Конспект урока 1-3классе в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"
методическая разработка по чтению (1, 3 класс)
Конспект урока 1-3классе в малокомплектной школе литературное чтение и обучение грамоте:" Звук [ж],буква ж." И.А.Крылов Басня "Ворона и Лисица"
Организационная информация | |||||||||||
Тема урока | «Звук [ж]. Буква Ж»
| Тема урока
| И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» |
| |||||||
Предмет | Литературное чтение (обучение грамоте) | Предмет | Литературное чтение |
| |||||||
Класс | 1 | Класс | 3 |
| |||||||
| Учитель Пономарева Лидия Ивановна |
|
|
| |||||||
| Образовательное учреждение |
| МОУ «Малостуденецкая СОШ» |
| |||||||
Методическая информация | |||||||||||
Тип урока. | Изучение нового материала. | Тип урока
| Изучение нового материала | ||||||||
Цель:
|
-формирование знаний о новом звуке [ж] и букве ; -расширение словарного запаса : -формирование бережного и внимательного отношения к природе, навыки правильного поведения в ней и общественных культурных местах; - использованиеприобретенных знаний и умений в жизни. Умения: Личностные : проявлять интерес к изучению темы , желание узнать о новой букве и звуке ,проявлять интерес и бережное отношение к природе через понимание необходимости знаний окружающем мире и их значимости для сохранения природы. Предметные: рассказывать о новом звуке и букве , выделять новый звук из слов ,распознавать новый звук ,читать слоги и слова с изученной буквой. Метапредметные: Познавательные:, группировать и классифицировать все изученные буквы по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни, Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии с целью ,соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его. Коммуникативные: формулировать высказывания , собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с партнером при помощи речевых средств ,согласовывать свои действия при работе в группе или паре. | Планируемые результаты (целевые установки урока): |
вать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;
|
| |||||||
Задачи урока: | 1) образовательная : -познакомить детей со звонким согласными звуком [ж], буквами Ж, ж; учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой; 2) развивающая: -развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила; 3) воспитательная: -воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.
| Задачи урока: | Способствовать формированию умения выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне. Способствовать развитию мышления и речи учащихся; навыка выразительного чтения. Воспитывать высокие моральные качества (добрые и уважительные отношения между людьми).
|
| |||||||
Оборудование: | учебник «Литературное чтение» - 1ч.,3класс, "Азбука " - 2ч., презентация урока,портрет И.А. Крылова, ПК, мультимедийный проектор,экран, мультфильм «Ворона и Лисица», тесты
| ||||||||||
Конспект урока |
Мотивация учащихся
|
Эмоциональный настрой на урок Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Сегодня мы должны проделать очень большую работу в области исследования. Предстоит ответить на многие вопросы. А для этого нам пригодится дружба и взаимовыручка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, прикоснитесь к ладошкам друг друга и мысленно пожелайте удачи. И я желаю вам успехов. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
1класс Организационный момент. 1. Работа с учителем
В класс сегодня заглянула Тишина, Пролетела над столами, у окна. Очень ей понравился наш класс. Пусть она останется у нас. (С. Чижова)
( Картинка Незнайки.) -Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка). Обидно Незнайке за имя своё. Не хочет Незнайка не знать ничего. Поможем бедняге мы грамотным стать И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)
Повторение ранее пройденного материала
Вспомнить изученные буквы, расположенные на ленте букв.
- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв. - Чтобы сформулировать тему урока вы выполните следующие упражнения. (На экране картинки с изображением жук,снежинка,жезл,жираф,жилет,журавли.) - Назовите предметы по порядку. - Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте тему урока. Целеполагание. - А что мы с этим звуком будем делать? - Мы будем исследовать, заменим его буквой, научимся читать слоги, слова, предложения. Изучение нового материала. 1.Работа со звуком. Вернемся к картинкам. Найдите среди них такую, в названии предмета которой три звука, а наш новый звук занимает первое место. -Произнесите новый звук хором несколько и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте. -Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой.Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий? - Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы. - Вернемся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали, а что еще предстоит сделать? ( Мы познакомились с новым звуком ) - Сейчас познакомимся с буквой Ж и будем учиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой. Чтение слогов на экране.
