тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по чтению по теме

рабочая программа составлена для национальных школ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возвратных особенностей младших школьников.

Общая характеристика предмета

Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школь ника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, спо собствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

 Рабочая программа 2 класса направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и по могает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художе ственное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.

Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения

Учебная программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с учетом тем, жанров, авторов и книг.

Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутрипредметной связью.

Во 2 классе основным видом упражнений является выбор нужной книги по заданным показателям и соотнесение книги с рядом книг. Первый вид упражнений второклассники осуществляют вне урока, при самостоятельном выполнении домашних заданий по внеклассному чтению, второй - в классе при коллективном анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на определенную уроком тему.

Каждый урок внеклассного чтения обеспечивает младшим школьникам знакомства с широким кругом детского чтения от устного народного творчества до стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению устойчивого интереса к книге.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Литературного чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 11 разделами: «Устное народное творчество», «Люблю природу русскую! Осень», «Русские писатели», «О братьях наших меньших», «Из детских журналов», «Люблю природу русскую. Зима», «Писатели детям», «Я и мои друзья», «Люблю природу русскую. Весна», «И в шутку и всерьёз», «Литература зарубежных стран», а также часами внеклассного чтения.

Главными содержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса.

Цели обучения

Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно- творческих и познавательных способностей, формирование эстетического отношения к слову, совершенствование видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать;

- овладение осознанным правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора

- воспитание эстетического отношения к слову, интереса к чтению и кит и, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая  программа по курсу «Литературное чтение» 2 класса разработана по государственной программе Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.Г. Головановой.

Для полной реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- осознанно и правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание, воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике»

- подробно пересказывать небольшие произведения с отчётливо выраженным сюжетом;

- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте предложения, соответствующие им;

- делить тексты на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

- сопоставлять слова, близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте;

- ориентироваться в учебной книге.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

- средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения);

- жанры литературных произведений (сказка и рассказ, стихотворение и басня) и произведений фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка);

- наизусть 8 – 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.

К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

- осознанно читать вслух (темп чтения – ориентировочно не менее 50 слов минуту) или «про себя» (ориентировочно 55-65 слов минуту);

- находить в тексте отрывки по заданию 9выборочное чтение);

- делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения;

- выделять главную мысль прочитанного произведения;

- определять тему произведения;

- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

- отвечать на вопросы по содержанию картины художника;

- составлять описание природы, предметов;

- пересказывать текст подробно и выборочно;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- выразительно читать диалоги, читать по ролям;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- воссоздавать художественные образы литературного произведения,

- различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист, иллюстрацию, аннотацию.

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОС

Учебная

 дисциплина

Класс

Програм

ма, кем рекомендо

вана и когда

Тип программы (государст

венная, авторская)

Кол-во часов в неде

лю, общее кол-во часов

Базовый учебник

Методи

ческое обеспе

чение

Дидакти

ческое обеспече

ние

Литературное

чтение

2

класс

Программа

авторов:

Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

«Родная речь»

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

Государственная.

2часа в

неделю

68часов в год.

«Родная речь»

Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованлва

«Поурочные разработки по литературному чтению»

2. Н.И. Светловская, О.В. Джежжелей «Внеклассное чтение во 2
классе

Набор таблиц

по развитию

речи.

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению

2 класс

№ п./п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Из них

Сроки изучения темы

Контрольные и диагностические работы

Дата

проведения

Примечание

Самое

удивительное чудо на свете.

1 час.

1

Устное народное творчество.

7час.

Стих. наизусть,

загадки

наизусть.

2

Люблю природу русскую. Осень.

4час

Стих. наизусть.

3

Русские писатели.

8час

Отрывок стих наизусть, басня наизусть.

1

4

О братьях наших меньших

7час

5

Из детских журналов.

6час

Стих. наизусть.

6

Люблю природу русскую. Зима.

6час

Стих. наизусть.

7

Писатели детям.

10 час

Стих. наизусть.

8

Я и мои друзья

7час

9

Люблю природу русскую. Весна.

5час

Стих. наизусть на выбор.

10

И в шутку и в серьез.

5час

Стих. наизусть.

11

Литература зарубежных стран.

