Тема урока азбуки 1 класс УМК Школа России: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Педагогическая цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о твердом согласном звуке [ш], буквах Ш, ш, развивать речь, память, логическое мышление.
Тип урока: Решение частной задачи.
Планируемые предметные результаты: Распознают в словах и характеризуют звук [ш] как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ.
Личностные результаты: Проявляют интерес к русской народной культуре.
УУД метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные:
общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач;
логические – выделяют главную мысль в тексте.
Коммуникативные: умеют контролировать действия одноклассников.
Основное содержание темы, понятия и термины: Твердый глухой согласный звук [ш]; буквы Ш, ш; правописание ши; скороговорка, загадка.
Образовательные ресурсы: презентация, электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Приветствие учащихся. Приветствие гостей. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | – Проверьте свою готовность к уроку. – Поприветствуем гостей.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Интересные заданья, Игры, шутки – всё для вас! За работу, в добрый час!
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
II. Актуализация знаний Дидактическая игра, актуализация знаний о звуках и буквах, изученных ранее. | Фронтальная. Словесный. | – Давайте вспомним, что мы уже знаем о буквах и звуках. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «ДА-НЕТ». Я буду задавать вопросы. А вы если хотите ответить «да», то поднимаете обе руки вверх, если «нет» - то не меняете положения рук. - Верно ли, что буквы а, о, у, ы – обозначают гласные звуки? – Отлично. |
Верно.
Не верно.
Не верно.
Верно.
Не верно.
Не верно.
Верно.
| Фронтальный. Наблюдение учителя. |
III. Постановка учебной задачи Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD). Страница буква Ш,ш. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | – Отгадайте о чем это: – Посмотрите внимательно на картинку и найдите на ней слова со звуком [ш]. – Вот мы и вспомнили с какой буквой и каким звуком познакомились на предыдущем уроке. – Что мы уже знаем о звуке [ш]? – С какой буквой и каким звуком мы будем работать сегодня на уроке? – Отгадайте загадку о транспортном средстве, при написании названия которого используется буква Ш:
С теплым воздухом шар, А под ним корзинка, Под ногами земля – Словно на картинке. (воздушный шар)
– Вот воздушный шар, который будет подниматься все выше и выше, благодаря нашим знаниям, полученным на этом уроке. Правда, он у нас одноцветный, но в конце занятия мы его постараемся раскрасить. |
Звук [ш].
Шапка, мышка, мешок, хлопушка, мишка, машина и т.д. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
IV. Закрепление знаний и способов действий 1. Загадки. Печатание слов. Отгадывание загадок, представленных в презентации. Печатание отгадок в тетради. Составление звуковой схемы с использованием электронного приложения к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD). | Коллективная. Словесный, наглядный. | – Откройте тетради. Раскрасьте красным цветом флажок и приготовьтесь отгадывать загадки. Отгадки мы напечатаем в тетради, а к последней составим звуковую схему.
Залатать плохой башмак Без него нельзя никак. На иглу оно похоже И поранить палец может.
– Как напечатаем слово «шило»?
– Давайте вспомним стихотворение-подсказку, которое поможет нам правильно написать это слово. Повторим его вместе:
Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши. Все сочетания с ШИ Ты только с буквой И пиши!
Теперь простуды не боимся И среди луж мы веселимся. Гулять пойдём сейчас с Алёшей, Наденем на ноги …
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
– Теперь вместе составим схему слова «шапка». – Сколько слогов в этом слове? – Как звучит первый слог? – Сколько звуков в нем? – Как мы их слышим?
– Как звучит второй слог? – Сколько звуков в нем? – Как мы их слышим? – Какой слог ударный? Что надо сделать, чтоб определить это? – Какой первый звук в этом слоге? – А второй? – Третий? – Четвертый? | Открывают тетради и раскрашивают флажок, настраиваются на отгадывание загадок.
Шило
Ши-ло
Повторяют хором стихотворение-подсказку.
Галоши
Шапка
Два Шап Три Как слог-слияние и отдельный звук Ка Два Как слог-слияние Первый. Позвать слово.
Ш-согласный, твердый. А-гласный, ударный. П-согласный, твердый К-согласный твердый А-гласный, безударный | Коллективный. Устные ответы, комментированное письмо. |
2. Физминутка. | Коллективная. Практический. | Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют движения по тексту. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
3. Развитие связной речи. «Шутки». Работа с учебником, стр. 22. | Коллективная. Словесный. Чтение, беседа. | – Откройте учебники на стр. 22. Прочитаем текст «Шутки» как пчелки. Они когда трудятся, то жужжат, так и мы будем трудиться-читать текст, пожужжим. Приступили. – Что сделала мышка? – Кого она пригласила? – Что случилось? Почему? | Читают текст. Отвечают на вопросы.