2.Самостоятельная работа. 1. Прочитайте стихотворения и подчеркните все слова, в которых есть буква Ж. (запись на доске) Жук жужжит в железной банке - Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука. У ежа -ежата, У ужа — ужата.
2.Составить новые слова. (на дочке) ЖАВОРОНОК (жар,ворон,корона, корова,рок,ров,нора)
3. Работа с учителем. 1. Проверка самостоятельной работы. Раз и два, и три, четыре – Открываем глазки шире. «Рыба, рак, ручей, гора» - Нам читать уже пора! (С. Чижова)
2.Чтение скороговорки У ежа -ежата, У ужа — ужата. Работа по учебнику.стр.25 Чтение и разбор слов в столбиках .
4. Самостоятельная работа.
1. Работа с компьютером. «Играем вместе» 2.Чтение текста в азбуке стр.25.
5.Работа с учителем Проверка самостоятельной работы. Работа по тексту учебника стр 25. Работа по учебнику стр 24. Сказка «Дюймовочка»
Рефлексия. Послушайте стихотворение и договарите слово. Над лугами над водой Хлынул дождик проливной. А потом повисло В небе коромысло, Рябитишек радует Цветная ...(радуга) - Когда бывает радуга?(после дождя,когда светит солнце) - Ребята, если вы считаете, что хорошо сегодня потрудились, поднимите вверх солнышко того цвета, в котором есть звук (ж), если считаете, что могли работать лучше, то солнышко, в названиикоторого нет звука (ж) Итог урока. -Наш урок подошел к концу. Какое новое знание вы открыли сегодня на уроке? Дома нарисовать портрет буквы Ж.
| 3класс
1.Самостоятельная работа. ТЕСТ
1.БАСНЯ – это: краткий рассказ; поучительный рассказ; краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
2. ГЕРОИ БАСНИ: люди животные, птицы, растения люди, животные
3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: высмеять пороки людей научить правильному поведению показать пример для подражания рассмешить
4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ: прямое значение иносказетельное значение
5. В БАСНЕ : есть вывод вывода нет, каждый придумывает его сам. вывод не нужен..
2.Работа с учителем 1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стих-ия М.Лермонтова «Утёс».
2. Мотивация учащихся - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания. (слайд1) «Корзина идей» - Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка? Эзоп Лафонтен Крылов Др. Греция Франция Россия VI век до н. э. XVII век XIX век (слайд 2, 3) Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский. 3. Сообщение темы урока. - Сформулируйте тему нашего урока . - Сегодня я предлагаю вам, продолжить разговор о творчестве И.А.Крылова, познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, прочитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни, а также познакомиться с басней Эзопа.
- Этих животных баснописец в своей басне «Ворона и Лисица» свел не случайно. У них есть общие черты характера и манера поведения. - Какой вы представляете лису? (Хитрая, изворотливая, вороватая).
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм . (запуск начало фильма с 0 мин 50 сек,продолжительность 4мин.10сек. ) - Понравилась вам басня?
3.Самостоятельная работа
Заданиями к басне.(на листочках) - Почему Ворон поверил Лисице? - Что же Лисица думала на самом деле о Вороне? - Как вы понимаете мораль басни? .
4.Работа с учителем
-А теперь давайте назовем героев басен, которые написали И.А.Крылов и Эзоп. .- Назовите главных героев басни И.А.Крылова.? -Назовите главных героев басни Эзопа? - Почему Ворон поверил Лисице? - Что же Лисица думала на самом деле о Вороне?
- Ворона,Ворон и Лисица - главные герои басен, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия этих персонажей. Это кусочек сыру. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон "добыл кусок мяса", описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.
- Как вы понимаете мораль басни?(слайд11) 2.Словарная работа .(слайд 8,9)
ЛЕСТЬ – лицемерное, угодливое восхваление; ЛЬСТЕЦ – льстивый человек; ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привели в восторг; Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком. Пленить - покорить чем-либо, очаровать. Ангельский - нежный, кроткий, добрый. Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе. Зоб - расширенная часть пищевода птиц. Лесть – угодливое восхваление, лицемерие Не впрок – не на пользу Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Царь – птица – главная среди птиц.
5.Самостоятельная работа
1..Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 13-14) Расположите цепочки слов в нужной последовательности: а) ворона нашла кусочек сыру; б) лиса близёхонько бежала; в) ворона каркнула; г) лисица говорит сладкие слова вороне; д) плутовка подходит на цыпочках; ж) лисица схватила сыр и убежала; к) сыр выпал.
