Урок литературного чтения. С. Есенин. С добрым утром!
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Разработка урока литературного чтения. С.Есенин. С добрым утром! (с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.chteniya_s.esenin._s_dobrym_utrom.zip | 659.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Горковская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения
Сергей Есенин
«С добрым утром!»
Учитель: Петрова В.В.
Урок литературного чтения Сергей Есенин «С добрым утром!»
Цели урока:
- Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «С добрым утром»; объяснить значение новых слов; учить работать со словарями; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.
- Воспитывать любовь к родной природе, поэзии.
- Развивать воображение, память; помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту слова, поэзии; развивать навык слушания, формировать умение видеть образные языковые средства—метафоры, олицетворения, сравнения.
Оборудование:
- Толковый словарь С.И. Ожегова, этимологический словарь, толковый словарь Н.М. Неусыповой.
- Портрет С.Есенина, мультимедиа (затон, заводь, плетень, перламутр, раковины морские, искусственный жемчуг).
- Учебник «Литературное чтение. Часть I. 3 класс. Автор: Чуракова Н.А.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
У. Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Что же такое поэзия?
Д. Поэзия—это стихи.
У. Давайте посмотрим, как раскрывается его значение в словаре С.И. Ожегова (Дети зачитывают значение слова из толкового словаря С.И. Ожегова)
- Поэзия—стихи, произведения, написанные стихами.
- Поэзия—красота или прелесть чего-либо. (Слайд 2)
В словаре собрано и объяснено более 70 тыс. слов. Словарь должен быть всегда под рукой, ведь в нём мы можем посмотреть значение некоторых слов. Специально для начальной школы есть словарик (показать) Нины Матвеевны Неусыповой.
Посмотрите на доску и расшифруйте фамилию великого русского поэта, с чьим стихотворением мы сегодня познакомимся.
НИНЕСЕ--Есенин (Слайд 2)
Да, ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Сергея Есенина (Слайд 3).
В этом имени—слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь—рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут— «Сергей Есенин»,
Всей России встают черты. Н.Браун.
- Посмотрите на портрет С.Есенина и попробуйте сказать, какой он? (Высказывания детей)
- Вспомните, какие стихотворения С. Есенина вы уже читали и учили наизусть?
- Догадайтесь, что он особенно любил? (Русскую природу, Родину)
-А знаете почему? Родился Сергей в живописных окрестностях старинного села Константинова Рязанской области. С самого детства он умел видеть красоту родного края, окружающей природы, умел удивляться и восхищаться увиденным. К сожалению, Есенин погиб рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.
- И сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина «С добрым утром». Мы попробуем открыть для себя мир этого поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.
3.Работа по теме урока.
а) Подготовка к восприятию.
-Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?
б)Чтение и анализ стихотворения.
-Послушайте, как изобразил картину утра С.Есенин. Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили? (Учитель читает стихотворение медленно, затем дети—про себя).
-Красивое стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями.
-Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт?
-Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.
в) Лексическая работа ( работа со словарём)
Затон—вдавшийся в берег речной залив; заводь. (Слайд 4)
Брезжить—слабо светиться, светать.
Заводь—небольшой залив в реке с замедленным движением (Слайд 5)
Румянить—покрываться розово-красным цветом.
Небосклон—часть неба над горизонтом.
Плетень—изгородь из плетённых прутьев и ветвей (Слайд 6)
Перламутр—твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с пере-ливчатой окраской. По этимологическому словарю перл-(старинное значение) жемчуг. Слово немецкое Perle-жемчужина+ Mutter-мать. Мать жемчужины. Перламутровый цвет—серебристо-розовый (Слайд 7)
Разберём первое четверостишие.
«Задремали звёзды золотые»--Звёзды могут задремать?
Это литературный приём—олицетворение. Что такое олицетворение? (Слайд 8) Изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.
Как написано стихотворение? Красиво, образно!
Как чувствуем красоту? Через слово. Подберите синонимы к словам. Что такое синонимы? (Слова—близкие по значению, разные по звучанию).
Затон—залив, заводь.
Брезжит—рассветает, светится.
Разберём второе четверостишие.
Каждая строка—олицетворение и развёрнутая метафора. Метафора—переносное значение слова.
В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется.
Третье четверостишие.
Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налётом).
Есенинская поэзия образная, бытовая, даже крапива шепчет «С добрым утром!»
Вроде слова обычные, а в то же время не совсем.
Часто в своих стихах Сергей Есенин описывает очень красивое дерево. Какое? (Берёзу)
Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками?Вчитаемся и определим цветовую гамму:
Белый цвет—белые берёзки.
Красный, малиновый—румянит сетку небосклона.
Жёлтый, золотой—звёзды золотые.
Зелёный—серёжки, крапива.
Серебряный—росы.
Перламутр—серебристо-розовый.
8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками , а т.ж. звуками наполнены есенинские стихи (тишина, шелест, шёпот)
Вот такое замечательное стихотворение мы узнали.
-Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (В названии—общее
настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только Крапива, это вся Природа говорит человеку: «С добрым утром!»
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию, подтвердить её словами из текста.
5. Итог урока. (Слайд 9)
-Какие чувства у читателя пробуждают произведения Сергея Есенина?
-Да, Есенин поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант—открывать и дарить эту красоту другим. Сергей Есенин любим в нашей стране. Его произведения постоянно переиздаются, ему ставят памятники. Память о Сергее Есенине жива в сердце русского человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс
Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...
Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"
Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....
Литературное чтение. С. Есенин С добрым утром.
Урок был проведён в 4 классе....
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...
Урок литературного чтения. А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Урок литературного чтения. А.С.Пушкин "Зимнее утро", 3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»....