3час

Список литературы по реализации программы

Для учителя:

1. Учебник «Родная речь» П.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.
Голованова

2. Книга для учителя « Уроки литературного чтения" по
учебникам «Родная речь» В. Г. Горецкий, П. Ф. Климанова, Н.Н.
Толоконников и д.р.

3. «Поурочные разработки».

4. Н.И. Светловская, О.В. Джежжелей «Внеклассное чтение во 2
классе».

Для ученика:

1. Учебник «Родная речь» П.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.
Голованова.

2. Рабочие тетради

Учебно-тематическое планирование курса литературного чтения

2 класс

темы

Раздел, тема.

Кол-во

час.

Типы

уроков

Вид

контроля

результата

Дата проведения

Примечание

1

Самое великое чудо на свете.

Р.С. Сеф «Читателю»

Знать: правила обращения с книгами.

Уметь: составлять текст по картинке.

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

Раздел 1.

Устное народное творчество (7ч.)

Знать: понятия "устное", "творчество", "народное", малые жанры фольклора.

Уметь: различать малые и большие  жанры фольклора, определять основную мысль сказки, делить текст на части, находить  в тексте ключевые слова, передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту.

2

Русские народные песни.

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть, выразительное чтение

3

Потешки, прибаутки, считалки небылицы.

Загадки, пословицы и поговорки.

 

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть, выразительное чтение

4

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Русская народная сказка

«У страха глаза велики».

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Фронтальный опрос

5

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев».

Внеклассное чтение

Русские народные сказки

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

6

Русская народная сказка

«Лиса и журавль».

Русская народная сказка

«Каша из топора»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Фронтальный опрос

Выразительное чтение

Русская народная сказка

«Гуси и лебеди».

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ по плану

7

А.А. Шибаев «Вспомни сказку» «Проверь себя».

Внеклассное чтение

Сказки А.С. Пушкина

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Фронтальный опрос

8

Повторение и обобщение по разделу "Устное народное творчество"

1час

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

Раздел 2.

Люблю природу русскую (4ч.)

Осень.

Знать: особенности стихотворений, рассказов.

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, определять позицию автора, выразительно читать, выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.

9

Нравится ли вам осень? Осенние загадки.

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

10

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...» К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника». А.Н. Плещеев «Осень наступила».

А.А. Фет «Ласточки пропали. А. Толстой «Осень», «Осыпается весь наш бедный сад».

С.Есенин «Закружилась листва золотая». В.Я. Брюсов «Сухие листья». И.П. Токмакова «Опустел скворечник»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

11

В.Д. Берестов «Хитрые грибы».

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

12

М.М.  Пришвин «Осеннее утро».

Г.В. Сапгир «Считалочки». Повторение и обобщение по разделу "Люблю природу русскую"

Внеклассное чтение

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Обобщение и систематизация знаний

Выразительное чтение

Раздел 3. Русские писатели (8 ч.)

Знать: понятие "олицетворение",

особенности авторских сказок.

Уметь: анализировать произведение, передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев, определять основную мысль произведения.

13

А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта.

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Фронтальный опрос

14

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...».

15

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..», «Зима! Крестьянин торжествуя...»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

16

И.А Крылов «Лебедь, рак и щука».

 И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

1 час

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

17

Л.П. Толстой «Старый дед и внучек».

Внеклассное чтение

Рассказы о животных В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

18

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»

Л.Н.Толстой «Филиппок».

Л.П. Толстой «Котенок».

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

Пересказ

19

Разноцветные страницы И.П. Токмакова «Десять птичек – стайка». Ю. Магутин «Над речушкою…»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

20

Повторение и обобщение по разделу "Русские писатели".

1 час

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

Раздел 4. О братьях наших меньших (7ч.)

Знать: особенности рассказов, стихотворений о животных.

Уметь: оценивать поступки героев, делить текст на части, определять главную мысль произведения.

21

Н.И. Сладков «Они и мы»,

А.А. Шибаев «Кто кем становится?»

Выразительное чтение

22

Б.В. Заходер «Плачет киска в коридоре». И.М. Пивоваров «Жила - была собачка». В.Д. Берестов «Кошкин щенок».

Внеклассное чтение

Стихи о детях и для детей С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть, выразительное чтение

23

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

24

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

25

Б.С. Житков «Храбрый утенок»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

26

В.В. Бианки «Музыкант». В.В. Бианки «Сова».

