Вопросы в названии сказок
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок внеклассного чтения во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boycova.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение

2 класс

Тема урока: вопросы в названиях сказок.

Цель:

  1. развивать читательские интересы, учить внимательно слушать товарищей, уважать их мнение;
  2. учить рассказывать о прочитанных книгах, точно отвечать на вопросы учителя;
  3. учить пользоваться справочной литературой.

Учебные материалы: портрет Р. Киплинга, сказочная бочка с киндер-сюрпризами  внутри и  вопросами, выставка книг по теме данного урока и справочной литературой к следующему уроку.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Какие сказки нашли и прочитали к сегодняшнему уроку?

- В каких книгах есть эти сказки?

(Обращение внимания к выставке книг по данной теме.)

- Что же занимало людей, сочинявших такие сказки?

Ответы детей:

Отчего у белого медведя нос черный?

Кто оленя научил быстро бегать?

Почему у нас зимой солнца нет?

Почему собаки не любят кошек?

Откуда у кита такая глотка? И другие.

Учитель: с давних пор людей занимает все необычное: внешний вид животных, их повадки. «Почему  моржи между собой дерутся?» (Юкагирская сказка). Явления природы: «отчего бывают приливы?» (Индонезийская сказка). Некоторые сказки задают вопросы, ответы на которые собой как бы моральную заповедь: что же самое ценное в жизни? Вот, например, некоторые из Вас в книге «Гора самоцветов» нашли осетинскую сказку «Что дороже?» и поняли, что самое дорогое – это… (кто читал, говорит: дружба).

  1. Беседа по прочитанным книгам.
  1. – Я вижу, что многие из Вас нашли осетинскую сказку в переводе Булатова. Кто коротко перескажет ее?
  2. - На выставку Вы поставили сказки «Откуда у тигра на боках черные полосы?» (Вьетнамская сказка, в переводе Сахарнова) и лезгинскую сказку «Как смышленый пахарь барса проучил» (в переводе Булатова) почему же крестьянам удалось победить тигра и барса?

Дети: - У человека есть ум.

Учитель:  - Вы прочитали сказки народов разных национальностей. Они познакомили Вас с жизнью и бытом разных народов. С давних времен люди мечтали о том, чтобы научиться управлять силами природы, понять все, что происходит в мире, мечтали о счастье, о справедливости.

Мечты людей по всех странах были похожими, на каждый народ выражал их по-своему.

  1. На нашей книжной выставке вы видите книгу известного английского писателя Редьярда Киплинга (1865 – 1936 г.г.). (Вывешивается портрет.) Шутливо иронические сказки Киплинга привлекают юных читателей своеобразной выдумкой, живым разговорным языком. С лукавым юмором автор рассказывает, откуда у слона взялся хобот, отчего леопард стал пятнистым, почему у носорога шершавая, в складках шкура, почему у кита узкая глотка, как было составлено первое письмо и как придумали первую азбуку.

Сказки Киплинга пересыпаны яркими шутками и прибаутками. Основной текст добавляют веселые стихи, которые переведены С.Я. Маршаком с присущим ему талантом.

  1. Заморочки у бочки (конкурсы). Дети вынимаю из бочки упаковки из-под киндер-сюрпризов, в которых вопросы, и отвечаю на них.

- Кто же поставил решетку в горле кита? (Моряк – умный и храбрый.)

- Отчего у верблюда горб? (Он не хотел работать.)

- Откуда у носорога шкура? (Парс насыпал ему крошек, носорог натер себе складки о пальму.)

- А какие слуги помогают человеку много знать, быть интересным окружающим?

- Откуда у слона взялся хобот? (Он был очень любознателен. И это не нравилось взрослым. Хобот стал предметом зависти тех, кто его обижал.)

- Как леопард стал пятнистым? (Ему пришлось слиться с окружающей средой.)

5) Учитель:

- Какая сказка Р. Киплинга заканчивается такими стихами:

Совет мой такой:

Забыть про покой

И бодро заняться работой

Не киснуть, не спать,

А землю копать,

Копать до десятого пота

И ветер, и зной,

И дождь проливной

И голод, и труд благотворный

Разгладят ваш горб

Невиданный горб

Косматый, мохнатый и черный!

- Как вы думаете, ребята, это совет верблюду?

Дети: - Думаем, всем нам, людям, надо трудиться много, с удовольствием, и тогда мы долго будем стройными, красивыми и молодыми.

Учитель: - Я знаю, что Вы выучили некоторые стихи из сказок Р. Киплинга. Почитайте их.

Учитель: - Вы очень хорошо подготовились к уроку. Хорошо рассуждали, слушали товарищей и отвечали на вопросы. Думаю, что многие обратили внимание на новые, непонятные слова. Вспомните их.  Объясним их значение с помощью толкового словаря или вашего понимания.

  1. Фунт – единица массы ≈ 400 грамм;
  2. Ли – единица длины;
  3. Фазенда – дом;
  4. Жернов – мельничный каменный круг для перетирания зерен.

Вывод: - Ответы на вопросы сказок, которые вы прочитали, были занимательны, остроумны, но не научны. Научные ответы мы могли ба найти в справочниках, энциклопедиях, в научной литературе. В этих книжках не обязательно читать все подряд.

«Странно!» - удивитесь, пожалуй, Вы. «Вот так книжки, которые надо читать не то шиворот – навыворот, не то вверх тормашками, а не то, где раскроется».

Предлагаю вам почитать такие книги, но не все, а только рассказы и статьи про зверей и птиц.

Ю. Дмитриев. «Книги о природе».

Акимушкин. «Это все кошки».

Г. Снегирев. «Как животных цвет защищает»,

Много интересного по данной теме вы можете найти в энциклопедиях. Разумеется, всего на свете не выучит никто. Про все сумей ответить хотя бы кто? И что? Ответы на эти вопросы ведут в страну разума, позволяют предпринимать путешествие в неведомое. В добрый путь за знаниями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некрылова Оксана Витальевна, учитель начальных классов. Конспект урока по математике во 2 кл. Название урока: «Путешествие по дорогам сказок» Тема: Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

К разработке урока прилагается презентация. Это урок в нетрадиционной форе: урок-путешествие. Дети, совершая путешествие по сказкам знакомятся с нумерацией в пределах 100, совершают вычисления, решают...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка во втором классе по теме: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.

Технологическая карта и презентация урока русского языка во втором классе. Образовательная система 2100. Урок постановки и решения учебной задачи,лностью соответствует требованиям ФГОС.  Представ...

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

«Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос «Что делает?»

Цель: Формирование представлений о названии действий, отвечающие на вопрос «Что делает?».Задачи:-учить выделять слова - действия среди других слов.-закрепить умение находить слова наз...

Тема: Названия действий. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?

Урок русского языка в 4 классе коррекционнной школы.Тема: Названия действий. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?...