6.Работа с учителем. Проверка сам. Р-ты (слайд )_
(слайд) Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да – нет появляются по щелчку мыши).(карточки)
Рефлексия Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? - Какое у вас настроение? - Какими вы были на сегодняшнем уроке?
- Чему научила вас басня? - Какова мораль этой басни? -Напишите телеграмму соседу по парте.(бланки на столах) -Было интересно...! - Я узнал…! Я запомнил…! Я понял…! Я научился…! Я почувствовал…
Дом.задание.(слайд 21) Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок.(слайд 22)
| ||||||||||||||||||||||||||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 39.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |||||||||||
Тема урока | «Звук [ж]. Буква Ж» | Тема урока | И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица» | ||||||||
Предмет | Литературное чтение (обучение грамоте) | Предмет | Литературное чтение | ||||||||
Класс | 1 | Класс | 3 | ||||||||
Учитель Пономарева Лидия Ивановна | |||||||||||
Образовательное учреждение | МОУ «Малостуденецкая СОШ» | ||||||||||
Методическая информация | |||||||||||
Тип урока. | Изучение нового материала. | Тип урока | Изучение нового материала | ||||||||
Цель: | -формирование знаний о новом звуке [ж] и букве ; -расширение словарного запаса : -формирование бережного и внимательного отношения к природе, навыки правильного поведения в ней и общественных культурных местах; - использованиеприобретенных знаний и умений в жизни. Умения: Личностные : проявлять интерес к изучению темы , желание узнать о новой букве и звуке ,проявлять интерес и бережное отношение к природе через понимание необходимости знаний окружающем мире и их значимости для сохранения природы. Предметные: рассказывать о новом звуке и букве , выделять новый звук из слов ,распознавать новый звук ,читать слоги и слова с изученной буквой. Метапредметные: Познавательные:, группировать и классифицировать все изученные буквы по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни, Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии с целью ,соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его. Коммуникативные: формулировать высказывания , собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с партнером при помощи речевых средств ,согласовывать свои действия при работе в группе или паре. | Планируемые результаты (целевые установки урока): |
вать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;
| ||||||||
Задачи урока: | 1) образовательная : -познакомить детей со звонким согласными звуком [ж], буквами Ж, ж; учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой; 2) развивающая: -развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила; 3) воспитательная: -воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе. | Задачи урока: | Способствовать формированию умения выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне. Способствовать развитию мышления и речи учащихся; навыка выразительного чтения. Воспитывать высокие моральные качества (добрые и уважительные отношения между людьми). | ||||||||
Оборудование: | учебник «Литературное чтение» - 1ч.,3класс, "Азбука " - 2ч., презентация урока,портрет И.А. Крылова, ПК, мультимедийный проектор,экран, мультфильм «Ворона и Лисица», тесты
|
Конспект урока |
Мотивация учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г, г» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [г],[г’], с буквой Г, г; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...
Конспект урока обучения грамоте "Звуки [п], [п’]. Буква П, п" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [п],[п’], с буквой П, п; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...
Конспект урока обучение грамоте "Звуки [п], [п’]. Буква П, п" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [п],[п’], с буквой П, п; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...
Конспект урока обучения грамоте"Звуки [т], [т ,]. Буквы "Тт" (УМК "Начальная школа XXI века"
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о звуках [т], [т,] и о печатной букве Тт; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результатыПредметные:Знать: ...
Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г\'], буква Г» (УМК "Школа России" 1 класс)
Тема: «Звуки [г], [г'], буква Г»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о звуках [г], [г'] и обозначении их на письме, формирование знаний о письме слов и предложен...
Конспект урока обучения грамоте "Звуки [з], [з‘]. Буква З з." (УМК Школа России, 1 класс)
Тема: Звуки [з], [з‘]. Буква З з.Цели деятельности учителя: знакомство с новыми звуками и новой буквой; сформировать элементарный навык чтения; развитие фонематического слуха.Планируемые результ...
Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [т], [т’], буквы Т, т» (1 класс, УМК «Школа России»)
Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока:формирование у обучающихся представления о согласных звуках [т], [т’] и способы обозначения звуков буквах Т, т.Дидактические:1. Познаком...