Урок обучения грамоте «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Рр»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Задачи урока:образовательные:
- познакомить с буквой Рр;
- учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
- плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
развивающие:
- развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
- оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
- способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_obucheniya_gramote_zvuki_r.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок обучения грамоте
"Звуки [р], [р']. Буква Р, р"
Цель: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [р] и [р,], буква Р, р.
2. Развивать речь, память, логическое мышление.
3. Воспитание доброты.
Оборудование: Учебник “Русская азбука”, касса букв, набор фишек (красный, зелёный, синий цвета), мягкая игрушка Каркуша, рис. на что похожи буквы Р, рыбки, на которых нарисованы слоги, синий и зелёный банты.
Ход урока
1. Мобилизующая часть урока.
– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей.
– Улыбнитесь им.
– Пожелайте друг другу удачи.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой. А вот с
какой – пока секрет.
– Ребята, скажите какая сегодня дата?
– А какой день недели?
– Время года? Докажите.
– Ребята, сейчас осень, птицы собираются в стаи. К нам на урок прилетела ворона.
(Показываю мягкую игрушку ворону).
2. Формирование новых знаний, умений и навыков.
– А как каркает ворона?
– А теперь отдельно выделим её любимый звук. (р– р-р).
– Давайте покажем вороне, как мы умеем делать речевую разминку.
1. “Нарисуй круг” (дети выполняют вращательные движения языком сначала в одну сторону, потом в другую).
2. “Маятник” (дети имитируют языком движения маятника).
– А теперь разучим про ворону скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.
1. 1 раз проговариваем четко и медленно все звуки.
2 раз – шепотом.
3 раз – без звука (губами).
4 раз – с радостной интонацией.
5 раз – печально.
– Что означает слово – проворонила.
Физ. мин.
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весило вороны
Кар – кар – кар! (громко)
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали
Кар – кар – кар! (громко)
Только к ночи умолкали
И все вместе засыпали.
Кар – кар – кар! (тихо).
2. Работа с учебником.
– Ребята, а хотите вместе с вороной попасть в сказку?
– Надо сказать волшебные слова: “Раз, два, три двери в сказку отвори” (открываем учебник на странице 68).
– К какой сказке здесь изображена иллюстрация. (Сказка о рыбаке и рыбке).
– Может кто– нибудь знает, кто написал эту сказку?
Зачитываю отрывок из сказки.
3. Игра “Найти слово”.
– Поиграем в игру “Найти слово”. Надо назвать слова со звуком [р] и [р,], которые здесь изображены.
Возможные ответы детей: старик, терем, море, дверь, дерево, старуха, ромашки, трава, рыбка, гром, корыто, корни, труба, дорожка, обрыв, руки, рубаха, радуга, гроза, красный.
4. Составление предложений.
– С этими словами составьте предложения.
5. Звуковой анализ слова.
– Ребята, вам понравилось в сказке?
– Вороне тоже понравилось.
– Она спрашивает, какие звуки вы знаете?
(Дети говорят, что звуки бывают гласные, мягкие согласные, и твёрдые согласные).
– Приготовьте фишки.
– Зачем старик забросил в море невод? (Чтобы в него попалась рыба).
– Составляем схему слова рыба.
(Все вместе вызываем звуки, характеризуем их, обозначаем фишками).
– На схеме замените звуки знакомыми буквами.
– Прочитаем схему все вместе.
– Прочитайте схему друг другу.
– Сеть у старика зацепилась за подводные рифмы. А что такое рифы?
– Составляем схему слова рифы. (все вместе вызываем звуки, характеризуем их,
обозначаем фишками).
– На схеме замените звуки знакомыми буквами
– Прочитаем схему все вместе.
– Прочитайте друг другу.
– А теперь произнесём только первые звуки.
– Оказывается звуки [р] и [р,] обозначается одной буквой Р.
– Давайте постучимся к ней в домик. (Лента букв выполнена в виде 33 домиков, в
каждом домике живет буква).
Тук, тук!
Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живёт?
– Это я, буква Р.
Вот я какая. Запомните меня.
(Показываю печатную букву Р).
– Замените звуки [р] и [р,] на схеме буквой Р.
– Прочитайте схему девочки для мальчиков.
– А теперь на оборот.
– Приберите фишки на место.
– Ребята, на что похожа буква Р?
– А я думаю, что она похожа на парус (показываю рисунок).
– Показываю букву Р пальцами.
– Покажите букву Р телом.
– Где можно увидеть букву Р?
– Ворона очень любопытная птица, ей очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы.
6. Корректурная проба.
– У вороны очень хорошее зрение. Н а стр. 68 она рассмотрела букву Р.
– Найдите их и обведите простым карандашом на одной строчке.
7. Чтение слогов.
– Ещё ворона увидела слоги, качающиеся на море.
– Давайте их прочитаем.
1 раз – читаем сами шепотом.
2 раз – читаем все вместе.
3 раз – поочерёдно девочки и мальчики.
– Почему волны разделили слоги на 2 столбика?
(Потому что в 1 столбике слоги со звуком [р], а во втором со звуком [р,]).
8. Чтение слов.
– Вороне очень интересно послушать, как вы читаете слова на стр. 69.
Читайте сами вместе 1 ребёнок.
Физ. минутка.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура
На месте замри.
9. Чтение предложений.
– Ворона хочет послушать, как вы читаете предложения.
Читают сами вместе 1 ребёнок.
Вопросы: 1. Как зовут девочку?
2. Что у неё растёт?
3. Что уколола Ира?
4. Что на руке у Иры?
– Закрываем дверь в сказку. (Закрываем учебник).
10. Игра “Услышь звук”.
– Каркуша у нас ужасная модница. Наденет зелёный бантик на голову – говорит слово со звуком [р], наденет синий – со звуком [р].
3.Итог урока. Рефлексия.
– Вороне у нас очень понравилось. Её пора возвращаться домой, а мы подведём итог урока.
– Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
– С какой буквой познакомились?
– Что про неё узнали?
– Чем отличается звук от буквы?
– Что было трудно?
– Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте: «Звуки [ж], [ш] и буквы Ж, Ш.»
Урок знакомства с новыми звуками в 1 классе по "Гармонии" (2010 год)...
Урок обучения грамоте:Звуки согласные /с’ с/ Буквы С, с.
Конспект урока по теме: Звуки согласные /с’ с/ Буквы С, с....
Урок обучение грамоте "Звуки [ж].[ш] и буквы ж,ш"
закрепить знания парных согласных звуков [ж, ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш, продолжить формирование понятия “дикие животные”, учить выразительному чтению....
Презентация к уроку обучения грамоте "Звуки [ з ] и [ з, ] , буквы З и з".
Презентация к уроку чтения в 1 классе в период обучения грамоте....
Урок обучения грамоте "Звуки [б] и [б\'], буква Бб"
Развёрнутый конспект урока обучения грамоте в соответствии с ФГОС. Весь урок постороен на одном литературном произведении - сказке А. Толстого "Приключения Буратино или Золотой ключик". Презентацию к ...
Урок обучения грамоте "Звуки [х],[х\'] и буква, которая их обозначает
На уроке представлена интересная фонетическая, словарная работы. Большое внимание уделяется развитию речи....
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...