Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Детство"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н. Толстой «Детство».
Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.
Отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения.
Учить анализировать текст, с целью выяснения мотивов и причин
поступков героев.
2. Развивать речь, память учащихся.
3.Воспитывать любовь к матери.
Ход урока:
- Организационный момент. слайд 1
Я приветствую вас ребята и наших уважаемых гостей на уроке литературного чтения. На моём любимом уроке. Я очень люблю читать, люблю представлять то, о чём мне рассказывается в книге, люблю думать о прочитанном, делать выводы. И мне очень хочется, чтобы вы ребята, тоже полюбили чтение. Ведь иногда читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. Сегодня мы прочитаем именно такой рассказ. Рассказ, который поможет нам задуматься. А ведь это и есть истинный смысл чтения – задумываться.
Давайте вместе обозначим цели нашего урока: слайд 2. Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого Отрабатывать навыки осознанного чтения
Учиться анализировать текст
Развивать речь, память
Воспитывать любовь к …
2. Проверка домашнего задания.
Но в самом начале напомню вам о Д/з.
-Что вам нужно было прочитать? Над чем вы задумались выполняя д/з? (уроки Толстого) слайд 3 , давайте зачитаем их. Слайд 4
- Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?
Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные.
- Изучение нового материала.
Сейчас вы познакомитесь с новым для вас литературным жанром слайд 5 Я предлагаю вам отгадать ребус и узнать, как он называется. Слайд 6 – трилогия.
Слайд 7 Трилогия - это 3 произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.
Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого слайд 8 «Детство», «Отрочество», «Юность».
Давайте немного остановимся на понятиях. Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет. Юность – это возраст человека от 15 до 21 года. А ведь сразу писателем задумывался роман из 4 частей ещё с главой «Молодость», но она не была написана.
И сама трилогия необычная. А какая? Попробуйте угадать! Слайд 9 поставив слоги в правильном порядке (автобиографическая).
- А вы помните, что такое автобиография – « сам пишет о себе». Давайте вспомним биографию писателя. Слайд 10 А как вы думаете, о чём будет говориться в главе «детство», слайд 11 которую мы будем читать, если она автобиографическая. Правильно Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя слайд 12 Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться воспоминаниями Толстого от своего имени.
3. Словарная работа.
В тексте вам встретятся необычные слова. Слайд 13
4. И ещё перед чтением давайте вспомним самое главное: слайд 14 Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное!
И конечно, правила чтения. Слайд 15 Готовы?. Первичное чтение рассказа. По схеме слайд 16 до слов Воспоминания. – О чём рассказывает нам автор в самом начале? _Что делают с автором эти воспоминания о детстве? ( освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений). До слова Маман.
Далее. О каком из воспоминаний идёт речь? ( о вечернем чае)
- А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?
Действительно, такие моменты бывают у всех детей. О них рассказывают многие писатели и поэты. Вот, например, стихотворение Ивана . Алексеевича. Бунина.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
- Насвистывает песню.
- Глаза мои закрылись
- Раскрыть бы их пошире,
- Глядеть бы удивленно.
- Да открывать мне лень их.
- Весь мир исчез
- Лишь мама
- Посередине мира
- И я, уже уснувший
- У мамы на коленях.
Слайд 17 Буксир. А о чём нам рассказывается в этом отрывке? Что чувствует Николенька впросонках?
Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.
Слайд 18.
Физминутка – оживи слова.
Какой фразой вы закончили чтение? О чём она говорит? Подумайте, попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама, судя по прочитанному? За что Николенька любил маму? Слайд 19. О своей любви к маме – самому дорогому человеку поётся во многих песнях, вот Светлана Лазарева как поёт о своей мамочке.
То, что Николенька сильно любил свою маму нам ясно. А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте. А давайте попробуем оставшийся отрывок прочитать выразительно. Слайд 20 Что нужно нам сделать? Что мы должны соблюсти?
Слайд 21. А теперь обратите внимание на иллюстрацию предложенную художником. Что на ней изображено? Найдите в тексте отрывок которому она соответствует Ищите вдвоём чтобы было быстрее, легче.. (и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды). Слайд 22
Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда., как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали, добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней. Слайд 23
А сейчас посмотрите на экран – сейчас появятся ваши любимые мамочки! Придвиньте листочек и допишите фразу: Моя мама самая …. Я никогда больше не буду Слайд 24.
Я желаю моей маме …
Я думаю сегодняшний урок поможет вам задуматься… Вот почему я люблю читать.
А теперь давайте вернёмся к целям урока. Слайд 25.
Так что же мы воспитывали в себе на сегодняшнем уроке?
Молодцы! Никогда не забывайте, что мама у вас одна!
Слайд 26. Д/З.
Спасибо за урок.
Подписи к слайдам:
Урок
чтения
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого
Отрабатывать навыки осознанного чтения
Учиться анализировать текст
Развивать речь, память
Воспитывать любовь к …
ЦЕЛИ УРОКА:
Лев Николаевич Толстой
Уроки Л.Н.Толстого.
…не стань «барином», чтобы люди у тебя в услужении не были, делай всё по возможности сам!
Не мешай другим, будь внимателен к людям и сообразительным.
Не жадничай.
Не нервничай, всегда держи себя в руках.
Не распускай нюни! Будь всегда твёрд и стоек!
Будь организованным в личной жизни, и в учёбе, и в спорте, и на производстве.
Не зубри, а по-настоящему, глубоко вникай в то, что тебе преподаётся, имей своё собственное мнение.
трилогия
- 3 произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью ( последовательностью от одного события к другому) сюжета.
Детство - это возраст от рождения до 10 лет.
Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет
Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.
АВТО
БИО
ГРАФИ
ЧЕС
КАЯ
Л.Н. Толстой родился в имении…
Ясная Поляна
Л.Н. рано лишился…
Родителей
Толстой изучал …
Историю, музыку, рисование, медицину.
Он очень любил …
детей
Толстой уделял большое внимание проблемам …
Добра и зла, духовного развития людей
В Ясной Поляне Толстой открыл…
Школу для крестьянских детей
Специально для обучения детей создал…
Азбуку
Писал…
Рассказы, басни.
Произведения Толстого знают …
Знают даже в зарубежных странах
Со всего мира приезжали к Толстому люди за ..
Советом, помощью
Повествование ведётся от лица главного героя – Николеньки Иртеньева
Словарная работа
Maman – мама
Мамаша – мама
ИТТИ – идти
Подле меня – возле
Досыта – вдоволь, больше не хочется.
Впросонках – сквозь сон
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное!
Учись читать правильно!
Следи чтобы глаза двигались по строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
При чтении будь внимателен к каждому слову.
Старайся понять о чём читаешь.
Следим, вдумываемся, отвечаем (ГДЕ?)
Буксир
ФИНИШ – Вставай же,
мой ангел…
Все уже разошлись…
Ах, милая, милая мамаша…
Оживи слова
Обнимает меня…
Гладит по голове
Я чувствую запах и голос
Всё это заставляет меня вскочить…, обвить маму руками…
Прижаться головой к её груди…
Прищурив глаз, я пытаюсь рассмотреть маму…
Мама - это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и опекает.
Для каждого мама - главный человек.
Дети должны знать, кем является для них мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и
любовь матери всегда согревает ребенка.
Слова - действия
Выразительное чтение
Моя мама самая ….
Я никогда больше не буду
….
Я желаю моей маме …
Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого
Отрабатывать навыки осознанного чтения
Учиться анализировать текст
Развивать речь, память
Воспитывать любовь к …
МАМЕ
Домашнее задание.
Дочитать до конца.
! Подумай, о чём ещё, кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....