Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: С.А.Клычков. Стихи.
методическая разработка по чтению (3,4 класс) по теме

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "С.А. Клычков Стихи." поможет  учителям  начальных классов при работе на уроках . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

   Тема: С.А.Клычков. Стихи.

   Цели урока: познакомить со стихами С. Клычкова о весне; развивать навыки выразительного чтения, внимание к образным средствам языка; обогащать словарный запас детей; продолжать формировать навык словесного рисования.

    Оборудование: учебник, портрет поэта, рисунки-иллюстрации детей, запись музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года. Весна»

Ход урока

1.Организационный момент.

   - Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А гостям принято дарить самое лучшее, что у хозяев есть. Мы можем подарить чудесное настроение. Поприветствуйте гостей улыбкой.

2. Проверка домашнего задания:

   - Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Б.Л.Пастернака «Золотая осень» и сделать подпись строками стихотворения.

(Чтение, обсуждение иллюстраций.)

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

 - Послушайте небольшой текст и скажите, о каком времени года в нём говорится:

      В это время ласковые лучи солнца посылают на землю тепло. Снег тает, бегут весёлые ручьи, на реках – ледоход. Прилетают первые птицы. Скоро оживут леса, поля. Деревья наденут новый зелёный наряд. А птицы начнут вить гнёзда.

 - О каком времени года говорится в тексте?

 - Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать стихи?

 - Сегодня на уроке мы будем читать стихи о весне Сергея Антоновича Клычкова. Этого поэта, так же как и Сергея Есенина, часто называют деревенским поэтом. Как вы это понимаете? Как вы считаете, какая тема главная в его стихах?

4. Подготовка к восприятию нового произведения.

а) Рассказ учителя о поэте.

  - Сергей Антонович Клычков, настоящая фамилия Лешенков, родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника. Окончил сельскую школу, затем гимназию в Москве.

    Любовь к родной природе, поэтизация старинного деревенского уклада, мотивы русских народных сказок и песен характерны для ранних стихов С.А.Клычкова.

б) Изучение нового материала.

 - Ребята, стихотворения, которые мы будем сегодня читать, называются «Ранняя весна» и «Весна в лесу».

 - О чём вы подумали, когда я произнесла эти названия?

5. Звучит запись  музыки П.И.Чайковского, учитель читает стихотворение «Ранняя весна».

-Какое известное вам музыкальное произведение прозвучало?  

-Что вы увидели, пока я читала?

-Что вам понравилось в стихотворении?

-Чему удивились?

6. Подготовка к чтению. Работа с текстом.

- Прочитайте вполголоса (определить интонацию, паузы, логические ударения.)

- Парами по строкам.

-Как вы понимаете такие строки:

Упали с криками грачи.

И старый сад скороговоркой

Будили в сумраке ручьи.

Церковный пруд в снегу тяжёлом

Всю ночь ворочался и пух.

В тумане пёс протяжно лаял

На запоздавшую луну…

-Какие звуки можно услышать при чтении этого стихотворения?

-Как нужно читать это стихотворение?

7. Выразительное чтение.

 -Коллективное чтение вместе с учителем.

- 2-3 ученика целиком (обсуждение, выбрать лучший вариант).

8. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

9. Продолжение работы над новым материалом.

а) Чтение стихотворения «Весна в лесу» учителем.

- Понравилось ли вам стихотворение?

-Что вы увидели, пока я читала? (Какие  картины изображает поэт?)

-Как поэту удаётся показать, что наступает весна и природа оживает?

-Как вы думаете, с каким чувством рассказывает автор о приходе весны?

б) Повторное чтение.

-Прочитайте вполголоса (шёпотом).

в) Словарно-лексическая работа.

Утренник  утренняя заря.

Рудый ствол – растущий на сухих местах, очень прочный.

Яр – крутой, обрывистый берег реки.

Сои  сойки.

г) Подготовка к выразительному чтению.

-Что значит прочитать выразительно?

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? (Там нет пауз).

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?

-Прочитайте выразительно.

д) Выразительное чтение.

10. Итог урока.

-Какая главная тема в стихах С.А.Клычкова?

-Какое самое красивое образное выражение из стихотворений С.А.Клычкова вам запомнилось, понравилось?

-Определите, что это за выражение: метафора, олицетворение или сравнение?

    С очей согнать дрему.

    Гаснут звёзды наверху.

Домашнее задание.

- Выразительно прочитать стихотворения С.А.Клычкова, по желанию выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...