Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.Картины природы в книге С. Аксакова "Детские годы Багрова-внука"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема: Чтение. Художественное событие. Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»
Учебник «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)
Образовательная система «Школа 2100»
Ход урока.
- Актуализация знаний.
(Слайд 1)
-Ребята, вот уже несколько месяцев мы знакомимся с историей развития детской литературы. Путь этот долгий, поэтому и путешествие наше длинное и интересное. Сегодня мы узнаем об одном ещё очень интересном событии в детской литературе, прикоснёмся к нему.
- Перед тем, как узнать что-то новое, что мы должны сделать?
-Посмотрите на доску, рассмотрите внимательно дом и попробуйте определить, в каком веке он был построен?
- В этом доме мы с вами уже были вместе с профессором Рождественским Николаем Александровичем, Игорем и Олей. Я вас снова приглашаю в этот дом, а ваши одноклассники мне помогут.
Инсценирование текста путешествия.
Автор: «Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный деревянный дом. Дом стоял на косогоре... Парадное крыльцо имело более 25-и ступенек, и с него была видна река Белая почти во всю ширину. Две детские комнаты выходили окошками в сад, и посаженная под ними малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна...»
В доме была огромная зала, из которой две двери вели в две небольшие горницы, довольно тёмные, потому что одна из них выходила в длинные сени, служившие коридором; в одной из них помещался буфет, другая была заперта…
Серёжа уже собирался закрыть книжку и задуть свечу, как вдруг….
Серёжа: (Поклонился)
- Здравствуйте, господа. Кажется, мы незнакомы? Вы из соседней усадьбы?
Игорь: (замялся)
- Да…. Но…
Серёжа:
- Ах, простите, я не представился. Сергей Тимофеевич, мне 7 лет.
Оля: (хихикнула)
Профессор: (очень серьёзно)
- Рождественский Николай Александрович, профессор университета.
Игорь:
- Игорь Сазонов. Моя сестра Ольга (показывает на Ольгу)
Серёжа: (очень весело)
- Ах, господа, как я рад! Маменька не позволяет мне играть с детьми из деревни. Правда, у меня есть младшая сестрёнка, мы с ней очень дружим. А хотите, я вам покажу свои книги? У меня их несколько, и каждую я прочёл много раз.
Профессор: (взволнованно)
- Скажите, сударь, вот эти несколько книжек, похожих на журналы, это что же… неужели издание Николая Ивановича Новикова?
Серёжа:
- Вы знаете? О да, это мои любимые журналы – «Детское чтение для сердца и разума». Здесь столько интересного и поучительного, и смешное есть! Знаете, когда мне их подарили, я читал весь день и даже не хотел идти обедать!
Оля: А ещё что вы читаете? Расскажите нам, пожалуйста!
Серёжа:
- Детские песни господина Шишкова – вот прелесть! А ещё у меня есть «История о Младшем Каре и о возвратном походе десяти тысяч греков», переводное сочинение…
Игорь:
- А каких писателей вы любите?
Серёжа:
- Господин Новиков, господин Карамзин, господа Болотов и Шишков.
Профессор:
- Нам пора. Благодарим вас, было так приятно беседовать с вами. Однако, время позднее…
Игорь: (достаёт спрятанную из- под свитера книгу и шёпотом)
- Николай Александрович, я вам не говорил, мы с Ольгой взяли из дома в подарок Серёже…, вот, можно?
Профессор: (прочитал):
- «Литературное чтение». Учебник «В одном счастливом детстве»
В ужасе зашептал:
- Что вы, сударь мой! Немедленно спрячьте! Вы рискуете изменить весь ход развития детской литературы. Многие из этих писателей не только не написали свои книги, но даже ещё и не родились.
Автор: Дома наши путешественники, перебивая друг друга, делились впечатлениями.
Игорь:
- Николай Александрович, как же так? Серёже 7 лет, нам по 9, а получается, что он читал больше и знает столько писателей, а мы…
Профессор:
- Серёже было проще. Он назвал вам почти всех детских писателей, которые были к тому времени известны. Сейчас дети их не знают, а жаль.
Профессор:
-Да, друзья мои, я забыл вам сказать самое главное! Вы поняли, у кого в гостях мы побывали!
Оля:
- У Серёжи Аксакова.
Профессор:
- Нет, не просто у Серёжи Аксакова. Это тогда, в 1798 году, ему было 7 лет, а в 1885-м Сергей Тимофеевич Аксаков закончит свою знаменитую книгу «Детские годы Багрова внука».
