Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Ершова Татьяна Анатольевна

Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx246.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения

в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)

Учитель: Ершова Т. А., МБОУ «СОШ № 18» г. Бийска

Тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Цель урока:

Образовательная

Создание условий для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; совершенствование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

Развивающая

Развитие речи, развитие эмоциональной чуткости учащихся, тонкости восприятия художественной речи, творческого воображения, развитие навыков учебного сотрудничества.

Воспитательная

Воспитание нравственно-эстетического отношения к природе, уважения к чужому мнению; воспитание положительного отношения к чтению как виду речевой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, карточки со смайликами, конверты с «красками», рисунки палитры

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Эмоциональный настрой на урок.

- Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)

- Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят? (Высказывания детей.)

- Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

III. Работа по теме урока.

1. Формулирование темы и целей урока.

- Фамилия этого поэта вам знакома с ранних детских лет. Кто этот поэт?

(На доске ребус. Ответ: Пушкин.)

- Сегодня мы прикоснёмся к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, со стихотворениями которого начали знакомиться в первом классе, и познакомимся ещё с одним произведением.

2. Вхождение в тему.

- А.С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1789 года. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Саша начал сочинять стихи, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Радионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать сидя рядом с Ариной Радионовной.

Посмотрите на портрет Пушкина, который был выполнен русским живописцем, современником поэта Василием Андреевичем Тропининым. Считается, что это самый удачный портрет, очень точно передающий облик Пушкина: открытое, умное и вдохновенное лицо, очень внимательные глаза, проницательный взгляд, очень выразительная рука, рука человека, обладающие большой силой воли.

Произведения А. С. Пушкина обладают интересным свойством: чем больше читаем их, тем больше открываем для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

3. Первичное восприятие произведения.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Зимнее утро». В каком разделе находится оно? («Учимся наблюдать и копим впечатления»)

- Как вы думаете, а какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Высказывания учащихся.)

- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

(Звучит аудиозапись. Видеоряд.)

4. Обмен впечатлениями.

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

весёлое

восторженное

грустное

мечтательное

печальное

радостное

спокойное

тоскливое

шутливое

СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ

бодрое

тревожное

- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

(Чтение учащимися про себя.)

6. Словарная работа.

- Какие слова требуют разъяснения?

Возможные варианты:

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон

мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек

нынче – сейчас

бурый – оттенок коричневого

вечор – чтение в толковом словаре

предадимся – чтение в толковом словаре

- Мише непонятны некоторые строчки. Давайте прочитаем об этом в учебнике (с. 45 – 46.)

Северная Аврора: Аврора - древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.

Северная звезда - так называют планету Венеру.

7. Анализ лирического стихотворения.

- Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.

- Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении? (5)

- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)

- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

- Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение.)

- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)

- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

Настроение

радостное              печальное                

бодрое                    тревожное

- Как называется этот приём, используемый автором?

- Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик.)

- Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое.)

- Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение.)

- Приведите примеры.

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное.)

- Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

- Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет.)

- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)

- Кто помнит, как называется этот литературный приём? (Звукопись)

- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей.)

- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?

- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Какой вывод можно сделать:

  1. это стихотворение о красоте зимнего утра;
  2. это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

8. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покружились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И считать мы начинаем.

9. Работа над выразительностью чтения.

- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

- Что надо передать при чтении первой строфы?

- А второй строфы?

- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?

(Выразительное чтение у доски 5 учащихся.)

- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя?

10. Игра «Художники».

Работа в парах.

- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам на до нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.

- Почему выбрали именно эти цвета?

Ответы:

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)


2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)


3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)


4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)


5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)

IV. Комментирование домашнего задания.

- Какое домашнее задание вам хотелось бы выполнить?

- Предлагаю на выбор:

1) подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая настроение героя;

2) выучить наизусть;

3) нарисовать иллюстрацию;

4) сочинить своё стихотворение «Зимнее утро».

V. Рефлексия.

- Покажите карточкой, с каким настроением вы уходите с этого урока. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)

- Чем запомнился урок?

- Что показалось вам важным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!

Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)...

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...