Тема: Названия действий. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Наталья Михайловна Доперт

Урок русского языка в 4 классе коррекционнной школы.

Тема: Названия действий. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Названия действий. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?

Цель: формировать понятие о слове, обозначающем действие (слово-действие).

Задачи:

Образовательные:

- практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,

- обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;

-развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;

- учить подбирать слова-действия к словам-предметам.

Коррекционные:

- развитие общей, мелкой моторики

- развитие фонематического слуха, речи

- обогащение словаря словами-действиями

- развитие внимания, памяти, мышления. развивать мышление на основе упражнений в установления общего свойства ряда предметов.

- учить правильно и логично излагать свои мысли

Воспитательные:

- воспитание интереса к занятию,

- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность

- воспитывать аккуратность при письме в тетради, самостоятельность при выполнении заданий.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Встало солнышко давно,

 Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Русский язык у нас сейчас.

Учитель: - Настроение у нас?

Ученик: - Отличное!

2.Актуализация знаний

-Посмотрите, пожалуйста, на доску, скажите, что интересного заметили, и что бы это могло означать?

(На доске карта, мы отправимся в путешествие.)

-Что должны уметь делать моряки?

(Уметь ориентироваться в море, знать азы безопасного поведения в экстремальных ситуациях.)

-Мы отправимся в путешествие по необычному морю, а по морю знаний и побываем на чудесных островах. Для этого нужно вспомнить о словах, обозначающих предмет и действие предмета. На каких островах мы побываем?

(О. Красоты, о. Памяти, о. Внимания, о Повторения).

Ребята, как вы думаете на каком транспорте мы отправимся в наше путешествие?

Этот дом огромен,
Не стоит он на земле,
А плывет по морю!

-Поплывем на корабле.

3.Минутка чистописания

-Первый остров – о. Красоты. Здесь живут буквы. Некоторые выстроились в ряд

р а н к а д а ш

-На какие группы их можно разделить эти буквы?

(На гласные и согласные.)

Рнкдш –найдите лишнюю букву.

(Ш –буква, обозначает всегда твердый согласный звук)

Ааа

 -Соберите слово из рассыпавшихся букв.

(Карандаш)

-Обозначьте ударение и орфограммы. Пропишем букву ш правильно и красиво. Чтобы наши пальчики красиво писали, нужно сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

 Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. 

-Открываем тетради, записываем число, классная работа и прописываем букву ш. Вспомним основные правила работы в тетради.

1.Пишу аккуратно, красиво, грамотно.

2.Начало предложения пишу с большой буквы, в конце ставлю знак препинания.

3.Помню о красной строке.

4.Пишу, проговаривая себе по слогам, переношу с одной строки на другую по слогам.

4.Словарная работа.

-Мы удачно добрались до о. Памяти. Жители этого острова написали на доске слова и попросили нас о помощи, вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы:

- карандаш, уч-ник, с-бака, уч-тель, праз-н-к. (дети записывают в тетради и взаимопроверка)

На какие 2 группы можно разделить эти слова? На какой вопрос отвечают эти слова? Что они обозначают? (кто? Что? Обозначают предмет)

-На какой остров мы направляемся?

 (Остров Внимания)

5. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

-Мы приплыли на остров Внимания.

-Ребята, мы с Вами учимся в хорошей, красивой школе, в уютном классе. Кто находится в нашем классе? (учитель- один, ученики- много).

-На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?) что обозначают эти слова? Названия предметов.

- Что могут делать учитель и ученики? Учитель и ученики выполняют какие-нибудь действия? Давайте зададим вопросы к нашим словам.

- Учитель что делает? (читает)

-Ученики что делают? (пишут)

Попробуйте определить, чем будем заниматься на уроке, главную задачу урока.

 (Задавать вопрос что делает? Что делают? к словам, обозначающим действия, и подбирать примеры.)

Если название предмета обозначает один предмет, то название действия будет отвечать на вопрос что делает? если много предметов, то на вопрос что делают?  

 6.Физкультминутка (игра «Карлики-великаны»)

 Раз - подняться, подтянуться,                        

 Два - согнуться, разогнуться,    

Три - в ладоши три хлопка,                                    

   Головою три кивка.                                                      

 На четыре - руки шире,    

 Пять - руками помахать,                                  

 Шесть - на стульчик сесть опять.

7. Первичное закрепление. Вывод правила.

(На карточках написаны слова, обучающиеся распределяют на 2 группы)

Чирикает, чашка, кот, идёт, книга, прыгают, стол, волк, плавают, врач.  

- Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?

- На сколько групп их можно разделить? Почему?

Предполагаемые ответы детей:

- Слова-предметы: чашка, кот, книга, стол, волк, врач.

- Слова-действия: чирикает, идёт, прыгают, плавают.

Что вам помогло распределить слова на группы?  (Поставленные к ним вопросы)

Вывод – правило с. 14.

8. остров «Повторения»

Работа в учебнике стр.14 упр.1. (творческое задание)

(у детей картинка- карточка, обозначение предмета- найти действия предмета)

9.Подвдение итога. Д /з. стр.14 упр.1

На какие вопросы могут отвечать слова, обозначающие действия? Сформулируйте полный ответ.

 (Слова, обозначающие действие, могут отвечать на вопросы что делает? что сделал?

 что сделает?)

10.Рефлексия (приклеивают человечков)

-Если считаете, что работали активно, не допускали ошибок, возьмите зелёный кружок.

-Если вы работали активно, но испытывали затруднения – возьмите желтый кружок.

-Если вам ещё нужно потрудиться возьмите красный кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету русский язык на тему: "Упражнения в различении названий предметов по вопросам кто это? Что это?"

Это конспект урока, направленный   на закрепление умения различать названия предметов по вопросам кто это? И что это? Так же соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета. Каждый...

Урок по предмету Русский язык в 4 классе по теме:"Различение названий предметов по вопросам кто? что?"

Урок по предмету Русский язык в  4 б классеТема: «Различение названий  предметов по вопросам кто? что?»...

Конспект урока по теме "Слова-названия предметов, слова-названия действий"

Разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе ОВЗ по теме: Названия действий, отвечающие на вопрос «что делает?»

Тема: Названия действий, отвечающие на вопрос «что делает?»Цель: Познакомить со словами – названиями  действий, научить задавать вопрос «что делает?» к этим словам.З...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Название действий предметов по вопросам: что делает? " 3 класс

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Название действий предметов по вопросам: что делает? "в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (вариант 6.3)...

«Различение названий предметов по вопросам «кто это?», «что это?»

Цели: образовательные- упражнять детей в различении названий предметов по вопросам «кто это?», «что это?»;- закрепить написание изученных словарных слов.коррекционно – ра...