Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание ши»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы  Ш, ш . Сочетание ши». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы  Ш, ш . Сочетание ши»

Образовательная цель: создать условия для ознакомления обучающихся со звуком [ш] и буквой Ш ш. Сочетанием ши.

Развивающая цель: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать; развивать внимание, память, мышление.

Воспитательная цель: создать условия для воспитания чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся навыкам плавного слогового чтения с буквой Ш, читать предложения и короткий текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Метапредметные:

Познавательные: высказывать предположения; выбирать решения из нескольких предложенных, кратко обосновывая выбор.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи.

Коммуникативные: освоят навык сотрудничества с одноклассниками, участия в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь и проявлять доброжелательное отношение к партнеру.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания.

Образовательные ресурсы: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс, часть 1, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Мобилизующий этап урока

- Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должна лежать азбука.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

- Какую удивительную букву вы узнали на предыдущем уроке? Давайте в парах соберем пазл и вспомним название этой буквы (буква ь)

- Чем же она удивительна? (ь звука не даёт, служит для обозначения мягкости согласного звука)

Речевая разминка

- Давайте произнесем хором звук, который мы слышим, когда шипит гусь (тише, громче)

- Давайте произнесем хором звук, который мы слышим, когда шипит змея (тише, громче)

- Какой звук вы произносили? (звук ш)

- А теперь, для того чтобы узнать, что нового вы узнаете сегодня на уроке, я предлагаю отгадать 4 загадки:

1. Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки (мышь)

2. На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков (шахматы)

3. Два брюшка, четыре ушка (подушка)

4. Глазищи, усищи,

А моется всех чище (кошка)

- Какой звук, который мы еще не изучали, чаще всего повторяется в этих словах? (звук [ш])

- Так как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (звук [ш], букву ш)

- Давайте определим цели урока.

- Мы отправляемся на праздник к букве, которая будет обозначать звук [ш]. Отправляясь в волшебную страну, мы возьмем с собой героев сказок, которые нам будут помогать. Как думаете, какие герои нам помогут? (Красная Шапочка, Шапокляк, Карандашик, Кот в сапогах) 

- Почему именно эти герои? (в их именах есть звук ш)

Повторяют букву ь, совместно с учителем определяют тему урока и его цели.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Беседа по предметной картинке.

- Ребята, Красная Шапочка предлагает отгадать вам загадки:

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я большой красивый... (шкаф)

- Ребята, у каждого из вас есть дома этот предмет интерьера. А какие бываю шкафы знаете? Как называется шкаф, в котором хранят одежду? (платяной) А в котором хранят книги? (книжный)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ... (карандаш)

- Каждый день каждый из вас носит этот предмет на уроки, а зачем же он нужен нам? Для чего?

2. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.

- Шапокляк принесла нам два слова (СЛАЙД 1)

- Давайте хором произнесем слово ШКАФ. Сколько слогов в слове? (1) Почему 1 слог? (1 гл.буква)

- Посмотрите на схему, из чего состоит слово? (из слога слияния и двух букв вне слияния)

- Посмотрите, на вторую картинку. Сколько слогов в слове «карандаш»? (3)

- Произнесите третий слог еще раз (даш)

- Назовите последний звук (ш)

3. Артикуляция и характеристика звука.

- Давайте проведем гимнастику для нашего языка. В этом нам поможет наш новый звук. Как его зовут? (звук [ш])

- Произнесите этот звук сначала тихо, затем – все громче и громче. Наоборот.

Работа с учебником.

- Ребята, вы догадались, для чего нам даны схемы в учебнике? (Для характеристики звуков)

- Какие слова мы будем характеризовать, предположите (шкаф и карандаш) 

- Давайте определим характеристики звука  [ш], на стр. учебника 17 выберете подходящие к нему характеристики из карточек, предложенных вам (звук ш: согл., глухой, всегда тв.)

4. Упражнения, развивающие фонематический слух.

- (СЛАЙД 3) Карандашик предлагает вам сыграть в интересные игры, первая игра называется «Самый внимательный». Я буду называть слова, если в них встречается звук ш – хлопаем, если нет - поднимаем руку (шалаш, арбуз, ложка, лошадь, орел, ночь, тишина)

- Следующая игра «Поймай нужный звук хлопком». Если услышите звук ш в середине слова хлопните в ладоши один раз, если звука ш не будет в слове – не хлопайте (каша, Маша, ландыш, афиша, карандаш, башня, душа, тишина, ушиб)

5. Знакомство с буквой ее характеристика.

