Конспект урока литературного чтения "М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»." (1 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения.
Тема: М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока».
Цели деятельности учителя:
- формировать у учащихся умение определять основную мысль текста;
- продолжить обучение краткому пересказу текста;
Планируемые результаты
Личностные:
-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
- работать над проговариванием слов, над техникой и выразительностью чтения;
- учить бережному отношению к природе, познакомить с понятием экология;
- развивать воображение, мышление.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Оборудование: учебник «Азбука» часть 2 В.Г. Горецкий, видео –физминутка, учебная презентация.
Этап урока. Методы. Приемы. | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 м | Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Ребята, какое у вас сейчас настроение? Покажите мне на ваших смайликах. - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. | Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на урок. | Л: самоопределение; Р: целеполагание. |
2. Мотивационный этап Словесный: слово учителя Практический: работа с чистоговоркой, скороговркой | 4 м 5 м | Работа с чистоговоркой, скороговоркой. Повторяйте за мной. Кно – кно – кно – открывай скорей окно. Он – он – он – ходит, бродит серый слон. Лью – лью – лью - все цветочки я полью. Ят – ят – ят – дети хором говорят. Теперь прочитайте хором. Прочитайте. Прочитаем все вместе. Три сороки – тараторки Тараторили на горке. | Проговаривать чистоговорку, скороговорку. | К: планирование учебного сотрудничества; П: развитие умения анализировать познавательный объект; |
3. Актуализация знаний Словесный: слово учителя
| 8 м | С творчеством какого автора мы знакомились на прошлом уроке? Какие произведения вы помните? Какое было домашнее задание? Повторите, будем читать выразительно. (Опрос 2- 3 уч-ов) | Отвечать на вопросы. Читать выразительно. | П: структурирование знаний; П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; |
4. Постановка учебной задачи, целеполагание Словесный: слово учителя Практический: работа с предложением Динамическая пауза | 10 м 2 м | Если речка голубая, Пробудилась ото сна И бежит, в полях сверкая, Значит к нам пришла … - «Весна». Если снег везде растаял И трава в лесу видна И поет пичужек стая Значит к нам пришла… - «Весна». - Ребята, а почему я именно эти загадки вам предложила сегодня? - За окном настоящая весна. Сегодня мы будем и говорить, и читать о весенней природе. - Кто любит это время года? За что? Красоту этого времени года воспевали поэты в стихотворениях, композиторы сочиняли красивую музыку о весне, а художники отражали эту красоту в картинах. «Тает снег, а в поле бежит весенний ручей. Весна полностью вступает в свои права, пышно цветет природа, появляется молодая зелень». У весны есть разные периоды: ранняя весна, поздняя весна. Посмотрите за окно, что происходит в природе? Сейчас какая весна? (ранняя) - Ребята, давайте составили названия весенних месяцев, в нужном порядке. Так как они следуют друг за другом. 1. март 2. апрель 3. май Самуил Яковлевич Маршак в цикле «Круглый год» каждому месяцу посвятил свое стихотворение. Наши предки – славяне называли по-другому весенние месяцы. «травень» «цветень» «березозол» - Как вы думаете, какое название соответствовало каждому месяцу? Почему? Март – «березозол» Апрель – «цветень» (все зацветает) Май – «травень» (появилось много травы густой и сочной). Динамическая пауза Видео – физминутка. | Читать стихотворения. Отвечать на вопросы. Слушать учителя. | Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; |
5. Решение частных задач Словесный: слово учителя Практический: работа с текстом Практический: работа с заданием Практический: работа с тестом | 7 м 3 м 4 м | Откройте учебники на стр. 102. Кто изображен на иллюстрации? (художник) - что он делает? (рисует) - а как вы думаете, что он рисует? (природу). Этот человек любит родную природу и рисует ее, а писатель М. М. Пришвин тоже любил свою природу. Посмотрите на портрет писателя, прочитайте о нем в учебнике. О ком и о чем рассказывал М. М. Пришвин в своих книгах? - (о жизни растений, животных, об отношениях человека к родной природе) - как надо относиться к природе? - ребята, прочитайте название текста? (Предмайское утро) - как понимаете это выражение? Давайте прочитаем с выражением. Какое настроение вызывает весна? (радостное), прочитаем с радостью. В тексте будут встречаться слова: горизонт, на доске, карточка, зеленя. Мы уже знакомы с этим словом, кто помнит, что оно обозначает? Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей. Зеленя. – От какого слова? (цвет - зеленый). Поля, засеянные под зиму (осенью), с приходом весны очень зеленая молодая поросль. Текст читает учитель. Дети слушают. - Что вы представили, когда я читала текст? Какие бы взяли краски, чтобы нарисовать весеннюю картинку? Сейчас вы будете сами читать текст, карандашом отметьте, чем нас радует каждый месяц? Почему автор так написал? Найдите в тексте какими красками описывает это утро? Трава – зеленеет. Березы – шоколадного цвета. Почки – густые. А какой лес в тексте? (не одет, но… почки). Как вы это представляете? На каких деревьях в лесу появляется первая зелень (на ивах) верба. Какое выражение использует автор, чтобы передать красоту первой зелени? (чуть дымится первая зелень) Чтобы почувствовать красоту природы, как надо прочитать? (целыми словами, с чувством хорошего настроения). Учебник стр. 103 - Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст? Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия. М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям. И сегодня мы будем знакомиться с еще одним произведением М. М. Пришвина « Глоток молока» Прочитаем хором ключевые слова Лада, молоко, заболела, ласка, спасли жизнь - Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ? Чтение текста. - Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ? (дети делятся своими впечатлениями) - Закройте глаза и представьте эту картину, чтобы вы нарисовали? Совпали ли наши предположения? Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?» Повторное чтение по абзацам. Беседа в ходе чтения. А) – Кто такая Лада? Что с ней случилось? Как понимаете слово отвертывалась? Б) – Кого позвали к Ладе? - Как Лада отреагировала на появление автора ? - Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные) В)- Что сказал автор Ладе ? Как Лада отреагировала на слова автора ? Беседа после чтения. - От чьего имени ведётся рассказ? Дома подготовите пересказ от имени Лады. - А в чем совпали или не совпали первые предположения ? - В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется « уметь читать между строк ». Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: « Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?» - Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе? - Так что же помогло Ладе? - Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке. - Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться). - Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных) | Читать текст. Отвечать на вопросы. Высказывать свое мнение. Работать с иллюстрацией. Слушать учителя. Читают текст. Отвечают на вопросы. Отвечать на вопросы. | К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи; К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; П: развитие умения анализировать познавательный объект; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. Словесный: слово учителя | 1 м | С творчеством каког писателя мы сегодня знакомились? Какие рассказы прочитали? - Продолжите предложение: Я научился….. Теперь я хотел бы ещё узнать… |
Проводить анализ учебной деятельности. | Л: определяют личностный смысл изучения темы; Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М. М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока
технологическая карта урока...
Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»" Школа России
Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»" Школа России...
Технологическая карта урока по теме: М.М.Пришвин "Предмайское утро", "Глоток молока"
Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, его произведениями, развития речи, памяти и логического мышленияТип урокаРешение учебной задачиПлани...
Презентация к уроку М. М. Пришвин "Предмайское утро", "Глоток молока".
Презентация к уроку М. М. Пришвин "Предмайское утро", "Глоток молока". Данный ресурс создан для учащихся 1 класса УМК "Школа России". Ресурс составлен на основе конс...
Конспект урока литературного чтения "Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха" + презентация (2 класс, Школа России)
Конспект урока литературного чтенияТема: Б.Заходер "Песенки Винни-Пуха"Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о творчестве Б.Заходера; ознакомление с произведением "...
Конспект урока по Литературному чтению. Тема: М.М. Пришвин «Предмайское утро; Глоток молока» (1 класс)
Цель урока: знакомство с творчеством М. М. Пришвина; знакомство с произведением «Предмайское утро» и «Глоток молока»; умение читать выразительно и по ролям;Планируемые результа...
Отношение человека к родной природе, животным (по произведениям М.М. Пришвина «Предмайское утро» «Глоток молока») (1 класс)
Знакомство учащихся с творчеством М.М. Пришвина и его произведениями. Формирование умения определять основную мысль рассказа....