Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Цель: познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер»; развивать образное мышление, воображение; воспитывать любовь к чтению.
УУД:
Личностные:
- развитие навыков познания через художественное произведение.
Познавательные:
- умение выделять основные структурные компоненты художественного текста, видеть логику в развитии сюжета, умение анализировать объект, подводить под понятие, рассуждать и делать выводы.
- способствовать развитию навыков осознанного чтения;
Регулятивные:
- волевая саморегуляция, мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные:
- умение использовать разные виды чтения для решения учебной задачи, умение строить речевое высказывание в письменной форме.
Оборудование: учебник, портрет Пушкина, картины.
Ход урока
I. Мобилизующая часть
1. Приветствие
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
- Чтение стихотворений наизусть.
2. Разминка речевого аппарата
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
- Произнесите скороговорку про себя.
- А теперь хором, шепотом.
- Чуть- чуть громче и быстрее.
- Громко и быстро.
- А теперь, отдельный ученик попробует произнести эту скороговорку с огорчением.
- А теперь, с чувством радости.
- Молодцы, немного отдохнули.
2. Постановка темы и цели урока
На доске висит портрет А. С. Пушкина.
- Чей портрет висит на доске?
- Что вы знаете об этом человеке?
- Какие его произведения вы знаете?
- Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями Пушкина.
III. Работа с текстом до чтения
1. Прогнозирование
- Первое произведение называется «Зимнее утро». Как вы думаете, о чём оно?
- А второе произведение называется «Зимний вечер». Как вы думаете, чем будет отличатся это стихотворение от первого?
- Эти стихотворения противоположны по названию и содержанию. Это называется контраст. Контраст – это противоположность в каком – либо отношении. (высокий – низкий, чёрный – белый)
IV. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное восприятие текста
- Откройте стр. 88 в учебнике. Я буду читать стихотворение, а вы следите за мной.
- Правильны ли были ваши предположения о том, что говориться в стихотворении?
Словарная работа.
- Сомкнуты – закрыты;
- Аврора – богиня утренней зари в Риме
- Вечор - вечер
- Янтарный - желтый, солнечный
- Предадимся бегу – поедем.
2. Самостоятельное чтение
Чтение по четверостишьям.
3. Беседа по содержанию
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую картину вы представили?
- Какие картины изображаются в стихотворении? Как выглядит комната в это утро?
- Какое чувство испытывает поэт?
- Найдите описание снега?
- Объясните словосочетание «лес прозрачный».
- Объясните «комната янтарным блеском озарена».
Физкультминутка
V. Работа с текстом после чтения
1. Беседа
- Что хотел передать автор в своём стихотворении?
- Смог ли он передать красоту и любовь к родным местам?
VI. Творческое задание
Учитель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением зимней поры.
- Найдите строчки из стихотворение подходящие к этой картине.
VII. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное восприятие текста
- Откройте стр. 90 в учебнике. Я буду читать стихотворение, а вы следите за мной.
- Правильны ли были ваши предположения о том, что говориться в стихотворении?
Словарная работа
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
2. Самостоятельное чтение
Чтение по четверостишьям.
3. Беседа по содержанию
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую картину вы представили?
- Какие картины изображаются в стихотворении?
- От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)
- Какое настроение у рассказчика? (грустное)
VIII. Работа с текстом после чтения
1. Беседа
-Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)
- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:
(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;
(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;
(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.
-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)
-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое
существо, сочувствует героям произведения)
- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)
- Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки.
- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)
IX. Творческое задание
Учитель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением зимней поры.
- Найдите строчки из стихотворение подходящие к этой картине.
X. Итог урока
- Со стихами какого поэта вы познакомились?
- Какие чувства возникли у вас, после прочтения стихов?
XI. Домашнее задание
- Готовится к выразительному чтению двух стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!
Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)...
Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс
Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...
Урок литературного чтения А.С. Пушкина "Зимний вечер"
Урок литературного чтения. Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"...
Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».
Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина, ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...
Технологическая карта урока литературного чтения : И.З. Суриков «Детство». Прием звукозаписи как средство выразительности. Настроение. Интонация стихотворения.
Урок по духовно-нравственному воспитанию...
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...
Урок литературного чтения. А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Урок литературного чтения. А.С.Пушкин "Зимнее утро", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»....