- Ребята, обратите внимание Шапокляк нам что-то принесла (СЛАЙД

- Звук [ш] обозначается буквой Ш ш. Это заглавная печатная буква Ш, а вот это - строчная буква ш (демонстрация в учебнике) Обратите внимание на доску, как выглядит буква ш. Найдите букву в учебнике и рассмотрите ее (демонстрация на плакате, в учебнике)

- На что похожа буква Ш?

Буква «Ш» совсем простая,

Как забор стоит, прямая,

Но шипит, шумит, шуршит,

Шепеляво говорит.

- А сейчас  выложите букву из своих карандашей. Теперь напишите букву Ш ш в воздухе. Чем похожи и чем отличаются заглавная и строчная буквы Ш – ш? (размером)

- Кто принес нам букву Ш? Почему именно она? (ее имя начинается с буквы Ш)

6. Чтение слогов - сляний с новой буквой.

- В учебнике ниже схем для слого – звукового анализ слов вам даны слоги – слияния с буквой ш (чтение по рядам, сверху вниз и наоборот)

   Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Участвуют в беседе, отгадывают загадки, выполняют слого - звуковой анализ слов, выполняют упражнения, развивающие фонематический слух, знакомятся с буквой ш и ее характеристикой, читаю слоги - слияния в учебнике.

IV. Формирование практических умений и навыков.

1.Чтение, составление и печатание слов, разнообразных по составу

- В учебник на стр. 17 прочитайте слова, данные в столбиках.

- Теперь прочитайте слова, написанные с заглавной буквы. Почему они так написаны? (это имена мальчиков)

- Прочитайте слово, в котором буква ш стоит вначале слова, в конце слова (школа, карандаш)

- Найдите в столбиках слово, которое обозначает четвероногое домашнее животное (кошка)

- Чем отличаются слова в первом столбике? (карандаш – один предмет, а карандаши – много)

2. Чтение текста, соотношение его с сюжетной картинкой

- Давайте рассмотрим иллюстрацию, которая находится внизу страницы.

- Кто на ней изображен? Что происходит на данной картинке?

- А теперь давайте проверим ваши предположения, прочитав текст.

- Какое время года наступило?

- Куда пошли дети?

- Как вы понимаете выражение «горели кисти рябин»? (были насыщенно красного цвета)

- Что делали в лесу ребята?

- Найдите в тексте слова с буквой ш. Сколько их? (2)

- Давайте придумаем, как можно озаглавить данный рассказ (Забавы в осеннем лесу)

- Обратите внимание на слово «шишки». Давайте ответим на вопрос, почему же после буквы ш, пишется буква и? Прочитайте правило, данное внизу страницы. Так почему же? Запомните это правило!

3. Лингвистические упражнения

- Прочитайте слова, данные на слайде презентации (шишки, машина, карандаши)

- В какой части слова находится звук ш? (начале, середине, конце)

- Какой звук слышим после звука [ш]? (звук ы)

- А что написано? (буква и)

- Почему? (сочетание ШИ пиши с буквой и)

- Какие еще сочетания вы знаете? (ЧА пиши с буквой А, ЧУ с буквой У)

4. Развитие речи.

- Вспомните слова с новым для вас звуком, желательно, чтобы слова на уроке еще ни разу не употреблялись. Работайте в парах.

Работают в учебнике, читают текст, работают с ним и озаглавливают его, работают в парах.

V. Итог урока. Рефлексия.

- С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Охарактеризуйте их.

- Ребята, на доске я написала три предложения, с их помощью вы оцените свои ощущения от проделанной вами работы. Но для начала, мы с вами подумаем, что значит каждое из этих предложений.

Каша в голове – непонимание.

Ни в зуб ногой – совершенно ничего не понял.

Светлая голова – знания легко усвоились.

Участвуют в подведении итогов урока, рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Парные согласные звуки" (3 класс)

Урок русского языка. " Парные согласные звуки"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

Конспект урока Тема: Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

ЦЕЛЬ: ·        создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»;·        обучение чтению сл...

Конспект урока "Шипящие согласные звуки" 1 класс

Конспект урока "Шипящие согласные звуки" 1 класс...

конспект урока "парные согласные звуки и обозначение их буквами"

Урок проводился в школе-интернате №7 г.Казани , где обучаются дети с ТНР.В план урока включены  работ логопедического характера.Урок построен с учетом требований ФГОС...

Конспект урока : "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. "

Планируемые результаты (предметные): Выделять звук [ц] из слов, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквами Ц, ц; распознавать в словах новый звук, читать слоги ...

Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс....