют речь.)

– Почему это предложение заканчивается многоточием? (Картину можно продолжить)

- Какой картиной вы бы продолжили этот ряд? (работа в группах)

- Объясните, что означают слова полая, сурчины, не пользуясь словарём. Попробуйте понять значение этих слов из их окружения, контекста.

- Отчего всем остальным было грустно и скучно смотреть на картины уходящей зимы?

- Почему отец, Евсеич и Серёжа по-другому воспринимали всё вокруг? (Они с нетерпением ждали прихода весны, поэтому изменения вокруг их только радовали)

- Обратите внимание, какие шаги весны замечает Серёжа?

- А с какого шага начинается весна для вас?

- Обратите внимание, как постепенно появляются в тексте восклицательные предложения, как они царствуют в конце части.

- О чём это говорит? (Переполненность чувствами, всеобщее «заражение» ими – вот откуда изобилие восклицательных предложений)

- Сделайте вывод о созвучии природы и человеческой души.

А сейчас я вам прочитаю ещё один отрывок из другой главы повести «Детские годы Багрова-внука».

«Весна пришла,  и вместо радостного чувства я испытывал грусть. Что мне было до того, что с гор бежали ручьи, что показались проталины в саду и около церкви, что опять пошла Белая (река) и опять широко разлились её воды!»

- Что могло случиться? Почему весна не радует Серёжу?

«Не увижу я Сергеевки и её чудного озера, её высоких дубов, не стану удить с мостков вместе с Евсеичем, и не буду лежать на берегу Сурка, растянувшись на солнышке!»

- Итак, Серёжа остался в городе, не смог приехать в деревню Сергеевку, и потому приход весны его не радует

- В каком состоянии  оставляем мы Серёжу?

-  Что же определяет, как мы воспринимаем мир природы ? (состояние человеческой души)

- Значит, не только природа волнующе и облагораживающе действует на человека, но и состояние человеческой души во многом определяет, как мы воспринимаем мир природы.

  1. Работа с текстом 2 главы (2 часть)

Самостоятельное чтение 2 главы

Задание:

-Вы сейчас будете самостоятельно читать отрывок из 2 главы. Вам нужно будет узнать, что оказало на Серёжу такое же сильное влияние, как пробуждающаяся весной природа?

  1. Вопросы после чтения:

- Понятно, почему простуда так огорчила Серёжу?

- Почему пребывание дома он сравнивает с заключением?

- Почему запретили Евсеичу доносить Серёже о тех новостях, которые весна беспрестанно приносила с собой?

- Найдите и прочитайте в тексте, что говорит автор о своих чувствах, как он описывает своё душевное состояние.

- На что рассчитывала мать, пригласив к детям ключницу Пелагею? – Кто такая ключница?

- Удалось избавить Серёжу от бессонницы? - В чем был просчёт матери? - Почему он случился? (Мать не любила ни сказки, ни сказочницу – а значит, не знала волнующую силу сказки)

-Прокомментируйте действия Пелагеи перед сказыванием сказки. Как она сама относится к сказыванию сказки?

- Стала  бы она «Великой мастерицей сказывать сказки», относясь к сказке иначе?

- Как повлияла сказка на Серёжу, ожидали ли вы такой его реакции?

-Интересно ли слушать и рассказывать сказки много-много раз? А почему?

- Знакомы ли вам сказки, о которых говорит Серёжа?

  1. Работа с текстом после чтения
  1. Беседа

- О каких событиях  из жизни Серёжи мы прочитали?

- Аксаков закончил книгу в 67 лет, почему годы не стёрли эти события из памяти писателя, как вы думаете, почему? 

- Почему тема природы стала главной?  (Природа очень сильно влияет на человеческую душу). Весна потрясла маленького Серёжу, стала настоящим событием в его жизни и он не забыл это.

-Кроме  темы природы, прозвучала ещё одна, какая? (сказка)

- А как вы думаете, похож ли приход весны на сказку?

- Каким нужно быть человеком, чтобы увидеть чудо в обычном пробуждении природы, в знакомой, много раз перечитанной сказке?

– Кто обладал такой удивительной способностью?

- Стало ли для вас чтение главы из повести Аксакова событием, если стало, то почему?

  1. Творческая работа в группах.

Заканчивается урок, пора подвести всему итог. Мы поработаем в группах и создадим «Литературный альбом». У каждой группы в альбоме будет своя страница.

- Прочитайте название журнала.  (Слайд 7)

- Что значит чародей?

- Можно ли назвать С. Аксакова Чародеем слова, почему?

- Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. .Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел  ему передать.

Безусловно, велика сила воздействия писательского слова на читателя.

-Иногда бывает очень трудно понять мысли автора.

-Нужно уметь увидеть за словом те мысли и чувства, какие писатель хотел передать. А для этого необходимо быть внимательным к слову, к средствам создания образа.

Страница I

Отрывочные картины детства

Восприятие окружающего мира зависит от человека, и, чтобы понять, каким видит писатель то или иное явление, надо разобраться, какой он сам.

  1. Разместите на странице альбома фотографию усадьбы Аксаковых. Расскажите, как выглядел дом, в каком городе он находился?
  2. О ком вспоминает автор?  Найдите их изображения и разместите на странице. Кто привил с детства Серёже любовь к чтению и природе?
  3. В каких словах автор выражает чувства к сестре  и  матери?  Найдите слова в тексте и запишите.

Страница II

Первая весна в деревне

Тема природы – одна из главных в книге «Детские годы Багрова-внука». Аксаков показал «поэзию природы», её влияние на человеческую душу.

  1. Какой представлялась весна Серёже со слов отца и Евсеича?  Выберите подходящие иллюстрации и разместите их на странице.
  2. Как рассказы отца и Евсеича  влияли на настроение Серёжи. Запишите.

Страница III

Первая весна в деревне

Природа волнующе действует на человека.

  1. Что так потрясло мальчика, наблюдавшего весной пробуждение природы.  Выберите и разместите фотографии.
  2. Какие слова наиболее точно передают настроение  Серёжи. Запишите их.

Страница IV

«Аленький цветочек – одна из самых мудрых и добрых сказок»

  1. «Сказка ключницы Пелагеи» - значится в подзаголовке. Как вы думаете, почему?
  2. Почему сказку, услышанную в детстве, Аксаков выучил наизусть?
  3. Какие чувства вызывала сказка в Серёже? Найдите слова в тексте.
  4. Как сказки Пелагеи помогли Серёже пережить разлуку с природой? Расскажите, пользуясь словами из текса.

В конце урока группы учащихся представляют страницы альбома.

  1. Итог урока.

- С каким событием в развитии детской литературы мы сегодня познакомились?

- Какое событие из своего детства С. Аксаков описывает в своём произведении «Детские годы  Багрова-внука»?

- Почему запомнилась Сереже эта первая весна в деревне?

- Какое событие произошло сегодня для вас на уроке. Что нового вы для себя открыли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

Конспект урока по литературному чтению на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».

Конспект урока по литературному чтениюна тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах»....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Люблю природу русскую. Весна".

Конспект урока на тему: "Люблю природу русскую. Весна."...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...