Внеклассное чтение

Сказки и стихи К.И. Чуковского

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Краткий пересказ

27

Повторение и обобщение по разделу "О братьях наших меньших".

1 час

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

Раздел 5. Из детских журналов (6 ч.)        

Знать: особенности стихотворений.

Уметь: подбирать рифмы, выражать своё отношение к прочитанному.

28

Знакомство с детскими журналами.

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

29

Д. Хармс «Игра». Д. Хармс «Вы знаете?»

 Д. Хармс «Веселые чижи»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

30

Д. Хармс «Что это было?»,

«Очень - очень вкусный пирог»

Внеклассное чтение

Стихи русских поэтов о зиме

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

31

Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

А.И. Введенский «Ученый Петя».

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

32

Д. Хармс «Веселый старичок».

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

33

Повторение и обобщение по разделу "Из детских журналов".

1 час

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

Раздел 6. Люблю природу русскую. Зима (6 ч.)

Знать: понятие "метафора", особенности стихотворений.

Уметь: анализировать стихотворный текст, работать с иллюстрацией, выделять главное в прочитанном тексте.

34

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло». К. Бальмонт Светло-пушистая…»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

Выразительное чтение

35

Я.Л. Аким «Утром кот». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

36

С.Есенин «Поёт зима - аукает…», «Береза».

Внеклассное чтение

«Что? Где? Когда?

Энциклопедии и справочники

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

37

Русская народная сказка «Два мороза».

 С. Михалков «Новогодняя быль».

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение по ролям

38

А.Л. Барто «Дело было в январе». С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет».

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

39

Повторение и обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Зима".

1 час

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

Раздел 7. Писатели - детям (9 ч.)

Знать: особенности стихотворений и  рассказов.

Уметь: анализировать стихотворный текст, определять главную мысль произведения, характеризовать поступки героев.

40

К.И. Чуковский « Путаница».

 К.И. Чуковский « Радость»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

41

К.И. Чуковский « Федорино горе»

Внеклассное чтение

Творчество Г.Б. Остера

1 часа

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

42

С.Я. Маршак « Кот и лодыри»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

43

С.В. Михалков «Мой секрет»,

«Сила воли»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

44

А.Л. Барто «Веревочка»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

45

А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». А.Л. Барто «Вовка добрая душа»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

46

Н.Н.  Носов «Затейники»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение по ролям

47

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

Н.Н. Носов «На горке».

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

48

Скороговорки. Повторение и обобщение по разделу "Писатели детям".

1 час

Обобщение  и системати

зация знаний

Фронтальный опрос

Раздел 8. Я и мои друзья (7 ч.)

Знать: особенности стихотворений, рассказов.

Уметь: определять главную мысль произведения, составлять план текста, делить текст на части и озаглавливать их, анализировать прочитанное

49

Я и мои друзья. Развитие речи

Внеклассное чтение

Былины и богатырские сказки

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

50

В.Д. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты». Э.Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

51

В.Д. Берестов « За игрой», «Гляжу с высоты» В. Лунин «Я и Вовка»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

52

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных»

2 часа

Изучение и первичное закрепление знаний

53

В.А. Осеева «Волшебное

слово». В.А. Осеева «Хорошее»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

54

«Е.А. Благинина» Простокваша». В.Н. Орлов «На печи»

Изучение и первичное закрепление знаний

55

Повторение и обобщение по разделу "Писатели детям".

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

Раздел 9. Люблю природу русскую. Весна (5ч.)

Знать: особенности стихотворений.

Уметь: уметь анализировать стихотворный текст.

56

Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Ф.И.  Тютчев «Зима недаром злится»,  «Весенние воды»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

57

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

58

А. Блок «На лугу».  С.Я. Маршак «Снег уже теперь не тот…»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

59

А.Н. Плещеев «В бурю»

Внеклассное чтение

Сказки Ш. Перро Е.А. Благинина  «Посидим   в   тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

60

И.М. Пивоварова «Здравствуй». Повторение и обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Весна".

1 час

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

Раздел 10. И в шутку и в серьез (5ч.)

Знать: особенности рассказов.

Уметь: отвечать на вопросы по тексту, оценивать поступки героев, составлять вопросы к тексту,

61

Б.В. Заходер «Что красивей всего»,  «Товарищам детям»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

62

Б.В. Заходер. Песенки Вини – Пуха.

