Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx | 246.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения
в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель: Ершова Т. А., МБОУ «СОШ № 18» г. Бийска
Тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Цель урока:
Образовательная
Создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; совершенствование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.
Развивающая
Развитие речи, развитие эмоциональной чуткости учащихся, тонкости восприятия художественной речи, творческого воображения, развитие навыков учебного сотрудничества.
Воспитательная
Воспитание нравственно-эстетического отношения к природе, уважения к чужому мнению; воспитание положительного отношения к чтению как виду речевой деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, карточки со смайликами, конверты с «красками», рисунки палитры
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Эмоциональный настрой на урок.
- Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)
- Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят? (Высказывания детей.)
- Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.
III. Работа по теме урока.
1. Формулирование темы и целей урока.
- Фамилия этого поэта вам знакома с ранних детских лет. Кто этот поэт?
(На доске ребус. Ответ: Пушкин.)
- Сегодня мы прикоснёмся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, со стихотворениями которого начали знакомиться в первом классе, и познакомимся ещё с одним произведением.
2. Вхождение в тему.
- А.С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1789 года. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.
Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Радионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать сидя рядом с Ариной Радионовной.
Посмотрите на портрет Пушкина, который был выполнен русским живописцем, современником поэта Василием Андреевичем Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет, очень точно передающий облик Пушкина: открытое, умное и вдохновенное лицо, очень внимательные глаза, проницательный взгляд, очень выразительная рука, рука человека, обладающие большой силой воли.
Произведения А. С. Пушкина обладают интересным свойством: чем больше читаем их, тем больше открываем для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.
3. Первичное восприятие произведения.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». В каком разделе находится оно? («Учимся наблюдать и копим впечатления»)
- Как вы думаете, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Высказывания учащихся.)
- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
(Звучит аудиозапись. Видеоряд.)
4. Обмен впечатлениями.
- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.
весёлое
восторженное
грустное
мечтательное
печальное
радостное
спокойное
тоскливое
шутливое
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ
бодрое
тревожное
- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.
5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.
(Чтение учащимися про себя.)
6. Словарная работа.
- Какие слова требуют разъяснения?
Возможные варианты:
нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон
мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек
нынче – сейчас
бурый – оттенок коричневого
вечор – чтение в толковом словаре
предадимся – чтение в толковом словаре
- Мише непонятны некоторые строчки. Давайте прочитаем об этом в учебнике (с. 45 – 46.)
Северная Аврора: Аврора - древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда - так называют планету Венеру.
7. Анализ лирического стихотворения.
- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.
- Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении? (5)
- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?
- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)
- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)
- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)
- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение.)
- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)
- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)
Настроение
радостное печальное
бодрое тревожное
- Как называется этот приём, используемый автором?
- Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик.)
- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)
- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение.)
- Приведите примеры.
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)
- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.
- Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет.)
- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…
- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
- Кто помнит, как называется этот литературный приём? (Звукопись)
- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей.)
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?
- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)
- Какой вывод можно сделать:
- это стихотворение о красоте зимнего утра;
- это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?
8. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),
Влево тоже наклоняйся (4 наклона).
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И считать мы начинаем.
9. Работа над выразительностью чтения.
- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?
- Что надо передать при чтении первой строфы?
- А второй строфы?
- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?
(Выразительное чтение у доски 5 учащихся.)
- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя?
10. Игра «Художники».
Работа в парах.
- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.
Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.
- Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)
IV. Комментирование домашнего задания.
- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?
- Предлагаю на выбор:
1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;
2) выучить наизусть;
3) нарисовать иллюстрацию;
4) сочинить своё стихотворение «Зимнее утро».
V. Рефлексия.
- Покажите карточкой, с каким настроением вы уходите с этого урока. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)
- Чем запомнился урок?
- Что показалось вам важным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .Тема урока:" А.С. Пушкин «Зимнее утро"
урок по литературному чтению...
Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!
Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)...
Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс
Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...
Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"
Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...