Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок чтения и письма в 1 классе (2 часа)
Учитель : Кадяева Галина Геннадьевна
Тема: В. Осеева «Печенье». Правописание гласных после шипящих.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Задачи урока: создать условия
- для формирования умений читать, анализировать, осмысливать литературное произведение, определять жанр и тему произведения;
- для развития внимания, памяти, мышления, речи;
- для совершенствования каллиграфических навыков, закрепления знаний о правописании гласных после шипящих;
- для воспитания интереса к чтению, культуры, речевого общения, этических качеств человека.
I. Организация класса.
Подарите свою улыбку гостям, и тем самым пожелайте добра и счастья, улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Я рада нашей новой встрече.
Мне приятно с вами, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием выслушаю я.
Мы сегодня снова будем
Читать, писать, выводы делать
А чтоб урок пошел каждому впрок,
Активней в урок включайся, дружок!
II. Речевая разминка.
Посмотрите на доску. Прочитайте загадку и попробуйте ее отгадать. - Кто же говорит это о себе? - Как догадались, что это чайник? | Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу, Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» |
Прочитайте загадку:- медленно, орфографически;
- орфоэпически;
- с ударением на первое слово
второе слово
последнее слово;
- громко и очень быстро. Молодцы!
III. Пять минут чистописания
1) Разминка для пальцев.
Я здороваюсь везде – в школе, дома, во дворе.
Даже «здравствуй» говорю незнакомой детворе.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живем в одном краю.
Всех я вас приветствую.
2) Работа в тетради. Я тетрадочку открою ( на стр. 19)
И с наклоном положу
Аккуратно, осторожно на столе расположу.
- Что необходимо для приятного чаепития? - Дорисуйте чайные чашки. - Украсить одну для мамы. - Кто из вас обратил внимание, на что похож пар, выходящий из чайника? (соединение строчных письменных букв ЕЁ) | ||
- объясните последовательность написания е | ||
- что является соединением? (точка) | ||
Закрыли тетради.
Я тетрадочку закрою
На край парты положу . -1-
IV. Физминутка
Сидел со мной рядом за партой сосед
Закрыл я глаза, а соседа уж нет
Теперь головою крути – не крути
А в классе у нас никого не найти.
Хотим, чтоб учитель скорее сказал:
«Давайте, ребята, откроем глаза!»
V. Работа с рассказом В. Осеевой «Печенье».
1) Чтение рассказа учителем.
Сели, как слушатели. Послушайте произведение.
2) Беседа по первичному восприятию.
- Нравиться ли вам такая семья?
- Какое настроение было в семье вначале?
- Сравните, как начинался, и как окончился вечерний чай в этой семье.
- Почему изменилось настроение у мамы и бабушки?
- Как вы думаете, правильно ли разделили мальчишки печенье? – А как бы вы поступили?
- Определите жанр и тему произведения.
- Откройте учебник на стр. 116.
- Найдите, прочитайте и назовите заголовок и фамилию автора.
( на доске открыть запись В. Осеева «Печенье.)
3) Подготовка к чтению. Нам встретятся трудные слова.
Рас-сып-ча-то-е Вы-сы-па-ла За-зве-не-ла При-дви-нул Раз-ло-жи-ли У-мень-ша-лись Не-на-ча-тый | - Прочитаем их хором медленно по слогам, а потом плавно с ударением. |
4) Чтение рассказа вслух детьми по абзацам.
Приготовились читать. Следим за чтением.
Молодцы!
5) Выполнение заданий учебника.
- Найдите и прочитайте задание № 3.
- Выберите слова для характеристики героев – мальчиков рассказа:
ВЕЖЛИВЫЙ | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ | ЖАДНЫЙ | ЭГОИСТ |
- Объясните слово «Эгоист». Каких людей называют эгоистами? (Людей самолюбивых, думающих только о себе, о собственной пользе, о собственной выгоде, предпочитающих свои интересы интересам других людей)
- В каком знакомом произведении девочка поборола свой эгоизм? (Яков Тайц «По ягоды»). Давайте вспомним это произведение.
- Что объединяет эти два произведения? (тема, жанр)
- Что общего в ситуациях этих произведений? (дети думали только о себе)
- Чье поведение вам особенно не понравилось? Почему?
- А можно ли назвать вежливым Вову и Мишу, которые помнят только о себе?
- А вы обратили внимание то, как Миша просил бабушку налить им с братом чаю? (без слова «Пожалуйста» просьба выглядит как приказ)
6) Выборочное чтение.
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 116
- Найдите отрывок, который подходит к этой ситуации. Зачитайте его. (За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.)
Молодцы! Вы справились!
-2-
7) Чтение по ролям.
- Как вы думаете, сколько надо актеров, чтобы озвучить этот рассказ?
Давайте прочитаем его по ролям. Выразительно, стараясь передать голосом и интонацией настроение, ситуацию.
Вам понравилось, как ребята озвучили рассказ?
VI. Физминутка. Игра «Чайничек».
Чайничек, крышечка; крышечка – шишечка,
Шишечка – дырочка, дырочка - пар идет.
VII. Работа с заданиями учебника.
- Найдите и прочитайте задание 4. Составьте слова, которые кончаются и начинаются слогом – чай –
ОТВЕ | чай | НИК | Прочитайте слова в соответствии с указанием стрелки. | ||
ВСТРЕ | НАЯ | ||||
ЗАМЕ | КА |
- Найдите среди образованных слов родственные слова?