 Э.Н. Успенский «Чебурашка»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

63

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

Внеклассное чтение

Сказки братьев Гримм

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

64

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

 И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране.

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение

наизусть

65

Г.Б. Остер «Будем знакомы» В.Ю. Драгунский «Тайное

становится явным»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение

по ролям

Раздел 11. Литература зарубежных стран (3 ч)

Знать: особенности произведений народного творчества, сказок.

Уметь: отвечать на вопросы, делить текст на части, при чтении и передавать интонацией своё отношение к герою.

66

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»

Внеклассное чтение

Д. Родари «приключения Чипполтно»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

67

Ш.Перро «Красная шапочка»

1 час

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

68

Повторение и обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

1 час

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 68 часов в год.

В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

 Учебник: Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Литературное чтение. Родная речь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2008.

 Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2007. – Серия «Успешный старт».

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

– формирование эстетического отношения к искусству слова;

– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:

– осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;

– описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Литературное чтение

Тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее

 задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Виды речевой деятельности

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выразительное чтение

2

Первопечатник Иван Федоров

1

Изучение нового материала

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выразительное чтение

3

Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки.

1

Комбинированный

Выразительное чтение

4

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

1

Урок

с использованием ТСО

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка,

Учащиеся должны уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
– делить текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*; пересказ, составление плана*

5-6

Иван-царевич

и Серый волк

1

Урок с использованием ТСО

рассказ, повесть, стихотворение, басня

на смысловые части;
– составлять его простой план

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*, составление плана*; выразительное чтение, пересказ, рисунок*

7

Сивка-бурка

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста

Учащиеся должны уметь: 

– читать осознанно текст;

– определять тему, главную мысль произведения;

– пересказывать текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*

8

Обобщение. Устное народное творчество. Урок КВН.

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы раздела, с. 51–58

9

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза»

1

Изучение нового материала

Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой,
С. А. Есенин); классиков советской детской литературы;

произведения

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).Учащиеся должны знать\понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений;

– имена, фамилии их авторов

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение; чтение  наизусть*

10

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

1

Выразительное чтение; чтение  наизусть

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

Изучение нового материала

современной отечественной

литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

11

И. С. Никитин «Полно, степь моя…» «Утро».

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

Выразительное чтение, рисунок*

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией
(с предварительной самостоятельной подготовкой)

12

И. З. Суриков «Детство», «Зима»

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, чтение наизусть

13

Обобщение. Страницы русской классики

1

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 78–80

14

Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

Комбинированный

Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

Фронтальный, индивидуальный

Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке

Выразительное чтение, чтение наизусть*

15

А. С. Пушкин «За весной, красой природы»

1

Изучение нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок*

16

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, чтение наизусть*

17

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронтальный, индивидуальный

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительное чтение, план*

18

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

1

Урок  

с использованием ТСО

Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Индивидуальный

Выразительное чтение по ролям, наизусть*

19

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

И. А. Крылов

«Ворона и Лисица»

1

Изучение нового материала

Урок

с использованием ТСО

по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией

Чтение наизусть

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Индивидуальный

Выразительное чтение по ролям, наизусть

20

М. Ю. Лермонтов «Утес.», «Горные вершины»

1

Изучение нового материала

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

21

А. Н. Толстой Детство писателя (из воспоминаний)

1

Изучение нового материала

Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

Фронтальный, индивидуальный

Характер героя, его поступки и мотивы

Выразительное чтение, пересказ

22

Л. Н. Толстой «Акула.», «Прыжок»

1

Изучение нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от-

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

23

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

Изучение нового материала

Обобщающий урок

ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста

разной тематики по изученному материалу

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 163

24

Обобщение. Великие русские писатели. Викторина.

1

Обобщающий урок

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с.64–167

25

Говорение

А. Н. Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором…»

1

Изучение нового материала

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок*

26

А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

27

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

1

Изучение нового материала

(с предварительной самостоятельной подготовкой)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

28

И. А. Бунин «Детство»

И. А. Бунин «Полевые цветы»

1

Комбинированный

Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного.

Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

29

Обобщение. Поэтическая тетрадь

1

Обобщающий урок

Отзыв о понравившемся произведении

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 178

30

Д. И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

31

Д. И. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, составление плана, пересказ

32

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Изучение нового материала

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные

– имена, фамилии

их авторов.
Учащиеся должны
уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание

Фронтальный

Выразительное чтение, чтение по ролям

33

В. Ф. Одоевский.

«Мороз Иванович»

1

Обобщающий урок

жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня

с опорой на авторский текст,

– оценивать события, героев произведения;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

Фронтальный

Ответы на вопросы

34

Обобщение. Литературные сказки.

1

Обобщающий урок

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 209

35

Виды речевой деятельности.

М. Горький

(А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой»

1

Изучение нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

36

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*

37

А. И. Куприн «Слон»

1

Изучение нового материала

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронтальный, индивидуальный

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительное чтение, составление плана, пересказ

38

Обобщение. Были-небылицы

1

Обобщающий урок

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 42–43

39

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»

1

Изучение нового материала

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений

Учащиеся должны уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

40

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, рисунок*

41

С. А. Есенин «Черемуха»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, рисунок*

42

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь»

1

Изучение нового материала

Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть.

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы,

с. 56

43

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

1

Изучение нового материала

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*

44

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

Изучение нового материала

Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, творческий пересказ*

45

В. И. Белов «Малька провинилась»

В. И. Белов «Еще про Мальку»

1

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, составление плана*

Выразительное чтение, пересказ, составление плана*

Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

46

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Изучение нового материала

Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Учащиеся должны знать\понимать
основное содержание текста.

Учащиеся должны

уметь пересказывать текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, краткий план

47

Б. С. Житков «Про обезьянку»

1

Изучение нового материала

Умение кратко пересказывать произведение
(эпизод)

Выразительное чтение, творческий пересказ*

48

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

Изучение нового материала

Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания)

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, план
(подробный), пересказ

49

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ

50

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ

51

Урок-конференция «Земля наш дом родной»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, c. 109
(письменно

№ 3)

52

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

53

А. Л. Барто

«Разлука», «В театре»

1

Изучение нового материала

Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

(с предварительной самостоятельной подготовкой)

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

54

Конкурс чтецов, поэты для детей.

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

55

С. В. Михалков «Если»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

 56

Обобщение. Поэтическая тетрадь

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 122

57

Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

Изучение нового материала

Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

Фронтальный, индивидуальный

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*

58

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ (творческий)*

59

А. П. Платонов «Еще мама»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

60

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

Изучение нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания:

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, план, пересказ

рассказ о своих впечатлениях по прочитанному  произведению (о героях, событиях)

61

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, составление плана, пересказ

62

Письмо

Н. Н. Носов

«Федина задача»

Н. Н. Носов

«Телефон»

1

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Умение участвовать в литературных играхФронтальный, индивидуальный (инсценирования). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, творческий пересказ*, инсценирование

Выразительное чтение, творческий пересказ*, чтение по ролям

63

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

Изучение нового материала

Восприятие на слух м понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала)

Учащиеся должны знать\понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

64

Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 176.

65

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

1

Комбинированный

Изучение нового материала

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Учащиеся должны  уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

66

Письмо

Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 188
(письменно

№ 3)

67

«Храбрый Персий». Древнегреческий миф.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

1

Изучение нового материала

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), участие в викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценирование и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы

Учащиеся должны  уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

Выразительное чтение, пересказ, составление плана*

68

Обобщение. Зарубежная литература

1

Комбинированный

Учащиеся должны уметь:

– выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

– четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инценировании произведений зарубежной литературы

Фронтальный



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

№ п/п

Тема урока

Дата

Корр.

Примечание

ОУУН

Реализация методической темы

Летописи. Былины.  Жития. –  

1

Знакомство с учебником. Летописи.

Толкование пословиц.

Работа со словарем

с. 6

Умение читать со скоростью 90-100 слов в минуту и понимать прочитанное.

Игра «Собери пословицу».

2

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…» (из летописи)

с. 7-9

составление рассказа по плану

3

«И вспомнил Олег коня своего…»

 (из летописи)

с. 10-11

озаглавить фрагмент летописи

Умение самостоятельно изменять, дополнять и составлять устный  текст.

4

Былины. «Ильины три поездочки» Деление текста на части.

