КОНСПЕКТ Логопедического занятия в 1 классе Тема:"Звуки и буквы Ш-Ж".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Цель: -Совершенствовать навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж с помощью различных анализаторов, звукобуквенного и
слогового анализа;
-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять
изученные орфограммы;
-практическое словообразование префиксальным способом;
-обучать логическому построению текста;
-воспитывать умение совместно работать в группе.
Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, проектор
картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,
«Ателье», «Уха»;
-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки
цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,
фишки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sh-zh.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Логопедического занятия в 1 классе
Тема: Звуки и буквы Ш-Ж.
Цель: -Совершенствовать навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж с помощью различных анализаторов, звукобуквенного и
слогового анализа;
-вырабатывать орфографическую зоркость и умение применять
изученные орфограммы;
-практическое словообразование префиксальным способом;
-обучать логическому построению текста;
-воспитывать умение совместно работать в группе.
Оборудование: -Демонстрационный материал: магнитофон, проектор
картинки, карточки слов, таблицы букв Ш, Ж, «Цепочки слов»,
«Ателье», «Уха»;
-раздаточный материал: фломастеры, перфокарты, карточки
цифровых рядов, мешочки с буквами Ш, Ж,
фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
У учащихся в мешочках печатные и прописные буквы Ш и Ж по одной в каждом.
-Определите букву не глядя, только на ощупь.
После того, как буквы определены, названы, на доске вывешиваются две буквы Ш и Ж.
-Какие звуки обозначают буквами Ша и Же? Назовите их. Сегодня звуки [Ш], [Ж] и буквы Ша и Же — дежурные. Продолжаем работать с ними.
II. Основная часть.
1. Характеристики звуков [Ш] и [Ж]. Сходство, различие. Тактильные ощущения при произнесении. (Сходство: согласные, парные, твердые)
(Различие: [Ш]-глухой, [Ж] -звонкий).
2. Прослушивание магнитофонной записи стихотворения В. Лунина «Что хочется лошадке» (Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина «Говорим правильно Р»).
-Послушайте и определите слова, в которых есть звуки [Ш] и [Ж]. –«Очень хочетсялошадке вместо сена и травы
Съесть на завтрак шоколадку или чуточку халвы.
Очень хочется лошадке торт слоёный на обед,
А на ужин сладкий-сладкий из пирожных винегрет.»
(Слова: шоколадка, лошадка, ужин, пирожные).
3. С помощью цифрового ряда определите место звуков [Ш], [Ж] в словах « лошадка», «ужин», «пирожные».
Учащиеся фломастером зачеркивают соответствующие цифры.
-Назовите соседей звуков [Ш] и [Ж] в этих словах.
( 1слово – а, а; 2 слово – у, ы; 3 слово – о,н).
4. Игровой момент «Поймай звук».
Если дети слышат звук, то «ловят» его ладошками в «замок», если слог, то ладошки отодвигают от себя.
5. Игровой момент «Цепочка слов».(слайд)
На экране предметные картинки со звуком [Ш]. Первое слово «душ» отмечено красным кружком, следующее слово начинается с последнего звука слова «душ» и т.д.
- Какой из «дежурных» звуков есть в каждом слове? (звук [Ш]).
Физминутка и пальцевая гимнастика.
Сначала круговые движения головой в разные стороны, затем стоя на расстоянии вытянутой руки, показывая рукой проговаривают:
Это правая рука, это левая рука;
справа- шумная дубрава,
слева- быстрая река.
Обернувшись мы, и вот- стало все наоборот:
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река,
Неужели стала правой
Моя левая рука.
Пальцевая гимнастика «Ушки зайчика», «Кошка».
8. Подбор слов с различными приставками к глаголу «шить».
-Ателье мышонка украшает витрина, по которой мы можем определить, какие заказы надо выполнить мышонку. Назовите предметы одежды, определите, какой из «дежурных» звуков есть в словах. (Шуба, джинсы платье, шапка, шорты, жакет)
-Что нужно сделать мышонку?
(Наклейку нашить, карман пришить, вишенки вышить, шорты сшить, платье подшить. вешалку пришить).
9. Работа с деформированным текстом «Уха». (слайд с текстом)
«Хороша уха! Жора угостил Машу. Мама сварила уху. Папа поймал щуку и ерша».
Обучение построению логической последовательности действий с помощью сюжетных картинок. Выяснить основную мысль рассказа, последовательность событий, проиллюстрировать сюжетными картинками.
Чтение текста в правильной последовательности: «Папа поймал щуку и ерша. Мама сварила уху. Жора угостил Машу. Хороша уха!»
-Назовите слова с «дежурными» буквами.
III. Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
(Учились различать звуки [Ш] и [Ж] и буквы (Шa-Же).
Игровой момент «Пароль на выход»
- Назовите слова с противоположными звуками: уши- (ужи). жар- (шар), шаль -….(жаль), жить- …(шить), крушить- ….(кружить), Луша- …(лужа).
-Вы все хорошо работали на занятии.
Рефлексия деятельности:
- Дорисуйте смайлики, оценивая, как вам работалось на занятии.
УХА
Хороша уха! Жора угостил Машу. Мама сварила уху. Папа поймал щуку и ерша.
Литература:
- Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина «Говорим правильно Р», М.2002г.
- Л.М.Козырева, тетрадь для логопедических занятий «Различаем глухие и звонкие согласные», М. Ярославль, «Академия, К», 1999г.
- Л.Н.Зуева, Н.Ю.Костылёва, О.П.Солошенко «Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников», М. Астрель-АСТ, 2001г.
Конспект логопедического занятия с первоклассниками, имеющими недоразвитие фонематического восприятия речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие зрительных дифференцировок на материале букв О-А, звуков [О-А]"
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Лексическая тема "Дикие животные северных и южных стран"....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (1 КЛАСС) ТЕМА: «ЗВУКИ [Ж] – [Ш]. БУКВЫ Ж ж и Ш ш»
Логопедическое занятие посвящено теме дифференциации парных согласных ш и ж в группе первоклассников с общим недоразвитием речи. Оно способствует развитию фонематического слуха, фонематического воспри...
Конспект проведения логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У, у.
Предлагаю конспект прведения занятия в 1 классе для детей с ФФНР. Занятие построено в занимательной игровой форме, направлено на коррекцию всех психических процессов....
логопедического занятия 1 класс тема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т.
Технологическая карта логопедического занятия 1 класстема:Звуки [Т], [ТЬ]. Буква Т....
Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»
Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...