Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кадяева Галина Геннадьевна

Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Интегрированный урок чтения и письма  в 1 классе   (2 часа)

  Учитель : Кадяева Галина Геннадьевна

Тема: В. Осеева «Печенье». Правописание гласных после шипящих.

  Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Задачи урока: создать условия

- для формирования умений читать, анализировать, осмысливать литературное произведение,    определять жанр и тему произведения;

-  для  развития внимания, памяти, мышления, речи;

- для совершенствования каллиграфических навыков, закрепления знаний о правописании гласных после шипящих;

- для воспитания интереса к чтению, культуры, речевого общения, этических качеств человека.

I. Организация класса.

Подарите свою улыбку гостям, и тем самым  пожелайте добра и счастья, улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Я рада нашей новой встрече.

Мне приятно с вами, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием выслушаю я.

Мы сегодня снова будем

Читать, писать, выводы делать

А чтоб урок пошел каждому впрок,

Активней в урок включайся, дружок!

        II. Речевая разминка.

Посмотрите на доску.

Прочитайте загадку и попробуйте ее отгадать.

- Кто же говорит это о себе?

- Как догадались, что это чайник?

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

            Прочитайте загадку:- медленно, орфографически;

                                   - орфоэпически;

                                   - с ударением на первое слово

                                   второе слово

                                   последнее слово;

                                    - громко и очень быстро.                              Молодцы!

III. Пять минут чистописания

1) Разминка для пальцев.

Я здороваюсь везде – в школе, дома, во дворе.

Даже «здравствуй» говорю незнакомой детворе.

Здравствуй,  солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Мы живем в одном краю.

Всех я вас приветствую.

2) Работа в тетради.          Я тетрадочку открою ( на стр. 19)

                                                        И с наклоном положу

                                                       Аккуратно, осторожно на столе расположу.

- Что необходимо для приятного чаепития?

- Дорисуйте чайные чашки.

- Украсить одну для мамы.

- Кто из вас обратил внимание, на  что похож пар, выходящий из чайника? (соединение строчных письменных букв ЕЁ)

- объясните последовательность написания  е

- что является соединением? (точка)

Закрыли тетради.

Я тетрадочку закрою

На край парты положу .                                                                                                                           -1-

                                                                                                                                                                       

IV. Физминутка

Сидел со мной  рядом за партой сосед

Закрыл я глаза, а соседа уж нет

Теперь головою крути – не крути

А в классе у нас никого не найти.

Хотим, чтоб учитель скорее сказал:

«Давайте, ребята, откроем глаза!»

V. Работа с рассказом В. Осеевой «Печенье».

1) Чтение рассказа учителем.

             Сели, как слушатели. Послушайте произведение.

2) Беседа по первичному восприятию.

- Нравиться ли вам такая семья?

- Какое настроение было в семье вначале?

- Сравните, как начинался, и как окончился вечерний чай в этой семье.

- Почему изменилось настроение у мамы и бабушки?

- Как вы думаете, правильно ли разделили мальчишки печенье? – А как бы вы поступили?

- Определите  жанр и тему произведения.

- Откройте учебник на стр. 116.

- Найдите, прочитайте и назовите заголовок и фамилию автора.

( на доске открыть запись В. Осеева «Печенье.)

3) Подготовка к чтению. Нам встретятся трудные слова.

Рас-сып-ча-то-е

Вы-сы-па-ла

За-зве-не-ла

При-дви-нул

Раз-ло-жи-ли

У-мень-ша-лись

Не-на-ча-тый 

- Прочитаем их хором медленно по слогам, а потом плавно с ударением.

4) Чтение рассказа вслух детьми по абзацам.

Приготовились читать. Следим за чтением.

Молодцы!

5) Выполнение заданий учебника.

- Найдите и прочитайте задание № 3.

- Выберите слова для характеристики героев – мальчиков рассказа:

ВЕЖЛИВЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ЖАДНЫЙ

ЭГОИСТ

- Объясните слово «Эгоист». Каких людей называют эгоистами? (Людей самолюбивых, думающих только о себе, о  собственной пользе, о собственной выгоде, предпочитающих свои интересы интересам других людей)

- В каком  знакомом произведении девочка  поборола свой эгоизм? (Яков Тайц «По ягоды»). Давайте вспомним это произведение.

- Что объединяет эти два произведения? (тема, жанр)

- Что общего в ситуациях этих произведений? (дети думали только о себе)

- Чье поведение вам особенно не понравилось? Почему?

- А можно ли назвать вежливым Вову и Мишу, которые помнят только о себе?

- А вы обратили внимание то, как Миша просил бабушку налить им с братом чаю? (без слова «Пожалуйста» просьба выглядит как приказ)

6) Выборочное чтение.

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 116

- Найдите отрывок, который подходит к этой ситуации. Зачитайте его. (За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.)

Молодцы! Вы справились!

                                                                                                                                                                     -2-

                                                                                                                         

7) Чтение по ролям.

- Как вы думаете, сколько надо актеров, чтобы озвучить этот рассказ?

Давайте прочитаем его по ролям. Выразительно, стараясь передать голосом и интонацией настроение, ситуацию.

Вам понравилось, как ребята озвучили рассказ?

VI. Физминутка. Игра «Чайничек».

Чайничек, крышечка; крышечка – шишечка,

Шишечка – дырочка, дырочка -  пар идет.