с. 12-24

творческий пересказ от лица главного героя

5

«Житие Сергия Радонежского»

Пересказ с элементами описания.

с. 25-33

составление рассказа о битве на Куликовском поле

Работа с энциклопедическим словарём

6

Обобщение по разделу: «Летописи. Былины. Жития».

с. 35-36

ИКТ-урок

Умение дать объективную оценку полученным знаниям

Телевизионная игра «Своя игра».

Из русской классической литературы - 13ч

(Чудесный мир классики)

7

Жизнь и творчество П.П. Ершова. Сказка  «Конек-Горбунок».

Работа со словарем

с. 40-63

характеристика главных действующих лиц.

Умение правильно и осознанно читать вслух.

Игра «Составь слово».

8

П.П. Ершов «Конек-Горбунок».

Составление полного плана к прочитанному.  

с. 41-63

творческая работа: составление сказочной истории от имени Ивана.

9

Продолжение работы по содержанию  сказки  П.П. Ершова «Конёк Горбунок».

Составление характеристики основным действующим лицам.

наизусть отрывка по выбору.

Умение самостоятельно выделять главное в тексте.

Работа в игровых центрах.

10

Творчество А.С. Пушкина.

А. Слонимский. «О Пушкине»

А.С. Пушкин. «Няне»

А.С. Пушкин. «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Определение темы произведения.

с. 66-68

наизусть

наизусть

с. 69-70

Умение решать творческие задачи.

11

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи о  богатырях».

Выделение в тексте слов автора, действующих лиц.

Продолжение работы по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Выделение пейзажных и бытовых описаний.

с. 72-93

Деление сказки на части, составление плана

Подробный пересказ частей сказки (по выбору)

Умение кратко пересказывать  текст по определенной теме.

Игровое инсценирование.

12

Обобщение по творчеству А.С. Пушкина. Викторина по сказкам.

с. 93

ответить на вопросы

Игровая викторина.

13

Творчество М.Ю. Лермонтова.

А. Шан-Гирей. «Воспоминания о Лермонтове».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка)

Составление характеристики основным действующим лицам.

с. 96-98

выразительное чтение стихотворения

с. 99-113

составление характеристики главного героя

Умение участвовать в диалоге.

Игра «Змейка».

14

Обобщение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Игра «Паутинка».

15

Творчество Л.Н. Толстого.

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича»

Л.Н. Толстой «Детство».

ИКТ – урок.

Продолжение работы над произведением Л.Н. Толстого «Детство».

Пересказ с элементами рассуждения и цитирования.

с. 116-120

составление текста описания

с. 116-120

творческая работа

Умение сравнивать, рассуждать, обобщать, высказывать свое мнение о прочитанном.

16

Л.Н. Толстой. Басня  «Как мужик убрал камень».

Определение главной мысли прочитанного.

Работа в игровых центрах.

17

Творчество А.П. Чехова.

А.П. Чехов. «Мальчики»

с. 124-135

ответить на вопросы

Умение определять закономерности, доказывать, опровергать.

II четверть  

18

Продолжение работы по произведению А.П. Чехова «Мальчики».

с. 124-135

составление характеристики поступкам героев

19

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

с. 137

Разгадывание кроссворда

Осуществлять библиографическое описание книги 1-2 –х  авторов.

Игра – КВН.

Поэтическая тетрадь  5 ч

20

Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»,  «Как неожиданно и ярко…».

Выделение в тексте описания.

с. 140-142

наизусть по выбору

Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

21

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

Определение темы произведения.

с. 143-144

выразительное чтение

Игра «Разноцветные страницы».

22

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот…»

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Установление смысловых связей между частями текста.

с. 145-146

творческая работа – словесное рисование

с. 147

выразительное чтение

Умение проявлять оригинальность при решении творческой задачи.

Умение построить собственное монологическое высказывание.

Игра «Собери лукошко».

23

И.С. Никитин. «В синем небе плывут над полями…»

Н.А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Определение главной мысли произведений.

с. 149-151

выразительное чтение

с. 149-151

24

И.А. Бунин. «Листопад»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

с. 152-153

выразительное чтение

Умение самостоятельно составлять план действий.

Игра «Конкурс чтецов».

Литературные сказки -5 ч

25

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».

с. 158-169

деление на части, составление картинного плана.