- У кого есть другое мнение?
- Докажите, что они родственные? (похожи по звуковому составу и по смыслу)
- Похожи ли по смыслу чайник и чайка? – Они родственные?
- А почему вы не назвали родственными слова отвечай, встречай, замечай?
- А что их объединяет? (отвечают на один и тот же вопрос).
- Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие.
о | о | / | о | ||||
- Посмотрите на эту модель. |
- Что скажите про это слово?
- К какому из составленных слов относится эта модель?
Докажите свои предположения.
- Разделите слово на слоги, поставьте ударение.
- Найдите звонкие согласные и обозначьте их.
Проверьте сигналом.
VIII. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Вам понравился рассказ?
- А чему учит этот рассказ?
- Что было особенно интересно?
- Спасибо за работу, Отдыхайте.
2 урок
I. Организация класса.
Подровнялись. Садитесь. Закрыли глазки. Повторяйте за мной.
Я снова на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет, память моя крепнет. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться!
Открыли глазки. Начинаем читать.
II. Постановка задачи.
- Что у меня в руках (Буквы Ч и Щ).
- Что вы знаете о звуках Ч и Щ? (согласные, непарные, глухие, всегда мягкие, шипящие)
- Какие мы знаем правила о написании гласных после шипящих?
Сегодня на уроке мы будем часто встречаться с правилами написания гласных после шипящих?
-3-
III. Работа над изученным материалом.
Откройте учебник стр. 118
1) Найдите и прочитайте задание 7: Прочитайте предложения выразительно.
Вкусный | чай | ? | - Что скажите про это предложение? - Какое это предложение? - Прочитайте выразительно. |
! | |||
. |
2) Работа в тетради.
Задание 6. Подбери слова.
Чай вкусный, , .
Печенье , .
- Что скажите про первое предложение? Вспомните рассказ, дополните предложение словами из текста. Какой он на вкус, запах.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу
Аккуратно, осторожно на столе расположу.
Запишите предложение в тетрадь (с комментированием)
- Второе предложение дополните.
Запишите в тетрадь. На доске с комментированием. Тетради закрыли.
Я тетрадочку закрою
На край парты положу.
Свои вещи, своё место
Я в порядке содержу.
IV.Физминутка.
Мы старались, мы учились, и немножко утомились.
Сделать мы теперь должны упражненья для спины.
Мы сначала всем в ответ головой покрутим: НЕТ!
Энергично, как всегда, головой покрутим: ДА!
Поработаем руками: мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх: Кто летит быстрее всех?
Чтобы ноги не болели: раз - присели; два - присели.
Приседаем глубоко, поднимаемся легко.
Раз, два, три, чеканим шаг. Подает учитель знак.
Это значит, что пора нам за парты сесть УРА!
V. Выборочное чтение.
1) Игра «Самый быстрый и внимательный».
Прочитайте рассказ «Печенье» самостоятельно, и по ходу чтения находите и выписывайте слова с ЧА – ЩА и ЖИ – ЩА. Сочетания подчеркните.
2) Проверка: Я рада, что ты нашла такое слово!
Молодец! Ты справился самый первый!
Умница! Ты нашла все слова с ЧА – ЩА и ЖИ – ЩА
Задание 10
- Назовите нарисованные предметы. /
Девочки составляют модель первого слова (кружки)
/
Мальчики – модель второго слова (кружки)
- Одинаковы ли модели?
Поставьте ударение в каждом слове.
- Что меняется в слове от места ударения? - 4-
(Его значение) – переносим ударение – меняется смысл)
VII. Самостоятельная работа. А сейчас каждый из вас выполнит задание, которое
дано у него на карточке. Возьмите листок и прочитайте
задания:
- вы можете выполнить первое задание, два задание,
а захотите – все три. Я буду рада любому вашему выбору.
А к доске идут 4 ученика и выполняют задания
3 ученика – выполняют звуковую модель слова
записывают слово письменными буквами.
ЖИРАФ | ЧАЙНИК | ПРУЖИНА |
1 ученик – вставьте пропущенные буквы, поставь ударение,
раздели на слоги.
Щ…ЧКА РЫЖ…К Ч…ГУН Щ…ВЕЛЬ Ч…ЙКА Ч…ДАК | о | о | - Какие слова подходят к этой модели? - Измените модель так, чтобы подошло слово чудак. | |||
Проверка. Сигнальные карточки.
VIII. Итог урока.
- Что особенно вам понравилось на уроке?
- При выполнении какого задания вы испытывали трудность?
- Посмотрите в словарь настроений, и выберите слово,
которое лучше все остальных выражает ваше настроение
Вы читали, вы писали, Думали и рассуждали. Учились грамотно писать. Друзей и старших уважать. | За работу ВСЕХ хвалю. А…………………… За активное участие благодарю. |
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок чтения и письма
Цель урока: отрабатывать навык чтения учащихся, упражнять детей в выразительном чтении диалога, познакомить с написанием письменных букв Ш, ш учить писать слова и предложения по об...
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.
Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...
Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы: "Правописание гласных после шипящих"
Как сделать интересным уроки русского языка в коррекционной школе 8 вида...
Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
Урок по программе "Начальная школа 21 века"....
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу....
Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс
Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"...