Оля:
- Аксаков! Ну конечно! «Аленький цветочек» - это же его сказка, да?
Профессор:
-Конечно, и не просто сказка, а приложение к книге «Детские годы Багрова - внука».
Игорь:
- Вот это да! Как всё связано: Аксаков в детстве много читает, а потом становится писателем и пишет для детей!
- Беседа после сценки
– Итак, детские годы какого писателя прошли этом доме? (Слайд 2.)
- Главы из какой повести С. Аксакова мы уже читали?
- Кто был главным героем этого произведения? (Сережа).
-Имя автора и главного героя произведения – это совпадение?
-Как называется такое произведение, когда автор – герой произведения и в центре – история его собственного становления? (автобиографическое).
- Почему писатель заменил свою фамилию на другую - Багров? ( Любая книга - это не слепок жизни, там всегда есть вымысел и элемент творчества.)
- Однажды С. Аксаков написал: « Я желаю написать книгу для детей, какой не бывало в литературе».
- Что он имел в виду? (Задача состояла в том, чтобы создать "историю ребенка". И чтобы это была книга для детей и для взрослых. Блестяще справился автор с этой задачей. Книга была не только высоко оценена современниками, но и завоевала любовь читателей всех возрастов.)
-Удалось ли это Аксакову? –Почему?
- Определение темы и задач урока
- Откройте учебники на стр. 165.
-Книга открыта, наши действия? (предположить, о чём пойдёт речь)
- Что поможет нам определить, куда мы отправимся, с чем мы познакомимся? (Заголовок и иллюстрация)
- Прочитайте подзаголовки путешествия.
- Можно ли по заголовку определить год и место путешествия?
- Рассмотрите иллюстрацию. Назовите автора и название. (Василий Поленов – мастер пейзажа) (Слайд 3)
- Что изобразил художник на переднем плане?
- Как вы думаете, сад молодой или старый? (сад одичавший и густой)
- Почему авторы именно это картину поместили на станице, случайный ли этот выбор?
- Что же вы можете рассказать о предстоящем путешествии?
Чтение авторского текста подготовленными учениками.
- Что объединяет книги, предложенные Николаем Александровичем близнецам? (Они жили в 19 веке)
- Каких писателей добавили бы вы к этому списку? (Пушкин, Жуковский Гоголь)
- Какое имя в ряду авторов стоит первым?
- Как вы думаете, с каким произведением мы будем работать?
- Переверните страницу и проверьте свои предположения.
- Что лежит в основе его повести? (Детские воспоминания)
-Звучала ли тема природы в тех главах повести, с которыми мы знакомы?
- Подумайте, о каком событии пойдет речь сформулируйте тему урока (Мир природы приходит на страницы повести С. Аксакова «Детства Багрова-внука») (Слайд 4)
-Какие вопросы у вас возникли? - О чём бы вы хотели спросить автора? (Почему именно природа, что стало причиной)
Мы сформулировали тему урока, а какой следующий шаг? (поставить задачи)
Давайте вернёмся к биографии писателя.
- Было ли принято семейное чтение в семье Аксаковых?
- С кем из членов семьи Серёжа был особенно близок? (Слайд 5 )
Вот как он сам об этом пишет:
«Я беспрестанно был с нею… Разумеется, половина времени проходила в чтении вслух, иногда мать читала мне сама и читала так хорошо, и я слушал за новое известное мне давно, слушал с особенным наслаждением и находил такие достоинства в прочитанных матерью страницах, каких прежде не замечал».
-Какой необыкновенной способностью обладал Серёжа?
- А умеете ли вы получать наслаждение от слушания давно известного, находить новые достоинства в прочитанном ранее? Надо ли этому учиться?
- Прочитайте цитату. (Слайд 6)
«Когда читаешь, умей замирать от счастья»
- Такой наказ юным читателям дал писатель В. Бахревский в предисловии к книге Геннадия Циферова «Медвежий час».
-Расскажите, что лично вы ждёте от урока, какую ставите задачу? (получать удовольствие от слушания, открывать что-то новое)
- Сформулируйте задачу урока, пользуясь подзаголовками путешествия.
- Работа с текстами «Вступление» и «Отрывочные воспоминания»
- Прочитайте тексты «Вступление» «Отрывочные воспоминания самостоятельно»
- Есть ли тема природы в прочитанных отрывках?
- Почему же авторы учебника включили в раздел о природе отрывки, в которых ничего не описывается, нет никакой природы?
