Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Петрова Валентине Владимировна

Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_lit.chteniya_s.esenin._s_dobrym_utrom.zip659.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Горковская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения

Сергей Есенин

«С добрым утром!»

Учитель: Петрова В.В.

Урок литературного чтения Сергей Есенин «С добрым утром!»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «С добрым утром»; объяснить значение новых слов; учить работать со словарями; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.
  • Воспитывать любовь к родной природе, поэзии.
  • Развивать воображение, память; помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту слова, поэзии; развивать навык слушания, формировать умение видеть образные языковые средства—метафоры, олицетворения, сравнения.

Оборудование:

  • Толковый словарь С.И. Ожегова, этимологический словарь, толковый словарь Н.М. Неусыповой.
  • Портрет С.Есенина, мультимедиа (затон, заводь, плетень, перламутр, раковины морские, искусственный жемчуг).
  • Учебник «Литературное чтение. Часть I. 3 класс. Автор: Чуракова Н.А.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

 У.  Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия?

Д. Поэзия—это стихи.

У. Давайте посмотрим, как раскрывается его значение в словаре С.И. Ожегова (Дети зачитывают значение слова из толкового словаря С.И. Ожегова)

  • Поэзия—стихи, произведения, написанные стихами.
  • Поэзия—красота или прелесть чего-либо. (Слайд 2)

     В словаре собрано и объяснено более 70 тыс. слов. Словарь должен быть всегда под рукой, ведь в нём мы можем посмотреть значение некоторых слов. Специально для начальной школы есть  словарик (показать) Нины Матвеевны Неусыповой.

Посмотрите на доску и расшифруйте фамилию великого русского поэта, с чьим стихотворением мы сегодня познакомимся.

НИНЕСЕ--Есенин (Слайд 2)

Да, ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Сергея Есенина (Слайд 3).

В этом имени—слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь—рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут— «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты.   Н.Браун.

- Посмотрите на портрет С.Есенина и попробуйте сказать, какой он? (Высказывания детей)

- Вспомните, какие стихотворения С. Есенина вы уже читали и учили наизусть?

- Догадайтесь, что он особенно любил? (Русскую природу, Родину)

-А знаете почему? Родился Сергей в живописных окрестностях старинного села Константинова Рязанской области. С самого детства он умел видеть красоту родного края, окружающей природы, умел удивляться и восхищаться увиденным. К сожалению, Есенин погиб рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.

 - И сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина «С добрым утром». Мы попробуем открыть для себя мир этого поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.

3.Работа по теме урока.

    а) Подготовка к восприятию.

    -Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

      б)Чтение и анализ стихотворения.

    -Послушайте, как изобразил картину утра С.Есенин. Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили? (Учитель читает стихотворение медленно, затем дети—про себя).

   -Красивое стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями.

   -Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт?

    -Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.

    в) Лексическая работа ( работа со словарём)

Затон—вдавшийся в берег речной залив; заводь. (Слайд 4)

Брезжить—слабо светиться, светать.
Заводь—небольшой залив в реке с замедленным движением (Слайд 5)

Румянить—покрываться розово-красным цветом.
Небосклон—часть неба над горизонтом.
Плетень—изгородь из плетённых прутьев и ветвей (Слайд 6)

Перламутр—твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с пере-ливчатой окраской. По этимологическому словарю перл-(старинное значение) жемчуг. Слово немецкое Perle-жемчужина+ Mutter-мать. Мать жемчужины. Перламутровый цвет—серебристо-розовый (Слайд 7)

Разберём первое четверостишие.
«Задремали звёзды золотые»--Звёзды могут задремать?
Это литературный приём—
олицетворение. Что такое олицетворение? (Слайд 8) Изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.

Как написано стихотворение? Красиво, образно!

Как чувствуем красоту? Через слово. Подберите синонимы к словам. Что такое синонимы? (Слова—близкие по значению, разные по звучанию).

Затон—залив, заводь.

Брезжит—рассветает, светится.

Разберём второе четверостишие.

Каждая строка—олицетворение и развёрнутая метафора. Метафора—переносное значение слова.

В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в  вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она  рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется.

Третье четверостишие.

Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налётом).

Есенинская поэзия образная, бытовая, даже крапива шепчет «С добрым утром!»

Вроде слова обычные, а в то же время не совсем.

Часто в своих стихах Сергей Есенин описывает очень красивое дерево. Какое?  (Берёзу)

Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками?Вчитаемся и определим цветовую гамму:

Белый цвет—белые берёзки.

Красный, малиновый—румянит сетку небосклона.

Жёлтый, золотой—звёзды золотые.

Зелёный—серёжки, крапива.

Серебряный—росы.

Перламутр—серебристо-розовый.

8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками , а т.ж. звуками наполнены  есенинские стихи (тишина, шелест, шёпот)

Вот такое замечательное стихотворение мы узнали.

-Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (В названии—общее

настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только Крапива, это вся Природа говорит человеку: «С добрым утром!» 

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию, подтвердить её словами из текста.

5. Итог урока. (Слайд 9)

-Какие чувства у читателя пробуждают произведения Сергея Есенина?

-Да, Есенин поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант—открывать и дарить эту красоту другим. Сергей Есенин любим в нашей стране. Его произведения постоянно переиздаются, ему ставят памятники. Память о Сергее Есенине жива в сердце русского человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...

Урок литературного чтения. А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Урок литературного чтения. А.С.Пушкин "Зимнее утро", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»....