Согласный звук [Ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание ЖИ.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Урок имеет четкую структуру, один этап плавно перетекает в другой. Использованы различные виды работы. Знакомство с новым звуком происходит в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Учитель: Григорьева Н.Ю.
Тема: Согласный звук [Ж].
Буквы Ж, ж.
Сочетание ЖИ.
Цели: 1) познакомить с новым звуком и буквой; с правилом «ЖИ»,
отрабатывать навык правильного, послогового, сознатель-
ного чтения;
2) развивать фонематический слух, речь, логическое мышле-
ние, внимание;
3) воспитывать любознательность, дружеские отношения.
Оборудование: учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкого, тетрадь
для печатания, цветные карандаши, сигнальные
карточки, цветок, жук, рисунки на тему «Лето»,
рисунки детей «Зимние забавы», диск с записью
«Если с другом вышел в путь», презентация -
«На что похожа буква», снежинка, ШИ-ЖИ.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Обобщение знаний о букве Ш.
- Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке? (Ш).
- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику [Ш].
(Согласный, глухой, твёрдый).
- Чем отличается от других согласных звуков? (Не имеет
парного мягкого).
- На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему? (I, глух.)
2. Работа со скороговорками.
- Какие скороговорки со звуком [Ш] приготовили?
3. Чтение и работа с текстом на с.147.
- Почему с большой буквы Ш,М,Т? (Как живые).
4. Выборочное чтение. (Прочитайте ответы на вопросы).
- Почему проснулась Тишина?
- О чём спросила Тишина у Машины?
- Что ответила Машина?
5. Чтение по ролям.
III. Знакомство с новым звуком.
- А ещё Машина привезла нам на урок цветок. Это цветок не-
простой, он поможет попасть из холодного декабря в самое
тёплое время года.(Изображение зимы, лета на интерактивной доске)
Ромашка принесла с собой частичку лета.
- А кто же это на цветке? (Жук).
- Как жужжит жук? (Жу – жу).
- Жук что-то жужжит. Жук просит вас назвать одинаковый звук
в словах: жара, ежи, ужи, лужа, жмурки, журчание. (Звук [Ж]).
- Что происходит с губками, язычком, когда вы произносите
этот звук? (Губки вперёд, щель, рот не широко).
- Встречает ли воздух преграду? (Да).
- Какой это звук? (Согласный).
- Звонко или глухо он звучит? (Звонко).
- Звук [Ж] всегда твёрдый, мягкого парного не имеет. Какой
звук из изученных тоже бывает твёрдый и не имеет мягкого
парного? ([Ш]).
IV. Работа по составлению схем.
- Наш сегодняшний гость – жук очень любит веселиться, осо-
бенно играть.
- О какой игре идёт речь?
Жмурятся глазки
У кошки, у Мурки:
Выходите, мышки,
Поиграем в жмурки!
- Откройте тетради для печатания. Жук просит составить схему
слова «жмурки».
V. Упражнение в развитии фонематического слуха.
- Послушайте и назовите слова со звуком [Ж]:
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька,
Жалко бедного жука!
VI. Знакомство с буквой.
- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначается звук [Ж].
Эта буква, ребята, родится у вас прямо в руках. (На партах у
детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква К)
Раскрыв букву К, дети с радостью убеждаются, что она превра-
тилась в неизвестную ранее букву Ж.
Это – Ж,
А это – К.
Целый жук
И полжука.
- Нахождение Ж ж – в кассе букв. Печатание. Рассмотрите ста-
ринную Ж в «Азбуке» на с.149.
- Пофантазируйте, на что похожа эта буква?
Посмотри – ка, буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву Ж.
Презентация «На что похожа буква»
VII. Физкультминутка.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях.
VIII. Чтение слогов – слияний.
- Прочитаем слоги.
- Каких гласных вы не увидели после Ж? (ы,я)
- Прочитаем слоги с гласными, которые обозначают мягкость
согласного. (же, жи).
- Что особенного заметили? (Читаются твёрдо). Напомню, звук
[Ж] – твёрдый, не имеет парного мягкого, поэтому стоящие
после Ж «И» и «Е» теряют свою функцию мягкости предшест-
вующего согласного.
IX. Чтение слов.
- Чем отличаются слова? (Друг – дружок (ласково), могу – я,
а может – кто-то, жук – Жучка (кличка), телега – большая,
тележка – маленькая).
X. Работа по сюжетной картинке.
- Рассмотрим рисунок. Во что играют дети?
- Узнаем имя мальчика, если прочитаем текст. (Женя).
- Какая погода? Докажите, что прошёл дождь. (Лужа).
- Как можно назвать рассказ? («Жмурки»).
- Когда у человека есть друзья, ему не бывает скучно.
XI. Чтение пословиц.
- Прочитаем пословицы о дружбе. Как вы понимаете?
1. Если люди дружны, им ничто не страшно. Настоящая друж-
ба сумеет всё победить.
2. Дружбу надо беречь. Если друга предал, то уже былую
дружбу не вернёшь.
XII. Работа с иллюстрацией.
- Посмотрите на иллюстрацию.
- Узнали сказку? Как она называется? («Дюймовочка»).
- Почему Дюймовочка плачет? (Осталась одна без друзей).
- Каких насекомых узнали со звуком [Ж]. ( Жук, божья коров-
ка).
- Что делают? (Окружили, играют).
- Что необычного, сказочного?
- Ребята! Посмотрите, что стало с буквой Ж. Она уже совсем
не похожа на жука, а очень похожа на … снежинку.
Наверное, волшебство цветка закончилось и снова возвраща-
ется зима. Звук [Ж] так замёрз, что даже тепло лета не смогло
его растопить, он навсегда остался твёрдым как лёд.
с.150. – правило ЖИ.
XIII. Чтение текста «Первые снежинки».
- В каких словах звук [Ж] слышится ясно?
- В каких «заколдованный» звук, неясно, что писать?
- С каким звуком можно перепутать [Ж],[Ш]?
- Чем похожи [Ж],[Ш] (согласный, твёрдый), чем отличаются?
(Звонкий, глухой).
- Назовите слова с сочетаниями ЖИ.
- Ребята, каждое время года прекрасно по-своему: зимой нема-
ло разных игр, развлечений, совсем скоро наступит любимый
всеми праздник Нового года.
- Прочитайте слова в альбоме. Какой рисунок больше всех
подходит?
XIV. Итог урока. Рефлексия.
- Кому из вас понравился урок?
-Какая работа понравилась?
-А что было трудным?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Сегодня вы хорошо потрудились. Какая же буква помогла
нам совершить путешествие? (Ж).
- Дайте характеристику звука [Ж].
- Какое правило нужно помнить?
- Прочитать все слова, предложения, ответить на все вопросы
вам помогла дружба. Ведь не каждый из вас в одиночку спра-
вился бы со всеми заданиями. В заключении нашего урока я
хочу вам подарить песню. Желаю, что-бы ни дождь, ни снег
не помешали бы вашей дружбе.
Песня «Если с другом вышел в путь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"
Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....
Тема урока азбуки 1 класс УМК Школа России: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)
Педагогическая цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о твердом согласном звуке [ш], буквах Ш, ш, развивать речь, память, логическое мышление.Тип урока: Решение частной задачи.Планируем...
Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."
Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
Литературное чтение (обучение грамоте)Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.( Урок №32, букварный период)...
Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание ши»
Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание ши»....