VII. Работа с заданиями учебника.

- Найдите и прочитайте задание 4. Составьте слова, которые кончаются и начинаются слогом – чай –

ОТВЕ

чай

НИК

Прочитайте слова в соответствии с указанием стрелки.

ВСТРЕ

НАЯ

ЗАМЕ

КА

- Найдите среди образованных слов родственные слова?

- У кого есть другое мнение?

- Докажите, что они родственные? (похожи по звуковому составу и по смыслу)

- Похожи ли по смыслу чайник и чайка? – Они родственные?

- А почему вы не назвали родственными слова отвечай, встречай, замечай?

-  А что их объединяет? (отвечают на один и тот же вопрос).

- Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие.

о

о

/

о

- Посмотрите на эту модель.

- Что скажите про это слово?

- К какому из составленных слов относится эта модель?

Докажите свои предположения.

- Разделите слово на слоги, поставьте ударение.

- Найдите звонкие согласные и обозначьте их.

Проверьте сигналом.

VIII. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Вам понравился рассказ?

- А чему учит этот рассказ?

- Что было особенно интересно?

- Спасибо за работу, Отдыхайте.

                                2 урок

          I. Организация класса.

Подровнялись. Садитесь. Закрыли глазки. Повторяйте за мной.

Я снова на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет,  память моя крепнет. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться!

Открыли глазки. Начинаем читать.

II. Постановка задачи.

- Что у меня в руках (Буквы  Ч и Щ).

- Что вы знаете о звуках Ч и Щ? (согласные, непарные, глухие, всегда мягкие, шипящие)

- Какие мы знаем правила о написании гласных после шипящих?

Сегодня на уроке мы будем  часто встречаться с правилами написания гласных после шипящих?

                                                                                                                                              -3-

III. Работа над изученным материалом.

Откройте учебник стр. 118

1) Найдите и прочитайте задание 7: Прочитайте предложения выразительно.

Вкусный

чай

?

- Что скажите про это предложение?

- Какое это предложение?

- Прочитайте выразительно.

!

.

 

2) Работа в тетради.

Задание 6. Подбери слова.

Чай вкусный,                      ,                     .

Печенье                        ,                      .

- Что скажите про первое предложение? Вспомните рассказ, дополните предложение словами из текста. Какой он на вкус, запах.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу

Аккуратно, осторожно на столе расположу.

Запишите предложение в тетрадь (с комментированием)

- Второе предложение дополните.

Запишите в тетрадь. На доске с комментированием. Тетради закрыли.

Я тетрадочку закрою

На край парты положу.

Свои вещи, своё место

Я в порядке содержу.

IV.Физминутка.

Мы старались, мы учились, и немножко утомились.

Сделать мы теперь должны упражненья для спины.

Мы сначала всем в ответ головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда, головой покрутим: ДА!

Поработаем руками: мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх: Кто летит быстрее всех?

Чтобы ноги не болели: раз - присели; два - присели.

Приседаем глубоко, поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг. Подает учитель знак.

Это значит, что пора нам за парты  сесть УРА!

V. Выборочное чтение.

1) Игра «Самый быстрый и внимательный».

Прочитайте рассказ «Печенье» самостоятельно, и по ходу чтения находите и выписывайте слова с       ЧА – ЩА и ЖИ – ЩА. Сочетания подчеркните.

2)  Проверка: Я рада, что ты нашла такое слово!

Молодец! Ты справился самый первый!

Умница! Ты нашла все слова  с ЧА – ЩА и ЖИ – ЩА  

                Задание 10

- Назовите нарисованные предметы.                       /

  Девочки составляют модель первого слова (кружки)

                                                     /

Мальчики – модель второго слова (кружки)

           -  Одинаковы ли модели?

Поставьте ударение в каждом слове.

- Что меняется в слове от места ударения?                                                                                                - 4-

(Его значение) – переносим ударение – меняется смысл)                                                        

VII. Самостоятельная работа.                                                                                                                        А сейчас каждый из вас выполнит задание, которое

 дано у него на карточке. Возьмите листок и прочитайте

 задания:

- вы можете выполнить первое задание, два задание,

а захотите – все три. Я буду рада любому вашему выбору.

А к доске идут 4 ученика и выполняют задания

3 ученика – выполняют звуковую модель слова

записывают слово письменными буквами.

ЖИРАФ

ЧАЙНИК

ПРУЖИНА

1 ученик – вставьте пропущенные буквы, поставь  ударение,

 раздели на слоги.

Щ…ЧКА

РЫЖ…К

Ч…ГУН

Щ…ВЕЛЬ

Ч…ЙКА

Ч…ДАК

о

о

- Какие слова подходят к этой модели?

- Измените модель так, чтобы подошло слово чудак.

 Проверка. Сигнальные карточки.

VIII. Итог урока.

- Что особенно вам понравилось на уроке?

- При выполнении какого задания вы испытывали трудность?

- Посмотрите в словарь настроений, и выберите слово,

которое лучше все остальных выражает ваше настроение

Вы читали, вы писали,

Думали и рассуждали.

Учились грамотно писать.

Друзей и старших уважать.

За работу ВСЕХ хвалю.

А……………………

За активное участие благодарю.

 

                      Всем спасибо за работу!

                                   

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения и письма

Цель урока: отрабатывать навык чтения учащихся, упражнять детей в выразитель­ном чтении диалога, познакомить с написанием письменных букв Ш, ш учить    писать слова и предложения по об...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу....

Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс

Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"...