Конспект урока "Яков Пинясов "Кто грамотней?"
план-конспект по чтению по теме
Мордовский писатель Яков Пинясов и его произведение "Кто грамотней?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakov_pinyasov_kto_gramotney.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Яков Пинясов «Кто грамотней?»
Цели урока: познакомить с биографией мордовского писателя Якова Пинясова и его произведением «Кто грамотней?»; научить сопоставлять название произведения с содержанием; учить определять тему и основную цель произведения; изучить правила поведения в транспорте; учить читать по ролям.
Ход урока
- Организационный момент
Чтение художественной книги 5 минут.
II. Сообщение темы урока
- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений мордовского писателя Якова Пинясова.
- Знакомство с биографией автора
Более 60 книг для детей выпустил Яков Максимович Пинясов, народный писатель Мордовии, лауреат Госпремии республики. Многие из них издавались на языках народов России и Ближнего Зарубежья, были выпущены в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Англии. Среди его книг - "Живые фонарики", "Белые шубки", "Водяная девочка", "Обыкновенные варежки", "Сорокины сказки", "Лесная сказка", "Говорящие туфельки", "Слоненок Ланг и его друзья", "Первая ласточка", "Лесной портной"….
Яков Максимович Пинясов родился в 1913 году в семье крестьянина села Мордовские Поляны, Зубово-Полянского района. Закончил среднюю школу в городе Бедно-Демьянске и полиграфический техникум в Москве. В течение шести лет работал учителем в одной из мордовских школ.
О моем друге и его книгах
(из предисловия Н. Богданова к книге Я.Пинясова "Шумный брат").
"С добрым чувством перелистываю страницы этой красивой книги. С любовью старался я - переводчик - передать русским читателям все лучшее в творчестве моего друга мордовского писателя Якова Пинясова.
Мой интерес к Мордовии идет от далекого детства, проведенного на берегах Мокши. Отец служил врачом в Темниковском уезде, бывшей Тамбовской губернии, а мать учительницей. Она преподавала грамоту мордовским и русским детям. В семье у нас говорили, что мордва народ очень бедный, но очень честный и добрый…
Славилась мордва лесными поделками. Берестяные туески для меда, тисненые затейливым узором, деревянные блюда, корыта, дуги с веселой резьбой, прялки и веретена, искусно выточенные из липы и клена, красовались на ярмарках. Мама берегла мордовские льняные полотенца, затканные какими-то необыкновенными узорами. У нее был праздничный наряд мордовской девушки. Живали у нас и мордовские няньки, певшие песни на непонятном, но очень приятном для слуха языке.
IV. Подготовка к восприятию произведения
- Произведение называется «Кто грамотней?». Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
- Давайте почитаем это произведение и подумаем, правильно ли мы соотнесли название произведения с содержанием?
V. Чтение текста учителем
VI. Анализ произведения
- Правильно ли мы определили содержание произведения по его названию?
- О чём рассказ? (тема)
- Кто герои рассказа?
- Какая ситуация описывается в рассказе?
- Как вы думаете, кто из них прав?
- Какова основная мысль этого рассказа?
VII. Составление правил поведения в транспорте
- Чтобы никто из нас не оказался на месте Наденьки, давайте познакомимся с правилами поведения в транспорте.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.
- При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон.
- Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в середину салона.
- Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с тяжелыми сумками.
- В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не входят с мороженым в руках и, конечно, не курят.
- В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...
- Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки читать во время движения.
- Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
- Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть (иногда даже запачкать) людей.
- Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо попросить сидящих подержать их.
- Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
- Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и сиденья.
- Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят хорошо упакованными.
- Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в специальных клетках; собак - обязательно в наморднике.
- К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
- Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как "Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и доброжелательном.
VIII. Чтение по ролям произведения
IX. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...