- Чьими глазами мы будем видеть природу? В чём нам надо разобраться? (Чтобы понять, каким видит писатель природу, нам надо разобраться, какой он сам)
-Почему автор и сам не знает, можно ли верить тому, что сохранила его память? (Он описывает свои детские годы, а закончил эту книгу, когда ему было 67 лет)
-О ком вспоминает автор? ( о кормилице, маленькой сестрице и о матери).
-О чем это говорит? Что нового вы узнали о Сереже Багрове? (очень чувствительный, заботливый, зависимый от окружающих).
– Какое время года может особенно взволновать такого человека? (весна)
– Прочитайте заголовок следующей главы («Первая весна в деревне»)
– Правильными ли были наши предположения?
- Работа с текстом «Первая весна в деревне» (1 часть)
- Работа с текстом до чтения
- Перед вами текст, ваши действия? На что вы должны обратить внимание? (Заголовок, иллюстрации, сноски)
- Появится ли тема природы на страницах книги? – Почему вы так думаете?
-Мы с вами на пороге текста, скоро мы войдём в него, о чем здесь пойдёт речь?
- Комментированное чтение текста:
- Как же открывал для себя весну Серёжа? --- Какое впечатление на него производила весна?
– Подберите синоним к слову «раздражающее»
- волнующее
- возмущающее
– Проверьте себя, прочитав следующее предложение. (Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода волнение.)
– Что усиливало волнение Сережи? (разговор о весне с Евсеичем и с отцом)
– Найдите слова, передающие общую увлеченность отца, Евсеича и Сережи приходом весны. (радовались как охотники)
– Найдите предложение, рассказывающее о приходе весны. (Находя во мне живое сочувствие …)
- Как оно построено? Почему именно так?
- Почему в предложении почти нет прилагательных? ( Картин очень много. Серёжа торопится всё запомнить. Прилагательные же замедляют речь.)
– Почему это предложение заканчивается многоточием? (Картину можно продолжить)
- Какой картиной вы бы продолжили этот ряд? (работа в группах)
- Объясните, что означают слова полая, сурчины, не пользуясь словарём. Попробуйте понять значение этих слов из их окружения, контекста.
- Отчего всем остальным было грустно и скучно смотреть на картины уходящей зимы?
- Почему отец, Евсеич и Серёжа по-другому воспринимали всё вокруг? (Они с нетерпением ждали прихода весны, поэтому изменения вокруг их только радовали)
- Обратите внимание, какие шаги весны замечает Серёжа?
- А с какого шага начинается весна для вас?
- Обратите внимание, как постепенно появляются в тексте восклицательные предложения, как они царствуют в конце части.
- О чём это говорит? (Переполненность чувствами, всеобщее «заражение» ими – вот откуда изобилие восклицательных предложений)
- Сделайте вывод о созвучии природы и человеческой души.
А сейчас я вам прочитаю ещё один отрывок из другой главы повести «Детские годы Багрова-внука».
«Весна пришла, и вместо радостного чувства я испытывал грусть. Что мне было до того, что с гор бежали ручьи, что показались проталины в саду и около церкви, что опять пошла Белая (река) и опять широко разлились её воды!»
- Что могло случиться? Почему весна не радует Серёжу?
«Не увижу я Сергеевки и её чудного озера, её высоких дубов, не стану удить с мостков вместе с Евсеичем, и не буду лежать на берегу Сурка, растянувшись на солнышке!»
- Итак, Серёжа остался в городе, не смог приехать в деревню Сергеевку, и потому приход весны его не радует
- В каком состоянии оставляем мы Серёжу?
- Что же определяет, как мы воспринимаем мир природы ? (состояние человеческой души)
- Значит, не только природа волнующе и облагораживающе действует на человека, но и состояние человеческой души во многом определяет, как мы воспринимаем мир природы.
- Работа с текстом 2 главы (2 часть)
Самостоятельное чтение 2 главы
Задание:
-Вы сейчас будете самостоятельно читать отрывок из 2 главы. Вам нужно будет узнать, что оказало на Серёжу такое же сильное влияние, как пробуждающаяся весной природа?
- Вопросы после чтения:
- Понятно, почему простуда так огорчила Серёжу?
- Почему пребывание дома он сравнивает с заключением?
- Почему запретили Евсеичу доносить Серёже о тех новостях, которые весна беспрестанно приносила с собой?
- Найдите и прочитайте в тексте, что говорит автор о своих чувствах, как он описывает своё душевное состояние.
- На что рассчитывала мать, пригласив к детям ключницу Пелагею? – Кто такая ключница?
