конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России".постаралась выстроить методически правильно, использовала работу со словарем, работа в парах, самооценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._pushkin.docx | 20.59 КБ |
3_kl._pushkin.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Карасукского района Новосибирской области
Шапаренко Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
Цели:
- продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
Задачи:
1. прививать детям любовь к поэзии
- развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
- учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
- учить самооценке
- учить умение работать с учебником, понимать задания , ставить задачи
- слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику , адекватно на нее реагировать.
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин
- портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков
- картина художника Н.В.Ильина.
- рисунки ребят.
- толковые словари.
- музыкальное сопровождение для физминутки
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
Солнышко лучистое
Заглянуло в класс.
Весело ребяткам стало всем сейчас.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
II. Проверка домашнего задания.
Речевая разминка.
Упражнения на дыхание, чтение чистоговорки.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
3.Оценка.
Класс оценивает аплодисментами выступления одноклассников.
III. Изучение нового материала.
- Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Когда вы с ним познакомитесь, скажите , какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
- Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
Учитель выразительно читает стихотворение.
Задание: послушайте и подчеркните непонятные вам слова.
3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вызвало у вас?
-Какую картину вы представили?
-Какие слова вам не понятны?
4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
IV. Физкультминутка. Музыкальная.
5. Беседа по содержанию стихотворения.
1) Какое настроение у героя-рассказчика?
2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?
3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?
6. Обучение выразительному чтению.
- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.
4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.
Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.
То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.
Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?
6) Какими словами он называет ее?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будем веселей.
Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?
8) Как вам кажется , для чего он это сделал?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Работа в парах.
Прочитайте по очереди в паре друг другу отрывок из стихотворения, подскажи напарнику, где с какой интонацией надо читать.
Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.
5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Итог урока.
Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.
-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)
-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:
- Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
- Кблк (кобылка - первое стихотворение)
- Крвл (кровля - второе стихотворение)
- Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
- Птнк (путник - второе стихотворение)
- Птн (пятно- первое стихотворение)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…
VI. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».
Выучить стихотворение по желанию.
Спасибо! Урок закончен!
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Карасукского района Новосибирской области
Шапаренко Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
Цели:
- продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
Задачи:
1. прививать детям любовь к поэзии
- развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
- учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
- учить самооценке
- учить умение работать с учебником, понимать задания , ставить задачи
- слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику , адекватно на нее реагировать.
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин
- портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков
- картина художника Н.В.Ильина.
- рисунки ребят.
- толковые словари.
- музыкальное сопровождение для физминутки
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
Солнышко лучистое
Заглянуло в класс.
Весело ребяткам стало всем сейчас.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
II. Проверка домашнего задания.
Речевая разминка.
Упражнения на дыхание, чтение чистоговорки.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
3.Оценка.
Класс оценивает аплодисментами выступления одноклассников.
III. Изучение нового материала.
- Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Когда вы с ним познакомитесь, скажите , какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
- Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
Учитель выразительно читает стихотворение.
Задание: послушайте и подчеркните непонятные вам слова.
3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вызвало у вас?
-Какую картину вы представили?
-Какие слова вам не понятны?
4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
IV. Физкультминутка. Музыкальная.
5. Беседа по содержанию стихотворения.
1) Какое настроение у героя-рассказчика?
2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?
3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?
6. Обучение выразительному чтению.
- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.
4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.
Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.
То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.
Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?
6) Какими словами он называет ее?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будем веселей.
Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?
8) Как вам кажется , для чего он это сделал?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Работа в парах.
Прочитайте по очереди в паре друг другу отрывок из стихотворения, подскажи напарнику, где с какой интонацией надо читать.
Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.
5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Итог урока.
Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.
-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)
-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:
- Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
- Кблк (кобылка - первое стихотворение)
- Крвл (кровля - второе стихотворение)
- Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
- Птнк (путник - второе стихотворение)
- Птн (пятно- первое стихотворение)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…
VI. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».
Выучить стихотворение по желанию.
Спасибо! Урок закончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...