26

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Деление сказки  на части, установление смысловых связей.  

с. 171-181

Составление характеристики главного героя

Игровое моделирование

27

П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

Составление картинного плана по сказке.

с. 182-194

чтение по ролям

28

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

(в сокращении)

с. 158-169

деление сказки на части, составление сложного плана

Умение создавать творческие работы.

29

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Викторина.

ИКТ-урок.

с. 217

творческая работа- мини – сочинение «Если бы я был писателем».

Умение дать объективную оценку полученным знаниям

Игра «Крестики-нолики».

II полугодие

III четверть

Делу время – потехе час -  4 ч

30

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Деление сказки на части, составление полного плана.

с. 4-16

чтение по ролям

Умение правильно и осознанно читать про себя.

31

В.Ю. Драгунский. «Главные реки».

Толкование пословиц. В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка?»

с. 17-23

характеристика героя

Умение самостоятельно выделять главное в тексте.

32

В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».

Составление характеристики действующим лицам произведения.

с. 29-34

выразительное чтение по ролям

Умение самостоятельно выстраивать монологическую речь.

33

Обобщение по разделу  «Дело время – потехе час».

с. 35 – 36

подбор и толкование пословиц

Игра «Литературное колесо».

34

Резерв – 1ч.

Страна далёкого детства  - 4 ч

35

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков».

Передача содержания в виде краткого пересказа.

с. 38-46

составление рассказа по прочитанному

Умение кратко пересказывать  текст по определенной теме.

Игра «Паутинка».

36

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

ИКТ-урок.

с. 47-58

составление плана.

подробный пересказ текста

Умение участвовать в диалоге.

37

М.М. Зощенко «Елка».

Выделение в тексте слов автора, действующих лиц.  Составление картинного плана.

с. 59-64

характеристика героев

чтение по ролям

 

Умение выполнять самостоятельные работы, анализировать и оценивать их результаты.

Игровое инсценирование.

38

Обобщение по разделу  «Страна детства».

с. 65-66

ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

Поэтическая тетрадь  2  ч

39

В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская».

Определение темы произведения.

с. 68-70

выразительное чтение

40

С.А. Есенин. «Бабушкины сказки».

М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»  Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь»

с. 71

чтение наизусть

с. 72-74

наизусть по выбору

Умение определять закономерности, доказывать, опровергать.

Игра «Собери пословицу»

Природа и мы 6 ч.

41

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».

с. 76-84

выборочный пересказ

Умение решать творческие задачи.

42

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька».

Передача содержания в виде полного пересказа.

с. 85-91

составление плана

43

М.М. Пришвин. «Выскочка».

с. 92-95

ответить на вопросы после текста

Игра «Змейка».

44

Е.И. Чарушин. «Кабан».

с. 96-99

составление рассказа по иллюстрации

Умение подробно пересказывать  текст по определенной теме.

45

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Определение главной мысли прочитанного.

с. 100-109

деление текста на части, составление плана

46

Обобщение по разделу «Природа и мы».

ИКТ – урок.

с. 111-112

рассказ о творчестве М.Пришвина, работа с энциклопедическим словарём.

Умение производить самоконтроль своей деятельности.

Игра «Ручеёк».

Поэтическая тетрадь 5ч

47

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень».

Определение главной мысли прочитанного.

с. 114-115

выразительное чтение

Игра «Разноцветные страницы».

48

С.А. Клычков. «Весна в лесу»

с. 116-117

выразительное чтение

49

Д.Б. Кедрин. «Бабье лето».

Н.М. Рубцов. «Сентябрь».

с. 118-119

наизусть по выбору

Умение писать небольшие сочинения по заданной теме.

IV четверть

50

С.А. Есенин. «Лебедушка».

Определение темы произведения.

с. 120-125

51

Обобщение по разделу  «Поэтическая тетрадь»

с. 126

ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

Родина - 3 ч

Умение участвовать в диалоге

52

И.В. Никитин. «Русь».

Определение главной мысли прочитанного.

С.Д. Дрожжин. «Родине».  

А.В. Жигулин. «О, Родина!..».  

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

с. 128-132

выразительное чтение

с. 133-135

составление рассказа по иллюстрации

с. 138-139

наизусть по выбору

Умение предвидеть трудности, находить ошибки  и исправлять их.