- Удалось избавить Серёжу от бессонницы? - В чем был просчёт матери? - Почему он случился? (Мать не любила ни сказки, ни сказочницу – а значит, не знала волнующую силу сказки)
-Прокомментируйте действия Пелагеи перед сказыванием сказки. Как она сама относится к сказыванию сказки?
- Стала бы она «Великой мастерицей сказывать сказки», относясь к сказке иначе?
- Как повлияла сказка на Серёжу, ожидали ли вы такой его реакции?
-Интересно ли слушать и рассказывать сказки много-много раз? А почему?
- Знакомы ли вам сказки, о которых говорит Серёжа?
- Работа с текстом после чтения
- Беседа
- О каких событиях из жизни Серёжи мы прочитали?
- Аксаков закончил книгу в 67 лет, почему годы не стёрли эти события из памяти писателя, как вы думаете, почему?
- Почему тема природы стала главной? (Природа очень сильно влияет на человеческую душу). Весна потрясла маленького Серёжу, стала настоящим событием в его жизни и он не забыл это.
-Кроме темы природы, прозвучала ещё одна, какая? (сказка)
- А как вы думаете, похож ли приход весны на сказку?
- Каким нужно быть человеком, чтобы увидеть чудо в обычном пробуждении природы, в знакомой, много раз перечитанной сказке?
– Кто обладал такой удивительной способностью?
- Стало ли для вас чтение главы из повести Аксакова событием, если стало, то почему?
- Творческая работа в группах.
Заканчивается урок, пора подвести всему итог. Мы поработаем в группах и создадим «Литературный альбом». У каждой группы в альбоме будет своя страница.
- Прочитайте название журнала. (Слайд 7)
- Что значит чародей?
- Можно ли назвать С. Аксакова Чародеем слова, почему?
- Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. .Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
Безусловно, велика сила воздействия писательского слова на читателя.
-Иногда бывает очень трудно понять мысли автора.
-Нужно уметь увидеть за словом те мысли и чувства, какие писатель хотел передать. А для этого необходимо быть внимательным к слову, к средствам создания образа.
Страница I
Отрывочные картины детства
Восприятие окружающего мира зависит от человека, и, чтобы понять, каким видит писатель то или иное явление, надо разобраться, какой он сам.
- Разместите на странице альбома фотографию усадьбы Аксаковых. Расскажите, как выглядел дом, в каком городе он находился?
- О ком вспоминает автор? Найдите их изображения и разместите на странице. Кто привил с детства Серёже любовь к чтению и природе?
- В каких словах автор выражает чувства к сестре и матери? Найдите слова в тексте и запишите.
Страница II
Первая весна в деревне
Тема природы – одна из главных в книге «Детские годы Багрова-внука». Аксаков показал «поэзию природы», её влияние на человеческую душу.
- Какой представлялась весна Серёже со слов отца и Евсеича? Выберите подходящие иллюстрации и разместите их на странице.
- Как рассказы отца и Евсеича влияли на настроение Серёжи. Запишите.
Страница III
Первая весна в деревне
Природа волнующе действует на человека.
- Что так потрясло мальчика, наблюдавшего весной пробуждение природы. Выберите и разместите фотографии.
- Какие слова наиболее точно передают настроение Серёжи. Запишите их.
Страница IV
«Аленький цветочек – одна из самых мудрых и добрых сказок»
- «Сказка ключницы Пелагеи» - значится в подзаголовке. Как вы думаете, почему?
- Почему сказку, услышанную в детстве, Аксаков выучил наизусть?
- Какие чувства вызывала сказка в Серёже? Найдите слова в тексте.
- Как сказки Пелагеи помогли Серёже пережить разлуку с природой? Расскажите, пользуясь словами из текса.
В конце урока группы учащихся представляют страницы альбома.
- Итог урока.
- С каким событием в развитии детской литературы мы сегодня познакомились?
- Какое событие из своего детства С. Аксаков описывает в своём произведении «Детские годы Багрова-внука»?
- Почему запомнилась Сереже эта первая весна в деревне?
- Какое событие произошло сегодня для вас на уроке. Что нового вы для себя открыли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».) (Пров...
Конспект урока по литературному чтению на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».
Конспект урока по литературному чтениюна тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах»....
Конспект урока по литературному чтению c применением новых образовательных технологий. "Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»". 1 класс.
Данная технологическая карта разработана с использованием системы ProCla...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Люблю природу русскую. Весна".
Конспект урока на тему: "Люблю природу русскую. Весна."...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»...