Мышка сушек насушила. Пригласила мышек. Кушать сушки стали и сломали зубки. Т.к. очень сухие сушки были. | Коллективный. Чтение, беседа. |
4. Дидактическая игра «Продолжи слово». Работа с учебником, стр. 22. | Групповая. Словесный, практический. Игра. | – На странице 22 вам предлагается игра «Продолжи слово». Необходимо продолжить цепочку слов, изменяя одну букву: мышка→мошка→ кошка→кочка→… | Называют слова. Например: …точка→мочка→… | Групповой. Устные ответы. |
5. Минутка отдыха для глаз.
| Коллективная. Практический. | – Наши глазки потрудились, пришло время им немного отдохнуть. Сейчас выполним несколько упражнений для наших глаз: · зажмуриться, открыть глаза; · посмотреть за окно; · посмотреть вверх, вниз, вправо, влево; · поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками. | Выполняют движения. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
6. Развитие связной речи. Составление рассказа по картинкам. Используется электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD). Составляют рассказ по картинкам про Дедушку Лесовичка, мышек и мишку, используется диск. Затем слушают готовый рассказ с диска и смотрят мультфильм. | Коллективная. Словесный, наглядный. Рассказ. Работа с рисунком. | – А теперь посмотрите на серию картинок, по ним надо составить текст. – Что такое текст?
– Попробуйте составить к каждой картинке по предложению, так чтоб вместе получился связный текст.
– А теперь давайте послушаем рассказ, который составили авторы учебника. | Текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Составляют предложения по серии картинок. предложенных на диске.
Слушают рассказ, воспроизводимый с электронного приложения к учебнику. | Коллективный. Устные ответы. Рассказ. |
7. Развитие связной речи. «Машины – помощники человека» Рассматривают рисунки, называют машины, рассказывают о них. Читают рассказ по ролям. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, рассказ, работа с рисунком. | – Рассмотрите рисунки на стр.23. Составьте рассказ о том, что делают эти чудо-машины.
– Прочитайте рассказ «Шум, Машина и Тишина», как пчелки. Они когда трудятся, то жужжат, так и мы будем трудиться-читать текст, пожужжим. Приступили. – Давайте теперь попробуем прочитать его по ролям. Но сначала ответьте на вопрос: что такое диалог? – Теперь распределим наши роли:… – Приступим к чтению.
| Скорая помощь-помогает быстро оказаться в нужном месте и оказать помощь пострадавшим. Молоковоз-перевозит молоко на дальние расстояния. Грузовая машина перевозит различные грузы. И т.д. жужжащее чтение
Диалог – это беседа между двумя или более людьми.
Участвуют в распределении ролей и читают под руководством учителя. | Фронтальный. Чтение, устные ответы, рассказ. |
V. Рефлексивно-оценочный
| Фронтальная, индивидуальная. Слово учителя. | – А теперь вернемся к нашему воздушному шару. Перед вами пузырьки воздуха трех цветов. Если на уроке вам было очень интересно, то выберите пузырек красного цвета. Если – не очень интересно, то зеленый пузырек. Если вы скучали на нашем уроке, то выберете синий пузырек.
– Посмотрите, какой красивый, пестрый воздушный шар у нас получился. Он высоко взлетит, благодаря нашим знаниям. Ведь чем больше мы узнаем на уроках, тем больше мы знаем об окружающем нас мире, тем шире наши горизонты. – Спасибо всем за работу. | Делают выбор и подносят к доске. С помощью учителя прикрепляют свой шарик на картинку.
Слушают учителя. | Индивидуальный, фронтальный. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
первая часть презентации | 1.52 МБ |
вторая часть презентации | 2.53 МБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте, УМК "Школа России". Буква О, звук О
На уроке представлены различные формы работ по развитию фонематического слуха первоклассников, умения различать гласные и согласные звуки, рассуждать ,работать в паре с одноклассником....
Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Лунин " Я и Вовка" 2 урок. 2 класс. программа Школа России
Конспект урока по литературному чтению на тему: В.Лунин " Я и Вовка" 2 урок. 2 класс. программа Школа России...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по математики Тема: Умножение и деление. Закрепление
Цели деятельности учителя: совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи на деление и умножение;закрепление вычислительных навыков умножения и деления.Планируемые результ...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Что такое глагол? "УМК Школа России"
Цели деятельности учителя: формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки.Пл...
Конспект урока .Предмет: Литературное чтение в 1 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Твёрдый согласный звук [ ж], буквы Ж, ж.
Предмет: Литературное чтение в 1 классе.УМК «ШКОЛА РОССИИ» Дата проведения: 6 декабря.Учитель начальных классов: Закирянова Тансылу Алтафовна.Тема урока: Твёрдый согласный звук...