53

 Урок-монтаж о Великой Отечественной войне.

ИКТ-урок

54

Обобщение по разделу  «Родина».

с. 142

ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

Умение дать объективную оценку полученным знаниям.

Игра «Счастливый случай».

Страна «Фантазия» - 3 ч

Игра «Поле чудес».

55

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника».

Передача содержания в виде выборочного  пересказа.

с. 144-149

чтение по ролям

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

56

Кир Булычев. «Путешествие Алисы».

Составление картинного плана.

с. 150-157

ответить на вопросы после текста

57

Обобщение по разделу  «Страна «Фантазия».

с. 158

творческая работа – рисунок на космическую тему

Умение осуществлять библиографическое описание книги  1-2-х авторов.

Игра «Весёлая перемена».

Зарубежная литература  - 6 ч

59

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера».

Деление текста на части.

с. 160-165

творческая работа- мини сочинение

60

Г.Х. Андерсен. «Русалочка».

с. 167-193

деление на части, составление плана

61

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

Составление характеристики основным действующим лицам.

с. 194-200

составление рассказа по иллюстрации

Умение творчески пересказывать текст по определённой теме.

62

С. Лагерлёф. «Святая ночь».

Установление смысловых связей между частями текста.

с. 201-208

ответить на вопросы после текста

63

С. Лагерлёф. «В Назарете».

с. 209-216

творческая работа – история об Иисусе

64

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

с. 217

составление рассказа о творчестве Г.Х. Андерсена – работа со справочной литературой.

Игра- викторина по сказкам.

Повторение - 4 ч

65-

68

Литературная игра-викторина «Как хорошо уметь читать!».

Обобщающий урок за год. Игра «Литературные тайны».

Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Пояснительная записка

Образовательная область: языки и литература      

Учебный предмет: литературное чтение                    

Авторы:     Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Учебник: Родная речь. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч.  / Составители  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова - М.: Просвещение, 2007г.

По программе:  68 часов        

           

        Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлено в соответствии с обязательным минимумом Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Чтение ∕ Литературное чтение / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. - М.: Просвещение, 2008г., БУП ОУ 2004 г.; и методическими рекомендациями: Уроки литературного чтения: Метод. пособие к учеб. «Родная речь. 4 класс» ∕ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005г.

        Тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» призвано продолжить обучение учащихся чтению, ввести в мир художественной литературы, помочь осмыслить образность словесного искусства, и нацелено на решение следующих  задач:   

- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопере живать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный об раз, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;

-  развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произве дений словесного искусства;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведе ний различного уровня сложности;

расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разно образных    по    содержанию    и    тематике,    обогащать    нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навы ки чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель данного тематического планирования - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на формирование у младших школьников потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы, духовной нравственно-эстетической личности юного читателя.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Литературное чтение» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

В тематическом планировании  включены следующие основные разделы:

Тема

Количество часов

Былины. Летописи. Жития.

Из русской классической литературы

13ч

Поэтическая тетрадь

5 ч+3ч+6ч

Сказки русских писателей

Делу время – потехе час

Страна далёкого детства

Природа и мы

Родина

Страна «Фантазия»

Зарубежная литература

Повторение

Всего

68ч

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» предполагает использовать  учебно-методический комплект «Школа России», в который входят  учебники и учебные пособия:

1. Родная речь. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч.  / Составители  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова - М.: Просвещение, 2007г.

2. Уроки литературного чтения: Метод. пособие к учеб. «Родная речь. 4 класс» ∕ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2006г.

        В соответствии с требованиями программы в тематическом планировании предусматриваются следующие виды контроля:

- подробный и выборочный пересказ;

- чтение наизусть;

- творческие работы. 

В связи с приоритетным направлением работы школы  по формированию ОУУН в тематическом планировании отражены основные способы деятельности и учебные умения учащихся, которые рассматриваются как основа для саморазвития личности, а также практико-ориентированные умения четвероклассников по предмету.  

В каждой учебной четверти предусмотрены резервные часы.

В содержании тематического планировании особое место уделяется практической деятельности по реализации методической темы «Игровые технологии в начальной школе», которая включает конкретные умения школьников по организации игровой деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

        В результате усвоения программного материала, учащиеся должны:

  -владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ,  какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....