Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 405.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели урока:
ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;
развивать умение работать в группе;
воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукции картин И.Левитана, А.Саврасова, И.Грабаря
выставка книг об осени;
рисунки и поделки на тему «Осень»;
карточки с текстами и словами;
запись П.Чайковский «Времена года»;
запись на доске цветными мелками: «Люблю природу русскую.
Осень»;
учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»
Ход урока
1 Организационный момент.
2.Подготовка к восприятию нового материала.
-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»
-А какая узкая тема входит в эту большую тему? (Осень)
Краски осени волновали сердца художников, поэтов, писателей, музыкантов. Посмотрите, какие картины написали художники.
Апполлинарий Михайлович Васнецов « Осень»
Исаак Ильич Левитан «Осень»
Иван Иванович Шишкин «Золотая осень»
-Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком сне пойдёт речь?
Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает зверобой,
Опадает клён.
-Как же люди назовут этот сон? ( Люди называют этот сон словом осень.)
- Подтвердите словами из текста, что это осень. (Между летом и зимой бывает осень)
- Какие осенние месяцы вы знаете? ( Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какой сейчас идёт месяц? ( Сейчас октябрь.)
- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».
- Почему? (Правильно, потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)
-А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!
3.Проверка домашнего задания
-А теперь закройте глаза и представьте, что вы в лесу.(звучит музыка)
-Мы идём в самую гущу леса, под ногами пёстрый ковёр из листьев, ветерок качает деревья, и они осыпают нас золотыми листьями, как бы приветствуя. И вот мы на полянке. Откройте глаза и угадайте, что же мы увидели.
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
Расскажите о них стихи, которые вы приготовили дома.
Посмотрите, наш класс украшен листьями.
Посмотрите, какие они красивые. Осень подарила нам листья разноцветные, но среди них есть те, которые осенью в природе не встречаются. Поиграем в игру «Найди лишнее». Я получила конверт, в котором листочки с описанием листьев.
Пожелтелые чёрные сухие синие
Золотые багряные жёлтые
Коричневые красные яркие
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.(садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели (поднимаются, кружатся, машут руками)
И на землю снова сели.(садятся за парты)
4. Знакомство с автором произведения.
-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – прозаика М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.
-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.
Подготовительная работа
-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.
-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
Про-буж-да-ет- ся пробуждается
Па-ра-шю-тик парашютик
Раз-ле-те-лись разлетелись
Пе-ре-лёт-ные перелётные
-Прочитайте скороговорку сначала по слогам медленно, затем быстро целыми словами:
Убежала в норку мышка,
Спать залёг в берлогу мишка.
-Откройте учебники на стр. 78 , найдите рассказ М.Пришвина «Осеннее утро» .
- Прочитайте произведение про себя.
Первичное чтение.
Беседа после чтения.
-Можно ли этот рассказ отнести к нашей теме? (Да, здесь говорится об осеннем утре)
-Нравится ли вам наблюдать, как падают листья? ( Мы наблюдали на прогулке как падают листья и играли с сухими листьями)
Работа с текстом. Анализ.
- Чтение рассказа учителем.
-Какое настроение вызвало у вас это произведение? (Стало грустно)
- Чтение 1 абзаца учащимися вслух.
- Как летят листики с липы?
- Прочитайте, как автор описывает падение листьев?
- Найдите второе предложение и прочитайте.
-Как вы понимаете слова автора «день открывает глаза» (описывается утро, солнце ярче светит лучами)
-С чем сравнивает автор летящие листья? ( листики летят как парашютики, мотыльки, как винтики, сравнивает с перелётными птицами)
3.-Прочитайте про себя второй абзац и скажите: сколько здесь предложений?(1)
- Правильно, одно предложение, но посмотрите, как много оно нам говорит! Прочитаем его вслух.
- Как вы думаете, кто стоял на берегу? (Стоял человек. Стоял М. Пришвин)
-Автор стоял один? Как он стоял? Покажите.
- А вы видели, когда люди так делают? Когда? (Когда болит сердце, человек переживает из-за чего-нибудь)
-Давайте положим руку на сердце и подумаем, почему Пришвин так сделал? (Болит сердце, но не физически, а от грусти)
-Говорят, что у каждого человека есть душа. Как вы понимаете, что такое душа?
-Её никто не видел, но как будто бы она живёт у нас в сердце.
-Душа - без тела, невидимая, бессмертная сила, имеющая самостоятельную жизнь от тела. Говорят, что когда человек умирает, душа остаётся.
Прочитайте на доске фразеологизмы:
Душа нараспашку. (очень простой)
Душа в душу. (хорошо)
Душа болит. (неспокойно)
Да, душой автор как бы улетает вместе с листьями и птицами.
-Как вы думаете, какое у него было настроение? (У автора было грустное настроение)
- Как это грустно?
-А вам бывает грустно? Когда?
-А как автор прощается с листьями? (Он как бы шепчет: «Летите, летите!»)
Работа с 4 абзацем.
Чтение вслух.
-Объясните, как это «бабье лето» осенью? (Последние тёплые дни)
- А сейчас вы ещё раз прочитайте этот рассказ и скажите мне, сколько раз в нём повторяется слово «утро»? (ни разу)
-А почему Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»?
Какие слова нам подсказывают об этом? ( День открывает глаза, долго день пробуждается)
Дома научитесь выразительно читать этот рассказ.
Итог урока:
-За хорошую работу на уроке я вам дарю листочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"
Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения...
конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"
Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .Тема урока:" А.С. Пушкин «Зимнее утро"
урок по литературному чтению...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...
Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"
При изучении стихотворения нужно добиваться, чтобы ни одно слово не осталось непонятным в своем прямом и переносном значении, чтобы каждый задумался над закономерностью его употребления.Мысль может бы...